размер шрифта

Поиск по сайту




Но и...

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 28

Указатель: Рим.8:34

05.07.08. Рим.8:34«Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Для верующих здесь, в этих словах, никакой тайны нет. Но когда начинаешь молиться: «Открой, Господи, что же в этих словах ещё скрыто?» - то полог таинственности приоткрывается. Почему Апостол Павел в такой тревожный момент римлянам напоминает: но и... Я на три эти буквы «но и» решил посмотреть во всём Священном Писании, что они означают. Кажется, такие они незначительные. Это означает: «но всё же», «однако». Это замена слов, так можно понять. Ну вот, к примеру, можно сказать: «Но вот вы отдалились от народа, далеко живёте, в деревне тут всего пять дворов». Но и тишина же у нас. Мы можем сказать. Но и вопреки тому, что есть, что люди видят отрицательным, мы найдём положительное. Но и... Я вот за весь год ни одной минуты телевизор не смотрел. Если нужно, фильмы какие посмотрел и всё. Нет его, и он не нужен. «А ты много теряешь», – скажут. Но и в таком случае я ничего не потерял. Беседуя с людьми: с профессорами, с академиками, я ни разу не почувствовал ущербности своей. Даже наоборот, они жалуются: что показывают, какую мерзость, и это всё хлебают дети. Научитесь видеть в отрицательном положительное. Самое отрицательное в новой религии, которая вышла на арену мира, – в христианстве – была смерть её Основателя. Будда не убит, Магомет не убит, а Христос убит. И поэтому христианам говорили: «Как вы призываете верить в Того, который Сам Себя не защитил?» Марс, Венера, Юпитер - это всё божества, ложные божества, но у них своя биография, они бились, сражались, помогали. «Христос не сражался, и помочь Он не может никому», – это на каждом допросе им говорили. «Этот плотник Сам Себе помочь не мог. Его прибили к дереву, подвергли позорной римской казни». Это мучительная, длительная смерь не сразу наступала. Апостол Павел говорит: Христос Иисус умер, но и воскрес. Не все про это знают. А дальше говорит совершенно немыслимые слова: «Он и одесную Бога». Этого никто не видит, это постигается только верой. Кто одесную Бога? Евреи говорят: «Христиане вверят Тому, Который находится в аду и мучается», - это о Христе они так говорят. Сегодня так они учат своих детишек, чтобы имя Иисуса даже не произносить, - настолько оно для них скверное. А Апостол говорит: Он с правой стороны Отца, то есть Он есть Бог, равный Отцу, и Он ходатайствует за нас. И это тайна открыта нам. Почему мы и находимся сегодня не в мечети мусульманской, не в синагоге еврейской, не в кумирне языческой, а в христианском православном храме. Нам говорят: «У вас, у православных, что за вера такая? Какие-то иконы. Да это же самые настоящие идолы». И начинают показывать на наши недостатки. Правильно показывать. «Да у вас попы-то Библию в руки не берут». Правильно. Что бы они ни сказали, я соглашаюсь: правильно. «Да у вас не на русском языке, непонятно». Всё так и есть. Но я отвечаю в конце: «Но это не смертельно. Я язык славянский могу изучить дома, у меня переводы богослужения есть, но у нас есть рукоположение, и мы Церковь, а у вас его нет, и вы никто. При всём вашем подражании, похожести – это фальшивые деньги». Да, бывает рубль измятый, грязный, запачканный, но он настоящий, его примут и обменяют в казне. А если поддельный, то карается законом, человека посадят, а у тебя деньги эти просто конфискуют. И фальшивые деньги гуляют везде по всему миру, так и фальшивые религии. Вот где и на что мы можем говорить «но и»? Вы знаете, это не частое словосочетание.
1Пар.17:17«Но и этого ещё мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже!» «Ты мне многое дал, но и этого Тебе, Господи, показалось мало». Люди-то в этом ничего не видели, а Давид увидел. Бог Иегова сказал Давиду, что будет в будущем, что от него потомки будут царствовать. Люди-то этого не знают. Нам что бы ни сказали, мы скажем: но мы знаем путь спасения, мы знаем, что за нас умер Христос. Но и великую же награду Бог приготовил тем, которые смиряют себя, которые трудятся ради Господа. На всё, что тебе скажут нечестивцы, упрекать тебя будут, ты выслушай, и со многим можно согласиться: это действительно так. Да, дороги у нас плохие, дождь пошёл, всё встало. Но и благо же в этом – к нам кто попало не заедет сюда, и нас Господь спасает, дворы открытые, без замков. Я хожу упрекаю: хоть палочку около дверей ставьте, но нельзя же так жить, всё открытое. Сегодня к одним зашёл - никого нет. Покричал, по комнатам прошёл, шаром покати, никого нет. А вещи стоят, и видно, что ценные. Но и хорошо же мы устроились здесь. Вот это «но и» вплотную к нам. Почему? Но и ограждены же мы молитвой! 1Ездр.9:9 – «Мы — рабы, но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш. И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме». Вот это относится и к нам. Какую милость мы получили! Статус деревни получили. Это очень и очень не просто. В то время, когда всё везде рушилось, тогда было 360 деревень на Алтае уничтожено полностью, и в это время мы вылезли с вопросом образовать общину. Это казалось не мыслимым. Но и Бог расположил милость и губернатора к нам. И вот так получилось. За каждый день научитесь славить Бога. И в том, что у нас есть, - во всём увидеть милость великого Создателя, Его безмерную любовь к нам. Благодарите за каждый день и час. Посмотри на всё вокруг, ты ходишь по неотравленной земле, никакого дыма, ни заводов, ничего нет. Пс.70:20«Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня». 108 раз в полной Библии встречается это удивлённое восклицание «но и». Да, правда, тяжело, были болезни, лежали в больнице. Но и опять вдруг Бог давал нам здоровье. И опять мы пришли в храм Божий славить Бога.
Когда Давид терпел великие испытания, он молился о царстве своём, молился о детях. А потом говорит: «Это не главное!» Пс.26:4 – «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». Когда вот это отнято у нас будет, вот тогда мы это оценим: что нам за счастье Бог дал! Свободно, чисто, священник с нами, мы получили на этой неделе прекрасное письмо от нашего первоиерарха Илариона. Он расположен и говорит, что получил наше прошение и приложит все силы, чтобы нас оставить вне патриархии, на тех условиях, как мы есть сегодня. Но спросим: а кто-нибудь ещё такое получил, как наши общины? Да никто и вопроса такого не ставил. Все или ушли куда-то, в другую юрисдикцию, или влились в Московскую Патриархию. Мы открыто всё сказали: это невозможно, они нас разрушат. Нам слишком хорошо было, вольготно. И Бог дал первоиерархом именно того, которого мы знаем. У меня фотография есть, где я с ним, и батюшка был в Австралии у него, и это просто чудо Божие. Бог в немощи, в нищете нашей располагает людей. Но и. Иер.5:5«пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы». Он так и думал: это бедняки, невежественные, неграмотные, в отрицательном смысле. Тяжёлое переживание было у Иеремии. Кто-то говорит: «Ну что вы хотите? Бабки ходят в церковь, свечки зажигают. Есть же грамотные люди». Я встречался с грамотными людьми, которые имеют звания, с епископами. И скажу: «Но и они не знают пути истины и Евангельской веры». Я углубился в литературу, в жития святых и там вижу: с четвёртого века никто прямо путём евангельским не шёл. Но и... Эта печаль пророка Иеремии, которого я считаю одним из близких мне по духу, она пронзила моё сердце. И где бы ни встретился с верующими, всегда есть надежда, и думаешь: Господи, эти профессора преподают в семинариях, в академиях, православные, уж они-то знают путь Евангельский. Начинаешь говорить, читать их труды и ясно видишь, что и они не знают. У них всё вокруг: мощи, крестные ходы, эти праздники, иконы.
Мих.3:8 – «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твёрдости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его». Прямое указание даётся: исполнитесь Духом Святым. Исполнитесь. Деян.4:31 – «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением». И назначение Духа Святого одно только: чтобы шли и благовествовали, несли эту весть: как радостно знать Бога! Еф.5:18 – «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Понимаете, получить удовлетворение за проделанную работу внутри себя - это уже награда. Не надо ждать, что кто-то наградит. Из нашего лагеря увезли самого хулиганистого мальчишку вчера. И уже вечером никогда мне никто не звонит, вдруг звонок. Бабка его воспитывает. «Ваше наказание ничто, как я его наказываю. Он приехал домой, и я увидела в нём такие изменения! Я вам земно кланяюсь и всем рассказала, где Ваши книги продают. Подруга спрашивает, как послать к вам ребёнка». Я получаю эту награду в удовлетворении и скажу: да, изменения наступили, ребёнок испорчен, кажется, окончательно. Из него скверное слово идёт. И дерётся. Запущенный абсолютно участок земли. Но можно работать, потому что он активный. Златоуст так и говорит, что если растёт там крапива, а потом распахать, там будет и доброе расти. Но если на нераспаханном ничего не растёт, солончак, то и когда ты распашешь, там ничего не будет. Есть в этом надежда. И эта благодарность для меня награда. Но и велика же радость на сердце. С постели подняла, чтобы встать на молитву и поблагодарить Бога. Авв.3:17-18 – «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». Представь, погибли дети. Тяжело, страшно. Видеть детей одновременно всех убитыми лежащих - семь сыновей и три дочери. Но и тогда уста Иова не произнесли ропота. Утешение одно – Господь Бог со мною.
И что бы ни случилось – а Христос со мной, ибо Он сказал: Евр.13:5 – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». У тебя всегда найдутся люди, которые не любят тебя, и будут даже такие, которые желают сделать тебе пакости, и ты поймёшь, что тебе их не преодолеть, ибо они будут издеваться над твоими дочерями, сыновьями. Ты сегодня же утешься: Господи, Ты мог их не дать, но они родились, они живут, и да будет над ними воля Твоя». Но и тогда я не возропщу, если Бог попустил несчастье. Ребёнок погиб. А ты скажи: «Но зато он не попадёт в беду, которая грядёт на вселенную, когда печать будут ставить». «А сын-то у тебя видишь какой – плоскостопие, да уродливый какой». Благодарение Богу - он в армию не пойдёт, его дедовщина там не будет донимать, его не убьют там. «Да дочка у тебя не красавица». Вот там мисс-красота. Год не прожила, уже её снасильничали, убили, в кустах нашли. А твоя живёт при тебе, она кормилица будет твоя, у неё добрый характер. Ты во всём найди «но и». Видите, всё даже погибнет, но и тогда со мною Господь. Мф.15:27«Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Мы должны найти кого-то, кому ещё труднее. Увидим, как будто бы Господь остановил Свои милости, мы как бы в зависшем состоянии, но и тогда искренне скажем: Господи, но и получают эти люди, не знающие ничего. Говорят: вот, на юге бананы растут, хлебное дерево, булки на деревьях. А тут шесть месяцев работай для того, чтобы зиму кормить. То, что сейчас вы делаете, это только для зимы. А ты найди в этом хорошее. И скажи: войны здесь не проходят, захватчики не приходят. Дальше: змей нет, скорпионов нет. А там кобры, тигры. У нас тигров никаких нет. Но и хорошо же нам здесь быть. Тигры не ходят, скот не воруют, львы людей не утаскивают. Лук.21:18«но и волос с головы вашей не пропадёт». Господь говорит: голову снимут, а волос не пропадёт. Как так? Да так, что будет воскресение из мёртвых, и всё будет опять на месте. Это нас утешает. Какие бы потери не были, перекрестись и скажи: «Мой Иисус сказал: мой волос не пропадёт». Да, всё украли, всё пропало. Да, допустил Бог воров. Но и волос не пропадёт. Если ты скажешь: благодарю Тебя, Господи, что ты дал претерпеть невинно клевету, ибо я старался делать добро, а они всё извратили, - но и велика награда. Златоуст говорит: я проповедую день и ночь, а вы не слушаете, не обращаетесь. Награда моя выше, если бы вы обратились. Потому что часть награды в виде здешней радости я бы получил на земле, а так целиком награда будет на небе. Златоуст значение слов «но и» очень хорошо понимал.
1Пет.2:18«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым». Суровым трудно повиноваться. Однажды у нас в лагере была мать с детьми, и я поинтересовался: «Из другого города, с другой области, и почему вы решили сюда?»; «Я прочитала в вашем объявлении: во всём строгая дисциплина». «Ну, и что?» А она: «Наш тятя очень строго нас держал, и я запомнила это. Какие мы выросли все трудолюбивые. И строгость - это очень хорошо». Одно только слово, и её оно уже привлекло. А иные начинают: да вот у вас рано встают. Но это помогает детям начать самостоятельно решать многие вопросы уже здесь они не будут такими изнеженными. 2Кор.8:21«ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми». То есть не подавать соблазн никому. Смотрите, в какое время дети ложатся. «Да я смотрю за ними». Вечер, у нас отбой, допустим, в десять. В сумерках чтобы ваши дети по деревне не ходили, ибо в этом опасность. «Ну, а они самостоятельные». Они на дне озера будут лежать, самостоятельные. Но и большая опасность, когда дети одни. У нас в лагере нет женщин на этой неделе, и у меня девочки не купаются. Вдруг приехали женщины-родители, и я с ними отправил вчера, искупались. В баню не с кем пойти, ни одной женщины нет. Я и их проконсультировал, зашёл, всё сделал, закрыл, а дальше слушаю: как у вас дела там идут? Но и в этом тоже хорошее, потому что они приучаются к самостоятельности. Плохо, но и хорошо. Почему? Господь с нами, утешение даёт Он нам. 2Кор.9:12«Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу». Конечно, хорошо, когда люди помогли, и мы напитались, наелись. А Апостол Павел увидел в этом не главное. Главное – что тех, кого мы накормили, кому помогли, подвезли, – они Бога благодарят. Человек просил: окажи мне, Господи, милость Твою. И внезапно, и именно в этот момент человек появляется на арене. Я даже не думал о нём. Вчера нужно было отправлять ребёнка в город, но как? И вдруг появляется человек из Новосибирской области. Ни раньше, ни позже. Только позвонили, и буквально состыковалось. От Господа. И уже возблагодарили Христа, Бога истинного, вместе с родителями. Еф.5:11«и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Но и – высшая ступень. «А я не курю». А ты и обличи курящего, скажи: ты двенадцать лет жизни отнимаешь себе, отравляешь воздух, подаёшь дурной пример. «Да я немного пива выпью». Дурной пример заразителен. Тело разбухает, а тебе этого не надо. По всем признакам не надо. Да и хорошего в этом мало. Сейчас пишут: Германия первое место держала по пиву. И вдруг начала отходить, – Россия первенство перехватила. Хватило православия только на это, больше как будто бы ни на что не способны. Написано в рекламе: разгорячайтесь. Ты знаешь, что такое разгорячайтесь? Это касается блуда. А в вине есть блуд, в алкоголе блуд, – про это Апостол Павел пишет к ефесянам. Но и... Поэтому, хотя я и хочу, хотя мне и нравится, но ради моего Господа я в рот не возьму, дабы не подать соблазна. Это самый главный стимул. То, что вредно это, человек забывает, не помнит, а я пива не буду брать в рот только потому, что мой Господь запрещает мне быть соблазном.
Фил.1:29 – «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». Что вам дано ради Христа? Мы можем сказать: милость, защита. Но никто не может сказать, что скажут верующие: я уверовал и мне Бог дал право страдать за Него. Но и... Всё, что у меня есть: талант, разум, друзья, имение, – это от Бога. Величайший дар Божий, который не будет никогда отнят и который не каждому даётся – это пострадать за Христа. Это быть в тюрьме, в лагере, быть мучимым. Мысленно хотя бы скажем: Господи, если будут гонения, Ты меня уже сегодня начни укреплять, чтобы там мне устоять. И старого и малого – потащат всех. Как было при раскулачивании. Не смотрели на то, что слепая бабка, что ей 86 лет, но её посадили на сундук на телеге, и она упала оттуда. Это наша близкая рассказывает, как их раскулачивали.
Фесс.1:8«Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чём не нужно рассказывать». Но и... Чем вы известны здесь? То что у вас есть благовестие. Готовишься ехать во вторник с молочными продуктами, проверяешь машину – молодец. Спрашиваешь, какая погода, как проехать, – это надо. Но поставьте на первое место другое: я еду, и с кем я встречусь? Так, тех людей я уже знаю. Так, я продаю молоко, они рассчитываются, а что я могу сказать? Сказать: «А вот Апостол Павел говорит и Пётр говорит, что вас нужно питать молоком, а не твёрдой пищей. Молоко духовное - это слово Божие». То есть заранее приготовьтесь к распространению молока. Но то, что вы ездите, это далеко, это трудно, и я понимаю это всё; но самое главное – не забывайте, чтобы с вами был груз ответственности по отношению тех, с кем вы встречаетесь. Как любит вас Господь! И Он открыл перед вами такое поприще! Ты бы ни с кем не встретился, а так у тебя свои люди есть отдельные, кому-то ты продаёшь, встречаешься. И с ними начинайте вести работу. Ты не знаешь, что будет завтра. Как я нынче встретился с ректором университета, и я его в первый раз вижу, а он бывший губернатор Алтайского края. «Я что-то слышал». Я уже догадываюсь и думаю, что от епископа что-то ему перепало. Я к нему явился с книгами, за меня ходатайствует один академик, профессор. И сразу разговор пошёл именно о божественном. Бог так делает. И поэтому в нашей немощи да отобразится Христос. Чтобы это «но и...» мы увидели в самом незначительном, что кажется нам сегодня отрицательным. Аминь.

На разжиревших гневается Бог
И карами сугубо угрожает,
Что утолстел, разъелся, словно стог, –
Пузень не скроешь праздничной пижамой.
Глаза навыкате, навыпучке от жира,
Не ел, а лопал, жрал, как жук навозный.
Бугрится зад и раздаётся шире.
Опомнись, прорва, да не будет поздно!
Не кость широкая, а безразмерный рот,
Жующий и роднящий с саранчою.
Лень-матушка вдобавок разопрёт,
Сон не в обтяжку тоже, – здесь при чём-то.
Четвёртым качеством обжора обложился –
С беспечностью братался ежечасно.
Кровь нагнетая, утончает жилы,
И человека нет – гора из мяса.
Червям могильным на роскошный стол
Готовила жующая скотинка,
Для рта не запустил сигнала «Стоп!»,
«Чего бы съесть?» – во рту одна пластинка.
И вот теперь стоишь нараскоряку,
Мешают ляжки каблуки свести,
Сам из добра слепил такую бяку —
Скрипит над пропастью под тяжестью настил.
Убойся Бога, сбрось излишний вес,
Потей не с чашкой, а в труде на пашне;
Ешь впроголодь, сухарик, — преобразишься весь,
Не проиграешь бой с утробой в рукопашной.
Зачем же быть египетской коровой?
Тавифой-серной много лучше быть,
Жир растряси — и корпус станет ровным.
Прислушайся! Не злись, упрямый бык!
Быть тонким, звонким и почти прозрачным –
Приятность в теле ощутишь во сне.
Иначе с брюхом встанешь на корячки...
Начни сегодня, чтобы не краснеть. 16.06.08. ИгЛа

Список всех проповедей

156

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: