размер шрифта

Поиск по сайту



"Истоки духовности"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«О ПРАВОСЛАВНОМ детском трудовом лагере-стане мы вспоминаем на страницах нашей газеты ежегодно летом, когда в Потеряевку приезжают дети со всех концов России.

В начале июли начинался второй заезд. Как сказал начальник лагеря И. Т. Лапкин, нынче возникали сложности по доставке де­тей. На разъезде перестали останавливаться поезда. И хотя теперь по распоряжению руководства путей сообщения должны бы останавливаться два поезда, выполняет решение только 613-й состав. Представьте: ночью выйти из вагона куда-то в степь, ни вокзала, ни пристанища рядом... И всё-таки едут.

Здесь мы встретились с отцом Андреем, который привез в лагерь троих, из них двое собственные «самые проблемные», по его словам, дети (у него их шестеро) из Красноярского края.

- Об Игнатии Тихоновиче слышал давно, – сказал он. – Славится он своею строгостью в вопросах воспитания детей. У священников со своими детьми немало проблем. Не секрет, что чужими приходится заниматься гораздо больше. А у своих возникает некий духовный снобизм, якобы они всё знают. Надеюсь, что здесь мои дети многое поймут. Спросила отца Андрея о его впечатлении о Потеряевском лагере.

- Детям нравится робинзонада. Необыч­ные и некомфортные условии тоже по-свое­му привлекательны. Хорошо, что дети вращаются в православной среде, живут по христианским законам. Ну и главное, что воспитание основано на труде, на понима­нии природы, любви к слабым, всё это в сочетании с активным отдыхом.

Что нового в лагере? Соорудили бассейн для малышей. Нет, не такой, как можно увидеть на экране телевизора, а примитивный, деревянный. Чтобы не просачивалась вода, положили палатку, пропитанную спецсоста­вом – подарок военных. А дети постарше каждый день купаются в озере. Вода считает­ся наипервейшим оздоровительным фактором и стимулом для физического развития.

Во-вторых, расширили кухню, стало более удобно повару и дежурным. Построили два подвала: один для хранения картофеля, второй используется в качестве ледника.

А детей, конечно, больше всего привлекает игра.

Прижились на территории лагеря суслики и стали почти ручными. Да вот беда: коршуны почуяли добычу, ловят зазевавшихся зверьков. Начальник лагеря придумал игру в часовых. Дети по очереди наблюдают с вышки за появ­лением коршунов, в случае тревоги подают сигнал и отгоняют хищную птицу. Одолели мыши – поставили капканы. Чего бы проще – завести кошку, да боятся – съест поселившихся здесь птиц. Дети ласточке отдали всю келью. Облюбовала она это место, ну и не стали гнездо разорять. А в другом помещении живёт трясогузка... Так вот воспитывается милосердное отношение к братьям нашим меньшим. С первых дней детям может многое не нравиться. И к образу жизни, и её темпу нужно приспособиться и осознать, что всё это во благо. Обычно недели две на это уходит.

И всё-таки дети вживаются. По воскресеньям катаются на лошадях и на лодках. Каждую пятницу собираются на костёр. Пекут картошку, поют, читают стихи.

Некоторые приехали и лагерь со своими велосипедами. И вот что удивительно. Здесь действует закон: никогда не проси ничего чужого, не унижайся, не завидуй. Работай, и у тебя в жизни всё будет, не только велосипед... Телевизор в посёлке не смотрят, но в дом священника ходят на видеофильмы. Смотрят классические русские кинофильмы: «Братья Карамазовы», «Тихий Дон» и другие. Из зарубежных запомнился «Иуда-Бен Гур», в основе фильма заря первого века христианства, столкновение Зла и Добра. Тьма захлёстывает Землю, и всё же Господь всё приводит к своему концу, и Свет побеждает. Говорят, фильм сильный.

Питание довольно разнообразное, выручает и свой огород. По обычаю, и гостей всегда накормят. Мы попали сюда в Петровский пост. Пища подавалась постная, но вкусно приготовленная: суп гороховый, каша пшён­ная, компот, необыкновенные пряники и пироги с начинкой из перекрученных подсолнуховых семечек, куда добавлен сахар. А ещё в качестве начинки использу­ют морковь с сушёной клубникой или сухофрукты с сахаром (и сливками, когда нет поста).

Поварским искусством славится Наташа Приходько. Вот её рецепт пряников для кулинаров. Муку перемешивают с сахаром, в середину наливают масло, добавляют соду, гашеную в рассоле или квасе, немного воды, ванилин. Тесто делается как на вареники. Затем раскатывают – и в духовку...

На мой взгляд, в лагере ко всему прочему ещё закаляется и характер. Все-таки условия проживания спартанские, да и работают здесь большую часть дня, дисциплина очень строгая.

Но И. Т. Лапкин так и объясняет, что в лагерь отдают детей те, кто желает воспитать их в Православии, послушными и трудолюбивыми. Ему пишут письма из всех городов России по адресу: 656016, г. Барнаул-16, ул. 2-я Строительная, 62-16.

Какими вырастут нынешние дети, побы­вавшие в лагере-стане, мы не знаем. Хочется верить, что искры добра и справедливости, заложенные Игнатием Тихоновичем, не за­тухнут со временем.

А вот приезжавшие со мной школьницы из райцентра, с любопытством ходившие по пятам и расспрашивающие обо всём обита­телей лагеря, однозначно заявили, что жить в таких условиях они бы не смогли...

Истоки духовности начинаются с испыта­ний... Л. ГОРБУЛЕВА».

 

 

116