размер шрифта
Поиск по сайту

Разве плохо, что все епископы-монахи?

Вопрос на тему «Семья»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Вопрос 2168:

Хотя вначале, действительно, Апостолы были и женатые, но сам же Апостол Павел говорит, что семейный уже не так может полно отдаваться на служение Церкви. Разве плохо, что сейчас все епископы – монахи; они служат только Богу во всей полноте и любви ко Христу?

Ответ И.Т. Лапкина:

Совсем даже не плохо. Но на это Господь наш отвечал очень кратко так:

Мф.19:8 – «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так»

То есть что бы ни приводили люди в основание свой нужды и даже если бы и подтверждали это соборными позднейшими постановлениями, но всё же Бог изначала этот вопрос установил разрешать совсем не так. Придумали «по согласию» массовые разводы законных браков производить «ради славы же Божией и пользы Церкви». А это всё от жестокосердия и от комплексов, иногда даже чрезвычайно «духовных» заклиниваний на «бисере девства». Хотя бы тысяча вселенских соборов устанавливали свои каноны, что епископами могут быть только монахи – всё это есть несусветная и дикая ложь на закон Божий и на Дух Христов, Который дал изначально Свои откровения и по этому вопросу в Библии. А слова Писания неизменны до Второго Пришествия Христова.

Мф.5:18 – «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё»

Как небеса и земля составлены сначала и так будут до пришествия Христова существовать, стоять – так и слова Божии, сказанные сначала в Библии, даже того твёрже будут стоять, и никаким сонмищам нарушителей их не ниспровергнуть даже под видом благочестия и «большей славы Божией».

2Пет.3:5 – «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою»

Не слово Божие составлено людьми, живущими на земле под небом. Словом Божиим сотворены небеса и земля. Монахи сами канонизировали своих монахов, святителей и потому в их понимании и всё небо состоит чуть ли не из одних монахов, и руководить женатыми они могут, как очень мудрые, подправившие слово. Предлагаю ознакомиться с их доводами в пользу монашества епископата.

Иоанн, епископ Смоленский. «О монашестве епископов». Почаев. 1904. Монреаль – 1980 г. 157 стр.

«Предисловие архиепископа Виталия. Патриархат не только полностью подчиняется коммунистической партии и является его послушным орудием, но некоторые члены его просто вербуются из членов партии. Иоанн в вышей степени даровитый суровый церковный оратор скоропостижно скончался 17 марта 1869 г. Он доказывает, что епископы в православной церкви непременно должны быть монахами».

Стр. 5. «Несомненно, что в первые четыре века христианства епископы могли быть в супружестве. В первые века сами аскеты могли невозбранно оставаться в кругу семейном и общественном. Таким образом, супружество епископов в первые века должно быть понимаемо вовсе не как совершенство церковного устройства и управления, а скорее как несовершенство, по крайней мере, неопределенность.

1Тим.3:2 – «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен»

1Кор.9:5 – «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

Апостольские правила, собранные в конце 2-го или начале 3 века говорят о женатом епископате. Правило 5. «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит своей жены под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина». У Климента Римского написано: «епископу хорошо быть безбрачным; если же не так, по крайней мере быть единобрачным». Апост. 40 правило - «Ясно известно да будет собственное имение /имущество/ епископа (если он имеет собственное); и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственность, кому хочет и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или родственников, или рабов. Ибо праведно это перед Богом и людьми, чтобы и церковь не претерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского, и епископ или его родственники не подвергались отобранию имения за церковь, или же дабы близкие его не впали в тяжбу, и кончина его не была сопровождаема бесславием».

Правило 51 – «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что всё добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Так же и мирянин».

Стр.10. Уже во втором веке является мысль о подчинении даже всего клира безбрачию, как закону. Дионисий в своем послании в Крит убеждает их «не спешить принуждением всех клириков к безбрачию, а иметь в виду немощи многих. Епископы советовали подавать более твёрдую пищу и питать клириков более совершенным учением, чтобы они, принимая постоянно сладкое учение, не состарились в детской жизни».

Стр.11. Апостолы не давали положительного правила о безбрачии епископов. Апостол Павел отдает предпочтение безбрачию и девству перед супружеством - даже в мирской жизни христиан. 1Кор.7:1,7-8,26,29.32,34,38. Церковь с самого начала запрещала безбрачному духовенству держать в своих домах какие бы то ни было лица женского пола, хотя бы для обычных домашних услуг, - и прежде всего требовало этого от епископов. Так в 267 г. по Р. Хр. собор в Антиохии торжественно осудил Павла, епископа Антиохийского, между прочим, за то, что, быв безбрачным, он держал в доме женщин и позволял тоже своему клиру, хотя в беззаконной связи с ними не был изобличен.

Стр.12. На 1 Вселенском Соборе в Никее был поднят вопрос о супружестве клира, и от многих епископов, с которыми было и весьма много пресвитеров, предложено было обратить безбрачие в общее правило для всего клира. Но некоторые из них, и между ними особенно Пафнутий, один из египетских, сам строгий подвижник и девственник, убедили собор не налагать на всех этого бремени, не для всех удобоносимого. Правило 3 коснулось только безбрачных членов клира. «Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме женщину, разве матерь, или сестру, или тётку или те только лица, которые чужды всякого подозрения». В продолжение всего 4 и 5 веков ещё не было дано исключительного правила и являются ещё супружествующие епископы, как напр. Григорий Нисский – брат Василия Великого, Григорий Назианзин- отец св. Григория Богослова.

Стр.15. Безбрачное духовенство в Римской церкви установилось слишком еще задолго до Григория 7-го, который только усилил это правило тем, что отлучил от Церкви всех женатых клириков. Лишил супружество их всякого даже гражданского значения и подвергал отлучению самых мирян, принимавших таинства от женатых пресвитеров… от первых веков монашество приобрело явное преимущество в цене и в силе - перед мирским (белым) духовенством. Стали ставить монахов в епископы, вызывая их из пустынь. Быстро распространялась эта мера по всем странам, где только водворялось монашество. В некоторых местах, как в Египте, Сирии, Месопотамии, лучшие из монахов получали архиерейский сан даже без определенного назначения на епархии. Если епископы в 4-5 веках были женатыми, то должны были воздерживаться от супружества по доброй воле. Если потом они позволяли себе жить с женами, то епископы эти подвергались суду и лишению сана. Это уже предполагало силу закона.

Стр.18. На безбрачие епископов был закон, только не писанный. Церковь первых веков руководствовалась больше духом, нежели письменами. Более живою практикой, нежели мёртвою буквой. Вот почему законодательство Церкви всегда имело характер преданий… безбрачие епископов вошло в церковь под влиянием чистейшего духа Евангелия.

Стр.19. Гражданские законы грекоримской империи в начале 6 в. уже не признавали супружества в епископском звании: они даже положительно требовали разлучения с женами тех пресвитеров, которые избираемы были в брачном состоянии на епископство. В новеллах Юстиниана: «не иначе посвящать в епископы, как если избираемым было определено, достойный в других отношениях, не будет иметь детей и уже не сожительствовал бы с женою. Никого не поставлять епископом иначе, как если кто предварительно или примет монашество или будет помещен в клире, по крайней мере на шесть месяцев, и в последнем случае поставлять только таких, кто не имеет детей или племянников и уже разлучился навсегда с женою». Это значит, что государство и общество со своей стороны признало всю силу церковного порядка, его пользу и необходимость, даже в гражданском отношении. В 9 веке это требование отменено гражданскою же властью; но в это время монашество уже утвердилось на архиерейских кафедрах.

Трульский собор (681-692) правило 12 – «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жить вместе со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея же великое тщание, дабы всё устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такого. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет Божественный Апостол: все во славу Божию творите;

1Кор.10:32-33 – «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись»

1Кор.11:1 – «Будьте подражателями мне, как я Христу»

Если же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен».

Стр.21. Вселенский собор не считал нужным в свое время стесняться апостольскими правилами, допускавшими супружество в архиерействе, а за лучшее и более полезное для Церкви признал отменение или ограничение этих правил. И наконец безженство епископов должно быть так строго соблюдено и супружество так нетерпимо в их сане, что виновные в противном подвергаются извержению из сана. С этого времени уже не видно супружества в восточной церкви, - даже в виде исключений. Но какая же судьба ожидает жён, разлученных с мужьями по рукоположению их в епископы?

Прав. 48. Шест. всел. собор. «Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится: да возведется в достоинство диакониссы».

На поместном Константинопольском соборе (1185-1195) было повторено: «Если же жена добровольно не захочет принять пострижения, то их мужья, хотя бы уже посвящены были в архиерейский сан, лишаются своего места и достоинства и на место их другие избираются» И это постановление утверждено царскою властью.

Стр. 23. Казалось бы, даже гораздо проще и легче – узаконить выбор архиереев исключительно из монахов? Но церковь не хотела и не могла узаконить такого порядка навсегда. И это объяснить не трудно: во-первых, монашество во всяком случае есть дело доброй воли, дело личного, совершенно свободного выбора; поэтому, как дело необязательное ни для кого, оно может подвергаться разным случайностям. Может и умножаться в церкви, и сокращаться, может и совсем прекращаться на более или менее продолжительное время. Но епископство должно быть в Церкви всегда неизменно, до скончания века: как же можно было бы основать его на такой нетвёрдой, т.е. непостоянной, не неизменной почве, каково монашество? Это значило бы и само епископство подвергать тем же случайностям, как и монашество. И во вторых: выбор по монашеству - это выбор по сословности (6 всел.33) что влечет неблагоприятные для церкви последствия. И нет правила, чтобы избирать на епископство исключительно из клира.

Стр.25. Такой факт, как живое предание и голос Церкви всех времен, не имеет ли уже сам по себе силы закона, не сохраняет ли всей нравственной обязательности для последующих времен, как скоро мы хотим быть верными истинному духу Церкви? И в этом-то духе Церкви без писанных правил и заключается самая действительная связь каноническая архиерейства с монашеством.

Таким образом действиями церковь, можно сказать, предупредила и отняла силу у современных нам возражений противу монашества: они были бы гораздо сильнее, если бы монашество утвердилось на архиерейских кафедрах только формальными узаконениями. Это понять, кажется, не трудно. В известных церковных (соборных и отеческих) канонах мы не находим прямого правила, чтобы епископы, избираемые из клира (белого духовенства), безбрачного или брачного, по избрании обязывались формально принимать монашество.

7 Всел. 18 правило – «Беспреткновенны бывайте и внешним, глаголет Божественный Апостол. Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякого соблазна. Сего ради, если усмотрено будет, что кто либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое либо служение, да подлежит епитимии; закосневающий же в том, да будет извержен. Если и случится женам быть в загородных домах, и восхочет епископ, или игумен путь творить там: то в присутствии епископа, или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена, но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания». (Эти же правила положены для всех служителей безбрачных. (1 Всел. 3; 6 Всел. 5; Вас. 88)

Стр.42. Даже после самого тщательного изыскания едва ли найдёшь, чтобы живущие в мире когда-нибудь удостаивались священноначалия; а монахам оно как будто жребием суждено. Только недоброе поведение многих всё испортило и важность схимы унижена и ослаблена.

Стр.43. В Константинополе еще в 3 веке были епископы с женами и детьми это: Тит, Домиций, Проб, из которых последний был сын предыдущего; преемником Проба был его сын - Митрофан.

Стр.52. Восточные епископы поставляются исключительно из монашествующих. Белое духовенство заявляло свое неудовольствие, что «его не допускали до высших степеней, предпочитая монахов при избрании архиереев». Они считали это и несправедливым, и несогласным с канонами.

Стр.57. Что касается в особенности архиерейства, то оно было учреждено прежде монашества и существовало вне его до того времени, как организовалось монашество в своих правилах. Следовательно, нет и спора о том, что архиерейство возможно без монашества.

Стр.69. Между еретиками-епископами были и монахи, как напр. Несторий, Пирр и др., но это были прежде всего худые монахи».


282

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: