Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 2
Вопрос 745:
В церкви утром я не раз слышала слова: «Оглашенные, изыдите». Кто такие оглашенные, и куда им выходить?
Ответ И.Т. Лапкина:
«Храм назначен для верных, а притвор для оглашенных и кающихся, то есть таких людей, которые не получили еще право входа в храм. Лаод.19,43; Шест. 69» Стр. 14.
«Притвор есть третья часть храма и, как предхрамье, от молитвенного или среднего храма, отделяется особенною стеною, в которой находится одна или трое дверей. В притворе во время поучений и некоторых церковных служб по правилам велено было стоять оглашенным, то есть готовящимся ко крещению и кающимся… Оглашенные есть поучающиеся вере, и о Святом Крещении, как сказано в Кормчей (лист 24), т.е. оглашенным называется тот, который принят в число готовящихся ко Крещению и чрез поучение живым голосом научается вере, или оглашается и приготовляется ко Святому Крещению… (подробно об оглашенных).
…Итак, к числу оглашенных теперь принадлежат: младенцы некрещеные, те, которые в плену у язычников находятся и веры своей не могут открыто исповедать, иноверцы, обратившиеся в нашу веру и требующие миропомазания, и, наконец, кающиеся и отлученные от Св. Причастия. Сверх того к оглашенным могут быть причислены и те, кои удаляются от церкви и живут в нераскаянии.
Наконец, и всякий верный, побуждаемый совестью, должен самого себя полагать в числе оглашенных и молиться вместе с теми же оглашенными, дабы Бог очистил его тайные согрешения и не попустил ему входить в большие уклонения в деле веры и благочестия». Стр. 44, 45. (Кающиеся четырех родов) – подробно. Стр. 49 – 53.
«…Посему священник, готовящийся приступить к сему священнодействию, начинает изводить от лика верных несовершенных, т.е. оглашенных. С оглашенными некогда изводились и кающиеся, т.е. находящиеся под запрещением. Св. Герман кающихся причисляет к оглашенным. «Помолитеся, оглашенные, Господеви», т.е. непосвященные, ненаученные, некрещенные, исповедавшие грех и еще состоящие под епетимиями. Симеон Солунский это изведение оглашенных и весь затем следующий великий выход таинственно уподобляет второму пришествию Господню… Иподьякон не должен оставлять церковных дверей, дабы смотреть за изведением из церкви оглашенных и кающихся. …Посему на ектении говорится «елици верные», т.е. оставайтесь в храме, чтобы созерцать жертву Святых Таин, а изыдите все непричастные сему». Стр. 196 – 197.
«…Оглашенные, как готовящиеся ко Крещению или просвещению, тот час по прочтении сугубой ектении должны быть выведены». Стр. 274, 417, 350, 358 – 366. «Новая скрижаль».