размер шрифта

Поиск по сайту




Прощальная речь

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Деян.9:20-31

13 мая 2006.г. Крестовоздвиженский храм. Деян.9:20-31. Прощальная речь Апостола Павла. Нам тоже приходится уезжать, давать какие-то наказы. И сравним наши наказы с тем, что написано в этой главе, когда уезжает близкий нам человек. Конечно, это Апостол, но в этом плане мы все сроднились, у нас одна семья. Если у нас были какие-то духовные вопросы, мы их решали вместе, мы обязательно эти вопросы попросим помнить. Когда уезжает хозяин из дома, он накажет, когда кормить скотину, всё по хозяйству расскажет, а иначе без него всё погибнет. Там не напоили, там не накормили, приехал – всё пропало. На огороде: «Ты там полей вечером». Вот Апостол Павел так точно заботился о каждом растении, которое находил, о каждой душе, которую родил, о каждом дитяти, которого воспитал. Так надо учиться прощаться, уезжая куда-то, и, может, навсегда. В 20-м стихе («как я не пропустил ничего полезного, о чём вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам») рассказывается, как Апостол Павел обратился к Богу и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Когда он прощался (в 20-й главе), он всё это ученикам напомнил. Это его история, как он обратился. Только-только встал на путь – он ещё не окончил ни одного класса семинарии - мгновенно душа его горящая стала светить другим. «Ты знаешь, что Иисус умер за грехи твои? Ты веришь, что Он твой Спаситель? Не умолчи, скажи другому, ибо завтрашний день не обещал родиться, не знаешь, что родит тебе, может, этой драгоценной свободы никогда не будет». И стал проповедовать об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Деян.9:22 – «А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос». Все направь к тому, что Бог обещал послать на землю Сына, и Он послал Его. И Он, Сын, вечный и воплотился через Деву Марию. Он родился и жил среди людей, Он любит людей и взял грехи мира на Себя. Ты только поверь – Он умер за тебя. Тебе не надо погибать, ты только обратись. И он всем начал говорить.
И далее 27-й стих. Когда Павел явился в Иерусалим, опасались его принять, а Варнава за него заступился и начал рассказывать, как он смело проповедовал во имя Иисуса Христа. Павел только начал проповедовать, а евреи уже согласились его убить. Из Дамаска он бежал. Здесь та же самая история. То есть, если мы смело проповедовать будем, след проповеди всё равно в ком-то останется. Вот что нам история оставила через Варнаву. Варнава мог бы сказать: «Я его знаю, мы в одном университете учились, он по соседству живёт». Но на Апостолов это никак не подействовало бы. А мы знаем, что Савл гонитель, мы знаем он то и то делал. Но он главное выложил: «Я слышал сам, как он смело проповедовал». Вот ты считаешь, что ты христианин, духовный, но одно из качеств поставь себе: как ты относишься к проповеди? Это главное. Я благодарю брата, он представил мне материалы о соборе, который сейчас идёт, – Всезарубежном четвёртом. Смотрю, кто как выступал: патриарх с послание м выступил, митрополит и там ещё митрополит Сергий. Говорят умные речи все, но не можем мы объединиться с тем, что мёртво. Вот я сейчас стою здесь и думаю: сейчас только закончат псалмы читать и я выйду, скажу проповедь. Но если во мне этого нет, то ты меня не заставишь. Пусть даже и выйду, встану, а что я тебе скажу, если бы я это не приготовил? Предположим, соединились с патриархией. Я дома сплю, а патриарх в Чистом переулке в Москве спит. Что от двух сонных изменилось? Сосед как пил, так и пьет, к нему никто не пришёл, ни я, ни патриарх. Что это наше объединение даст, когда два сонных, два мертвеца? Главное-то в том, что если бы тот меня искал, жаждал: а я приду, послушаю, что он скажет, и я такую проповедь скажу у себя или понесу кому-нибудь: «Вот это объединение дало...» А сегодняшнее объединение ничего не даёт, потому что два мертвеца сошлись, – ни те не проповедуют, не говорят, ни эти. А с кем тогда соединяться-то?
И далее говорит: Деян.9:28 – «И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса». В Дамаске проповедовал. Варнава о нём засвидетельствовал: смело проповедовал, и теперь он делом это показал. И каков же результат? Ст.31 – Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались». Я ставлю вопрос: за счёт чего умножались? Выступают делегаты на соборе: «Если мы сейчас не соединимся, то дальше-то некому соединяться, мы уже засохшие ветви, никого нет». Один выходит и говорит: «Нас тут осталось всего полмиллиона». А другой говорит: «Не полмиллиона, а всего сто тысяч». Это просто такие захожие приходят, и из ста тысяч, может, сотню не найдут – настоящих проповедников, чтобы выпросили благословение на благовестнический труд, чтобы Апостольский дух горел, а то им одно только нужно – монастыри, монахи, монастыри... Я посмотрел: мёртвая зона, пустота, ибо ничего они не сделали. Это только великая сила Духа Святого может их поколебать. Они разъедутся с собора, у каждого свои интересы. Болезнования нигде нет о том, что мир погибает без благовестия.
В данном случае слова, которые читали, Павел скажет, когда будет прощаться с ними: Деян.20:31 – «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Вспомните! Вот это моё начало, а там будет концовка, я с вами попрощаюсь. Вот так жизнь должна быть наполнена. А здесь никто ничего не может сказать. Спрашивают митрополита Лавра: «Что Вы видели в России, что понравилось?» «Монастырей сколько много: было всего семьдесят, а сейчас-то их семьсот!» Дальше что? «А вот храмы построили там...» Вот как наши маленькие бабушки говорят, это же самое патриарх толкует. Крестные ходы, мощи Варвары провезли, Елисаветины косточки покоя не обретут, голову Пантелеимона, десницу Иоанна Крестителя... Сонное и мёртвое царство. Пока только одно – подогнали к Чаше, чтобы можно было причащаться. А мы это и не отрицали никогда. Главное не в этом – никто не сшевельнулся, никто не сказал: «Мы получили своё. И виноваты не столько коммунисты, сколь виноваты попы, что до революции не учили. Коммунисты не родились бы, их и не было бы в каждой семье, если было бы по три проповедника было в семье».
Что означает «смело проповедовать»? Ты хотела бы смело проповедовать, не бояться? Ты один раз бы только услышал и сказал: «Там, в Дамаске, обратился кто-то, а он сегодня в Иерусалим пришёл. Вы слышали, Апостолы приняли его - он смело проповедовал». Это ты, это о тебе будет говорено. Деян.14:19 – «из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали...» Вот что их тронуло-то. Если бы они по домам сидели, совершали службу, молились, каноны, акафисты читали бы, они никому были бы не нужны. Но те, ревностные Иудеи, увидели, как они смело проповедовали. Смелое проповедование вызвало врагов во свет и они «убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а всё лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». С нами патриаршие на каждом месте так поступают. Они говорят: «Они лгут, вы их не слушайте, они американские, они зарубежные». Как будто сегодня это всё было сказано. Ты вот это бы только показал. Мы не можем никак объединиться с тем, что мёртво, мертвеца не приставишь, там всё холодное.
Апостол Павел говорит: Еф.6:20 – «для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно». Он знал долг перед Богом. В узах – в тюрьме скованный, чтобы смело проповедовал. Я в тюрьме ни для чего иного был, а для того, чтобы смело проповедовать. Для этого меня посадили, для этого цепи на руках, чтобы я гремел и гремел, о Христе говорил – и стражник обратится. И семейство Стефаново сделается пристанищем всем проповедующим. Флп.1:14 – «и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие». Я один вопрос задаю: ну неужели этого не знают те, которые на соборе? Что нужно было им? 80 лет, считай, в рассеянии пробыли и кого обратили Словом Божиим? Пришли, стоят американцы, и они никакой пользы не дают своей стране. Они стоят, помолились и домой – их так научили. А если бы они были ревностные, как сектанты сегодня ходят, как некоторые православные по квартирам по воскресеньям ходят, американцы на своём языке умеют разговаривать, да они бы пол-Америки, наверное, уже обратили. Деян.14:3 – «Впрочем они пробыли [здесь] довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса». И они смело действовали, по слову Господнему благовествуя. По слову Господню так и нужно делать. Почему? Откр.21:8 – «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». Пр.28:1 – «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев». Ты всё время проси: «Господи, дай мне мужество быть похожим на Павла, быть смелым, как лев». Ты куда бы ни глянул, сразу себе вопрос: «Мог бы я тут сказать? Господи, открой двери того сердца».
Рим. 15:15 – «но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати». Значит, и писать кому-то нужно со смелостью. Говорят: «Да они не поймут...» Ты не решай за людей, ты им напиши, а дальше будет видно. Ты прямо пиши по Евангелию. «Да знаете, люди такие, надо написать журналистским языком». Не надо! Ты просто пиши о Христе, призывай к покаянию, говори о последнем времени. Мы должны смело восстать там, где были отступления в церкви, и прямо указать. Ни на какое церковное отступление по Слову Божию ни один не указал.
Деян.18:26 – «Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Аполлос - он еще не знал о Христе - проповедовал в синагогах смело. Акила и Прискилла послушали, посмотрели, какой смелый, а всё не знает, он знает только до Христа, Иоанново крещение проповедует и об этом смело призывает. И они его домой сразу пригласили и рассказали: «Ты знаешь, Иоанн-то для чего крестил?» «Ну, крестил...» «А для чего?» «Я не знаю». «Да для того, чтобы люди увидели Христа. Он говорил: «Я для того послан, чтобы явить Мессию - это Богоявлением называется. Иоан.1:8 – «Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете». «Да вы что? Я сейчас пойду и всем расскажу» - да скорее в синагогу и давай им досказывать: «Это о Христе речь идёт». Они подправили его немного. Значит, нужно слышать людей, которые смело действуют, найти и что неправильно, подсказать, а тот поймёт, эту ревность понесет дальше. Деян.26:26– «Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило». Когда стоял перед царём Апостол Павел, то так говорил. Значит, нужно смело писать, смело свидетельствовать и смело перед правителями говорить. А нам приходится иногда бывать где-то там, в администрации, в прокуратуре. Везде смело говори о Христе, нигде не упускай возможности сказать. 2Тим.4:2 - «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
Я про вчерашний случай хочу сказать. Иду здесь, на остановке Пушкина. Вдруг от толпы отрываются два мужчины, меня окружают, и думаю: что же они хотят? Один микрофон суёт, а другой съёмку ведёт: «Скажите, а как вы провели майские праздники?» Я говорю: «Какие?» «Ну как какие? 1-е и 9-е?» «Так я таких праздников и не знаю. Я Пасху Христову знаю. И главная победа – Христос победил дьявола». Вытаскиваю книгу и показываю, какую свободу Бог дал: «Смотрите, какие книги у нас вышли». Несколько слов – проповедь закончена. Если где-то они будут показывать, они ничего не могут сказать, кроме того, что эти праздники ничего не дали, кроме траты средств. А Христос победил дьявола. Христос – Победитель. Вот день победы. «А первый день - солидарность трудящихся...» Да солидарность трудящихся – это в церкви. Иисус пришёл, чтобы собрать рассеянных чад воедино. Не «пролетарии всех стран, соединяйтесь», а уверовавшие в Меня, соединяйтесь.
Иоан.17:21 – «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня». Мф.23:37 – «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Вот 1-е мая какое надо праздновать. Евр.13:6«так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» Вот где нужно говорить смело: беды окружают, угроза - а я на Господа надеюсь. Ты чем меня пугать хочешь? Василий Великий говорит: «Если ты меня ударишь, я только первый удар почувствую, а второй удар ты уже по мёртвому будешь наносить» – такое слабое здоровье было. Фил.1:23 – «Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Рим. 10:20 – «А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне». Это смелые слова. Вот если сегодня сказать бы на соборе то, что я говорю, не знаю, как они потом будут мои слова рассматривать. Я говорю: вам надо бы на собор пригласить хороших проповедников сектантских - они бы вас расшевелили; баптистских, пятидесятнических - чтобы они вам дали жару, как говорится, впрыснули живой крови, о живом Духе рассказали, о Христе. Причина вот какая – от Христа удалились и разделились. Нас Христос объединяет, а не патриарх. Иоан.11:52 - «и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино». Иоан.15:5 - «Я есмь лоза, а вы ветви».
И собор нас не может объединить. Мы должны вокруг Христа собраться, и тогда объединение произойдёт полное. Не просто в Чаше кровь, а родство по крови, которая течёт на Голгофе. Вот эта кровь нас сродняет, а они думают, Чаша их сродняет, так буквально и говорят об этом. Деян.4:13 – «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». Они говорят: «видя их смелость». Вот что приметили фарисеи и синедрион - смелость. К этому призывает нас Господь в сегодняшнем чтении. Когда они молились о том, что их гонят, притесняют, и говорят: Деян.4:29 – «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё». Я думаю, мы воспользуемся данными, какие привезёт батюшка, и попытаемся по воскресеньям и в другие дни начать свидетельствовать около храмов, о чём я говорил раньше. Чтобы со всею смелостью возвестить то, чего люди не знают. У них службы каждый день идут. Будут наши люди приходить и когда священники будут выходить из храма, то мы им будем говорить: «Почему людей не учите, люди ничего не знают?» Мы просто о Христе разговариваем. Вы увидите, какие они. 2Кор.10:2 – «Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти». Апостол говорит о смелости, которую он просит у Бога, и желает проявить против непокорных членов своей общины. Священник должен действовать смело, видя нарушения. Епископ должен рассуждать со властью. В смелых выступлениях, может, там много было на соборе ораторов, я не знаю, но все они с такими оговорками, и по-настоящему смелого выступления я не увидел ни одного. Нужно было сказать так: вот до этого состояния, что вы потеряли всё, и теперь изменяете курс по-другому, дошли потому, что не было всенародной проповеди. Может быть, и надо было менять курс, потому что Евангелие не стояло во главе. Задача зарубежной церкви не была в том, чтобы благовествовать миру Христа, а только «наши традиции, наши корни, сохранил, основали церковь». Итак, сегодняшнее чтение говорит об обращении Апостола Павла. И мы помолимся ему о даровании нам смелости. Аминь.

Почему мы рыбу не жалеем,
Жаль нам птицу, ещё больше скот;
Разная среда есть разделенье,
И тем более, когда с тобою не живёт.
Нас объединяет общий дух,
Цель одна и общие законы,
А иначе не собрать и двух –
В вере жизнь, старайся то запомнить.
Жалостью приблизимся к беде,
Что постигла братьев и сестёр;
Примени несчастье их к себе:
Нам та плаха или же костёр.
«Плачьте с плачущими», – призывает Павел,
Пусть платочки многих не просохнут;
Через запятую далее направил:
«С радующимся радуйся без зависти, не охай».
Сострадательность сердечная в заслугу,
Мягче делает характер и поступки;
Мы рабы друг другу, то есть слуги –
Шелуха слетает в общей ступке.
Знаем мы конечный результат,
Что Христос воскреснет до рассвета;
С общим трауром и мы тоскуем в такт,
Будто вместе с Ним и мы отпеты.
С псалмопевцем вместе по уступам
Прячемся от гнева по пещерам;
Ждёт Господь, когда же мы уступим,
Улыбнёмся, а не рот ощерим.
Тысячи и больше вариантов,
Судеб, происшествий и баталий.
Польза в читанном, в том Библия гарантом,
Чтобы мужественней и святее стали.
Мы жалеем прошлое без Бога, –
Счастье в том, что Бог нас не убил;
Нас несло с лавиной по отрогам,
Бог услышал, как я возопил. 17.08.06. ИгЛа

Список всех проповедей

386