размер шрифта

Поиск по сайту



"Потеряевка держит оборону"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«Как найти Потеряевку? Никак. Даже и не пытайтесь, ради собственного же благополучия. Если не сможете договориться, чтобы вас встретили – пропадёте... Так мы и ехали: сначала поездом, потом на лошади. Где-то около часа ночи мы уже лежали под тёплыми одеялами в доме потеряевского старосты Игоря Александровича Барабаша... У нас такие дома строят только те, кого принято называть «новыми русскими». Ранним утром голос о. Иоакима (главное духовное лицо потеряевской общины, родной брат Игнатия Лапкина, создателя этой общины) через усилитель и довольно мощные колонки, стоящие в «нашей» комнате, скомандовал: «Подъё-ё-ём!». Проснувшись (а попробуй после такого не проснуться) я заметил, что кроме колонок, магнитофона и телевизора в комнате стоит ещё и пианино! Оборудован санузел: горячая вода, водопровод, ванна. Но мыться хозяева предпочитают в бане... Кухня оборудована так, что позавидует любая городская хозяйка (кухонный комбайн, микроволновая печь, двухкамерный холодильник). Надворные постройки, скотина (пятнадцать голов крупного рогатого скота) четыре трактора, «Волга»... Собственно за счёт содержания скотины всю зиму и живут, поэтому и скотины так много. Сам о. Иоаким имеет 80 га. земли.

Тоталитарная секта?

«...А провинившихся там строго наказывают: бьют плетями, после чего сажают в глубокий бункер (спрятанный под землёй) и держат там несколько дней в холоде, на воде и хлебе». Примерно в таком духе одна из наших краевых газет отзывалась о потеряевских порядках. А порядки там действительно строгие: бриться (мужчинам) – грешно, галстук носить – грешно, рубаха должна быть обязательно навыпуск и под поясок. Платья и юбки у женщин должны быть длинными, не более 10-ти см. от пола (на богослужениях). Курить, материться, пить водку и заниматься другими «непотребными делами» категорически воспрещается... О. Иоаким рассказывал о дюдях, которые не смогли соблюсти эти правила (их было двое), они так и уехали, не успев как следует обжиться.

Теперь по поводу тоталитарности. Социология так определяет тоталитарную власть: характеризуется она абсолютным контролем над экономической, духовной и социальной жизнью группы. «Абсолютный» экономический контроль – это, наверное, положенная по уставу «секты» церковная десятина (сейчас её платят лишь трое). По поводу контроля над духовной жизнью, думаю всё ясно (община христианская – православная, и батюшка в ней – главное духовное лицо). Что же касается жизни социальной, то тут ограничений, помимо религиозных, практически никаких. Секта же, если верить словарям, это такая религиозная организация, догматичность взглядов и убеждений которой отличается от взглядов и убеждений господствующей церкви. Потеряевская община относится к Русской Православной Церкви за рубежом. Кроме того секта отрицает институт священства, а в Потеряевке есть священник.

Настоящий сектант – это, как правило, психически больной человек. Представьте себе, о чём же надо думать, чтобы зная обо всех безобразиях, которые могут твориться в Потеряевке в течение четырёх (как минимум) лет, за собственный деньги строить огромный дом, обзаводиться хозяйством, рожать детей... По словам о. Иоакима в Корчино Потеряевских ребятишек особо не притесняют, хотя случается дразнят. Семьи в Потеряевке, в основном, молодые, так что детей ещё много народится (учитывая, что противозачаточные средства и аборты – запрещены...) Некоторые даже признались, что именно из-за детей они покинули городские «коробки» и переехали «на землю». О. Иоаким запряг своего Карагёза в сани, и мы поехали в тот самй детский православный трудовой лагерь-стан.

Первые впечатления: «Как тут можно жить?!» Маленькие, обшарпанные кельи (или корпуса) высотой чуть больше человеческого роста с микроскопическими окошками. Впрочем, если снаружи побелить и внутри обустроить, то для ночлега (а не для жилья) эти строения вполне сгодятся, если их рассматривать как альтернативу палаткам... Огромные деревянные качели, вышка, пруд, участок и лес рядом дают основания предполагать, что детям в этом лагере есть чем заняться... Когда этим летом с заведением уголовного дела (с целью закрытия лагеря – некоторым он не нравится) ничего не вышло, решили попробовать провернуть это дело через санэпидемстанцию и прочие комиссии (за три летних месяца их было пятнадцать). Вот только некоторые из требований комиссий: туалеты в лагере должны быть оборудованы бетонными ямами, круглосуточным освещением и автоматически закрывающимися дверями; в самом лагере обязательно наличие водопровода с горячей и холодной водой (вы когда-нибудь видели водопровод в туристическом лагере). Уже были комиссии с намерением закрыть лагерь, но деревня настолько хорошо «держала оборону», что ничего у проверяющих не вышло.

В Потеряевке «косят» от армии?

«Как-то захотел у нас один принять Крещение, – рассказывает о. Иоаким, – и выяснилось, что он каким-то образом от армии «откосил». Мы с ним поговорили, он пошёл в военкомат, покаялся и призвался, как положено по закону. И ничего, отслужил весь положенный срок с бородой (мужчинам в нашей общине запрещено бриться), и никто его за это не притеснял. Всем призывникам нашей общины мы выдаём справки о том, что этот человек в силу своих религиозных убеждений не может держать в руках оружия, и его действия не должны быть направлены на причинение кому-либо вреда. Так что ни федерального, ни Божьего закона мы не нарушаем.

В часы церковной службы в доме о. Иоакима, на втором этаже которого оборудована зимняя церковь, собираются практически все жители Потеряевки. После службы нас хорошенько накормили, снарядили в дорогу целой коробкой яиц из собственного курятника, помолились за нас, посадили в сани, и мы отправились домой» (Константин Ганов, Андрей Луковский фото. «Комсомольская правда на Алтае» 24 декабря 1999 г., стр. 11, 20).

98