размер шрифта

Поиск по сайту




Что нам до того?

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 28



22.06.08. Мф.27:4 – «говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам». На этот стих я вчера давал небольшое пояснение. Но на другие слова – сегодня. Что нам до того? Это сказали люди духовные, те, которые были очень заинтересованы в сотрудничестве с Иудой Искариотом, которые практически приняли его на работу, зарплату ему выдали. Но когда у человека появилось раскаяние, и раскаяние очень тяжёлое, ибо он понял, что натворил. А вот теперь они устраняются: а нам что до того? смотри сам. Иуда смотрел. А теперь дьявол повёл его к дереву, накинул петлю. Почему они так ответили? Я стал смотреть у святых отцов и не нашёл ответа ни у кого. А чего тут объяснять? Просто оттолкнули его, и всё. Разового пользования. Они его использовали, и дальше отработал, иди, куда хочешь. Оказывается, это давняя история. Безразличие к жизни человеческой. Господь предупреждает человека тогда, когда ещё греха нет. Он какие-то препятствия ставит, совесть мучает, размышления. И говорит: где брат твой, Каин? Почему-то его нет сейчас здесь? Быт.4:9 – «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» То есть он не отвечает ни за брата, ни за что. Но Бог-то ведь знает! А мы все отвечаем друг за друга. Хочешь ты, не хочешь, но придётся отвечать за всё, что нас окружает. Проходишь мимо стенда в милиции, написано: «Не проходите мимо!»; То есть ты должен в этом принять какое-то участие. Ты не будь сквозняком. Пролетел: меня это не касается. Нет человека в храме: верит он, не верит, какое у него отношение к спасению – всё имеет значение. «А я буду молчать»; Говорят: молчание – золото. Хорошее слово. Но где молчать? Известно, что молчанием предаётся Бог. Просто молчал, ничего не делал, — Бога предал. А почему? А ты мог повлиять. Человек, поступающий неправильно, потому и оказался рядом со мною, чтобы я помог ему выбраться. Он потому и оказался в этой местности, поэтому оказался в моём доме, близкий мне.
1Кор.15:33«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». С кем поведёшься, от того и наберёшься. А что нам до того? А то, что один корень возник горький, смотрите, чтобы не отравил другие. Мы же заботимся о том, чтобы пища была не отравленная, но и питьё бывает отравленное. И сказать, что мне безразлично, это может сказать только неверующий человек, верующий этого сказать не может. Иоанн Златоуст говорит: меня упрекают, что я говорю о пьянстве, а люди пьют. Притом, видимо, окно у него было низко, когда он говорил проповедь, прихожане показывали: вот, смотрите, в пивнушку пошли, пиво-то жигулёвское, вкусное такое. А Иоанн Златоуст говорит: а я и не говорю, что всех сумею убедить, но хоть некоторых-то сумел. Если и никого не убедил, но ведь вы-то не пошли. Это же я вас всё-таки закрепил. Но если и вы уйдёте, но перед Богом моя награда не пропадёт. Я стучал и стучал, постоянно говорил: не посещающие храм раздевают мать. У нас богослужение-то всего два раза в неделю. Хотя, по сути-то дела, мы каждый день должны были бы петь одну молитву, собираться вместе: «Во свете Твоём узрим свет». Хотя бы это утром пропеть. И не сказать: да мне какое дело до него? Я ему сказал, он не идёт. Я другой вопрос ставлю: вы верите в то, что был на земле Иоанн Златоуст? - Да, литургия его. - А он кто был? - Ну, скажем: святитель, патриарх. - А я ещё скажу: он был патриотом своей родины, он был любящим отцом. Это не провокатор был, нет. И он был мирный. И послушали бы его проповеди. Он говорит: ты пошёл на службу, а человек дома работает, в субботу вечером поехал на поле, а ты стащи его с телеги, ударь его, затей драку. - Позвольте, так ты чему нас научаешь? - Ну, а всё равно разбираться-то будут. Как Наполеон говорил: главное - вмешаться в драку, а там дальше видно будет. И, когда же спросят: почему же ты, мирный человек, это устроил, ответь: душу спасаю. И получишь похвалу от Бога! - Ну, это же хулиганство самое настоящее, посягновение на личность, Конвенция прав человека запрещает. - Да, ты всё правильно сказал, но с духовной стороны посмотри. Когда человек умирает, душа вышла из тела, и он - видит вокруг демонов, и они его влекут, и это мытарство - пренебрежение церковью (это раздевание матери своей, потому что мы в церкви листики; пришёл, в церкви голо, никого нет) - будет не пройдено, ты будешь кровавыми слезами плакать. Ты скажешь: почему меня за волосы не тащили в храм? Вот что написано. Так Златоуст любил людей или нет? Павел говорит: кто бы соблазнялся, за кого бы я не воспламенялся. Он не простым голосом говорил. Воспламенённый человек, знаете, как говорит? Он на таких высоких нотах говорит. А его упрекают: «Ну, как ты говоришь, да разве можно так говорить, готов схватить, затащить». Вы меня правильно поняли. Я вступлю в битву с любым, кто бы он ни был. Вчера я видел человека, у которого нет друзей ни одного. Но у него и врагов нет. Зашли к соседям, они отмахнулись только, и всё. Он никому не нужен. Мы-то, может, давно трупы никому не нужные. Проповедуя Слово Божие, мы должные это Слово знать. Как просто быть друзьями. Напоминаю обстановку. Два царя сидят, рассуждают, идти на войну или нет. Советуются. Военные стратеги рядом, советники.
Но тогда больше обращали внимания на пророков. И все, притом, пророки до одного: священники ли, как ты их назовёшь, все говорят: надо воевать, надо танки освящать, идите воюйте, всё будет хорошо. А у царя Израильского сердце трепещет: может, кто-нибудь по-другому скажет. Да хоть и скажет, так нас-то сколько пророков. Нас 450, а он один. Ну, давайте референдум устроим. Иосафат говорит: не говори так, послушаем его. Послали за пророком Михеем. И он один против всех шёл. Ведь он шёл из дома, допустим, неженатый был. У него дом был, куда хотелось вернуться и на свою койку опять лечь. А если была жена? Жена ждёт, ребятишки. И рядом посыльный наговаривает: ты скажи, как все, награду получишь. Скажи, как все, повышенная пенсия будет. Ну, ты, как все, скажи, благо будет. Нам земли новые придут. «Я скажу, что Бог мне положит». С духовной стороны он посмотрел, с той стороны заглянул. И первое, что он сказал: 3Цар.22:17 – «И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом». Пастыря нет? Да четыре тысячи только священников служит. Ни одного нет, и никто не ищет рассеянных овец. Разницы нет никакой – выпивает, не выпивает. Для верующих всё имеет значение. Я вам говорю, ратуя за ваши души. Соблазн, когда верующие пьют пиво и другие горячительные напитки. Иер.50:6 – «Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё».
Иез.34:6 – «Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их». Мы перед сектантами рот не раскроем. Я знаю тысячи сектантов, которые в рот не берут никакого алкоголя. Они любят Бога. Что мы им скажем? Ты пиво пьёшь? Для чего оно тебе нужно? Там градусы есть, это вредно, это расширяет клетки тела, ты начнёшь полнеть, пощупай себя хоть маленько, ты посмотри, что с тобой уже делается. Будьте внимательны. «А тебе это нужно говорить?»; Умрёшь, узнаешь. Бог подведёт тогда нам баланс. И поэтому Слово Божие говорит: Пр.23:7«потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей»;, говорит он тебе, а сердце его не с тобою». Это люди неискренние. Надо быть монолитным. Не льсти никогда, заботься о душе. Каждая душа, которая с нами соприкасается, она чего-то от нас может получить. Встретившись с кем-то, подумай: а чем ты можешь быть полезен? «Ты дашь слово, что ты будешь читать Евангелие?»; «Буду»;. «Вот Евангелие. Ты хочешь из этого состояния выкарабкаться? Воззови к Господу»;. С ним нельзя молиться, он человек не трезвый. Но Евангелие уже осталось там. Теперь только одно: Господи, через Слово Твоё оживи его. Подъезжает сегодня к храму мой давний знакомый, много мне помогал. Сбился с пути, ушёл в сектанты. Притом в дурные сектанты. Мормоны. Наконец возвращается. Сейчас в больницу попал.
Теперь созвонились. Пост начинается с понедельника. Больше поклонов. Ешь один сухарик утром, полсухарика в обед и натощак ложись. Отойдёт всё, это брюхо-то сползёт, сало уйдёт, ты начнёшь бодрствовать. «Во сколько ложишься спать?»; «Да, в семь вечера»;. «Это рано в семь-то ложиться, ещё и курица ходит по улице. Ты начни славить Бога. Ты понял, что это сигналы, трубы смерти звучат?»; «Понял»;. «Поэтому начинай молиться. Молиться можно в любой обстановке. Сейчас ты в больнице, а оттуда пойдёшь на кладбище, если не понял. Я тебя умоляю и прошу. Прежние твои дела Бог припомнит, как у Корнилия, и Бог выведет тебя. Мне не безразлична твоя душа»;. Я сказал, что ни одного дня не было, чтобы я его не помнил, ни одного дня не было, чтобы я в молитве его имя не поминал. Он мне когда-то помог. Слышал, что когда наступила советская власть, запрет на религию был. Храмы рушились. Но от Ленина специально было такое указание, что в партии находящийся может молиться и ходить в храм, если в особо трудный период времени партии особо великие заслуги оказал ей. Он же специально это всё знал. Особые заслуги, такие, как Верзеллий, который помогал бежавшему Давиду. Давид и потомков его взял за свой стол. Может, наши родители были верующие, может, ради них нас Бог привёл сегодня сюда.
Деян.18:15-16 – «но когда идёт спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьёю в этом. И прогнал их от судилища». Есть люди, которые ходили в храм, а сегодня не ходят. Вы им говорите: не делайтесь рабами человеков, иначе вы этого не услышите ничего. Не прогонять, а звать. Молитвы нет такой, чтобы человека выбрасывать из храма, а звать, такие молитвы есть. Молитвы нет на закрытие храма. Молитва есть на открытие. Молитва есть на то, чтобы стать друзьями: будьте едины. Ну, есть же правила такие: не молиться с еретиками. В первую очередь я не еретик и батюшка не еретик. А во-вторых, когда Апостолы проповедовали, они молились со всем миром. И молитва твоя никогда не осквернится, нельзя понимать её плотски. На полпоклона позже кланяться? Да у Бога разве неизвестно это всё? Ты скажи так: мне не безразлична душа твоя, я не могу сказать: разбирайся сам, сам смотри. Не так. Бывает достаточно только чуть-чуть тронуть, и человек уже готов. Ты не можешь молиться, не молись, стой, слушай хотя бы. Правила на то, что нельзя слушать проповедь, читать Евангелие – нет такого. Хотя правило есть не молиться с еретиками. Почему же ты объявляешь меня еретиком, когда я признаю Троицу, читаю «Верую...»? Притом читаю полностью, не в сокращении. Никто не должен быть для нас безразличен.
Быт.42:22«Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается». Не безразлично было тогда, когда бросали Иосифа в ров? Почему тогда вы не подумали о нём? А вот теперь всё это пришло. И на Иуду пришло, это тоже не случайно. И когда к нам что-то приходит, никто так глубоко не будет копать, как сам человек. В житиях святых написано: когда было сказано: «копай!»; - он покопал, остановился. Голос снова с неба: копай глубже. Ещё копает. И снова голос: копай глубже. Надо копать глубже в своей душе и думать: почему меня постигло вот это, почему дети такие неверующие, почему что-то не ладится? И Бог обязательно заведёт с обратной стороны для славы Своей. Для Бога просто всё восстановить. В один день Бог выметет, у тебя ни одной не будет скотины, и в один день вернёт, вдвое больше будет, как у Иова. Напали, сожгли, ничего нет, и опять вернулось вдвое больше. Бог испытывает. И не сказал он ничего худого. И его друзья не сказали: а нам что до того? Это Иова постигло, а не нас. Они семь дней и ночей молчали, когда пришли. Молчали и молились.
Иер.26:15«только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши»;». Я это место не раз читал. Ведь он сказал это не потому, что боялся. Хотя как человек он тоже боялся. Но потому, что говорил: вслед за моей кровью весь город будет отвечать, весь Иерусалим будет ниспровергнут. Царя Николая расстреляли. Говорят: туда ему и дорога, плохой царь был. Царя потащили на Голгофу, расстреляли девушек, расстреляли мальчика. Но вслед за царём Николаем пошла вся Россия на Голгофу, не забывайте. Раскулачили не всех, но в войну буквально всех подхватили, в репрессиях всех захватили, никакая должность не могла спасти. Почему? Пролитие крови. А тогда если бы встали и сказали: нам не безразлична участь Романовых. Оставьте их, посмотрите: королева Англии по сегодняшний день большими имениями владеет. Да, у неё власти той нет, парламент решает, но они сохранили. Королева в Нидерландах. Почему нам это надо всё было делать: расстреливать, уничтожать? А теперь нам не выбраться из этого, пока не будет, может быть, действительно всемирного покаяния за пролитую кровь.
Мф.27:25«И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». Я очень часто читаю Евангелие от Матфея, и им очень часто пользуется Апостол Павел и пророки. Вы знаете, кто его перевёл? Если не знаете, услышьте, запомните. Самая популярная книга в Библии – Псалтирь. Её читают все. Я имею в виду на русском языке. Евангелие от Матфея – самая популярная. Обе эти книги перевёл Герасим Петрович Павский, профессор. Ну, одно имя запомните. И, конечно, он ещё не канонизирован, но для меня он – святой. Про себя хочу сказать: Господи, воздай ему милостями Твоими, какое он благо сделал, как чудно он перевёл эти книги, самые популярные во всей Библии. Я каждый день касаюсь их. Его нет, а я как бы к нему обращаюсь, у меня не хватает ума, он знал эти языки, он так перевёл. Я как бы вижу, он как бы сосед мой, и я говорю: «Герасим, благодарю тебя. Какой я был бы слепой, какой безъязыкий без тебя»;. Герасиму было не безразлично, куда применить свои знания. Он не просто был профессор Санкт-Петербургской академии, он наш профессор. Он через полторы сотни лет шагнул к нам сюда, в посёлок, ему не было безразлично, он не мог сказать: а мне что до того? смотрите сами, неграмотные. Его преследовали, его сняли с должности, хотя он был воспитатель царевича. Ни на что не посмотрели враги Слова Божия. А он тайно перевёл почти весь Ветхий Завет. Какие примеры у русских, что были такие люди, которые не могли сказать, что им безразлично.
Тит.1:16 – «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу». Какие у нас есть таланты, их на молитве надо перебирать и благодарить Бога. Я просто делюсь опытом. Господи, я благодарю, что ночь прошла, и что разум мой Ты сохранил, и я не умер. Почему, когда Иоанн Златоуст говорил, в церкви хлопали в ладоши. И в молитве читаем: «Восплещите руками». Это у нас сегодня хлопнул и скажут: «Как так, в храме хлопают?» Постоянное рукоплескание в церкви было, одобряли проповедующего. Златоуст говорит: я этого не требую, главное, чтобы таланты были к назиданию всех нас. Что-то услышал, прочитал, поскорее с кем-то поделись, загляни с другой стороны, а что за этим скрыто. Сегодня у нас занятия. Сейчас выйдем из храма, и будет сказано, когда и где. Нам не безразлично, - и поэтому мы ведём занятия. Нам не безразлично, и сегодня поедут в соседнее село наши благовестники. Нам не безразлично, - мы кого-то приглашаем сюда. А кому безразлично, у тех родство с теми, которые Иуду оттолкнули. А они могли вместе с ним пасть и сказать: что мы натворили? Мы на целые тысячелетия израильский народ отбросили от Христа. О, Владыка неба, прости. Они могли с Иудой вместе покаяться, и Христос Иуду простил бы, и народ израильский не терпел бы миллионные жертвы. Не было бы этого Холокоста, не было бы преследования во время Гитлера и Сталина. Итак, со слов первосвященника и советников мы научаемся многому: не быть безразличным к тому, кто впал в беду. Господи, соделай нас такими, какими были великий Златоуст и святые отцы, как Апостол Павел. Аминь.

Нет достоверней ничего, чем смерть
Для каждого, для всех и непременно!
Доказывать не надо, такая круговерть,
Не сосчитать всех фактов и примеров.
Но безалаберность настолько велика,
Соблазн греха и обольщенье страсти:
Впадёшь в глупейший жизненный капкан, –
Без помощи извне придётся сдаться.
Бог обозначил краткость бытия
Лет в семьдесят – с прицелом много больше.
И надо соглашаться без страха и нытья,
Когда уходишь со слезой и болью.
Родителей таких почти что нет,
Кто с детства в детских душах это сеет,
Готовит к вечности, вытаскивает в свет.
А внуки худшие ещё построят семьи.
Честь смолоду беречь, а платье снову,
Тем более душой своей не пренебречь,
Учиться делом славить Бога Иегову,
Плуг языка перековать на меч.
Маститые есть всюду простофили,
Поверившие в замыслы вражины.
Живя не так, давно уже отжили,
Напоенные мозгом, дерзко жирны.
И на пенсионеров взглянем непредвзято
В потухшие бесцветные останки лиц.
От вен чужих и хлада душ так зябко,
Душа погрязшая не издаёт и писк.
И смерть не за плечами, даже на носу
Пренебрегается, как бы её и нету.
Забыли душеньку, что предлежит ей Суд,
Где привлечёт Бог каждого к ответу,
Постромки жизни прочь и нас под локотки
Отправят в путь мытарств непроходимых.
Делами мудрости свой саван сам сотки,
Не прогрызут его зубами бесы-скимны. 22.06..08. ИгЛа

Список всех проповедей

163

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: