Разуметь нас, как служителей
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 19
Указатель: 1Кор.4:1
16 сентября 2006. 1Кор.4:1 – «Итак каждый должен
разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». Это в переводе на русский язык
в Синодальном переводе. Легко достать Новый Завет и многие читают, а о чём здесь говорится? Начинаю спрашивать
священников. «Тут написано, как Павел говорит, что прихожане, Коринфская церковь, должны понимать Павла и его
помощников, как служителей Христовых и домостроителей Таинств Божиих». Повторяю: «Что значит служителей Христовых?»
«Ну, как службу править». Подходит, – корень слова один и тот же. «А как домостроитель тайн Божиих?» «Ну, как, я
Таинства преподаю, совершаю литургию, причащаю». Притом, отвечают все до единого одинаково. Это не просто тьма, а
помрачение, полное неверие и самое настоящее безбожество. Ни одного слова здесь, что он объясняет - нет.
«Домостроитель тайн» - а не Таинств. Таинство и тайны – это совершенно разное. Они даже этого не понимают. Вы можете
испытать это на любом попе. Это сегодняшнее чтение литургийное. Вот в этом-то корень весь, что идём не в ту сторону.
И поэтому служители-то не похожи на Анфима Никомидийского, да и паства его настроена была так, что ни один не вышел
из храма, когда храм уже дымился. Когда смертельная опасность, притом стопроцентная гарантия, что сгорят, а у
каждого дома что-то недоделанное, сады недосаженные, начали строиться – не достроился. Никто не вспомнил про это. И
ни один не вышел. Все понимали всё, что я здесь делал - это строительство небесной обители. Рождал детей – остаётся
здесь, со мной. Оставалась задача, чтобы дети сгорели вместе со мной. Это фанатики, а фанатики рождаются отсюда, из
Священного Писания. Чтобы доказать, что это действительно так и мы правильно это понимаем, прочтём несколько мест
Писания. 2Кор.11:23 – «Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в
трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти». А в чём он больший служитель?
Может, он, как Иоанн Кранштадтский везде подчёркивает, каждый день служил литургию? «Сегодня я не служил», – он сам
говорит; а его последователи говорят, что ни одного дня он не жил без литургии. А литургию нельзя служить, если
накануне ночью разделил ложе с женой; а отсюда делают вывод, что со своей Елизаветой он жил как брат с сестрой.
Дальше уже навёртка, накрутка идёт. Ничего этого здесь нет. Здесь говорится, что мы служители. Павел говорит:
«больше я».Почему? «Я более был в трудах, безмерно в ранах». Покажи, в каких трудах? Переход с одного места на
другое, в опасности от братий, на дорогах, от разбойников, - и всё только оттого, что проповедывал. Здесь засеял
поле, пошёл на другое, - к Колоссянам. У Колоссян засеял, - пошёл к Ефесянам, поплыл к Римлянам. Более в ранах –
где? Я спрашиваю, за что? - другой вопрос. Ответ только один-единственный на все подобные вопросы: за проповедь, за
благовестие, за служение Христу.
Более в темницах. Два слова. А за что в темницу бросали, томили, судили? За проповедь. Деян.17:6 – «эти
всесветные возмутители пришли и сюда». На каждое слово ставим ответ: мы приходим и везде слышим от
Павла только одно – проповедь, благовестие, проповедь, благовестие. И многократно при смерти. Вопрос – за что? За
то, что он служитель Христов. 1Кор.1:17 – «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в
премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». Он показывает мандат. Павел, а почему ты не
крестишь? А чтобы никто не сказал, что я в своё имя крестил. Он боялся крестить, оказывается. А сегодня только одно
– крестить, крестить, крестить. Каждый день крестят десятки человек. Десятки. Спрашиваю священника: почему, батюшка,
не проповедуешь? «Да как проповедывать, сегодня 140 человек было на крещении». Я зашёл, записал – рёв стоит,
священника редко – редко голосок слышно. Дети, необычная обстановка, раздетые, и никто совершенно ничего не знает,
всех кумовъёв некрещёных скорей надо заодно крестить. Кол.1:7 – «как и научились от Епафраса,
возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова». Держите так, «как и научились
от Епафраса». Мало нам знаком Епафрас, не как Тимофей, но он был очень близок к Павлу. Впереди Павел объясняет, что
он донёс для вас благую весть, что он мой посланник, служитель не в алтаре. Нам алтарь нужен? Так давайте ему
первоначальный смысл вернём и посмотрим на сегодняшний праздник. Анфим какой был служитель? Проповедник. Это был
величайший проповедник в Никомидии. Я не представляю, как можно было так научить людей, чтобы все до единого
согласились быть сожжёными, притом, внезапно. И двери были открыты, воины стояли, треножники рядом, мясо кусками.
Одно движение руки – положите на жертвенник мясо и идите домой, продолжайте строить, рождать, садить виноградники.
Ни один не вышел. Ни один! За 2 тысячи лет такого не было. Многие во время гонения отступили от Христа, как читаем в
житиях святых, многие возлюбили нынешний мир. Павел пишет об этом: 2Тим.4:16 – «При первом моём ответе
никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» В данном случае результат у Анфима
был намного выше, чем даже у Апостола Павла. Даже несравненно выше. Да и Христос говорил: Иоан.14:12 –
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит,
потому что Я к Отцу Моему иду». Я разбираю слово «служитель», что оно означает. Служителя Божия и
сотрудника нашего, в чём? 1Фесс.3:2 – «и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника
нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей». Простые и ясные
слова. Он служитель и помощник, но в чём? В благовествовании. Я проповедую в одном доме, он в другом. Я ухожу,
оставляю его, а сам поехал в другой город, теперь ему письмо пишу.
А вот «домостроительство тайн» встречается в Библии только один раз и объяснить его можно только подобными местами,
а их нет больше. Другие места можно объяснить, ибо подобные сотни раз встречаются, а это только один раз. А слово
«тайна» мы разберём. Что такое домостроитель, посмотрим, а потом всё это соединим и применим к себе.
Еф.1:9-10 – «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём, в
устроении полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом». Вот в чём тайна,
- чтобы все были едины во Христе, и Христа не просто знать – Господи, Иисусе Христе или Господи, помилуй нас, - а
что исполнилось обетование Божие. И семя жены будет поражать диавола в голову, – обетование в раю. И родится Тот,
Кто возьмёт грехи мира на Себя – Агнец. Все ягнята, козёл отпущения, - это указания на Христа. Все волы, быки,
приносимые в жертву, - это прообразовало Христа. Телец упитанный, говорит Златоуст, кто? Христос. И заколол телёнка
откормленного для блудного сына, - это Христова жертва. Я открываю Вам тайну – Бог послал Сына Единородного, Он умер
за нас, Он взял грехи мира на Себя, Он омыл нас Кровью святой, чтобы мы чаще кропили кровью-иссопом, - это только
напоминание. Кровь Христа – кропление Его, очищает человек от беззаконий. И 13 стих: – «В Нём и вы,
услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым
Духом». Вот оно, служение, – услышав слово истины. Значит, смысл служения у Павла заключался в том,
чтобы людям донести благую весть о Христе, что Христос был поражён, умер, погребён и воскрес. И вторая сторона
тайны, что вся эта обещанная Богом истина дана была только одному народу – евреям. У них задача стояла одна –
сохранить себя от осквернения другим миром. Задача учителей в главном - не только научить детей, а чтобы они были
отделены от мира. Вы, их учителя, не забывайте это. Если ваши дети будут очень смелые, мужественные, спортивные, но
неверующие, - это вырастут новые головорезы. Тюрьма уже по ним плачет. Поэтому все силы положите на то, чтобы
насадить в детях страх Божий.
Еф.6:19 – «Молитесь... о мне, и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением
возвещать тайну благовествования». Что делать? Совершать Ттаинства в алтаре? Это я разговариваю
мысленно, представляя перед собой пастырей. Нет, но возвещать тайну благовествования. Открытым же текстом здесь
написано. Читаю у Блаженного Феофилакта, у Златоуста, - никто этого места не разъясняет. Почему? Павел говорил:
Деян.20:31 – «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил
каждого из вас». Я сижу, готовлюсь к проповеди и не раз плачу. У меня поднимается внутри горестная
тоска: Господи! Что же с нами случилось, Владыко? Ты же придёшь и неготовыми опять нас всех найдёшь. Затеяли:
Таинства, Таинства, Таинства, - всюду Таинства. Отпеть – таинство. Безбожника отпеть, удавленника – таинство. Тайна
есть великая, что сидит на звере блудница: Откр.17:5 – «и на челе её написано имя: тайна, Вавилон
великий, мать блудницам и мерзостям земным». Вот это и есть тайна всех религий в мире, что не
заметили, как скатились к служению диаволу вместо Бога. И когда Христос пришёл к избранному народу, к избранным
учителям, то говорит: «Бог ваш –диавол, и вы хотите исполнять его похоти».
Почему никто в Израиле не услышал, что диаволу служат давно, а не Богу Иегове? Почему сегодня люди не хотят увидеть,
что служение – в чём главное назначение церкви - людей привести ко Христу? Не к попу, не к причастию. Причастие, да
и все Таинства даны для верных, и притом, чтобы достойно приступать, чтобы получить жизнь и жить во Христе. Павел
настаивает: 1Кор.4:1 – «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин
Божиих», чтобы каждый так понимал - это нам поставлено в обязанность. Если мы, будучи должны, это не
уразумеем, то мы напрасно сегодня будем слушать Апостольское чтение. Кол.1:26 – «тайну, сокрытую от
веков и родов, ныне же открытую святым Его». Какую тайну? Ту, что с неба сойдёт Сын Божий, и Он
возьмёт грехи мира и каждого из нас. И Он будет убит и душою сойдёт в ад. Этой тайны никто не знал. Иоанн
Креститель, величайший из рождённых жёнами, не понимал и говорил: Мф.11:3 – «сказать Ему: Ты ли Тот,
Который должен придти, или ожидать нам другого?» Златоуст поясняет, что говорится здесь о том, что
им в преисподней ждать другого или Ты сойдёшь к нам? Сокрыто от веков, Ангелы этого не знали. Ангелы не ведали, а мы
знаем. И Он родился и показал Себя Ангелам. Они поклонялись, пели Ему: «Свят, свят, свят», но они никого не видели,
они только ощущали святость. А тут увидели, что рождённый лежит на коленях у Присно-Девы Марии. Это Тот, Кому они,
может быть, миллионы лет пели хвалу. Это тайна. Эту тайну мир не познал. 1Кор.2:8 – «которой никто из
властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Если бы сегодня
люди познали, то не сделали бы служение Христу обрядоверием. Упёрлись, - то два пальца, то сколько слов как сказать.
Не надо христианство в шаманизм превращать. Христианство – это чистота, это – святость, это – Христос. Что самое
главное в христианстве? Христос! А Христа-то люди меньше всего знают. Я ходил в храм у старообрядцев раньше ещё, к
беспоповцам, ни одного воскресения не пропускал, и я знал, как две свечки поставить – поставлю Христу и Божией
Матери. Но я Божию Матерь считал выше Христа. Как так? По-человечески: она Мать, она родила Его. И ни один человек
мне этого не разъяснил, ни один! И о том, что Христос – это Бог, Невидимый Бог стал видимым, это я услышал у
сектантов. Рим.2:26 – «Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не
вменится ли ему в обрезание?» Нам есть о чём подумать. Кол.4:3 – «Молитесь также и о
нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах». Чтобы
сердца людей открылись. Я возвещаю не о Таинствах, я никогда не говорю о Таинствах, а открываю тайну, что Бог
возлюбил весь мир, а не одних евреев, и стоявшую разделительную стену между евреями и язычниками Он устранил Плотью
Своею. И я для этого поставлен. Являемся ли мы служителями Христовыми? Притом речь идёт о всех, не так, что батька
пускай отвечает, а я уж как-то. Деян.8:4 – «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».
Деян.11:19 – «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии,
никому не проповедуя слово, кроме Иудеев». А где же остальные? А остальные остались, Златоуст
говорит, в Иерусалиме. А кто благовествовал? Женщины, дети, и как люди их любили. Как Григорий Богослов говорит, что
приходят на базар ариане и спрашивают: «Сколько стоит килограмм мяса?» А торговка отвечает: «Поверьте, что Он есть
истинный Бог. Это Он дал мясо. Он - не творение». Все базары были наполнены разговорами только о том, о чём боролась
церковь. О чём бы не спросили, у заправки спрашиваешь, сколько горючее стоит: «А ведь цены-то безбожные люди сделали
такими высокими грабители. А если бы они верили во Христа, как в Бога истинного, разве бы они посмели делать горючее
в 8 раз дороже пшеницы?». С любого слова они выходили на это, непрерывно. Значит, пусть все разумеют нас как
служителей Христовых, чтобы возвещали тайну Христову, за которую мы страдать будем в узах. Конечно, его посадили не
за то, что он кадило не разжёг, а за то, что уста его, как благовонное кадило, пылали огнём любви к Богу и
распалялись ревностью об отступниках.
Рим.11:25 –«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, -
что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдёт полное [число] язычников».
«Вот они, евреи, жиды, они антихриста ждут!» - лютуют патриоты смерти. До времени. Евреи обратятся к Богу. Они
воззрят на Того, Кого пронзили. Есть откровения, что когда антихриста воцарят, то узнают, что он даже необрезанный.
И поднимет антихрист против евреев войну, тот, которому они служили, воцарение которого готовили тысячилетия,
взращивали масонство, - всё это от них было. И они поймут – воцарили сатану над собою. Ужас их представить нельзя.
Это я сравниваю с тем, как отец бы вырастил сына, а сын бы его связал и начал приносить в жертву демонам. Вот только
таким образом можно сравнить чуть – чуть приближённо. Тысячелетия евреи ждали, и они ждут Мессию сегодня, и
ожесточение у них до времени. И тогда они побегут от антихриста, тогда они поймут, что они просчитались. И они
воззовут к той Крови, о которой они говорили: «Кровь Христа на нас», но только в другом смысле: «Омой нас этой
Кровью, Сын Марии». Я говорю о второй тайне, об евреях. Кол.1:27 – «Которым благоволил Бог показать,
какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы». Мы с
вами все - язычники, вернее сказать, уверовавшие из язычников, приобщившиеся к народу Божьему. И сегодня мы отмечаем
день великого архиерея Божия – епископа Никомидийского. Помолимся ему, чтобы наша община хоть в чём-то была похожа
на его общину. Я понимаю так, что он вёл работу день и ночь и каждого готовил к смерти. Просто так выйти и умереть,
– нет, к этому надо подготовить людей. И подготовить так, что всё земное ставится ни во что. Дети – прах, если вы к
Богу не придёте, то и я из-за вас погибну. Бог дал мне детей, - приведу к Богу. Бог дал мне дом, - я и дом мой будем
служить Богу, но до времени, пока не будет поставлен вопрос: дом, жена, дети или Христос. Анфим Никомидийский сумел
это сделать. Мы не знаем, что с нами дальше будет, кто у нас будет епископ. Мы можем сегодня с дерзновением
попросить Бога, чтобы дал нам епископа, похожего на Анфима Никомидийского. Аминь.
С годами мы приобретаем опыт,
То плюс, то минус, или же лукавство.
Добро, коль чистоту душа накопит,
По слову, по Писанью подбираясь к Царству.
И на вершине жизненной карьеры,
Когда давным-давно за половину,
Тех первоклашек на себе примерив,
Мы не окажемся ли более повинны?
Нечаянно, по глупости и дури
Неслись по сплаву, зрителей искали.
Из любопытства чью-то пакость курит
Тот лопоухий, знаемый мной парень.
А это я... мне знаний не хватало,
Несло, переворачивало плот.
Счастливец – к женщинам попал в опалу –
Ах, этот юноша опять спиртное пьёт.
И никакой чудесной силы воли,
Добытой тренировками в спортзале;
Мне не хватало избежать застолий,
Пока иные времена настали.
Тот вечер, будто только что случилось,
Не позже, чем вчера или сегодня;
Бог Иегова оказал мне милость,
Дал Библию, тогда не бывшей в моде.
Она перечеркнула прошлый опыт
И в первый класс отослала к Христу.
От сотворения, события все скопом
Нахлынули, в значимости растут.
Я шёл с Израилем, страдал отягощённый
Непослушанием и самостью тщеславной.
Согласье дал быть избранным почётно,
«Он» – о Христе теперь пишу с Заглавной.
Во свете Библии ревизия в душе,
Передаю мой опыт без лукавства.
Остатками от ста карандашей
Завален стол да будет не напрасно. 09.11.06. ИгЛа
Список всех проповедей