Побеждай зло добром
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 5Указатель — Рим.12:21 [Зач.109]
27.09.2008. Рим.12:21 – «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». Повтори про себя. Скажи: я могу быть победителем в любой битве, в любой схватке. В мире всё зло глушится злом и вместо одной крови проливается другая; волк отвечает волчьей хваткой. А нам даётся другое – добром победить зло. Хочешь быть победителем? Победи добром, будь добрым. А добру надо учиться. Не только то, что совесть подсказывает, ибо она бывает и сожжённая, а что говорит нам Бог. Втор.30:15 – «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». Левое и правое, благословение и проклятие, вода и огонь, жизнь и смерть. Втор.30:19 – «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё». Никогда невозможно погасить зло злом. Это всё равно, что пытаться бензином погасить огонь. Священное Писание нас так наставляет. Мы спросим: где встречается зло? Всюду. В семье, в школе, в церкви, во всех сферах жизни. И иногда кажется, что только злом можно победить. Но Господь нам даёт другое: побеждайте зло добром. Человек тебе делает зло, а ты ему сделай добро. Он снова тебя обманет и обкрадёт. Постарайся помолиться о нём: «Господи, этот человек не знает Тебя, он не знает, что всё, что он сделал плохого, это к нему вернётся». Не сегодня, так завтра. Вернётся иногда в детях и во внуках. Это нам кажется, невиновный человек, ребёнок попал ни за что. У Бога всё вымерено, и мы просто не знаем, за что.
1Пет.3:9 – «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Если по-другому, то благословение мы не наследуем. Благословение надо наследовать. Не просто священник рукой махнул, совершил крестное знамение и ты получил благословение. Ты ничего не можешь получить, если не будешь добрым. А знать добро и зло мы можем только из Священного Писания. Любую бабушку спроси: как обращаться с внучатами? Она знает добро: ешь больше, спи дольше. А по Слову-то Божию наоборот - строго взыскивай с него. Если бы бабушки дома занималась с внучатами, даже не знали, что они учат, а просто проверяли, дети учились бы намного лучше. Дети не все учатся у вас хорошо. И причина не в том, что они такие вот уродились и дальше ничего не можно с ними сделать. С ними никто не занимается. Вот около меня ваши ребятишки когда бывают, чем-то занимаемся, спрашивают, через одно слово буквально новое слово вставляем, и он его уже запоминает. У них хорошо память работает. А приходит в школу, тройки получает. Что это за оценка – тройка? Долго спать – хорошо, думают. Это плохо. Ты приучи его рано вставать на молитву. Ты быстро его приучишь. Всего четыре месяца пройдёт, и он уже привык. Простое дело – пищу люди солят. Вы знаете, во сколько раз мы её пересаливаем? Вот недосоленная пища у нас, это означает, что она пересолена в четыре раза. Это, когда нормально у нас, так мы ещё пересаливаем её. А это и гипертония, и тромбы, и что угодно. Ещё врачи не знают, какая болезнь. Ты попробуй делать добро. Тебе сказали один раз, ты услышала, и это себе возьми. Минимум за два часа до сна старайтесь не есть. Очень просто. Добро и зло. Добро-то начинается здесь. Встал, плохо, настроения никакого нет. Тебе какой наказ мать давала, когда ты замуж выходила? Я знаю, некоторые говорят, мне мама сказала: ты видишь, как папа у меня ходит под рукой, и ты так же сделай с первого дня, а то от него ничего не дождёшься. Дочка с первого дня начинает гнуть под себя. Год прошёл, а гнуть некого, уже никого нет рядом. Зло. Мать научила злу. Она бы сказала: дочь, Священное Писание говорит так: жена вторичная, первичный – Адам, а потом Бог создал Еву и повелел ей слушаться. И муж будет господствовать. – Так я что, рабыня? – Рабыня. Рабыня – ты себе так и скажи. Ты вышла замуж, Златоуст говорит, превратись в камень со всеми твоими талантами, то есть не перечь мужу. Будешь говорить против – зло. Побеждай зло добром. Как? Молчанием. Он тебе слово, а ты на молитву. Он тебе два, а ты на молитву. И он увидит, тебя ничем нельзя пробить. Пройдёт время, он будет говорить, что такой жены нигде не найдёшь. Как она всё знает, как она мой характер смягчает. Не к соседке бежать жаловаться, а к Богу: Господи, виновата я, его раздражила. Вот я гляжу, ваши мужья – редкие мужья. Сами коров доят. Каких только работ они ни делают. Как надо беречь их, и в детей это вложить. А был бы он неверующий, делал бы он это? Что бы ты видела? Ведь тебя Бог спас. Побеждайте добром, чтобы наследовать благословение.
Слово «благословение» – это данное от Бога доброе дело на то, чтобы мы его выполнили. Нет благословения, дело не выполняйте, его нельзя закончить. Вот начали уборку делать, она может быть и не закончена, всё сгорит. Благословения нет. Благословение – это послушание. Благословенная пища – ничто в животе не болит, силы даёт. Благословенная ночь – это тишина, ни пожара, ни воров нет. Это благословение. А Бог даёт его за то, что ты победитель. А сатана воюет? Апостол Павел говорит: Рим.16:20 – «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре». Ты постоянно ощущай – с левой стороны стоит сатана, он всё время подбивает на худое. А ты его отражай, не забывайся. Что особенного – дети бегают, кричат? Кричат, дико кричат, невозможно слышать. Учитель им и говорит: Иоанн Златоуст сказал: «Ты широко раскрываешь рот, ты не думаешь, что бес, демон, вскочит в тебя?» Он ещё громче хохочет. Дети из верующих семей. Вы приучите детей не к мифической жизни, не к мечтательной, а к реальной. Дети встали, только к двери подошли, совершили крестное знамение и сразу повторяйте имя сатаны: «Господи, помоги!» И сразу же: «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его», так нас учат святые мужи. Побеждай зло добром. Добром – это послушанием. Не торопись, как бы ни торопился, соверши крестное знамение, подойди к старому человеку, попроси благословения. У тебя не ладится что-то, ты приди пораньше, к батюшке подойди и расскажи: «Батюшка, у меня учёба совсем не идёт, а я стараюсь». Как Сергий Радонежский. У Варфоломейки одни двойки, а братья его родные учатся хорошо. Вы знаете, чем закончилось? У Иоанна Кронштадтского так же было. Не злись, не преследуй того, кто лучше учится.
Лк.6:27-30 – «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад». Если у вас случалось такое, что кто-то против идёт, попробуйте, пошлите какой-то дар. Я скажу: ещё ни разу не было, чтобы какая-то осечка в этом была. Человек враждует. У меня есть что дарить, я очень богатый, книгу посылаю. И оттуда такое известие! Человек слышать не хотел даже, гляжу, вечером звонит, уже благодарит. Жена против. Неважно, следующая книга выходит, я через кого-то опять посылаю. Человек благодарит, гляжу, и деньги посылает уже. Отношения налаживаются очень быстро. Почему? Прежде чем послать, помолись. Крепко попроси Господа: «Господи, я виноват в этом, я где-то недосмотрел». Мой возраст позволяет уже делать подсчёт. Я мог бы не так ответить, но я виноват: «Господи, умягчи его сердце». За тысячу лет до Рождества Христова уже было сказано: Пр.16:32 – «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города». Владеть собой - учить надо детей постоянно этому, с утра до вечера. У меня ещё не было ребятишек ни одного, который бы другого удерживал от плохого поступка. Деревенские были, и он мгновенно с плохим соединяется. Тот дурного поведения, и он не знает Бога, а этот только пришёл в лагерь поиграть, и он с ним сразу соединяется, с худым. Он находит, что они такие же, как и он. А если тот поступает не так, никто не будет удерживать. Даже тот засквернословил в школе, в четвёртом классе, и ни один его не приструнит. Он не будет с ним работать. Он недоволен даже, бывает такое, бывает, даже нажалуется, но остановить того, предупредить, сказать ему Божье слово – ни один пока этого не сделал. А причина какая? В вас, во взрослых. Вы научите детей противостоять злу добром. Чтобы ребёнок мог худому объяснить, что такое скверное слово. Что за всякое слово дадим отчёт в день Суда. Тот ничего не понимает? Но Слово незримо имеет такую благодать, ибо оно божественное. За всякое слово человек даст отчёт в день Суда. Чтобы ваш ребёнок тому сквернослову так и сказал. Не просто с ним спрятался здесь где-то, да закурил за сараем. А он бы ему сказал словами Иоанна Кронштадтского: «Уста курящего - это демонская кадильница». Это дьявол тебе в рот табак толкает, и ты не сам его берёшь. Ни один же так не говорит. Хоть сам с ними не участвует. А то и участвует. Дал закурить, он уже взял. Нет работы духовной с детьми, и ничем больше нельзя это объяснить. С ребёнком нужна большая работа, притом работа ежедневная. Если где-то ты бываешь, то останови и скажи: а вот здесь какие варианты, какой лучше избрать? Чтобы ребёнок сам научился избирать лучшее, когда тебя там нет: ты не знаешь? – помолимся. Я сколько раз делал так. Помолились, и ребёнок сам находит лучшее решение, – Бог ему начинает открывать. Он узнаёт, где дверь благодати, он сам начнёт стучаться. У тебя не получается, давай перекрестимся, давай помолимся. Он и говорит: долготерпеливый лучше храброго. Храбрости учат, смелость пестуют. Специальные кружки, изучают дзюдо, айкидо, восточные единоборства, бокс – всё знают. Учите долготерпению. А долготерпению где учить? Это можно поучиться у японцев. У них есть такой национальный культ, называется кондзё - быть терпеливым. Зачем? Чтобы, когда над тобой засмеялись, ты умел беды переносить. А нам это необходимо, чтобы Бога прославить. Бог назначил, и я обязан перенести. Без ропота. Мне дано не совсем хорошо слышать, и я не слышу, – это от Бога. Болезнь какая – благодарю, Господи. А не так, что: «Вот он пьёт, курит, а у него здоровье лучше, чем у того, кто не пьёт и не курит». Говорят: дети у родителей, которые пьют, рождаются полоумными. Я знаю наоборот: родители не пьют, а дети учатся едва-едва на тройки. Тупые, просто бычиный характер.
Другой крепко выпивает, а дети на одни пятёрки учатся. Ответа никакого не нахожу. Я могу думать только, что это от кого-то, от дедов. Молились, и Господь даёт через одно поколение в другом поколении возрастить добро. Добро бесследно не бывает. Человек, бывает, делает добро, но не молится. Это добро ему не в добро будет. Он должен делать для Бога. Делающий добро без Бога, то есть без молитвы к Богу, он постоянно ропщет: я делаю добро, а мне вот так худо делают. Я вот так сделала, а меня обокрали. Я вот так сделала, а на меня налоги ещё больше, ничто не учитывает государство. Я встречаюсь с такими людьми. И остановить этот ропот абсолютно невозможно никаким образом. И эти люди, как правило, всегда болеют, и болеют головной болью. Я не знаю почему, но я думаю, что это духовное повреждение, – это от сатаны. Человек не победитель, он побеждён дьяволом. И притом добрый, по-настоящему добрый. Мы даже неоднократно получали помощь от таких. Человек в страшном отчаянии. Апостол Павел предупреждает: не будь побеждён злом, не будь. А если не удержался? Благословен, кто до конца выдержит. Евр.10:38 – «Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя». Вы выходите из дома, и домой должны возвратиться победителями. А не так, что: а он первый. Он тебя ударил, а ты ничего не сделай, помолись, стой спокойно. Он тебя обругал, а ты молись. Если можешь, скажи ему: «Этого делать нельзя». Простые слова. Но побеждай зло добром. Если в семье постоянно прибегают к Богу, и дети слышат, как бывают какие-то несчастья, и всё это разрешается на молитве, по Слову Божьему, то в ребёнке это обязательно отпечатлеется. Самая долгосрочная программа, где добро закладывается, это в детях, в школе. Учителям нужно особо молиться. Вот я по себе смотрю, учитель из меня совершенно негожий, я бы не вытерпел. Какое терпение учителям надо иметь! Одно и то же двадцать раз повторяет, простое дело, четыре планеты не может запомнить. Несколько дней проходит, он совершенно ничего не может ответить. Дома родители-то почему не смотрят? Это зло, ибо ты раздражаешь учителя, у него теряется здоровье, он зря тратит время. Я вижу, что плода-то никакого в этом нет. Ты, сам не желая сеять зло, ты его уже посеял. Поэтому на молитве надо не просто стоять, а, идя в храм, просить: «Господи, коснись меня благодатью, чтобы добром осиял мой разум, и это добро я посеял в каждом, с кем соприкасаюсь». Аминь.
Рим.13