Обличение
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Указатель — Мф.18:10-20 [Зач.75]
На Духов День, в понедельник нам заповедано читать Евангелие от Матфея 18:10-20. Я от вас не скрываю, как я исследую Слово Божие, познавая, что именно Бог хочет этими словами Писания нам всем сказать. Каждый раз, когда читаешь святую Библию, Господь что-то новое открывает. Нынче я поставил цель исследывать, что хотели сказать составители сегодняшних чтений. Почему именно эти места взяты? Хотя о Духе Святом как будто ничего здесь и нет. И только потом начинают сумерки развеиваться и Господь показывает. Это таинственная сторона Духа Святого. Ин.16:8 – «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде». Придёт, и первое, что сделает - обличит страшное состояние православных, сектантов и другие мировые религии. Сектанты хорошие, они с наркоманией борются, у них хорошие семьи, они добрые труженики. А вы повторяйте: «Мы, православные, в Церкви Христовой, а они вне Церкви.
Вне Церкви нет спасения». Они лучше нас знают Писание? Но освящающей благодати у них нет. Они имеют благодать призывающую, благодать обращающую. Но они не имеют той благодати, которую получаем через священство, через епископа. А без благодати освящающей ничего нет. А где Духа Святого нет, там нет и обличения. Ин.16:7-11 – «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён». Пророки были движимы Духом Святым, и все до одного обличали царей - противников Иеговы. 2Пет.1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» - любого пророка возьмите, какой бы пророк ни пришёл, например, Амос, – Господь его посетил и он пошёл на проповедь: Амос.2:6-7 – «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Моё». Ему говорят «Ты чего пророчествуешь?» Ам.7:14-15 – «И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Когда Бог коснётся твоего сердца, ты не спросишь, куда идти, Бог Сам покажет тебе это поприще.
Смертельный дух апатии, индифферентности присутствует в Церкви. Человек кроткий, смиренный, взгляд опущен, руки между колен зажаты – это чисто монашеский образ. Да такого образа не показано в святой Библии. А как показывает святая Библия: Ис.52:7 «Как прекрасны на горах ноги благовестника...». Ноги благовестника пойдут и не устанут. Рим.10:15 – «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Мф.18:10 – «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». И далее говорит о 99 и одной овце, которую идёт добрый Пастырь искать. Не презирайте ни одного из малых сих! Оказывается, презирать – это не просто превозношение. Презрение ближнего не в том, что ты не хочешь с кем-то говорить, мол он не достоин этого, а в том, что ты видишь, что он согрешает и не говоришь ему. Мы их убиваем пренебрежением своим. Вот видим, что брат согрешает, уже не молится, ему стало всё равно. Пусть ходит по любви, когда захочет, тогда и придёт. Златоуст говорит, если враг твой голоден, то что? Полюби его, целуй? Нет, но накорми. А пить хочет? Напои его. И делая сие, соберёшь горящие угли на голову ему. Сначала начни делать ему из желания отомстить, а потом научишься делать по любви.
Когда Господь пришёл на землю, то был ли обличительный глас? Был, но только один, и обличал он самого царя за беззаконное сожитие. Но были же и тысячи священников, более 3 тысяч охранников храма. Но Господь говорит: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» – Лк.6:26. Ин.5:44 – «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» Батюшке же приятно, когда к нему подходят; это он просто не показывает виду, а ведь нравится. У священников всё тщеславие, высокоумие. Но ты никого не презирай, но иди и обличи, а не так, как в житиях святых - на обмане. Один дал другому келью на месяц, а прошло 2 месяца, а тот: и не уходит. Говорит хозяин ученику: «Пойди и скажи ему, чтобы уходил, а то приду и накостыляю». Ученик же пришёл и сказал тому: «Авва мой передаёт тебе поклон», - а тот «и мой поклон передай». Так два раза было. Видит хозяин кельи, что тот опять не уходит, взял палку и пошёл. Тот выбегает ему навстречу, пал перед ним: «Люблю, благодарю». Вроде бы можно сказать: «Вот видишь, как всё хорошо закончилось, тот соврал, а плод – мир и любовь». Да хотя бы и хорошо получилось, но не по Евангелию, это не Божьи плоды растут. А по Евангелию – пойди и обличи. Тот понял бы, раскаялся, смирился и дружба на век. Лк.17:3 – «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему». Во втором послании Петра говорится о людях презрительных. 2Пет.2:10 – «а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». У нас начальства какие? Мы не можем презирать открыто губернатора, потому что придёт милиция и заставит занять своё место. А вот с епископом часто спорят: «а кто такой епископ?!» Мы обязаны подчиниться по совести и по любви к истине. Мы только любовью, может, уламываем смирением. Сколько у нас всего было, но мы так под омофором нашего епископа и остались. Мф.18:10 – «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Пр.14:21 – «Кто презирает ближнего своего, тот грешит». Но вот как подойти и как сказать? Не просто подойти, да сходу и вылепить, а с любовью, и об этом надо молиться. На суде грешники увидят на правой стороне того, кого исусиком называли, богомолом, плевали на него. Прем.Сол.5:1 – «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его». Мне не раз говорили: «Сбрей бороду, на кого ты похож, запостился уже весь». Наш внешний вид безбожников раздражает. Но будет день, когда праведные будут приняты Господом, а нечестивые презрители отвергнуты. 2Пет.2:10 – «а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших»,
Я только недавно ехал в поезде и увидел человека. Все вокруг него с неприязнью относились к нему. Он ничего плохого не делает и даже ни слова не сказал. Думаю заговорить с ним, но только гляну, сразу какое-то веяние, душа падает. Но он своим видом обличил меня, что я не способен его полюбить только по внешности. Да может, и человека-то не было, может, Ангел сидел. Бог обличил меня. Сир.11:2 – «Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его». Иез.36:31 – «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши». Я понял, что Бог подобное состояние допускает, показывает «а кто я такой?». И показалось мне даже, что этот человек, юноша лет 25, похож на меня тогдашнего, в том же возрасте. Как будто себя увидел со стороны – защемило сердце.
Недавно был у меня суд, мы перед дверями стояли и ждали. Пустые два стула стоят возле зала краевого судебного заседания. Я сел и задремал, сёстры мне предложили присесть, хотя я и не хотел садиться. Подходит охранник с нижнего этажа и говорит: «Встаньте, не положено сидеть на этих стульях, они для охраны». Я встал, стою у стеночки, неудобно. Но после меня сели две женщины крашеные на эти же стулья, потом ещё две молодые сели, и охранник их не сгоняет, ходит рядом, не садится, дежурит и молчит. А я думаю: «Да какой же он злой, меня согнал, а им разрешил». Ну, думаю, я с ним поговорю. А как заговорить, с чего? Конечно, обличить его надо, как же так, меня выгнал, а их нет. Нет, думаю, не так. Отвернулся к стенке и молюсь. Смотрю, он стоит, на меня смотрит, у него даже цвет лица изменился, неудобно ему, он поднялся с нижнего этажа, подходит ко мне и говорит: «Там другой стул есть, пойдите, сядьте». Я помолился и пошёл вниз, и чувствую, как сердце моё упало: «Я его осудил, вот, мол, ходит, ни за что деньги получает, какой злой... А он не такой. Я не прав, он правее. Ведь он при должности, это его работа; он лучше меня, а кто я такой, да ещё сужу его». Я понял, зачем это всё произошло: мне надо было молиться, а я сел и дремлю. Пошёл к нему поблагодарить: «Мне сидеть не надо, вы как Ангел Божий для меня: вы меня подняли, а я дремал, когда решалась участь нашего дела, мне молиться надо было». Всё в молитве, в благости Господней. Это маленький пример. Как я его обличить хотел, а Бог меня обличил. Прежде всего – надо с себя начинать. Как будто я ни дня ещё и не был верующим. 2Пет.2:16 – «но был обличён в своём беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка». Говорится о пророке Божьем, которого обличила скотина. Представьте, приходите вы скотину кормить, свиней. И вдруг свинья заговорила бы: «Ведь ты же палач, ты же меня зарежешь через неделю и съешь, трупоед». Наверно испугались бы. А тут ослица остановила безумие пророка. У него безумие, а у неё Дух пророческий. Никого не пренебрегай, даже эту свинью. 1Кор.14:24 – «Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог». Мне говорили люди: «С вами Бог». Я благодарю Бога, что в тот день на богослужении Бог тронул их души, благость Духа Святого их коснулась. Один раз пришёл ректор института на наши занятия и когда вышел, то сказал мне: «Я поражён, какие лица у ваших людей». Это благость отражается на лицах живых людей, молитва.
Еф.5:11 – «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» - не только сиди, руки между колен и глаза долу, но и обличай. Монахи взяли первую часть, а вторую отбросили. Говорят: «Кому надо, тот поймёт и без нас». Неправда, Дух Святой обличает о грехе, что люди не веруют в Бога, что не веруют в Церковь Его. 1Тим.5:20 – «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели». Не келейно, не тайно, а перед всеми, что бы прочие устрашились и перестали грешить.
2Тим.3:16 – «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Полезно для обличения. Священник боится обличить паству, а паства боится обличить священника. А ты не бойся, скажи. «Да как я ему скажу, он же мне помогает». У меня было такое не один раз. Приехал один ко мне домой, но как мне его обличить, а так хочется сказать? Он помощь привёз для лагеря уже не первый раз. Директор ликёро-водочного завода. Но я всё же сказал ему: «Скольких ты людей отравил водкой! Людям надо воду пить, воду, а не водку». Немного погодя его перевели директором Водоканала. Он мне позвонил и сказал: «Вы мне напророчили». Должность, конечно, не такая почётная. 2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Гляжу, неправильно делает, и думаю: промолчу; а потом подумаю: нет, надо сказать.
Тит.1:13 – «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере». Тит.2:15 – «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». Расходясь из храма сегодня, скажем: «Господи, мы услышали Твой голос, мы не обличали сами себя, были невнимательны к ближним». Чтобы не просто у нас был праздник, а праздник Духа Святого в нас, ибо мы храм Бога Живого. Чтобы Дух Святой сказал: «Это дети Мои». Благословен Господь, даровавший нам Святую православную веру. Аминь.