Свидетельство внутри нас
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 5Указатель — 1Ин.5:10
02.12.2007. 1Ин.5:10 - «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом». Какое короткое предложение. Кажется вначале, что до глубин богословия Иоанн никогда не опускается, но когда вдумаешься, то весь Новый и Ветхий Завет заключён именно в этом свидетельстве. В совести нашей. Сегодня, 2 декабря, спросите у людей, которые пойдут голосовать: «Вы голосуете по совести?»; Спросите депутатов, которые так много хорошего обещают: «Вы это по совести говорите? Вы же не выполните ничего»;. Речь идёт о совести. Я вывел такое определение совести: «Совесть есть тот участок души, через который человек слышит голос Божий»;. Сконцентрировал всё, что читал у святых отцов. И, наконец, у Златоуста встретил, что совесть первичнее Евангелия. Евангелие потом уже дал Бог, когда у людей совесть заглохла. Раньше-то не было Закона. Был закон совести. Напоминаю, что 19 ноября по старому стилю, то есть сегодня, церковь отмечает память Варлаама и Иоасафа.
В Ветхом Завете было так: приходит царь Езекия, рушит всех идолов, - и вся страна верующая. Приходит за ним следующий царь, всё рушит, - и Бога Иегову сразу же никто не знает, Ваалу почти все поклоняются. Как много всё-таки значит правитель. Я 45 лет верую по Евангелию и могу сказать, что князь Владимир не был обращённым христианином. У него другие цели были. Но его называют равноапостольным за то, что он веру православную сделал государственной. Обращения и благовестия у него не было. Вот царь Константин был самым настоящим язычником и в смертный час крестится от еретика Евсевия. Но он тоже назван равноапостольным, потому что религию сделал государственной. Он видел, что язычество сгнило, а христиане смело идут на костёр, делают добро. Выбор сделал правильный, но сам не обратился вовремя. Нина - просветительница Грузии. Её чтут как просветительницу, и это действительно так! Посмотрите, как сербы чтут Савву своего, а болгары своего Бориса. Читаем сегодняшнее житие, как Варлаам обращает тайно царского сына Иоасафа (по-разному называют: Асаф, Иасафат). Кажется, что всё, победа над язычеством. Царь передаёт сыну всё царство, а сыну всего 25 лет, самый расцвет силы. Но в него брошено семя монашества, наставник убеждает его бросить всё. Страна бы сбросила с себя всех идолов, выстроила бы храмы, 800 миллионов людей были бы православными. Но Иоасаф ставит вместо себя сановника и уходит в пустыню. То есть свои собственные интересы ставит выше интересов всей страны. Народ идёт за ним: «Останься, мы же без тебя язычниками станем»;. «Нет, отстаньте, я иду Варлаама искать»;. Индия вся опять обратилась к язычеству. Сейчас церковь должна признать, что с Индией допустили непоправимую ошибку. Нет, опять перепечатывают жития святых под благословением патриарха, и нет покаяния, что не потрудились. А мусульмане потрудились, хотя пришли туда на шесть столетий позже, и в Индии их немало. Ушёл в пустыню в 25 лет, а Варлаам, учитель его, живёт 100 лет, Иоасаф его 2 года ищет. Встречает, когда Асафу 27 лет, и только по наитию Варлаам узнаёт, что это его ученик. 27 лет – ввалившиеся глаза, заросший шерстью, питался корешками. И умирает в 60 лет (царский сын). А учитель 100 лет прожил. Жители Индии сейчас о нём ничего не знают. Он ушёл, и связь прервалась полностью. А дальше одни только видения. И откуда знают, какие он видит видения? Он там один был. Умер, и вся Индия собирается взять мощи, чтобы захоронить в храме. Где эти мощи? Никто не знает.
Евангелист Иоанн говорит: 1Ин.5:10 - «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом». Хочу вас приучить к молитвотворчеству. Читали сегодня Апостольское чтение и целовали его икону, – начинай свидетельствовать. Не думай, что Апостол Павел был бы мирно настроен к нам. 1Кор.4:21 – «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?». Или огреет палкой. Везде надо свидетельствовать: свидетельство совести моей, что я верующий. Связали себя сплошными праздниками. Ноги-то связанные, куда они пойдут? Да и вы связанные. Кто вчера был на свидетельстве? Как прекрасны ноги благовестника. Лучшего времени, которое мы испытываем в 2007 году, Россия не знала. Оцените. Через несколько месяцев изберут другого президента, и что будет? 1Макк.2:56 - «Халев за свидетельство перед собранием получил в наследие землю». Он сказал: с нами Бог Иегова, и ничто не устоит, всё рухнет. Это пример нам. Свидетельствуй и никого не бойся. Главные противники свидетельства перед миром о Евангельском Христе – это попы. Они невозрождённые в абсолютном большинстве. Свидетельствуйте и им.
2Макк.3:36 - «и пред всеми свидетельствовал о делах великого Бога, которые он видел своими глазами». Что с нами Бог сделал? Выходите на улицу и сразу: кому и что сказать при встрече? Что сказать мужчине и что женщине, как засвидетельствовать? Сатана нападает каждый день. Я готовился вам прочитать материал, как падать при гололёде, ибо у стариков кости хрупкие, ломается шейка бедра. И почти 80% уже не встают, гниют и умирают. Прочёл сам, приготовил и пошёл в сарай. В темноте под ногами верёвочка. Никогда не падал, мне нельзя, у меня позвоночник повреждённый. Падаю между вёдер со всего размаха. Вот так сатана ставит препятствия и в проповеди. А по Варлааму не надо свидетельствовать, он ушёл в пустыню от проповеди и от свидетельства. Когда я называю известных правителей, то добавляю, что они не ставили свидетельство на первое место. Они покрывали страну храмами и искали мощи. Мы в чистом виде-то христианства не знаем. Совесть должна была подсказать – не тем путём пошли. Не надо бояться авторитетов, не по авторитетам нас Бог судить будет, а по Слову Божьему. Сегодня надо усилить молитву не только об избрании президента, но ещё и о том, что будет собор православный совместно с Зарубежной Церковью. Но у меня веры нет, что они повернут на Евангельский путь. Всё Евангельское будет ими сметено. Бог многократно выжигал, опрокидывал Иерусалим. Это для нас образ был. Моя совесть подсказывает, что Бог наш грех не потерпит. Бог говорит, что вера от слышания слова, а не от вещей. Не от колокольного звона и не от ладана… И на это надо себя настроить. 3Ездр.2:36 - «Я открыто свидетельствую о Спасителе моём». Можем ли мы так сказать? Как я употребил коротенькую свою жизнь? Прем.Сол.17:10 - «ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы». Грешник всегда думает: «Что мне будет, если я уверую? Что мне муж сделает?!»; и другое. А вы всегда просите: «Господи, дай мне веры, обновления духовного храма»;. Вот поют: «Иже Херувимы»;, то есть мы как бы херувимов изображаем из себя. Напрягитесь всей силой, что вы – херувимы, и пусть эту напряжённость Бог сохранит до последнего дня, эту сопричастность небу. Не в пустыне только Бог. Мы читаем, что злой дух гонит в пустыню. А кто монахов загнал в пустыню? Если бы вся Индия была христианской, то такие маленькие прилежащие страны, как Цейлон, разве были бы мусульманскими или буддистскими, если были бы миссионеры посланы туда? Да этих бы лам и во сне бы не было. Когда Бог всё это откроет, то что мы увидим? Увлекшие Иоасафа в пустыню погубили целую страну.
В Ветхом Завете слово «свидетельство»; встречается 34 раза, а в Новом Завете - 136. Явно, что мы все должны быть чадами свидетельства. Если ты в храме был и просто простоял, то, Златоуст говорит, ы напрасно был. Ты должен учится из всего, что видишь. Втор.31:19 - «Итак напишите себе [слова] песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи её в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых»; Деян.14:17 - «хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши». Свидетельство — как дождь на иссохшие души. Где, кому Слово Божие сказать? У нас книги есть. Получаю благодарности за книги из разных стран,— выше всяких похвал. Надо молиться, чтобы книги заговорили. Я прошу: «Берите книги на пожертвованную сумму, кто жертвовал на издание, распространяйте, кому-то подарите»;. Где и какое есть свидетельство? Иак.5:3 - «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни». Золото же не ржавеет. Это о другом говорится. Вот у вас есть квартиры, дети живут отдельно, жильём дети ваши давно обеспечены. А вы ещё и свои квартиры переписываете безбожникам, детям, внукам. И эти квартиры будут свидетельствовать против вас. Я перед Богом это говорю. Вы знаете, что у нас сестра умерла, квартирой не распорядилась, квартира — государству. То есть воры и блудники заберут. Другая сестра не распорядилась квартирой, теперь сама из-за этого может попасть в дурдом. А вот если бы квартира твоя пошла для верующих, а у нас есть молодёжь с детьми без жилья, то там бы Ангелы пели день и ночь. Их внуки бы ещё вас благодарили. Я не говорю о тех бабушках, кто живёт с детьми и не имеет отдельного жилья. Говорю только о тех, кто живет отдельно, тот должен задуматься, куда пойдёт его добро.
Рим.2:15 - «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». По совести надо молиться утром и вечером: «Господи, благодарю, Господи пробуди совесть, чтобы я нашёл все таланты свои. Господи, проверь, может, я поступаю бессовестно?»; Бессовестность может проявляться во взгляде, слове. Ис.8:16 - «Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих». не понимают даже, что пишут. Храм никогда нигде не может быть построен, кроме как на горе Мориа в Иерусалиме. Люди не понимают ничего. «А вот он такой хороший»;. Никто не спорит. Плохой был бы, зачем его послал бы Лазар сюда, главный их раввин. А этого уже назначили главным раввином по всему Алтайскому краю. Сколько евреев? Вы никогда не догадаетесь, что в Москве, как он говорит, около миллиона. Чей город это? Да это же Иерусалим самый настоящий, и как мы освящаемся там через них? А здесь сколько? Насчитали пока две тысячи только тех, которых знают. У них и ныне главное – это ожидание Мессии. Христос говорит: Ин.5:43 – «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете». И кто он будет? и вот тогда антихрист сей отстроит храм. 2Фесс.2:4 – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Там, где мечеть Омара стоит. На этом самом фундаменте должен поставить. Значит, или мечеть взорвут, или что-то ещё будет. Сегодня это кажется невероятным. Неужели можно такое сооружение убрать? Не знаю. Но уже где-то совсем рядом. Уже, как говорили святые, шаги слышны, через решётку тень мелькает, как в «Песне песней». Ин.8:41 – «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Какого же они отца тогда имели? Если храм построен был во имя Иеговы, то почему в этом храме сядет тот, который во имя своё придёт? Тот, пришествие которого будет со знамениями, чудесами ложными, и тот, которого своим присутствием Иисус истребит; и будет мучиться день и ночь во веки веков. Вот кто такой этот мессия. И мы должны говорить об этом. Иной придёт, и мы знаем, кто это. Они тоже что-то знают. А мы скажем: ничего вы ещё не знаете. Мы знаем из Евангелия, и сердце наше должно подсказать, что мы от Бога, и поэтому нам дано это знание.
1Ин.4:6 – «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения». Если мы точно идём по Евангелию, по Библии, они не слушают нас. 1Ин.5:18 – «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». Особенно храните молодёжь. Детям маленьким говорите о геенне огненной, о страхе Божием. Сначала заложите страх. Страха не будет – ничего не будет. Только в школу пойдут, они у вас растворятся. Рождённый от Бога не грешит. И покажи ребёнку, что ты делаешься чужим Богу, Бог отнимет у тебя охрану, ты будешь уязвимый, тебя будут бить везде, знаний тебе не будет дано. Покажите ребёнку хотя бы направление. Наши родители ничего нам не дали, кроме того, что есть ад и Суд Божий. Ни одной книги не было, кроме Псалтири. И это нас сохранило. Мы знали: нельзя, и через это не перелезли. Господь хранил. Скажите, что значит скверное слово, как оно оскверняет человека; что значит непослушание родителям, взрослым, учителям, чтобы умели различать чистое и нечистое. А учить надо с посуды дома, со стола – чистое и нечистое. Вы ребёнку закладывайте то, что должно. И тогда он будет знать, что нам этого нельзя. А то без всяких границ живут. 1Кор.2:12 – «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». Вот откуда имеем, и для чего нам нужны благословения, исповедь, причастие. Чтобы в чистый сосуд Бог дал Духа Святого. Мы приняли Духа Святого. А в чём это выражается? В первую очередь в желании угодить Богу. Спрашивают: Можно ли есть продавемые продукты, такие изысканные, под видом молока, но растительного происхождения? А тогда в чём пост заключается? Да если из пищи-то постной хорошо приготовить, да ещё, если и рыба разрешается, да если средства позволяют, то можно красную и чёрную икру досыта есть, ограничений вообще у нас нет. Ну, а чём тогда ты отличаешься от мира? Сокращай себя и свои прихоти. «Сейчас такая передача интересная идёт»;. Вы поверните к стенке телевизор. «Ну, а что особенного, если я посмотрю?»;. Такие рассуждения, как будто человек ничего не слышал из Писания. Ты сам себя сохрани. Тогда и ИНН ничего не значит? А ты упрись, не прими его. Испробуй свои силы. Так можно всё объяснить, и никакого вроде вреда нет.
2Кор.2:17 – «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе». Вот почему определяется, что мы от Бога: у нас полная Библия, толкование святых отцов, и мы точно стараемся всё исполнить. Есть критерии, есть такие моменты, вехи, по которым можно определить, с Богом мы или не с Богом. Помолился и сразу прислушайся: что мне скажет Господь. Вы слышали, что умер отец Михаил Капранов, хоронить как будто завтра будут. А было, что он был против меня, писал материалы какие-то. Не я, а он против меня писал. Я встал на молитву, мне до того легко, как будто никогда ничего и не было. Второй день молюсь. Бывает, о ком-то молиться, тяжесть какая-то. Здесь я молюсь – легко. Видимо, там у него было покаяние. А может, он рядом здесь где-то. Всё, и как будто никогда не жил. Все твои звания, академии, где был, чёрная сотня – этого ничего не надо. Ты явишься, ибо каждый по Слову Божию судим будет. Господи, прости! Как будто ничего и не было. Он как священник остался в моей памяти, когда он взял Дары и в трамвае поехал причащать нашего тяжело больного человека. Когда он приехал в Барнаул, он был простой, и он таким в памяти нашей отпечатлелся. Господи, сделай, чтобы как будто плохого и не было, чтобы всё это стёрлось из памяти. Он старался, он хотел, как лучше, он любил Россию. Он думал, что через царя добьётся лучшего. Тут мы никак не сходились с ним, ибо не в царе дело, а всё дело в Боге. А дать или не дать царя – не наше дело решать. Израиль выпросил царя, от этого же первого царя Саула стала стонать вся страна. В ужас все пришли, какого тирана выпросили. Всех священников порубил. Мы не повреждаем Слово Божие. И спроси: повреждаю я святую Библию или нет? А если ты Писание не читаешь? Оно не умножается, оно тоже тобой повреждается, оно требует, чтобы ты ежедневно вникал в Слово Божие. «А я его трогать не буду, не буду повреждать, кто мало знает, мало спросится»;. Вот как раз за это и спросится, что ты лукавый.
Деян.17:29 – «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». Если мы верующие, давайте уповать на Бога. Мы от Бога, а не от Иоанна Кронштадтского, не от Серафима Саровского. Непрерывно разговоры идут, что куда-то поеду, что-то возьму. Нам разрешено им молиться, но церковь никогда не настаивала, чтобы мы девяносто процентов молитв посвящали святым. Меня спрашивает человек, который был православным. Ушёл из православия. «Я в храм зашёл, теперь я смотрю уже глазами не православными, а я же тогда был сам священником, на всё смотрел, и был у меня полный список – какому святому от какой болезни. Я прочитал около ста имён святых и не нашёл только Христа»;. Вообще Его в этом списке нет. Значит, мы кто? – Идолопоклонники самые настоящие. Я недавно нашёл этот листик – в самом деле. Неужели это так трудно сказать? Да, церковь разрешила, да ты потихоньку помолись, канон прочитай. А то на каждом шагу: Ксения, Ксения, Серафим, Серафим. Спрашиваю: где у тебя Бог? Ты хоть раз-то произнеси имя Христово. Да при Павле разве не было святых? Почему он эти слова не говорил, не поминал никого? Один раз помянул «столпы»; Иоанн и Пётр, и на этом всё. И они на меня ничего не возложили. Все именно так и понимали. Ясно, что у нас идёт не так. Мы верим святым, помяни один раз и всё. Да, мы признаём Ксению, Матрону. Но вы не увлекайтесь этим, это ведёт совсем не в ту сторону. На первом месте – любовь к Богу, а потом к живым. Других заповедей нет. Две заповеди, а где остальные? Божков каждый делает себе. И каких только нет святых у старообрядцев сегодня, у католиков. А нам можно свободно без них жить. Так и без наших, выходит, можно свободно прожить. Помолился, поблагодарил Бога: слава Богу, был Сергий Радонежский, заботился. Молись, Сергий Радонежский о нас. Этого достаточно для тебя. Я его признаю, и этого достаточно. Рим.8:14 – «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». О Духе Святом постоянно надо молиться: Дух Святой, приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны. А имею ли я Духа Божия или нет? Как рассуждаешь, какие твои мысли, какое твоё чувство? Услышал, что злодею плохо. «Вот наконец-то, это ещё цветочки, подожди, ещё ягодки будут»;. Что в этих рассуждениях от верующего-то здесь есть? Какое участие мы приняли в судьбе тех, которые где-то в подземелье сидят? Помолился ты? А я написал письмо туда, и конкретно предложил приехать к нам. Может, передадут, а может, в редакции кто-то очнётся. И что бы ты ни услышал, во всё включай себя как участника: «А могу ли я чем-то быть полезен, Господи. Мы же все от Бога»;. Эти тоже люди желают спасения.
Рим.8:16 – «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии». Мы говорим, что мы от Бога. Но как сие проверить? По свидетельству от Духа Божия. Все на тебя будут клеветать, говорить, что нет спасения тебе в Боге. А ты только встал на молитве, и сразу же Господь даёт тебе радость, Он тебя ведёт на злачные пажити. Он сразу припоминает, какие благодеяния ты имел. Мы об этом молились, ты вернулась, у тебя хорошо. Кто путешествующие, вы помните? Мне вчера сообщают, что те, которые уехали в Голландию, теперь на полгода уехали во Францию. А я каждый день молюсь: Господи, устрой так, чтобы они вернулись. Усильте молитву-то, вы же понимаете, что у них всё не так. Надо жить и подавать, а не брать. 1Кор.11:16 – «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Спорливый человек далёк от Бога. Ты возвестил истину, сказал, а что дальше спорить-то? Спорит, как правило незнающий. Иисус никогда не спорил, а спорящих разнимал: Мк.9:16 – «Он спросил книжников: о чём спорите с ними?». Ты возвещай истину: «Я знаю»;, – и обопрись на Священное Писание. Писание вот как говорит, и на этом всё. Весь мир лежит во зле. Почему можно было так сказать Иоанну? Почему весь мир? Есть же люди хорошие, не пьют. Кто-нибудь видел, чтобы еврей валялся на остановке пьяный? Вы слышали, чтобы евреи или мусульмане бросали своих детей в роддомах? А ведь это русские отказываются от детей своих. Я не знаю, в Израиле за год хоть один аборт был или нет. У нас 18.000 каждый день. Поэтому нам есть о чём подумать. Мы-то христиане. Просто я от Бога, и, значит, я должен уже теоретически выше быть, пример показать. А ведь не можем сказать так, не можем открыто свидетельствовать, потому что дела наши все против нас идут. Мк.8:38 – «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Мир этот, который вокруг нас, – прелюбодейный и грешный. Никогда не хвалите мир. «А вот я знаю, люди, они неверующие, но они такие хорошие»;. Да, это так, но он живёт в этом мире, и он останется с этим миром. От мира надо сегодня отделиться. Господь отделяет и извлекает Своих. Мир прелюбодейный и грешный. Где нет Христа – прелюбодейный и грешный – два слова. Мы должны мыслить так, как Господь мыслит. Иак.1:27 – «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира»; 1Кор.1:20 – «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?». Все эти премии, какие есть, – одно безумие. Те, кто получает Нобелевские премии, кто изобрёл, открыл радий, ибо ещё никто не знал, чем это всё закончится. Бог обратил сие в безумие. И что бы ты ни услышал, благодари Бога, что не на этом уровне стоишь.
1Кор.3:19 – «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их». Самое хорошее, что они знают, и это есть безумие. А доказывать нечего, раз оно не ведёт в Царство Небесное, и это всё останется здесь. Олимпиады, что они показывают, какие они мудрые, по компьютерным программам, ездят за рубеж – одно слово – безумие. Это характеристика, данная Павлом. Если там нет влечения к небу, нет указания на Царство Небесное. Ин.14:30 – «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Вот как мы определяем. Чтобы князь мира в нас ничего не нашёл, а всё сердце, разум были охвачены Духом Святым. Князь мира, он постоянно следит за нами. 2Кор.4:4 – «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Говоришь – человек не верит. Князь мира отнял мозги. А я услышал и принял. Я поверил благовествованию и поверил, что Христос умер за меня. Я верю, что Он возлюбил меня, что Он омыл меня кровью пречистой, что православие – это истинная Церковь, это всё от Бога. Кто не от Бога, тот со всеми спорит. Я верю, Господи, что Ты пришёл собрать детей воедино, а не разделить. Видите, сколько времени проходит после 17 мая, и мы всё ещё поминаем и Лавра, и Евтихия, и стоим на месте. Мы не знаем, что завтра будет, и в этом незнании мы даём место больше Богу. А знали бы, где-то ходатайствовали, ходили. Мы же ничего не предпринимаем, мы только молимся и всё. И молимся за того, кого поминаем. Какое наше положение, не знаю, подобное есть ещё или нет. Мы в каком-то подвешенном состоянии, а на самом деле как будто ничего не меняется, так же молимся. И они нас не отталкивают. 1Ин.4:5 – «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их». Если нас не везде слушают, ты определяй, что не слушают, божественное или мирское. Люди говорят часто совсем не умное, и прочие их слушают, хлопают в ладоши, прославляют. Значит, они от мира. А я не от мира, и значит, я от Бога. Мы же знаем, что мы от Бога. Тит.2:12 – «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Что мы Божии особенно должно подчеркиваться в нас тем, что мирские похоти, желания мы отвергли. И тогда Господь Сам засвидетельствует, что мы от Бога. Аминь.