"Возвращение Потеряевки"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«Потеряевка. Само название деревни предполагает её оторванность от внешнего мира. Так оно и есть на самом деле. Неоднократно бывая в Потеряевке, я всегда добирался до неё с трудом. Чаще всего, спрыгнув с поезда на маленьком разъезде Подстепновский, шёл четыре километра по раскисшей после ливня полевой дороге. Если везло, то ехал на редакционном «УАЗе», долго выясняя у встречных дорогу. А они, не понимая журналистского интереса к «попам» (так называют потеряевцев в окружающих деревнях), с неохотой указывали направление.
На сей раз, свернув с асфальтированной трассы, наш автобус моментально увяз в чёрной грязи, и, если бы не подоспевший из Потеряевки грузовик, нам ещё долго пришлось бы его толкать.
Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал. Раньше сюда был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и бревнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», – смеётся Игнатий Тихонович. Но, даже сдвинув бревна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена и открывался сводчатый подземный тоннель с деревянным полом, светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением – подземной церковью. Создавая тоннель и церковь, работали верующие по ночам: долбили грунт, вытаскивали наверх вёдрами. Сейчас здесь всё обыденно, как в каком-нибудь овощехранилище. О том же, как молились верующие в подземной церкви, теперь можно узнать, лишь посмотрев документальный фильм, снятый режиссером Ю. Н. Малашиным.
Сейчас у нас свобода вероисповедований, нет больше гонений. Сидя на брёвнах, наблюдаю за жизнью лагеря. Бегают ребятишки, занимаются своими делами взрослые. Странное ощущение, будто я попал в XVIII век. Женщины и девочки все в платочках и длинных юбках. У мужской половины – рубашки навыпуск, пояски... Все мужчины с бородами. Только бейсболки на головах у некоторых напоминают о веке нынешнем.
Детей в лагере иногда бывает до сотни, со всех уголков страны. В мой последний приезд здесь была большая группа из Красноярского края. В основном – дети верующих, многие из трудных семей, бывают из детских домов. Игнатий Тихонович берёт на воспитание всех. За время существования лагеря здесь были немцы, евреи, грузины, цыгане, греки, казахи, русские, украинцы. Не разделяют здесь и по религиозным убеждениям, бывают дети баптистов, пятидесятников, самое главное – это их стремление к вере. Плата за пребывание в лагере минимальна, да и видя, из каких семей привозят детей, Игнатий Тихонович многих берет бесплатно. Да ещё каждому ребёнку стараются здесь подарить что-нибудь из одежды или обуви.
Жизнь в лагере расписана по утверждённому уставу. Подъём с восходом солнца. Почему так рано? Чтобы встретить первые лучи солнца, пробежаться босиком по росе, умыться студёной водой, быть в единении с природой. Над головой проносятся ласточки, перебегают дорогу суслики... Всё это западает в память ребятишек, лелеет в их душах ростки уважительного отношения к окружающему миру.
В лагере проповедуется не только слово Божье, но и учение о здоровом образе жизни. Единение с природой, свежий воздух, водные процедуры дают прекрасные результаты. За всё время существования лагеря, не было случаев каких-либо серьезных заболеваний. Хватает детям и развлечений. Есть у них спортивная площадка, сделанная своими руками из подручного материала. Здесь имеется всё, что необходимо для физического развития: качели, канаты, турники, городошная площадка. Я искренне смеялся, глядя, как малыши осваивают ходули. Ребята постарше играли вместе с девчонками в футбол, бадминтон. А ещё в списке развлечений – катание на лошадях, на лодках, купание, сбор ягод и грибов. По пятницам разводят большой костёр. В лагере прекрасная видеотека. Последним фильмом, который смотрели дети, оказался «Титаник».
Обязателен в лагере ежедневный труд. Надо и воды принести, и дрова напилить. Девочки помогают в столовой, на кухне. Все при деле, все осознают важность своей работы.
В столовой бросилось в глаза разделение детей: сначала едят мальчики и только после них – девочки. Врозь купаются в пруду. Всё остальное время дети вместе. «Если цена девочки рубль, то мальчика – десять рублей, – говорит Игнатий Тихонович. – На мужчину возлагается всё: жилище, защита, кормление. Мы постоянно подчеркиваем это, давая понять, как девочки должны относиться к мальчикам. Мальчики же должны относиться к девочкам со всяким благоговением. В этом выражено стремление привить целомудрие, стыдливость, послушание, то, на чём всегда воспитывали русского человека».
Самое большое наказание для провинившегося – запрет на приезд в лагерь следующим летом.
Сейчас в Потеряевке появилось многое, это – уже настоящая деревня. Есть здесь электричество и телефон, медпункт, начальная школа, церковь, строятся добротные дома, у многих домов стоят автомобили и трактора. Среди живущих в деревне люди различных специальностей – врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор. Все они живут своим подсобным хозяйством, для всех закон – общинный устав. А главное, что их объединяет, – вера в Бога. Все здесь доброжелательны и общительны. Каждый день все потеряевцы собираются на службе в храме.
Молитва. Работа. Работают здесь много, до самого позднего вечера. Работа во славу Господа. Конечно, и отдыхают – по воскресеньям и церковным праздникам.
На одном из праздников – обряде Крещения – удалось побывать и мне. Готовятся к нему весь год. Желающие пишут заявление о крещении, за них поручаются поручители. И с этого момента они становятся оглашенными. И если оглашенный где-то оступился или сам почувствовал, что не готов креститься, то священное таинство отодвигается для него на целый год.
Вечером, накануне крещения, проходил совет общины, на котором наиболее уважаемые люди заслушивали каждого из оглашенных и их поручителей. Каждого «разбирали» очень долго, указывали на малейшие недостатки. Среди оглашенных было несколько человек зрелого возраста и несколько молодых – в основном девушки, студентки барнаульских вузов. Одна – студентка социологического факультета АГУ, другая – с ветфака аграрного университета, третья учится на педиатрическом факультете АГМУ, есть будущие экономисты. Все они учатся на старших, курсах и пришли сюда осознанно.
На следующий день, 12 июля, состоялось Крещение. Потеряевцы и обитатели православного лагеря-стана долго молились в церкви, а затем начался крестный ход к пруду, где и проходило основное ритуальное действие.
Тихая прозрачная вода принимала с помощью отца Иоакима оглашенных в свои объятия. На берег они возвращались крещёными и счастливыми.
Непосвящённому может показаться, что всё легко и просто: захотелось кому-то возродить деревню, и она как по мановению волшебной палочки возродилась, да ещё такая благополучная, в которой не воруют, не курят, не пьют, не матерятся, а живут так, как, дай Бог, всем бы нам жить. Но, каких трудов стоило возрождение деревни, знают только братья Лапкины. Только они знают, сколько пришлось пройти бюрократических препон и сколько ещё предстоит пройти. Государство, похоже, не очень-то приветствует восстановление Потеряевки: то комиссии наезжают, то местные власти землю урезают... Вот недавно удалось отвоевать разъезд Подстепновский, который хотели закрыть, лишив жителей Потеряевки единственной надежной транспортной артерии для связи с внешним миром. Да и жители ближайших деревень не всегда понимают потеряевцев, не нравятся им их добрые дела. В одну из ночей загубили у них лошадь. Воткнули ей в спину металлический штырь.
Игнатий Тихонович как-то расчистил у дороги родник, табличку сделал, чтобы знали путники, где жажду утолить, да кружку для них оставил. Кружка исчезла на следующий день. Он оставлял новые, приковывал на цепочки, но результат был один и тот же. Теперь у родника кружку не оставляют. Похоже, безбожников перевоспитать трудно, и кружек на них не напасёшься. И остается потеряевцам еженедельно чистить родник у дороги, чтобы вода в нём была всегда кристальной чистоты...
И вот я дома. Город встретил меня гарью и шумом. Слух резал отборный мат из уст подростков и красивых девушек. Россыпи окурков. Старшее поколение в поисках опохмелки. Я вернулся в цивилизованный мир» Владислав ГАЛЕНКО. («Мы и здоровье» стр. 3-4. 1999 г. «Российское здоровье» №2 от 27 октября 1998 г. стр.1-13).