размер шрифта

Поиск по сайту




Вино и хлеб для нас

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: Пр.9:5-6

В преддверии Богородичного праздника читается всегда Притчи 9 глава с 1 по 11 стих о Премудрости Божией. Какие слова мы можем взять, чтобы относились они к этому празднику, к событию? При всём желании я не мог найти ни полслова, ни строчки, ничто совершенно не относится. Но раз он (праздник) есть, а я православный, то я решил всё-таки найти. Каким-то образом нас должно это касаться, хотя бы не прямо. Беру 5-6 стихи: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума»». «Ешьте хлеб Мой» – всё это будет разумным; «пейте вино, Мною растворённое» - и это будет разумно. Если бы речь шла о пире, который устраивает человек, то объяснить очень просто. Но речь идёт о Божественной Премудрости – Софии. Предположим, что здесь под именем хлеба что-то другое. И вино не означает просто вино, потому что тут же говорит о разумном и неразумном. А касается ли нас эта премудрость? Написано: Пр.9:8 – «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя». Правильно, неправильно обличил ты мудрого, он поблагодарит тебя и скажет: «А я и не знал, благодарю». Попробуй сделать замечание неразумному, даже самое простенькое. Простое – это второстепенное, как форма одеяния. И он возненавидит тебя, сразу покажется гнев, нерасположенность. Это всё проявится на лице. К кому мы относимся? Ст.6 – «оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума»». Путь неразумный – это показать свой гнев. Пр.12:16 – «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». Наблюдайте за детьми, как они реагируют на происходящее. Во время соревнования один обгоняет, а другой, если его обогнали, тут же бьёт обогнавшего. Всё это пресекайте. Мне приходилось читать про борьбу в древнем Китае. Борцы борются, а наблюдает император. Если он увидел, что лицо исказилось как бы ненавистью, он машет платочком – борьбу прекратить, потому что душа твоя портится. Язычник понимал суть. Гнев не должен спать в подсознании. Тебя обличили? Иоанн Златоуст говорит так: «Справедливо обличили – поблагодари, ты можешь предпринять предохранительные меры и завтра стать другим. А если он несправедливо обличает, своё тяжкое иго на меня налагает – и тогда поблагодари за намерение». Он так понимает и, быть может, желает тебе блага. «Хорошо говорить, когда не тебя обличают, а когда тебя обличают?» Прими совет святителя златословесного и ходи путём разума. Когда? Когда ты будешь есть этот хлеб и пить это вино. Я могу абсолютно точно сказать, что вот именно такой мудрой была, как пример на все тысячелетия для всех женщин, Дева Мария. Я не могу представить, чтобы Она гневалась без причины. Она ела этот хлеб премудрости и пила вино премудрости. Почему? Да потому что Она была богоизбранным сосудом. За пять с половиной тысяч лет Бог не нашёл лучшей Девы, Девушки, Приснодевы, вечной Девы Марии. Это был золотой сосуд, верный Богу во всём. И Её будут ублажать все народы. Сие чудо подготавливалось веками. Неплодная Сарра, неплодная Елисавета в старости и вдруг рождают. Но рождают естественно. Рисуют икону «зачатие Богородицы» или Иоанна Предтечи... муж обнимает жену. Как по-другому эту икону изобразишь? А как у Девы Марии? У Девы Марии ничего этого не было. «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» - Лк.1:35.
Как Она могла поверить в это? Впереди подобного опыта никакого не было. Во всей истории мира подобного не было известно. Она приняла сие: «Да будет по Слову Твоему». Вот это нам пример, связанный с великой Премудростью, а Премудрость – это Христос. Он является нашим хлебом. О хлебе мы читаем: Исх.23:15«семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта». А мы вышли из какого Египта? – Из греха! «Что такое опресноки?» – «Чистота жизни. Ешь хлеб праведности». 1Кор.5:8 – «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» - говорит Ап. Павел. Смотри, куда мы поднимаемся. Закваска – это грех. Пресные хлебы – это чистота жизни. Чистота жизни приводит к правильному разумению. Иногда говорят: «Вот я проповедовал – один принял, а другой не принял». Даже дети малые слушают – один слушает, а другой сидит, заснул. Почему? У него жизнь его такая. Сир.7:35 – «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя». Один не дождётся, когда будут беседовать, а другой – только на скамейку, и сразу упал и уснул. Старый, молодой – разницы нет. Почему? Потому что такова его душа. Это другой уровень. Тут главную роль играет не голова. Пр.20:13 – «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб». Не любите спать. Когда спрашивают, берут интервью у старых людей: «Как ты жил?» все говорят: «жили в труде». 80 лет, а она как молодая ходит. Помните, как к нам приехала Потеряева Евдокия? Она только об одном жалела, что на коне верхом не прокатилась. Ей было за 80 лет. Через 72 года отсутствия, после ссылки, где претерпела страшные муки, схоронила подряд всех родственников, и она всё ещё сейчас живёт и на своих ногах. Труд! Мудрость, которую Бог даёт, и в старости такие не теряют разум. Люди, которые отвергают Бога, очень быстро теряют ориентацию в этом мире. Они не знают, для чего живут. А пред верующим свет Божественный горит. Он постоянно молится, рассуждает, готовится.
Слово «хлеб» в Библии встречается 608 раз. Вообрази себе, как хлеб надо любить! В некоторых языках южных народов хлеб переводится словом «жизнь». И он не приедается. Какой чудный продукт! Вот так никогда не приестся, когда человек вкусит Божественной мудрости. И день, и ночь слушал бы и сидел бы у ног Христа. Слово «вино» встречается в Библии реже – 266 раз. Но тоже много. И какое вино?! Вот сегодня передают по радио; там речь идёт о сотнях тонн забракованного вина, бутылки тракторами давят. И течёт вино, отравленное дустом. Если бы люди знали Божественную мудрость, Божественное вино. Вино означает – строгость. Если вы не знаете, то запомните. Что означает строгость? Строгое исполнение устава, закона Божия. «Воду превратил в вино» - то есть раньше ты что хотел, то и делал по своей воле, нравилось – не нравилось. Учение Христа собирает человека, сжимает, чтобы в узкие врата ему пройти, ибо тернистый путь ведёт в небеса. Поэтому научитесь себя ужимать. Я иногда делаю замечание самое простенькое об одежде. Это второстепенное, конечно. Но через это ты можешь себя ужать. Как всеми в мире делается – то это просто, тому учиться не нужно. Потому Василий Великий и говорит, что у христианина всё другое: походка другая, одеяние другое, питание иное. Люди к нам приезжают и удивляются: «Вы как этим обходитесь?» А поживут день, два и уже иначе отзываются: «какие вы счастливые, у вас так всё хорошо». У меня попросилась одна женщина – психолог, следователь из милиции - побыть в общине. Я разрешил ей с ребенком лет семи побыть. Она говорит: «Можно я с кем-то побеседую, чтобы на деле увидеть, что вы за люди». У неё институт психологический за плечами. Я разрешил. Кончилось собрание, трапеза, вышли. Она ни с кем не беседует. Я спрашиваю: «Почему Вы не беседуете?» Она отвечает: «А зачем, я вижу, что это одна большая и дружная семья». Она один раз нас увидела и у неё ума хватило понять: «Одна семья». Почему? Потому что во Христе; и без Христа этого бы не было. Кровь Иисуса Христа. А кровь – это виноградный сок. Втор.32:14 – «ты пил вино, кровь виноградных ягод». Вот как объясняет Библия.
Понимаете, сколько разных переходов, и подойдём к тому, что всё это мы получили через Деву Марию. Если бы Она бы не родила Христа, то не было бы пролитой за нас крови. Видите, хоть и косвенно, через несколько переходов, но мы всё равно подведём к этому празднику. 1Кор.1:28 – «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Хлебом называется тело Христово. «Вкушает...». Иоан.6:35 – «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». 3Ездр.14:20 – «Ибо век во тьме лежит, и живущие в нем — без света». Иоан.8:12 – «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. «Я хлеб жизни» - евреи не поняли. Они отошли от Него. – «Какие странные слова Он говорит!». Ни на чём так евреи не споткнулись, как на том, что Христос сказал о Себе, что Он – хлеб, сшедший с небес. До этого они даже хотели сделать Его царём, когда Он накормил их. А когда сказал, что Он есть хлеб, с неба сошедший, и что Его вкушать надо, они сразу отступили: «Да Он совсем ненормальный». То есть грань человеческой мудрости окончилась. Надо вступать на полосу Божественной мудрости. Тут уже ни один учитель не поможет. И они поняли – это не высшее образование, а вообще непонятное, и это нам не подходит. И отошли от Него. Не только царём нельзя сделать Его, а с нормальными людьми Его оставлять нельзя. Почему? Всё, что мы знаем Божественное, оно в самом великом смысле есть ненормальное. Все, что говорим о Боге, - это не полная истина в буквальном смысле. Потому что сказано приспособительно к нам. Неправда в человеческом понимании. Бог говорит: Пс.59:10 - «на Едома простру сапог Мой». Разве Бог в сапогах ходит? Быт.6:6 – «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём». Втор.1:34 – «И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся». Однако, Бог не гневается – так Златоуст говорит. Сказано же так для того, чтобы нам понять. Иоан.6:48 - «Я есмь хлеб жизни». Мф.11:28 - «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Как успокоит? Накормит алчущего. Пс.4:8 – «Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились». Наша радость увеличивается от того, что мы знаем, что дети Божии сыты. Пища духовная – это хлеб духовный. Словом Божиим надо насыщать душу. Откр.6:6 - «елея же и вина не повреждай». Это говорит небо. Какого вина? - Строгости. И елея, то есть кротости и смирения – не повреждай. Всё должно быть по премудрости Божией. «А мы детей не наказываем» - говорит некто. Неправильно делаешь. «Я его бью чем поподя». Неправильно делаешь. Никогда не бей ребенка по голове. Написано – «розгой». Ты разъясни ему и дай ему этого вина вкусить. Пусть он немножко полежит «пьяный». Хлеба давай ему в меру. Пр. 9:10 – «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого – разум». Рим.11:24 - «Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине». Итак, ты «видишь благость и строгость Божию, строгость к отпавшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией, иначе и ты будешь отсечен» - Рим.11:22.
Бог даёт воду чистую тем, которые кротко ведут себя, и строго наказывает, даёт вина тем, которые отступают от Него. Видишь строгость к отпавшим? И всё это мы берём из слов «хлеб и вино». Какой широкий спектр даёт нам Священное Писание! Ты спроси человека неверующего: «Что такое хлеб?». Он может разложить, нарисовать формулу (грамотный человек), сколько сортов пшеницы (больше 100 сортов в разных странах мира). А он не знает того, что мы знаем, что Христос есть хлеб жизни. Он не знает, что Христос дарует вино и без этого вина нет жизни вечной. Ис.63:3. Что означает? Гнев Божий на народы и возмездие за грех, которое люди возложили на Него. Это распятие, крест. А это всё мы имеем в начатке через Благовещение Пресвятой Девы Марии, Успение Которой отмечает Церковь. Вот с таким дальним подходом я нахожу, что сие место, говорящее: «идите и ешьте хлеб Мой», - это призыв к Святому Причастию, и «пейте вино, Мною растворённое» - это призыв к Святому Причастию, потому что призывает не тот, кто торгует где-то, а Божественная Мудрость с неба. Совпадает с постом, когда человек приготавливается к святому причащению. И чтобы мы вышли отсюда мудрыми и никогда не обижались, когда нам делают замечание, а выходили из этого ещё более стойкими. Сделали замечание, посмотрел – не виновен? Обними и поцелуй за то, что он хотел тебе высшего. Аминь!

Уметь выслушивать и то, с чем не согласен,
Понять пытаться недругов лукавых,
Чтоб и слепой сумел увидеть ясно,
Себя до встречи почитавший правым.
Для пользы ближнего не пожалей часов,
Представь им доводы Священного Писанья;
Писал Апостол: «Берегитесь псов,
Особенно увязших в обрезанье».
Уметь просматривать, чего же они ищут,
Проклятьем истины от истины увлечь;
Что подают, подмешивая в пищу,
И что скрывает льстивая их речь.
Они уверенно канонами бренчат
И изречения святых на щит поднимут;
То черепки раскопанных корчаг,
Сотлевшие монашеские нитки.
Они с жестокостью и спелись, и срослись,
Безблагодатной церковь посчитают
За злой экуменизм, за нетакую жизнь,
И ныне только группка их святая.
Выбрасывает море ил и грязь,
Мятутся племена, народы и отродья.
Кто спорил с ними, в спорах так увяз,
Не видели конца, что подоспел сегодня.
Пусть доводы из Библии представят,
Вселенские поднимут толкованья;
Дорога к истине открыта и простая
Прозревшему, когда с одра восстанет.
Мы выслушаем нытиков брюзжанье,
О благодати спорящих, о тайнах Божества.
Словами Библии их челюсти разжать бы,
Дабы Писание сумели прожевать.
Но после первого, второго обличенья
Прах отрясти на них и отойти.
Благоприятен день, определит он, чей ты,
Что ждёт смутьянов скоро впереди. 11.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

295

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: