размер шрифта

Поиск по сайту




На чужом основании

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 31



06.12.08. Рим.15:20 - «Притом я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании»;. Но как написано: «Не имевшие о Нём известие увидят и неслышащие узнают»;. Это Апостол Павел в своём письме в римскую церковь пишет о своей работе. Кто сегодня из двухсот архиереев может написать подобное, что он сеял там, где не сеяно? Или хотя бы сказал, например, где? Вот идёт богослужение. Умер патриарх вчера. Вспоминают, где он последний раз службу вёл, а больше ничего и не вспомнят. Когда повели Апостолов, они могли сказать: «В последний раз я благовествовал....»; Вот пишут про Апостола Филиппа, как его распяли, и тьма окутала крест, и его не видно. Из этой тьмы слышится проповедь о Христе. И не умирает он день, другой, и непрерывно идёт проповедь, – вот литургия была! Теперь этого нет. И даже, если, я думаю, на расстрел вели в ГУЛаге, никогда не было этого. Помолиться еще просили, записку домой передать, о чём-то разговаривали. Проповеди не было. Апостол Павел не случайно эти слова сказал: «Я благовествовал там, где не знают имени Христова»;. Придя в Филиппы, он находит синагогу. А в ней евреи. К Апостолам сразу обратился начальник синагоги: «Братья, а у вас есть слово сказать?»; - «Есть»;.
Сегодня ни в одном храме никто не подойдёт, хоть какими талантами обладай. И мы должны это знать. К нам приедут гости на следующей неделе, и мы попросим, чтобы священник сказал слово. Я не могу просить, – это батюшка должен сделать, чтобы было по-апостольски. Так Апостол Павел-то сеял там, где были евреи. Он говорит: «Нет, я не о том говорю»;. О том, что имя Христово не было им известно. Они говорили, они спорили, но имя Христово как должно не было проповедано. Поэтому основание веры не было ещё заложено. Куда бы Апостол Павел ни пришёл, он первым делом узнавал, где собираются люди. Нигде не собираются? Пошёл на площадь и начал говорить. «А ты кто?»; «Я философ»;. «А ты знаешь, для чего живёшь?»; «Нет»;. «А вот дождь идёт – это Бог даёт»;. Он начинал с дождя, с погоды. Это мы читаем в 17 главе «Деяний Апостолов»;. Подходит торговка одна: «А что вы здесь собрались, мужики?»; «О Боге говорит какой-то»;. «А кто такой?»; «Еврей, раввин»;. «А кто он такой?»; «Говорит, что это их учитель»;. Мы представляем, как шёл разговор. И сердце её приняло то, что он говорит. Это была первая женщина, обратившаяся в той местности, Лидия, торговавшая багряницей. Киоскёрша. Она обратилась, и Дионисий обратился. А если бы Апостол Павел пришёл, за дверью закрылся и молился бы, акафисты читал, то кто бы обратился-то? Мы должны сегодня рассмотреть путь апостольский и свой, и должны чётко сказать, так ли мы идём. И вообще для чего мы тогда всё это говорим и делаем, если не сходится с Апостолами? Кроме того, в сутках 24 часа. Какой час у нас не засеян словом Божиим, проповедью? Обычно вы идёте на проповедь? Ну, после службы, после занятий наши братья и сёстры пойдут в воскресенье по городу на благовестие. Ну а в остальное время? Апостол Павел говорит: 2Тим.4:2- «Проповедуй слово, настой во время и не во время обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием»;. Всему время есть. А для проповеди нет времени, она всегда должна быть, круглосуточно звучать. Это всё о проповеди. И Павел говорит: «Я сеял, созидал»;. Созидал, закладывал основание. Он прямо говорит об основании: 1Кор.3:10 - «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нём]; но каждый смотри, как строит, ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»;. Вы не знали о Христе, что Он умер за вас, что Он пролил пречистую кровь за каждую душу. Вы же не знали? Не знали. Это я в вас заложил основание. А теперь сами смотрите, строит ли кто из золота, серебра, драгоценных камней. А иной из дерева, сена, соломы. Сгорит у этих. А экзамен придёт как? огнём. Из огнемёта Бог проверит. И вспыхнет что - пропало, а если устоит, - награду получит. Началась перестройка, открыли железный занавес и понаехали еретики. Как возопили православные батюшки, архиереи: «На нашей канонической территории сеют сектанты, это наше»;. Ничего вашего нет. Вы живёте в городе, пойдите по квартирам с проповедью. Это сейчас люди что-то знают, а тогда вообще никто ничего не знал. Я свидетель – все эти годы с самой перестройки, когда меня освободили, до меня никто не проповедовал ни в крае, ни в России, может, не было такого. Когда я начал благовествовать, меня начали приглашать все университеты, отделы милиции, воинские части, школы и из других районов, из окрестностей Барнаула и районов края. Приезжали за мной домой полковники по несколько человек в день, начальники милиции. Я сеял на незасеянном, а за мной попы гонялись и в газету печатали: «Кто он такой? Не слушайте его! Это еретик, сектант, это раскольник!»; Они и сами на проповедь не идут и другим препятствуют.
Фесс.2:16 – «Которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца»;. Это было сказано про иудеев. Но на них не надо обращать внимания. Я говорил: «Они бьют по пустому месту»;. Они идут к тем учителям, от кого поступил звонок. А меня там нет, я уже в другом конце города. Они не знают, где я нахожусь. Надо на несколько шагов опережать тех, кто не желает слышать, и не смотреть ни на какие препятствия. Сегодня душа патриарха ещё у гроба, но когда похоронят, то по нашему православному учению душа его пойдёт по мытарствам. Там нет ни святого, ни святейшего, там есть человек, закончивший земной путь. Он-то знает, что есть Ангелы. Он не будет удивляться, когда Ангел подойдёт. Но куда они поведут? Что он получит там? А с него очень строгое будет взыскание. Как говорит премудрый Соломон: «С начальствующего строгое взыскание»;. Там не свечки будут жечь, а может, кочергой его бить будут. Тут плакать и молиться надо. Иоанн Златоуст сказал, что большая часть священства погибает. И чем выше сан, тем труднее спастись. Это люди сегодня во все храмы пришли вчера, заупокойную пропели, поминают. Они знают – это обряд. Бог обряда нам не давал. Это по преданию. Начинают нам всё это по радио говорить, и язык-то не ворочается у корреспондентов сказать как. Там же всё по-другому, там на мытарствах нет помощника. Ты там один предстанешь. То, что написали в житии Феодоры, можно верить или не верить. Бог будет судить соответственно тому, что ты делал в жизни. Я напоминаю житие святого папы Льва, который молился Апостолу Петру, чтобы Бог простил ему грехи, так как чувствовал, что скоро умрёт. Он понимал, что находится на высоком посту – епископ. Явился Пётр ему и говорит: «Я умолил Бога, всё прощено тебе, кроме одного греха»;. Он испугался: «Значит, я не войду в рай?!»; Какая разница один грех или сто. «Какой?»; «Кого не законно рукоположил»;. Вот за нашего епископа отвечать будет патриарх. Он такого рукополагал. Он многих нарукополагал, и может, ни одного годного, а вылезли зверонравные гонители истины. Вот за что ему отвечать ещё придётся. Мы-то, простолюдины, за это отвечать не будем, и батюшка не будет. Иоанн Златоуст говорит»; Если одна душа погибнет по твоей небрежности, о, пастырь, то всей твоей жизни не хватит, чтобы рассчитаться за неё. Потому, что за каждую душу умер Христос»;. Мы в частной молитве можем за патриарха Алексия молиться. Раньше его на службе не поминали, и на объединение не подписывались. Мы сразу в заявлении указали, что в храме не будем о нём вопиять, его поминать. Но дома я сразу встал и помолился, потому что человек нуждается в молитвенной помощи. Он был православный, как мог, так и делал, и Бог ему теперь Судия.
Память о нём у нас осталась на Псалтыри, которую я каждый день беру в руки. Там написано, что по его благословению издано. Может быть, он её и не видел, но надпись осталась. И каждый день, беря Псалтырь, я буду за него молиться. Поэтому основание надо полагать сегодня и не на чужом. На чужом – это когда еретики приходят (в нашу общину, например) и начинают что-то внедрять. Здесь о Христе все до одного знают. Вот у нас деревня – Потеряевка. Если бы все сёла были такие, и люди ходили на каждое богослужение, то когда бы приехали сектанты, а мы всё о Христе знаем, у нас Евангелие есть. Они в другое село – и там знают. «А что мы тогда приехали сюда?»; Они бы развернулись и обратно в Америку уехали. А кто бы слушать-то их стал? А люди-то не знают ничего. Сектанты дают им Евангелие – первый раз люди видят. Так что упрёк сектантам не настолько серьёзен. Это упрёк больше тем, которые здесь были и не засеяли. Притом денно и нощно надо сеять. 1Кор.3:9-11 – «Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нём]; но каждый смотри,как строит, ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»;. 2Кор.10:13-16 – «А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе»;. Слово «удел»; в двух стихах 3 раза встречается.
Удел – это как раз и означает каноническую территорию – вот где понятие о ней встречается. Каноническая территория определяется проповедью, а не так что они в кабинете сидели, и архиерей распределил: вот Павловский район - это моя территория, и я его благочинным ставлю. В Новоалтайске - там другой благочинный, я его ставлю и т. д. Он территорию на бумаге нарисовал, вот и всё. Так не делается. Вот образец, и архиерей должен был сказать так: «Каноническая территория, пастырь, только в тебе и в жене твоей, если она верующая и в детях твоих, если они верующие. А вот теперь давай распространяй веру Христову. И те, которые в храм приходят и ничего не знают, это не твоя каноническая территория. А вот где твои прихожане от тебя научатся, как любить Христа и пойдут дальше проповедовать, – это уже твоя каноническая территория. Она будет распространяться. Если на карте показать, - это разбросанный красный свет в темноте падает и снова искрами, искрами делится. То есть каждый начинает что-то говорить о Христе. Вот как определяется каноническая территория. А потом бы проверка. Через 3 года, друзья, собирайтесь, и я посмотрю тогда, что у вас есть. Поеду, проверю, как далеко вы прошли. И буду на этой территории заходить в любой дом и спрашивать, были ли у них, и знают ли они о Христе. И если они не знают, отрезать этот кусок. И я снова сожму, благочинный, эту мнимо твою каноническую территорию до храма, дальше ничего и не будет. Вот ведь как надо было делать. Я-то ведь не патриарх. Я сейчас буду ждать, скоро будут избирать патриарха, может быть, меня приедут, пригласят. Так что молитесь, чтобы я не согласился. А то мне такие вопросы задают: «А что бы Вы сделали, будучи патриархом?»; А почему бы и нет, у Бога всё бывает. Тарасий был рядовой, мирянин. И в патриархи в целой стране никого не нашли, кроме него. А царица Ирина страдала и плакала. А бывший патриарх, уже умирая, пальцем показал на Тарасия и сказал: «Вот его поставьте»;. А он мирянин был. Его в 6 дней возвели в патриархи и всё. У нас свой Тарасий растёт, может будущий патриарх будет.
Еф.2:20-22 - «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»;. Нужно просить такого патриарха, который не был бы запятнан сотрудничеством с органами КГБ, который отвергся бы сразу же «Всемирного совета церквей»;, вышел бы из этой ереси - из экуменизма. Который предал бы анафеме декларацию Сергия и всех, кто её придерживается. Всех стукачей, чтобы сегодня же изверг, как в Германии. Все, кто работал с органами КГБ, никто не имеет права занимать должность в государстве. Вот какого сегодня надо патриарха, и об этом нужно молиться. Его изберут не раньше 40 дней после его смерти. Мы должны не безмолвно сидеть здесь, потому что косвенно мы всё-таки уже касаемся патриархии. Нам открылся вход туда. Мы пока ещё этим не воспользовались, они блокируют нас, не принимают. Ну а от патриарха многое зависит. Чтобы он положил доброе основание. Чтобы священники научились определять еретиков-раскольников, ибо они этого не понимают, или по злобе так клеймят нас. Ис.52:15 – «Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхал»;. В изумление сегодня людей можно приводить, если мы будем говорить то, о чём они не знали. А о чём люди сегодня не слыхали? О чистом православии, о вере во Христа. Никаких традиций здесь мы не можем показать. Священники сегодня оправдывают то, что женщины приходят в брюках, мужчины бритые, и они всё оправдывают. Каноны определённые нарушаются. Книга Левит говорит: Лев.19:27 - «Не порти края бороды твоей»;. Это не просто я придумал. Держать это надо, и чтобы люди имели страх Божий. Есть каноны церковные. По ним в священники нельзя ставить раньше 30 лет. Пусть они каноны исполняют, а кто нарушит, написано: да будет извергнут из сана. Сегодня служить-то некому будет, сам патриарх был поставлен раньше 30 лет. К нам-то претензий никаких нет,- у нас нет нарушений. У нас епископ и священник не раньше 30 лет были поставлены. Ис.65:1 - «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!»; говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим»;. А как Он говорил, Бог? Кто слышал? Через проповедника. Те люди, которые знают о Христе, они прямо говорят: «Вот вам Бог»;. У людей было такое понятие: «Вот Бог, а вот порог»;, когда рассердятся. И выгоняли. Иконы вот они это Бог, а ты, пророк, пошёл вон. А мы им должны говорить: «Вот Бог, где Он говорит в слове Своём, во святой Библии. Вот, где Он хранил нас, Господь. Где позволил пострадать за Него, вот где Бог. Вот Бог, Который дал нам жизнь, дал духовное рождение, дал правильное крещение. Бог дал нам правильно службу вести, где стройность и порядок. Это всё Бог»;. И не слышавшие услышат. Совпадает сегодня с Библией то, чтобы нам идти и благовествовать. Апостол Павел нам пишет это письмо: «Я благовествовал там, где не было известно»;. Ваши родственники все о Христе слышали? А ну-ка расширьте свою каноническую территорию, детям своим расскажите! А они не слушают. Помолитесь, по-другому подойдите. Пригласите на занятия, дайте что-то почитать, чем-то заинтересуйте.
Мы видим где, кто трудится, даже наши братья, сёстры, - результат всё-таки Бог даёт - утешение. Не всегда, конечно. Но смотришь, кто проповедовал, у одного мама пришла, у другого сестра обратилась. В Потеряевке у нас, кто над своими трудится, у того приходят люди. И здесь у нас точно так же. Надо закладывать основание - прямо и чётко вести ко Христу. Мы не можем звать к себе людей, и мы никогда не зовём, потому что у нас в Православии служба на славянском языке. Мы сначала знакомимся, и считаю, что это правильно. Но, однако, основание надо закладывать. А это когда возможно? Когда мы сами правильно услышали о Христе. Вот сегодняшний день возьмите себе началом. А если бы вместе с патриархом и я сегодня умер, что я буду отвечать, с чем я приду к Богу, какой сноп у меня в руках будет? А кого я обратил, кого я ко Христу привёл?! С 1962 года вы знаете, сколько лет прошло? А ведь это уже 46 лет. А архиереи в совете церквей до сих пор состоят. Для чего? Для того, говорят, чтобы людей обращать к Богу. И ни одного не обратили, ни одного! А только там делаются всё хуже и хуже. Когда они вошли туда, ещё не были священниками женщины. А сейчас уже епископами женщины и прочее. Они не слушают никого. Поэтому нужно просить патриарха милостивого, строгого, ревнительного и, конечно, благовестника. Чтобы беззаконным священникам он запретил безобразничать с крещением, с причащением (любого с улицы причащать). И чтобы Господь дал к нему доступ тем людям, которые знают истину, чтобы патриарх был открытый. До этого не было доступа никак. Я писал ему, книги посылал, но даже ответа ни одного не поступило. Вот видите, перед нами стоит большая задача - в течение этих 40 дней молиться, усилить молитву: «Господи, даруй нам доброго патриарха, как мы просили доброго президента»;. А там уж, что Бог даст. И обязательно видимо будет собор по избранию патриарха, хоть архиереи и боятся этого собора, но он должен быть. Будем молиться каждый день! Да услышит Господь нашу молитву и расширит нашу каноническую территорию до патриархии и до самого патриарха! Аминь.

Хотел репей в окрестности скосить,
Облагородить улицу, избавясь от липучек;
Лопух зелёный и в жару красив.
И разговор на брата вывел случай.
Брат попросил не трогать лопухи
Цветущие, – с них медонос отличный;
Мёд будет чистым, явно не плохим,
Пчела в цветке репья нектар отыщет.
Так многое нас с детства окружает,
К чему давно привыкли и не замечаем,
Когда ж лишимся, ощутим, как жалко, –
В оценке важного мы явно обмельчали.
Мёд собирать, уподобляясь пчёлке,
И из ничтожного полезное добыть!
В оценке нужного до старости просчёты,
От конской гривы, до следов копыт,
Идеи рушатся, кумиров след простыл,
На человека кто надеялся, стал проклят;
Облагородился, кто в Боге был простым,
В чём обвинялся, – вышел без порока.
Репей лекарством ценен от корней,
И в листьях заживляющее средство;
Вцепляясь в бороду распространюсь верней, –
Не раз его за то лопатой кто-то треснул.
Скажу о книгах, коими оброс, –
Кажусь несносным, – всех подряд цепляю;
Но я умру, а им – подняться в рост,
На неудобстве и между полями.
Живучестью репей и глубиною корня
В засушливое лето явный чемпион.
Есть многое, о чём дотошно спорят,
А позже сознают, что прав был только он.
В словах Библейских мощь неотразима, –
Я словом Божьим пользовался дивно.
А без Евангелия слыл бы лишь разиней,
Давным-давно попы репей срубили б. 24.07.08. ИгЛа

Список всех проповедей

343

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: