Оставлять куски другим
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 7Указатель — 1Тим.5:18 [Зач.286]
Все Евангелия растолкованы святыми отцами, такими, как Иоанн Златоуст, а Блаженный Феофилакт из всех святых отцов собрал общее толкование. Что означает 5 хлебов, рыбы –всё изъяснили. Но я нигде, ни у кого не прочитал, чтобы объяснены были слова, почему такой смысл в этих словах, не тот, который мы привыкли обычно воспринимать, почему они через эти притчи, через эти действия Господа не побуждали народ к всеобщей проповеди. Ни у одного святого отца я этого не нашёл. Поэтому я говорю вам это не по святым отцам, а по смыслу самого Священного Писания. Когда вы читаете, чтобы вы научились проникать в таинственный смысл Духа Божия. Вот человек - руки, ноги. Корова ходит на четырёх ногах, бык. Я сказал: «ну, что ты как корова». Обиделась – оскорбил. Я коровой тебя назвал? Да тебя возвысили, от коровы-то молоко есть, корова хозяина признаёт, а от тебя ни того, ни другого, как от козла молока. А если уж быком назвать, вовсе разобидится. А Священное-то Писание говорит: 1Тим.5:18 – «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей». 1Кор.9:9 – «О волах ли печётся Бог?» Если бык зайдёт на гумно, гони его оттуда, но если ты на нём молотишь, и он из этой кучи что-то схватит, не заграждай рта, потому что некоторые вешали мешок, чтобы он не мог ухватить зёрнышка, закрытый рот, запеленатый. 1600 лет вешали мешок быку скупые хозяева, а закон срывал (он тайно это делал, когда никто не видел, нельзя было делать явно), и, наконец, Павел говорит: не о быках речь, это говорится о нас. 12 быков стояли задом вместе, рогами наружу, на них было море, море, полное воды, в нём мыли руки. 3Цар.7:44 – «одно море и двенадцать волов под морем». Быки и быки. Оказывается, что это прообраз 12 Апостолов, которые понесут проповедь всему миру. Море – мир, вот раскрывается какой смысл, и это ещё не всё, это означает жертвенность. Откр.4:7 – «второе животное подобно тельцу». Ириней Лионский, Андрей Кесарийский подробно это разъясняют. Это готовность принести себя в жертву за Иисуса Христа, за дело Его, за Евангелие.
Мы видим облака каждый день. Но спроси любого, что означает облако? - Ну, капельки воды, повышенной концентрации влажность. И всё? А Павел говорит: Евр.12:1 – «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Все люди вместе – это капельки; а вместе собранные - облако. Может быть облако свидетелей мысли, дел, поступков. Как слово «облако» разворачивает на другое, многогранное, широкое значение даёт. И вот к этому я и хотел бы подвести каждого. Когда вы видите что-то, уразумевайте, о чём речь идёт. Сказали «ласточка». Ты подумай, чем она отличается от других птиц? – «Ну, мошек ловит». Главное в том, что она гнездо вьёт у алтаря: Пс.83:4 – «И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!» Ни один воробей не свил, ни одна сорока не залетела, и голубей нет в храме. Ласточка, обыкновенная ласточка. Об этом говорит псалмопевец Давид в Израиле. Три тысячи лет назад сказал, и ни одного гнезда нигде нет, пройдите по храмам, разузнайте. И только в Потеряевке есть. За три тысячи лет, может, в первый раз подтверждение Писания. Да два гнезда свито у нас в храме на передней стенке алтаря. Второе гнездо, как ладья, будто по морю плывёт, и на иконе крещения; и начали вить его в день, когда у нас было крещение. Ты не хочешь думать, а подумаешь, что что-то в этом есть. Ты скажешь «воробей», и каждый день видели его. Что он означает? По телевизору не показывают про это. Мультики ваши - в стороне, а святая Библия говорит: Пр.26:2 – «Как воробей вспорхнёт, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется». Мф.10:29 – «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без [воли] Отца вашего». В оригинале, в греческом языке написано: не два ли воробья продаются. Оказывается, про воробья написано в Священном Писании. И как ты только вспомнил какую-то обиду, скажи, что если уж воробей не падает без воли Отца, то даст ли Он погибнуть мне? Нет, я не ниже воробья. Как один святой встретился со львом в пещере, а как его выгнать? А он его давай укорять: «Иди, лев, мне спать негде. Меня Бог почтил душою, а тебе души не дал, лев, я выше тебя». Лев уши развесил, наконец, вышел, рыкнул на прощанье ему. Согласился с этим монахом? Ты с животными можешь разговаривать, если ты знаешь Писание, а если не знаешь, то ты сам как животное безгласное будешь стоять, бык больше скажет, чем ты; ослица больше проговорит.
Мф.14:20 – «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных». Я хочу объяснить слово «насытились», что оно означает в Священном Писании, а потом перенести на нашу жизнь. Это не просто наелся до следующего раза. Исх16:12 - «Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш». То есть когда мы в нужде, то Бог даёт преизбыток. Когда первые приехали поселенцы сюда, то у людей ничего не было, никакой зарплаты, а где заработаешь, нет ничего. Пенсию только один человек получал – мать наша. Где деньги-то? Я сам стал выделять людям на хлеб деньги. Мне дали немножко денег в Америке, я их разменял, и каждому давал пособие, чтобы людей-то как-то сохранить. И это было чудо Божие, чтобы люди прославили Бога. Мы приняли это как от Бога. «Исход» на нас исполнился. Втор.31:20 - «ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течёт молоко и мёд, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой». Когда первые поселенцы были, не было так удобно им. А сейчас какие-то мысли о богатстве, чего-то большего захотелось. Да ты работай больше, посмотри, сколько у нас всего здесь пропадает. Ты не знаешь, что у нас здесь пропадает? - я тебе покажу. У нас золото под ногами валяется, начинай только работать. А тут доходит до того, что сено уже начинают покупать в соседнем селе. 4Цар.4:43 – «И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется»». Говорится о чуде при пророке Елисее, когда двадцать хлебцов было, и насытились, и осталось. Так что то чудо, что сотворил Иисус Христос, не первое было. И вот как псалмопевец Давид говорит. Пс.64:5 - «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего». Значит, мимо рта проходит, уже пошло в уши, в глаза. В храме насыщается душа. Ты не пришёл в храм, а душа твоя жаждет, голодает, а ты даже этого не знаешь.
Мы разворачиваем смысл слова «насыщаться». Оказывается, пища не только через рот приходит, но через уши, а дальше в сердце проходит. Открой его, чтобы насытиться. И Давид знал, что когда придёт в храм, то насытится лицезрением храма. А проповеди даже не было, только через жертвы. А если и проповедь есть, да ты насыщенный пойдёшь более, чем дома. Пс.80:17 - «Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы». Скала - камень, и как из скалы потечёт? То есть то, что не приносит прибыли, может давать прибыль. Внимательно посмотрите, соберитесь и скажите, правильно ли мы пользуемся землёю? Лучшие агрономические методы используем или нет? То, что у нас есть, не пропадает ли? То, что добываем, не портится ли? Половина дела - заработать, а другая половина - правильно истратить и сэкономить. Из скалы Бог даёт мёд. Пс.106:9 - «ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами». Значит, Бог насыщает душу. В храме - если проповедь, дома - если читается Слово Божие; от друзей, если они знают Священное Писание: в переписке, в телефонных разговорах - если люди богобоязненные. А сегодня возьмите, может быть, около 50-ти миллионов мобильных телефонов на руках, это бум, взрыв. Но многие ли говорят по делу? Многие ли для того, чтобы похвалиться Господом, рассказать о чудных делах Его? Все, буквально все разговаривают. Раньше видишь, идёт один, разговаривает, значит, старик вышел из ума, недержание речи у него. Идут, все разговаривают, рядом никого не видят. Пр.1:31 - «ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами». Пр.12:11 - «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идёт по следам празднолюбцев, тот скудоумен». Если у тебя земля есть, участок – дома лежать не придётся. Землю надо очень хорошо обрабатывать. Я вам напоминаю, как у адвентистов приехал их руководитель, профессор, и он так сделал в течение одного года, что вся тульская область (а у адвентистов не более двух гектаров, кажется, было) стала приезжать, смотреть, как на их земле такое растёт. А он приехал со своими граблями, со своей тяпкой, буквально на медицинских весах удобрение взвешивал, сколько нужно растениям. Оказывается, многое надо знать, а не просто в землю толкнуть. «А у нас и так растёт». А раз сидишь дома - скудоумный, и не обижайся. Пр.12:14 - «От плода уст [своих] человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его». Насыщается от Слова Божия и от того, что язык говорит. Когда учу другого, я учусь сам.
Вот слово «насыщаться», и как оно разворачивается к нам. Мы насыщаемся беседою с другими. Пр.13:4 - «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится». Это духовно и интересно. Надо быть прилежным к слышанию. Еклл.6:7 - «Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается». Если все силы бросили только на то, чтобы хорошо жить, - конечно, многое потеряете. Златоуст говорит: «Кто ищет земное, то потеряет и земное и небесное». У тебя не будет так, как должно быть. Ис.55:2 - «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». Я вот сколько раз вас просил об этом, чтобы вы написали, сколько времени вы потратили в течение года на телевизор и сколько времени потратили на чтение святой Библии. Неужели ты не ужаснёшься, что делается? И сколько дети проводят на молитве. Ребёнка вытолкнут, гляжу, пасут одни в поле, и никогда не видел старших с детьми. Ну, выдели один час на ребёнка, пройдись с ним по логам, расскажи, как они возникли, какая трава, про коров расскажи – не будь быком. Скажи, вот здесь наша земля, вот здесь можно прогонять. Вот здесь надо заложить трубы. - А зачем они, трубы? Уже трубы готовые брат сделал. Выкупите их, сделайте переход до второго мостика хотя бы. – «А зачем они нам нужны? Его никто не заставлял, чтобы он их сделал». «Он и так беднее всех живёт здесь». – «А нам это не надо». Корова идёт по грязи, вымя грязное, лопаются соски, но ничего не сделают. Вы видите, вам нужно возить сено, а на платформе колёс нет. Дорого стоит. Поставь сам колёса. – «Вы не сделали, - я тогда не возьму», - да тебя укорю. Написано: «в почтительности предупреждайте». Нахалы. Да какие же вы верующие после этого?! Да ты сделай так, чтобы после тебя другим досталось. Ты сделал, - молодец, хороший, теперь и другой его сосед возьмёт. Вот это означает «куски». Ты сделай так, чтобы после тебя осталось что-то, а не брошенные книги валялись. Ты возьми несколько экземпляров. Я вам говорю, что через мои руки прошли тысячи Новых Заветов. Я сразу закупал партию в две тысячи. Мне-то ведь это не надо. Это только для тюрьмы. В городе нет ни одного учреждения, в котором не было бы моей книги, святой Библии, которые мы доставали из Средней Азии через баптистов. Благословен Господь, что есть люди, любящие Бога (старший пресвитер). Помогали, мы покупали за свои деньги и мы везли, везли и везли. А то все знают - демократия, перестройка. Как «Алтайская правда» написала сейчас: «Благодаря таким (указывают на меня), устои тоталитарного режима всё время подмывались». Даром-то не упало ничего, и Солженицын не на пустом месте строил. Но не закончена жизнь, надо преобразовывать. Ты оставь детям остаток, и чтобы они этим насытились.
Соф.3:7 – «Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия». Вот что нам Бог даёт. И как мы с этим знанием обращаемся? Нам большие знания Бог дал. Как мы обращаемся с мирскими людьми, что мы им говорим? Ос.4:10 - «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу». Служение Господу оставить – это лишиться всего. Повторяю, служение Господу не только в храме. Это и занятия, это и ежедневное наше пребывание перед Богом, это утренняя молитва. Не так, что ребёнок встаёт позже, и ему говорят: «иди в другую комнату помолись». Я знаю, у тех, кто так делал, дети все потерянные. Ты сама помолись с ним, хотя ребёнок и встал позже, ты его пожалела. В одно время надо поднимать, одновременно молиться. Ты оставь все дела свои, выключи сепаратор свой, дробилку, встань с ребёнком на колени. Установите алтарь в душе ребёнка, чтобы он насытился общением с Богом, с родителями, у тебя есть опыт. Положи руку свою ему на плечо, на голову, испроси на него благословения. Тогда не будет стоять вопрос, куда дети поедут после окончания школы. В никуда - в мир, в прелюбодейный мир. Бог его назвал прелюбодейным и грешным. Не думайте, что там какая-то перспектива. Перспектива блуда, лжи, насилия, воровства. Ос.13:6 - «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня». Я смотрю, у вас какие надписи в храме на стенах. Оставляли Господа, забывали, и Господь говорит: Иер.15:6 – «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать». Хотя в другом месте говорит так: Евр.13:5 – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
В одном месте - не оставлю, когда? Подойдите к этим двум плакатам. Под каким ты хочешь стоять? Перед тем, где «Я устал миловать, проклинаю», или там, где «Я тебя не оставлю, если Слово будет у тебя в руках»? Найди выход. Люди ищут какую-то энергетику, становятся под крест под куполом, как заходят, так забегают сразу. Так объяснили по телевизору, и люди с ума сошли, под купол лезут все, друг друга сшибают, а храм пустой. Вот что возьми в сердце, что у нас здесь написано. Иер.23:39 – «за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего». Поставь себе правило такое: дня не начну без чтения Писания, не выйдет ребёнок из дома, пока не положит три поклона, и не скажет родителям: «благословите». Приучите себя и его к этому. Утром позавтракали, перестаньте жевать. Постоянно что-то жуют. В лагере у нас этого нет, мы это исключили. Пережёвывайте духовное, что имеете. Мф.5:6 - «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Насыщение правдой. Потому то, что вам даёт фильм дурной, это не насыщает душу, а развращает. Мк.7:27 - «Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Это в первую очередь говорит о верующих, чтобы мы заботились о своих. 1Тим.5:8 – «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного». Еф.4:19 – «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью». Оказывается, насыщается человек и мерзостью. Вкусивши однажды грех, он не может отстать. Если ребёнок что-то своровал, пресеките это, примените самые жёсткие меры. В Тунисе рубят руки. В Саудовской Аравии отрубают сначала правую руку, и на втором воровстве левую ногу – ребёнок это знает. Учёные это называют клептоманией - тяга к воровству. Дети верующих, а ворами растут, страха нет никакого. Сир.6:17 - «ибо на воре — стыд, и на двоязычном — злое порицание». Покажи, расскажи, обведи вокруг, чтобы он видел. Положи деньги на виду, чтобы он понял, что надо мимо проходить, чтобы он сразу отскочил и обошёл. Флп. 4:12 – «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке». Это о телесном. Когда у нас есть - благодари Бога. Когда ничего нет - да не столь это важно, мы с голоду не умираем. Самое главное, что мы имеем возможность вместе молиться, насыщаться лицезрением Господа Бога, читать Священное Писание. Итак, если мы будем трудиться для Господа, то после нас что-то останется. Эти двенадцать полных коробов, которые мы можем оставить, закладывать туда уже сегодня. Аминь.