размер шрифта

Поиск по сайту




Соблазны

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 20

Указатель: Мф.17:24

Мф.17:24 – « Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы Даже ныне в Германии, когда человек получает зарплату, то с него сразу высчитывают деньги, как подоходный налог, только спросят, к какой ты относишься вере, деноменации. Если католик, значит в католическую копилку пойдет, если баптист – к баптистам. Видимо, так и должно быть, удобно отделять деньги на содержание храма, если ты туда ходишь. Господь мог бы не давать денег, но Он задаёт вопрос Петру, что если цари берут подати, то с кого они берут, со своих родных сыновей или с других подопечных? Ясно же, что с посторонних. Получается, что сыны свободны. « Но, чтобы нам не соблазнить их », надо заплатить, чтобы не думали о нас, что мы нарушители закона, обычая, не признаём над собою закон, имеем какую-то выгоду. О соблазне, как о сомнении рассмотрим в Писании. Соблазнятся не надо и в то же время соблазн давать не надо. И что будет тому, кто подаёт соблазн, и как сие понимать. Есть люди, которые во всём соблазняются и на них смотреть не надо. Человек, утопающий в грехах, всё видит в извращённом виде. Тит.1:15 – « Для чистых все чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть ». Самый большой соблазн на целые тысячелетия даже и не подумаешь в ком. Тит.1:15 – « Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть ». 1Пет.2:7 – « Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна ». На тысячи лет слово «соблазн» в Библии будет соединено с Иисусом из Назарета. Рим.9:33 – « как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится ». Это слово встречается в Библии 64 раза, и все эти места надо посмотреть, чтобы точно знать, как к соблазну относиться. Женщина-патриот предупреждает своих соотечественников, что, если они сдадут ключевой город врагу, что с ними будет после: Иудиф.8:22 – « и будем в соблазн и поношение у тех, которые овладеют нами ». Когда евреи входили в обетованную землю, то молились Господу, чтобы не одолели их враги. И они умолили Бога свого, чтобы Он ввёл их в Землю обетования, чтобы соседние народы не стали поносить имя Божие, если евреи не одолеют их, чтобы не сказали: Числ.14: 16 – « Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне ». Чтобы соблазна в этом не было. Эти слова и мы можем говорить: «Господи, защити нас». Сегодня по радио передают, что в Волгоградской области деревня сгорела, шестьдесят домов и 300 человек без крова остались. Сколько раз я уже говорил, что одна спичка и Потеряевки не будет. Москва сгорала, а нас Бог хранит удивительно уже 15 лет, хотя я не знаю более небрежных людей, чем вы, - сеном обложились до самой крыши. Сено должно быть на расстоянии не меньше 100 метров от дома – на задах. Даже наш отец с одной рукой туда увозил. У вас нет никакого воображения. Хотя бы часть вещей нужно отделить в иное место. Хорошо, если кирпичный дом; а если он не кирпичный, а тем более, когда рядом и коровник, вы же даже скотину не выгоните. Это меня всё время соблазняет: почему так безумно поступаете? «Да удобно зимой». Очень дорогое удобство. Отнесите сено хотя бы немного. И вижу, что бесполезно вам о том говорить.
Иудифь пришла в стан врагов и собой взяла определённое питание своё. Враги же предлагают свои кушанья. Иудиф.12:2 – « Но Иудифь сказала: не буду есть этого, чтобы не было соблазна, но пусть подают мне то, что принесено со мною ». Есть чужое с чужого стола, осквернённое идолами? Не буду, чтоб не соблазнить немощных. Кержаки раньше ходили со своей кружкой. Некоторые смеялись над ними, а в этом у них есть смысл. В то время среди них врача не было, и один заразный венерический мог целую деревню уничтожить, попав к ним. Сегодня спрашивают: если тебя пригласили на какой-то вечер или на Новый год, когда ещё и Рождества Христова нет, и положили тебе на тарелку кусок мяса, то что делать? Отвечает протоиерей благочинный: «Съешь мясо, чтоб никому не подать соблазна». Так в этом-то как раз и соблазн, что сейчас пост, а ты ешь то, что не положено есть. Вот нам конкретный пример, и ты какой дашь соблазн. Многие засомневаются, что ты верующий, и правильно поймут, что ты истинный обманщик. Прем.14:11 – « Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных ». У нас есть идолы или нет? Я вижу самой большой сетью на протяжении 16 столетий были монастыри – нигде столько не погибло благовестников, как в монастырях. Читаешь жития святых и ужас охватывает: в одном монастыре у одного Похомия Великого 11 тысяч монахов. 11 тысяч – это же дивизия, и ни одного благовестника. Житие 15 мая: «В одно время в Тавеннисийском общежитии было 15 портных, 7 кузнецов, 4 плотника, 15 красильщиков, 20 дубильщиков кож, 12 погонщиков верблюдов, 20 садовников, 15 сапожников, 12 иноков, приготовлявших покрывала, 10 ночных стражей и 10 переписчиков . Иноки своим трудом приготовляли для обители всё необходимое, и лишь немногое им приходилось покупать в городах. Особенно распространено было среди киновитов выделывание рогож, и это не только было хорошим рукоделием для монахов, но и могло усиливать денежные средства киновии, а деньги необходимы были и здесь. Деньги хранились, по заповеди святого Пахомия, в одном месте, в распоряжении эконома. Этот эконом и удовлетворял все братские нужды. Но иноки не могли иметь свои деньги. Между монахами было много таких, которые пришли в монастырь еще в детстве со своими родителями. Выросши, они не умели различать золота от серебра и были совершенно равнодушны к деньгам.
Нужды братий были очень скромны. Нестяжательность была так велика, что всякий имел только одну одежду и одно покрывало из овечьей или козьей кожи. Разорванную одежду особо назначенной инок должен был чинить, вымывать и потом хранить в складе поношенной одежды. Когда кто-либо из монахов хотел вымыть свое платье, он брал себе одну из этих починенных одежд, а вымыв свое платье, возвращал эту одежду заведывавшему ею иноку. В киновии было очень много переписчиков . Эти опытные писцы усердно переписывали те книги, какие были особенно полезны монахам, по указанию начальника. Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждой инок мог найти здесь для себя пищу духовную .
При всяких сношениях с миром иноки должны были соблюдать особенную осторожность. Во время пути они должны были повторять про себя известные им изречение святого Писания и размышлять о них. В путешествие отправлялись всегда несколько человек вместе, по крайней мере двое. Если на пути встречалась женщина, желавшая говорить с ними, то старший инок приближался к ней и, опустив глаза, с великою скромностью вёл недлинной разговор. Встречая на пути начальника или воина, каждой инок сходил со своего осла и молился в стороне, уступая дорогу путнику. В мирских домах иноки обыкновенно не вкушали пищи. В крайнем случае вкушали лишь то, что было разрешено монастырским уставом. Чтобы мир не оказывал худого влияния на монахов через письменные сношение, письма в монастыре получал начальник. И если он видел, что письмо заключает в себе добрые мысли, то передавал его по назначению. Никто в монастыре не мог рассказывать того, что он видел или слышал в мире, если это не вело к общему назиданию. Что-нибудь назидательное можно было сообщать лишь с дозволения начальника. Вообще говорливость не поощрялась среди иноков. Странники принимались в особом помещении. Для женщин было отдельное от мужчин помещение. Даже чужих монахов преподобный Пахомий не помещал вместе с своими иноками, не позволял пускать их даже в общую трапезу, хотя и оказывал им все знаки братской любви и позволял им входить в церковь во время общей молитвы, если только они были православные, а не еретики. Слава святого Пахомия более и более распространялась по Египту».
Специально даю такую большую выдержку, чтобы проникнуть в суть монашества, его всемирного соблазна против Евангельского благовестия. 10 переписчиков книг и считают, что это очень много. Нет даже одного на тысячу постоянных читателей. Но что там была за литература? Полезная для монахов? И кто же определял эту полезность? Были ли кружки по изучению Евангелия, по подготовке благовестников, а не кожевников, погонщиков ослов, садовников, которых было больше, чем переписчиков монашеских уставов. Благовестника ни одного и нигде нет на сотни тысяч монахов по всем пустыням. А ведь слово «благовестие» наполняет собой абсолютно всю Библию, и встречается в ней 107 раз. Из этих 107 раз 100 раз в Новом Завете. Новый Завет весь стоит на благовести, и как можно было сделать так, что благовестие будет звучать только при чтении Псалтири? Сотни тысяч благовестников могло быть подготовлено в монастырях, но они сгинули в монастырском ГУЛАГе. Вот где соблазн всем соблазнам. Сир.28:26 – « а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн ». Испытали вы это или нет, а мне приходилось неоднократно видеть, что берут книги, а потом выказывают несогласие. Если не согласен, то покажи, какой том, какая страница, строка сверху или снизу. Ко мне приезжа,ла такая душа, она привезла, наверное, сразу около 50 вопросов и мы полдня просидели и все их разрешили. Ни одного вопроса нет неразрешённого и эта душа присоединилась к нашей общине. Когда ты открываешь соблазн в моих словах, а ничего конкретно не говоришь, то этот соблазн ты подаёшь, отвращаешь людей от книг, которые даровали бы тебе прозрение. Соблазн в том: Втор.13:13 – « что появились в нём нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдём и будем служить богам иным, которых вы не знали» ». Отношу это к сегодняшнему положению Русской зарубежной православной церкви. Появились люди нечестивые и говорят - пойдём, соединимся с теми, которые нераскаянно живут в грехе сотрудничества с великими тиранами. Кто это Московскую патриархию образовывал – это же соблазн из соблазнов. 80 лет шли одним путём зарубежные, а теперь повернули в другую сторону. Объединяться надо, но под определёнными условиями. Сейчас любыми путями хотят соединиться и со старообрядцами. Конечно, надо соединяться, ибо мы православные. Но надо поставить опредёленные условия. Старообрядцы должны постановить, чтобы безбородых не было у новообрядцев; а старообрядцам сказать, чтобы Евангелие читали на русском языке, чтобы Псалтирь в церкви те и другие читали по-русски. Патриархия должна признать, что Никонова реформа была разрушительной, что она расколола Россию на два лагеря. Как объединяться, когда разное восприятие всего этого. Они должны осудить произошедшее горестное событие – образование сталинско-бериевской патриархии – страшного соблазна. 2Пар21:11 - « Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввел в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею ». Иов.34:30 – « чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа ».
Сегодня лицемеры на каждом шагу и соблазн, как люди выбирают на свою шею тех, которые грабят народ. Судье официально назначен оклад в месяц 53 тысячи. Пенсия 33 тысячи. Какой соблазн, что это в то время, когда в такой бедности живут люди. Пишут недавно о заработках священников – освятить машину – 4 тысячи долларов. Полгода поработает молодой священник и покупает самую дорогую машину. Какой соблазн! Многие сегодня за полторы тысячи рублей в месяц работают. Ос.9:8 – « Ефрем - страж подле Бога моего; пророк - сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его ». Самый большой соблазн в том, что многие священники совершенно неверующие, и что бы им ни показал в Священном Писании, они ничего не могут ответить, но поносят истину. Они делают так, как им кажется справедливым. Говорит, что будет крестить правильно, но вот сегодня принесут ребёнка крестить неверующие, и ты будешь крестить. Но если ты уже узнал, что печёшь хлеб с мусором, то прекрати, не безобразничай, построй настоящую пекарню, хорошее сито поставь. Отложи на полгода крещение, подготовь нужное, и не будет соблазна. В церкви соблазн на каждом шагу: каноны нарушаются – разве это не соблазн? Евангелию нет подобающего места и в действительности нигде не держат его, как руководство – разве это не соблазн. Священники не проповедуют – что горше того?! Мал.2:8 – « Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф ». Соблазн этот не сегодня, конечно, посеян. Но если бы поставили задачу истребить соблазн, то могло бы тогда начаться возрождение. Время просить Бога пробудить совесть, ибо совесть – главный индикатор, чтобы не подавать соблазн. Мф.5:29 – « Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ». Когда тебе хочется что-то взять непотребное, лучше отсеки это желание, соблазн. Мф.13:21 – « но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется ».
Соблазн, гонения, что-то предлагается, немножко уступи. В вопросе благовестия ничего нельзя уступать. Мне предлагали большие выгоды в лагере: ты только не проповедуй и никому не говори о Христе. Это же говорили и в тюрьме. Облегчение режима могут сделать, по-другому рассматривать дело – да пустое это всё. Никогда, нигде не идите на подобные уступки, потому что соблазн есть подсечение корня. Господь говорит: Мф.13:41 – « пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие », значит соблазны Богу неугодны, и они погибнут. Надо выявлять где эти соблазны. Соблазны в купле-продаже особенно часто встречаются, когда по-человечески рассуждают. Мф.16:23 – « Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ». Мы это можем встретить в каждом нашем разговоре. К каждому делу надо четыре вопроса ставить, и я о том постоянно повторяю: первый вопрос: что ищу в этом? – вечного или временного? Пользы для души или для тела? Вопрос этот сразу поставь, и это особенно касается переездов, устройства семейной жизни, работы. Второй вопрос: что об этом говорит Библия? Значит, очень хорошо Библию надо знать. Конечно, не вопреки ей идти. Третье: что говорит моя совесть? Не вопреки совести поступи. И четвёртый: не будет ли в этом соблазн? Разбогатеть в данный момент для верующего практически невозможно. А если бы представилось – соблазн, это просто невозможно. Когда люди бедные, и ты бы был богаче, даже миллионером, то жить по средствам сегодня – это очень большой соблазн. Ты должен давать всё время объяснения: откуда у тебя деньги, почему ты их тратишь не на бедных? Мф.18:6 – « а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ». Мф.18:7 – « Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ». 1Иоан.2:10 – « Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна ». Вот развёртка этого слова. Если любишь брата – нет соблазна, все будешь делать по любви. По любви, значит, ты ему не потворствуешь, ты его обличишь, подскажешь, поможешь, посоветуешь, если он даже тебя оттолкнёт, а ты всё равно к нему пойдёшь. Я понимаю, что неприятно вам, когда делаю замечание, и вам это в соблазн. Маленьких детей отпустили на волю, они как хотят, так и стоят. Вы только зашли в храм, и пока никого нет, каждый за ними смотрите, давайте им отдыхать, выведите их в другое помещение, а вы соблазняете их, сеете сомнения, нужна наша служба им или нет? Чтобы они с радостью шли на богослужение. А они, заходя сюда, не могут набегаться, наиграться. Скажи, вот вы бегали, играли, а теперь поблагодарим Бога. Уделите им внимание. Рим.14:13 – « Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну ».
У нас устав принят, прошло 15 лет, но по-прежнему, хотя и не в такой степени, но продолжают его нарушать. Постоянно ребятишки без пояса бегают, или даже сами родители. С разрезом юбку опять надели на соблазн. Во-первых, это мирское всё, а, во-вторых, сие вредно для здоровья, в-третьих, ты идёшь против устава, в-четвёртых, ты соблазняешь ближнего своего. Рим.14:20 – « Ради пищи не разрушай дела Божия. Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн ». Что такое есть на соблазн? Павел говорит: не буду есть мяса и пить вина. Я уже говорил: «Мы православные, нам разрешается ради праздника немного выпить вина». Но я прошу: не пейте, в рот не берите, перейдите на так называемый «сухой закон», не пожалеете. Все алкоголики начинали с пива, а наркоманы начинали с курева. Табак – это лёгкий наркотик. Теперь: за полграмма героина человека осудят, а тоннами табак продают. Лицемерят и в этом соблазн. Рим.16:17 – « Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ». Соблазны, как правило, рушат авторитет того, кто допускает их. Соблазнители всегда учили против Апостолов, вводили свои учения, ереси. 1Кор.1:23 – « мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие ». Они соблазнялись: как можно спастись через Человека, тем более когда Он Сам Себя не защитил? Сомневались. Мы с такой силой должны говорить проповедь, чтобы ни у кого сомнений не было, что заместительная жертва Христа вполне достаточна, чтобы нас спасти. Я сколько говорил о том, что в богослужение я ещё не вторгаюсь, и ни одного слова не могут никак сократить. Батюшки нет, и у нас время остаётся хотя бы на проповедь. Но если сегодня нас епископ бросит, то ничто нам не поможет. Канон - это совершенно мёртвая благочестивая зона молчания и «первый час». Кто его составил? Монахи. Почему? Потому что молились в другое время, а теперь «первый час» ночи подтянули к концу вечернего богослужения. Настолько ясно и очевидно, что сие из богослужения нужно убирать, как можно скорее. Эта часть службы для меня настоящий соблазн. И Апостол Павел, говоря о смертных грехах, находит и соблазн: Гал.5:20 – « идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси ». Обращайте внимание на то, чтобы не подавать кому-либо соблазн, дабы соблазн не посеял сомнения в истинности дарованного Богом спасения. Аминь.

Выходит так, что сколько ни живи ,
Но жизнь такую выкинет вдруг штуку.
На ровном месте снова нос в крови,
И в первый класс опять идти по кругу.
Таким кульбитам нет конца и края,
Не хватит опыта, познаний и терпенья;
Но Кто-то ласково и нежно так подправит,
И как-то вовремя и к месту мы успеем.
Не надо тосковать нам по своим раскладам,
К чему готовились, а вышло по нолям.
Казалось, вдребезги, но Кто-то всё уладил,
И вывел к трезвости заброшенных гуляк.
За каждый час в неведенье прожитый
Потом придётся Бога прославлять,
Что это Он просеивал на сите,
Остановил так вовремя осла.
Со старых фотографий, как не я,
А кто-то хорошо уже известный,
Как заяц от лисы в кустах петлял,
Истошным криком оглашал окрестность.
Сегодняшний сужу того, родного,
С которым только память и сродняет;
Был день, когда раскаялся пред Богом,
Смысл жизни сделался до мелочи понятным.
Как пятна барса и кожа эфиопа
Характеристика души до обращенья.
Упущенное лучшее прохлопал,
О, если бы мог повторить крещенье.
Создатель знал, терпел, не уничтожил, Уверовать позволил во Христа.
Как милосерд и терпелив Ты, Боже,
Что вызревший в душе рассвет настал.
Библейской древностью внезапно обновило,
И Дух Святой воздвиг на благовестье.
Уста молитвенным соделало кадилом,
Путь к воскресению понятен и известен. 13.02..07. ИгЛа

Список всех проповедей

209

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: