размер шрифта

Поиск по сайту




Дух и плоть

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 28

Указатель: Рим.8:5-8

22.06.08. Рим.8:5-8«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Вот это послание получила в то время господствующая Римская церковь. Это мы говорим послание, а тогда друг другу передавали весть: «Слышали? От Павла письмо пришло». «А что он пишет?» «Не знаем, на богослужении будут читать его». Вот так постепенно вводилось то, что сейчас апостольским чтением называется, евангельским. В церкви-то вот так, как сейчас, не было, это постепенно, с годами устанавливалось. Люди весть передавали. Павел говорит: мне сделалось известно от домашних Хлоиных. Пришли люди, они не на исповедь приходили, а просто беседовали, и Павел, говорится, продлил беседу до полуночи. Видите, какая была простая обстановка. В какой епархии епископ приедет и за полночь будет беседовать где-то на дому? Да мы даже не поверим в это, даже если и скажут где-то. Я все дела оставлю, чтобы с этим епископом встретиться. Приеду, а там сектант какой-нибудь. Я уже заранее знаю, какой результат будет.
Сектант – да, он приедет, будет рассказывать, как сидел за Слово Божие, его власти везде вызывают. Видите, как далеко ушло всё это, на плотское встало. По-плотски рассуждать, Павел говорит, крайне опасно. Плотский человек, он видит по плоти, у него два глаза, а он духовно не видит. Я разговариваю с человеком, он учится в институте, и говорю: «Видишь, какая прекрасная погода, вдали желтеет по берегу Оби берёзовая роща. Ты о чём сейчас думаешь?»; «Берёзы хорошие». «А дальше что?» «На зиму дрова». Всё, на этом кончилось. Пока никто не видит, скорее спилить, спрятать, утащить. Спросил: «А тебе не интересно, что я думаю сейчас? Смотри, как они все вместе, как будто стая девушек каких-то, распустились. Какая красота, как это Бог соделал, и сколько заложено всего в этом? - даже не трогая дерева. Дерево имеет свою жизнь». Начинаю рассказывать о том, как было в Ветхом Завете предложено каждому дереву стать царём. «Интересно?» «Очень». Духовный должен смотреть за грань видимого – духовные вещи. Плотские люди, они видят только то, что под руками, под носом, но и под носом-то они не могут объяснить. Одного атеиста спросили: «Ты всё знаешь, что на небе? У мужчины усы растут, а у женщины нет. Почему?» Он не может объяснить. «Ты под носом даже не разбираешься, чего ты на небо лезешь?» Человек духовный смотрит с Божьей стороны. А с Божьей стороны смотреть, надо от человеческого отойти. Мы приучаем ребёнка правильно ходить. Это не просто так. Рано ребёнок пошёл и рано заговорил. Прекрасно. Но что за этим? Куда он пошёл? Духовный-то человек должен видеть, должен рассматривать, а плотский ничего не видит. Пример. Лежит ребёнок в люльке, и вдруг видят, пчёлы прилетают и в рот к нему залазят и вылазят, а он лежит, и (соской приучили, что рот раскрытый у ребёнка) пчёлки там мёд откладывают и вылетают. Простые-то родители бросились бы скорее пчёл отогнать, чтобы не укусили. А верующие не так, но: подождите, что дальше будет. Целый рой прилетел, облепили коляску, а родители стоят и смотрят. Они решили увидеть, что за этим плотским. Не просто у брата через дорогу рой вылетел, а Бог что-то нам хочет сказать. И вы знаете, кто это был? Это будет один из самых величайших святых учителей Церкви Христовой, который мёдом учения своего наполнит всю вселенную на тысячелетия вперёд. Предание есть. Так же маленький лежит ребёнок. Ну, как же, его надо пеленать...
Вот Савах, отец будущего пророка Илии, видит: Ангелы пеленают его огнём, из ложечки кормят его огнём. Это еврейское предание. Ты можешь не верить в это, но в дальнейшем подтвердится, что это будет огненный пророк, и по слову его огонь будет с неба сходить. Сие будет не по слову Исаии, Иеремии, а по слову пророка Илии. Надо смотреть, что за видимым. Вот вчера смотрю, у вас ребёнок во время богослужения стоит и всё время оглядывается. Не просто оглянулся, а оглянется - и голова долго назад повёрнута. По-плотски как? Поставили дома его, чтобы полчаса отстоял, в одну сторону смотрел, можно приучить. Но за этим что-то есть. Я его сегодня беру, рядом с собой ставлю. Сзади никого нет, я стою близ дверей в храме, сзади пусто, ни одного человека. Проходит определённое время, он дёрнулся, развернулся и смотрит назад. Я поворачиваюсь, никого нет, смотреть нечего. Маленько погодя, он снова разворачивается, а возле меня стоит, знает, что я смотрю на него, он снова разворачивается в пустые двери. Он до этого смотрел на людей, на девочек. Теперь сзади никого нет. Это большая задача родителям. Или ребёнок предвидит какую-то беду, за ним кто-то гонится, и он что-то видит, быть может. Я прошу вас: смотрите по-духовному на всё это. Это не случайно, и он пока не может объяснить. Я его спрашиваю после богослужения уже на улице, видно, что умный ребёнок: «Что ты видишь?» «Ничего». «Почему же ты всё время оборачиваешься?» Опустил голову. Он не говорит. Назначьте пост, молитву. Я понимаю, почему дети не идут в храм, - это пример родителей. Родители не идут в субботу вечером в храм, и дети быстро приучаются к тому же. Вам их не приучить к храму. Богослужение остаётся одно воскресное, наконец и это отпадёт. Смотрите по-духовному. Я читал у писателя у одного. Он говорит, что детей своих воспитывал в вере, а сам был абсолютный атеист. Его спросили: а зачем ты приучаешь к этому? «Да затем, чтобы не убили меня». У него одна была мысль: «дети верующие, они не убьют родителей. Они меня не задавят, мне не надо будет баррикадироваться на ночь от детей»;. Смотрите на всё в духовном плане. И я представляю мысленно, как это было. Ну, а как понимать духовно? Читаю и не понимаю. Я делюсь тем опытом, какой у меня есть, потому что толкования ни у одного святого отца на это место я не нашёл. Ни у одного. Почему, не могу сказать. Может, не дошло. Потому что один том (четвёртый) Иоанна Златоуста нашли только сто лет назад у армян. И с армянского пришлось переводить. Утеряно было. Были нападения на людей, Крестовые походы, сжигали целые библиотеки. Что случилось? Почему не толкуют это место?
Мне непонятно это. Я сижу, облокочусь на стол, закрою глаза, шторки в избе задёрну. Господи, а что Ты тут хотел сказать? Я мысленно нахожусь среди паствы римской. Размышляю. Не даётся. Чуть-чуть как будто блеснёт, и нет. Сто поклонов, лестовочку в руки. Помолился, не даётся. Встал на колени, протянул руки кверху: Господи, мне охота проникнуть, с той стороны посмотреть, а что же там есть. Я делюсь опытом. И сорок шесть лет пользуюсь этим методом безотказно. И Бог вышибет искру, и я запою: аллилуия! Как это может быть? Я думаю, что в Римской церкови, прочитав это, с испугом посмотрели друг на друга. Большой город, большая торговля, много разных способов добыть прожиточный минимум. Как они разговаривают, не то, что деревня необразованная. И вдруг Павел говорит: плотские. Он не написал это к ефесянам, а к римлянам. Они поняли, что это конкретно к Римской церкви. Читаю снова. Живущие по плоти о плотском помышляют. Как более породистую корову завести. Да это и надо. Какими гербицидами обработать поля, чтобы сорняков не было. И это надо. А теперь думай о том, как сделать так, чтобы язык был породистый, чтобы духовное молоко у тебя было. Как сорняки греха уничтожить. С той стороны посмотри. Вот это рассуждение. Потому что духовные помышления - это жизнь и мир. На душе всегда будет мир. А плотские – это смерть. Смерть не на дороге только. Потому что не могут объяснить сегодня, почему авария случилась. С человеком разговаривают: как ты так мог сшибить человека и поехать дальше? Он проезжает две остановки, врезается в автобусную остановку, в киоск, убивает женщину (у нас на Алтае), его арестовывают, приводят. Разные версии. Не психически больной. Думали, что эпилептик. Нет. Ему говорят: «Ты не переживай, государство это оплатит»;. «Да я и не переживаю». «Так женщина мёртвая!» Пытаются хотя бы этим его растормозить. Он ничего не понимает. Психологи беседуют и не могут понять. «На тебе труп висит!» Он не понимает. С духовной стороны можно было бы его тронуть. Невинная смерть. Двое ребятишек осталось у женщины. Она приехала справки какие-то получать из района в город Барнаул. И он не дрогнул даже. Родные говорят: нам ничего не надо, хотя бы посочувствовал нам, какое горе»;. «А чего мне сочувствовать?» Повернулся и пошёл. Выращен новый тип плотского человека. Ему может ничего и не быть. Я смотрю на детей в нашем лагере-стане и в деревне. Ни одного духовного. Всё плотское. Как вот маленькие поросята, телята, прыгают, играют. Мы создаём им условия. Пытаюсь духовно их пробудить. Никак нельзя. Это даётся дома через Священное Писание. Маленько начинает пробуждаться. Где Слово Божие звучит, даже у сектантов, сразу делается лучше. Словом Божиим наполните дом свой, наполните рот свой - и вы увидите результаты этого. Помышляйте по-духовному. Не слушается, а ты ему духовно скажи: «понимаешь, непослушание твоё, конечно, мне меня напоминает, я родителей не слушался, но духовно мы с тобой оба виновны перед Богом, мы не слушаемся Бога. Мне хочется тебя наказать, и Бог нас наказывает, но главное наказание будет на Суде Божием. Сынок, ты сколько огорчал мать? Ты мне сколько позора принёс, я слушаю за тебя нарекания. Так я тебя наказываю, и у тебя всё равно ума нет, а если не наказывал бы, что бы с тобой было?»; Духовно научитесь в любой вопрос вникать. Болячка ли какая, неприятность ли.
2Кор.10:2 – «Прошу, чтобы мне по пришествии моём не прибегать к той твёрдой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти». Мы не по плоти поступаем. По плоти я должен заботиться, как мне хорошо: у меня хорошие соседи, хорошие друзья, хорошие знакомые. Только не говори никому ничего, и у тебя друзей будет много. Поверь, друзей у тебя больше не будет и врагов не будет. Я вчера ездил в соседнюю деревню к единственному тому, кто с нами здесь жил, мы на одних полатях на квартире спали. Я ужаснулся, это труп. Зачем живёшь? Он не знает, зачем живёт. Память ещё сохранена. Не молится. «Евангелие есть?»; Нет Евангелия. Человек очень крепкого здоровья, он не может умереть, и он никому не нужен. Зачем тебе такой огромный живот? Он у тебя, как камень. Он говорит: я ничего не могу сделать. Да ведь начиналось-то по-маленькому. Плотский человек, он по плоти видит всё, а духовный понимает: лишнее всё это, отвлекает. Я вернулся оттуда и не нахожу покоя. Мы же были рядом вместе, я показываю ему книги, прочее, а он ничего не понимает в этом. Почему? Покинутость Богом. Я понял, что это и моя судьба, это была бы и моя такая же жизнь, если бы меня Господь не нашёл по Евангелию. Это моя жизнь. У него дети есть, но они не приехали к нему ни разу. Соседи посадили картошку и прочее. Одна дикая и печальная скорбь. И сам пьяный. А всего на полтора года старше меня. «Выход тебе я показываю. Смотри, где выход. Вот распятие у тебя есть, сохранилось от бабки. Это Христос. Он за тебя умер». Оставил ему Новый Завет, другую литературу. «Ищи выход. Это уже сигналы смерти бьют тебя. Уже вены все полопались. Жизни нет. Посмотри духовно, тебя же ад ждёт. С той стороны посмотри. Тут-то мы все сгниём, черви одинаково сгрызут и пьяницу, и трезвого. Главное, для чего ты жил, ты не нашёл Христа, ты не примирился с Ним, ты не прославил Его. Лучше бы не родиться совсем; но коли родился, ищи Бога»;. И притом, Бог сделает так, что никогда не поздно. Тебя уже поймали, тебя уже распяли, и там ты можешь сказать: «Помяни меня, Господи, в Царствии Твоём». Разбойник, проживший плотски, сумел духовную щель найти и высунуть голову туда, как из петли, и сказать: «Ты — Царь неба, и там, в небесах, да не будет забвенно имя моё. Я недостоин памяти, но Ты помяни меня». Он не просится в рай, ни о прощении грехов, но чтобы не исчезнуть бесследно. Называется: поминки творят. А сегодня не поминки, а, наоборот, забвение.
Иоан.8:15«Вы судите по плоти; Я не сужу никого». Повторяйте мысленно про себя, что я вам читаю Слово Божие. Никого не судите по плоти. Пророка Исаию судили по плоти. А он видел духовное. Грамотные люди сидят, иерусалимские книжники, и их особо выделяет Евангелие. А он говорит: князья Содомские и Гоморрские! Он с другой стороны посмотрел и видит: это мужеложники, это развратники, и вот такое дал им название. А Содома и Гоморры уже не было тысячелетия, а он их называет таким именем. Откуда? Они приглаженные, шампунями помытые, а он говорит: всё тело в язвах, вас не во что бить, от подошвы ноги до темени головы всё в ранах. Никто этого не видел, а только он один. Почему? Он духовно взглянул. Не судите по плоти. По плоти – да, здоровый, крепкий, сильный. А этот только зашёл в храм, сразу пал и спит. Разбуди его. Тебя ждут великие испытания в жизни. Духовно посмотри на то, что сегодня слышишь. Рим.8:12 – «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти». Как хорошо, что мы не должники плоти. А вот столько калорий надо съесть, врачи говорят, что физиологически полезно вот столько-то белков. Забудь про это, с понедельника пост Петров. Ты включайся в это и посмотришь, как плоть завоет по-поросячьи: есть хочет. А ты ей скажи: «Врёшь, не умрёшь. Меньше ешь, меньше пей, всё изменится и здрава будешь». Никакие лекарства, примочки, уколы не помогут. Помогает Дух Святой. Ты эту плоть прижми, она рабыней должна быть. Почему она над духом господствует? Ложишься. А я не лягу днём. Я с духовной стороны смотрю.
Пр.24:33 «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придёт, [как] прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный». «Плоть, не обманывайся, тебе придётся отвечать вместе с душой»;, - наговаривай с ней. Я рассказывал, как я сидел в узах, спать охота, а я себе наговаривал: луна течёт, солнце восходит, а ты спать сюда пришёл в тюрьму? Трамваи бегут, люди работают, охранники охраняют, а ты спать пришёл, окаянный. Вот твоя академия. Перемени всё. И ни разу за год не лёг. Ни разу! К Духу Святому вопиял, Ангела просил помочь. Я только об одном просил: духа молитвы не отними, Господи. Я делюсь с вами практикой. Это очень большое дело, когда мы будем с духовной стороны смотреть. 1Кор.1:26«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». Но по-духовному вы цари, царицы, вы царствуете над грехом. Вы все священники. Плотский человек, он не понимает: «Ну, и что, алтарь? Ну, подумаешь, там священник!»; Ты понимаешь, там духовная сторона, совершается бескровная жертва. А другой понимает так: я рукоположен, всё, что ни скажу, слушайте. Поп, это как идол, оракул. И тут обманываешься, по-плотски судишь, это не рента на безгрешность. Бог, может, давно уже всё отнял и знать тебя не знает. А ты всё думаешь, что всякое слово от тебя – благодать. Оно тогда благодать, когда по Слову Божию сходится. Сектанты тоже этого не понимают: «Любого нашего братья-сёстры избирают, и он у нас священник». Нет у вас священника, потому что нет рукоположения до апостольских времён, потому что вы вне Церкви. Ты с духовной стороны посмотри. «Но у нас так хорошо, порядок, не то, что у вас. Всё понятно, на русском языке говорят». Всё так. Но у Бога есть Свой порядок. Не просто быка заколоть, а в определённом месте. И не просто в определённом месте, но куда шкуру, куда копыта положить. А если в другом месте? А в другом месте - смерть за это будет. Евреи две тысячи лет пасху справляют, но нигде ягнёнка не колют. Для воспоминания баранью косточку кладут на стол, и всё. Почему? Иерусалим не их, храма нет ещё, первосвященника нет. А это были образы для нас. Ты скажешь: «Так это всё ветхозаветное». Ты же очень духовный? Ты же слышал сегодня из одиннадцатой главы послания к евреям. Павел перечисляет: о Гедеоне. А за ним такое числилось! О Иеффае, и по порядку: о Самсоне. Ты разве Самсона не знаешь, чем он занимался? А Павел вспоминает их. Почему? Надо с духовной стороны посмотреть. Люди внешне понимают: Самсон только кутежами занимался да по чужим женщинам ходил. Он ходил, устраивал конфликты и побеждал царства. А это с духовной стороны надо смотреть. А если это не с духовной, то зачем бы Павел поминал их в Новом Завете? А люди плотские смотрят только на то, чем они занимались. Не судите по плоти.
2Кор.5:16«Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Мы Христа знаем не страдающего, плачущего, жаждущего, алчущего, но вечного, у Которого ничего временно-человеческого сегодня нет, как у нас здесь: страдания, боли. У Него всё божественное. 1Пет.2:5 – «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Не просто сострадание по-человечески, а по-божественному у Христа сострадания. А как по-человечески это было, и Он плакал и сострадал, когда Лазаря воскрешал, а этого нет ничего сегодня, такого Христа мы не знаем. Некоторые даже этого не знают. Смотрите на всё с духовной стороны. Не знаешь, спроси. Это событие рассмотреть с той стороны. И детей приучите к этому.
Рим.1:11«ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему». Не гостинцы ждать, что из города привезут, а духовное дарование, духовное разумение. Чтобы мы всё время духовно росли. Рим.15:27«Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном». То есть, кто для тебя духовно потрудился, был духовный труд, ты никогда его не восполнишь телесно. Люди-то этого не понимают. Духовно вы получили Библию от Израиля. И поэтому где бы что ни говорили на евреев, хоть и правильно говорили, всё перекроет то, что мы получили оттуда Библию. На сегодня мы знаем, они готовят престол антихристу. Тем более у меня сейчас вышли две книги, которые открывают весь еврейский вопрос. Рассмотрение со стороны Библии. И думаешь, за три тысячи лет этого никто так не рассматривал. Но самое главное, я рассматриваю, как это от Бога, как Бог на это смотрит. Нам нужно с духовной стороны посмотреть на себя, на свою нацию, на нации всего мира, на события в мире, на пришествие Господа. 1Кор.2:13«что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с Духовным». Даже несправедливо когда-то укорят, и тогда посмотри: а в этом какая польза? А вот духовно как это понимать? Ну, он сказал, подорвал будто бы твой авторитет. Нет, не подорвёшь. Никогда не заботьтесь о своём авторитете. Авторитет устанавливает Бог. Какой авторитет был у Сталина? И что осталось? Только на рельсах осталось ещё написано. Нигде ничего нет. Ну, кто не знает, как гнали Златоуста? Я вспоминаю просто о плотских делах. Солженицын сколько сидел? А сегодня более великого писателя нет в мире. Не только у нас в стране. А почему? Да потому что он о духовном стал помышлять, как поднять Россию. Хотя, он до конца и не понимает, видно его. Но он подошёл вплотную почти: «Я скрылся за Христа, - говорит он. Люди забыли Бога, и отсюда всё!» Отчего эти беды, отчего эти оборотни в милиции? Они забыли Бога. С духовной стороны посмотрим.
1Кор.2:15«Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Очень спорный стих, но его надо понимать так, как есть. Если человек не духовный, у него суждения всегда будут временные, короткие, без прогляда. 1Кор.3:1 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе». Даже Павлова красноречия, мудрости не хватало, чтобы говорить нормально. Говоришь и видишь, он не понимает, о чём говорю. Я вас прошу: приведите своих детей в наш трудовой лагерь. Наступило тёплое время, лагерь открыт. Пройдёт самое короткое время, и вы уже с детьми своими ничего не сделаете. Мы же день и ночь с ними занимаемся. У нас товар такой прибыл, такие дети, что просто как с улицы взятые. Но проходит всего только одна неделя, и уже изменения в них заметны. Приезжают вчера родители, и родители сами замечают. Потому что мы денно и нощно над ними трясёмся: читаем, молимся, поём, разучиваем, как кланяться. Они ничего не умеют, мы с нуля начали. Понимаете ли, о чём говорю? И с нуля - это благодатная почва, мы не на чужом основании сеем. Ребёнок просится домой, мать приехала, понимает: нигде ей лучше не будет. Села, уехала, ребёнок остался. Ни на слёзы, ни на что не смотрит. Иначе ей с ним уже не жить. Мы вчера им рассказали: с духовной стороны смотрите. Дайте духовную пищу.
1Кор.14:1«Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать». 1Кор.14:12 – «Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви». 1Кор.14:37 – «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Гал.6:1 – «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым». Плотский не может исправить. Он может утешить, бутылочку ему принести. Я ещё раз говорю: мне не безразлична ни одна душа. Никакого пива в рот чтобы не брали, никакой бражки не заводите. Мы трезвые едва спасаемся. Не надо! И дети это видят. Выиньте всё, не допейте, разбейте у кого это есть. Я просто страдаю и кричу об этом. Еф.5:19«назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Ни казацкими, ни патриотическими. Еф.6:17 – «и шлём спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Вот почему Павел, наставляя нас, говорит: помышления плотские – смотрите, они смерть. А духовные приведут в жизнь и в радость вечную. Аминь.

Непретендующий на большее спокоен,
Считает наилучшим то, что есть.
В капкан смятения он забытьём не пойман,
Несёт безропотно свой тяжеленный крест.
Приобретением, для многих незаметным,
Является довольство, благодушье.
Рабам, попавшим в золотую клетку,
Он не завидует, своё считает лучшим.
Смешно и глупо всё, где нет Христа,
Где благовестие в тусовки и невхоже.
Там жадность душеньку намерена кромсать
И умертвить её нередко может.
Тебе доверенное чётко обозначь,
Заглядывать в чужое не вторгайся всуе.
Непокорившихся ждёт опытный палач,
И он в петлю Хуссейна ловко сунет.
Жилище, пища, скромность при достатке,
Уменье малым ближних ублажить,
Подтянутые, в чистоте опрятны –
Таких не охмуряют миражи.
Мой стол завален кипой телеграмм,
И телефон отнюдь не безработный.
У жизни свой невидимый экран,
Где бьются корпуса, полки и роты.
И отовсюду помолиться просят,
И не до отдыха душе, как на разрыв.
А нам покой не снится, под вопросом,
С вершины виден стан, везде горят костры.
Не с Валаамом, но с народом Божьим,
В обнимку с благочестием, с довольством.
Меч блещущий не заржавел бы в ножнах,
Не верь врагу, просить не смей, не бойся!
В довольстве малым подлинный покой
И в том святых святое совершенство.
Талант велик, с молитвою раскрой,
И только так остаться можешь честным. 02.07.08. ИгЛа

Список всех проповедей

342

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: