размер шрифта

Поиск по сайту



архиепископ Аверкий Таушев о лжецеркви и об отступлении внутри Церкви

архиепископ Аверкий Таушев о лжецеркви и об отступлении внутри Церкви

архиепископ Аверкий Таушев о лжецеркви

С Церковью Христовой ведут жестокую борьбу «не на жизнь, а на смерть» «врата адовы», то есть все самые отборные адские силы, – на её уничтожение или, хотя бы, на её обезличение, чтобы сделать её, по выражению Самого Христа-Спасителя «солью обуявшей» (Мф.5:13), дабы она стала неспособной выполнять своё высокое назначение – спасать души людей в жизнь вечную.

В наше время для многих стало уже очевидным, ясным, что просто уничтожить Церковь нельзя: кровавые гонения стольких веков, включая и самые последние гонения нашего времени, ничего в этом отношении не достигли. Поэтому-то «врата адовы» в наше время довольно резко изменили свою тактику: они стремятся обезличить Церковь – отвести её от её вечных неземных целей и крепко связать её с землёй, с земными интересами и стремлениями людей. Делают они это чрез податливых, угодливых, «эластичных» иерархов, легкомысленно продающих Церковь за «иудины сребренники».

О, как тяжко грешат перед Богом и Церковью те иерархи, поставленные быть «блюстителями» Церкви (ибо самое слово «епископ» и значит «блюститель»), хранителями и стражами её, которые отступают от высоких целей и задач Церкви – спасения душ в жизнь вечную – и устремляются за иными чисто земными целями, в угождение сильным века сего, идя «в ногу с временем», чтобы иметь от этого лично для себя какие-либо чисто земные выгоды! Тогда остаётся только видимость Церкви, но без духа её. Но, как же, спросите вы, возможно это, если Сам Христос обещал, что «врата адовы не одолеют Церкви»? К сожалению, это изречение многими неправильно понимается, неверно истолковывается, а в наше время весьма часто злонамеренно извращается.

Неодолимость Церкви «вратами адовыми», как и непогрешимость Церкви – понятия тесно связанные друг с другом – принадлежат всей Церкви Христовой в целом, но никак не какой-либо отдельной её части, хотя бы и весьма многочисленной, ни, тем более – каким-либо отдельным лицам, хотя бы даже священнослужителям в самом высоком сане, епископам, Патриархам. История Церкви за много веков свидетельствует о нередких случаях отпадения от истинной веры Христовой и отдельных лиц, вплоть до Самых высоких иерархов, и целых обществ христианских. Изречение Христово о неодолимости Церкви вратами адовыми означает лишь то, что Истинная Церковь Христова не исчезнет с лица земли до самой кончины века сего и второго пришествия Христова, но это нисколько не исключает появления в христианском обществе лжецерквей – и «церквей лукавнующих» носящих только одно внешнее обличие Церкви, но без духа её, – церквей, поклонившихся, вместо Христа, антихристу и служащих не Христу, а антихристу.

Истинная же Церковь Христова сохранится на земле даже в том случае, если в ней останется хотя бы один епископ (ибо «без епископа нет Церкви») всего лишь с несколькими священнослужителями и верующими мирянами. Главный признак Истинной Церкви Христовой – это хранение Истины, ибо Церковь, по словам великого апостола языков, есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Христос-Спаситель пришёл на землю, по Его собственным словам, для того, чтобы «свидетельствовать истину» (Ин.18:37), и все верные Его последователи, а тем более пастыри Церкви, должны брать с Него пример и тоже – прежде всего свидетельствовать Истину, не допуская никакой лжи – ни в словах своих, ни в действиях. Никакая ложь не приличествует истинному христианину – служителю Истины. Вот почему св. апостол Павел увещевает всех христиан: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.» (Еф.4:25). Тем более недопустима ложь в устах служителей Церкви Христовой, а в особенности, конечно, нетерпима она в устах высоких иерархов, долженствующих всегда провозглашать одну Истину от лица всей Церкви. Что это было бы, если бы мученики первых веков христианства, «ради спасения Церкви» (весьма модное теперь оправдание подобного рода лжи!), хотя бы только притворно, по требованию мучителей, отрекались от Христа и приносили бы жертвы идолам? Что это было бы, если бы великие отцы Церкви, тоже «ради спасения Церкви», вместо борьбы с еретиками, находили бы разные компромиссы и вступали бы в соглашательство с ними? Где была бы тогда истинная Церковь Христова? Не исчезла ли бы она тогда с лица земли? А вот теперь почему-то, говорят, всё стало иначе, и можно лгать, лгать и лгать без конца «для спасения Церкви» (???!!!). Всё перевернулось теперь вверх дном, и все понятия вывернуты наизнанку! Борьба за Веру – это почему-то предосудительная «политика». А вот, соглашательство с лютыми врагами Веры – это не «политика», а нечто весьма похвальное, многими теперь одобряемое, как акт «мудрости». Для многих теперь Церковь стала чисто земной организацией, которая должна служить земным целям, и её пытаются сделать своим послушным орудием люди «века сего», вплоть до явных служителей сатаны. Но самое страшное в том, что это служение земным целям вуалируется, прикрывается часто возвышенными евангельскими лозунгами, изречениями Христовыми, апостольскими и святоотеческими, что и вводит в заблуждение многих, наивных, поддающихся этому нечестному обману, этой подлинно диавольской лжи, искусно скрывающей свою сущность. Но будем помнить, братие, там, где ложь, в каком бы виде она ни являлась, какой бы благовидностью ни прикрывалась, там нет Истинной Церкви. Там – лжецерковь! Ибо Истинная Христова Церковь есть «столп и утверждение истины». «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф.5:15)!

 

архиепископ Аверкий Таушев об отступлении внутри Церкви

Но самое страшное это то, что Отступление вошло уже внутрь нашей Церкви. Вызвав пагубный раскол в Христианской Церкви одиннадцатого столетия, а затем полное отпадение от истинной веры и Церкви множества всевозможных протестантских и сектантских обществ, начиная с шестнадцатого века, Отступление во всю свою ширь развернулось в нынешнем «прогрессивном» двадцатом веке и стремится теперь «взорвать» изнутри нашу Православную Церковь. В самом деле. Разве не отступление от Христа – признание «властью от Бога» той власти, которая главной своей задачей ставит вполне сознательную борьбу за искоренение веры Христовой в сердцах людей, выражение благодарности этой власти за её мнимую заботу о духовных нуждах верующих, активное сотрудничество с нею в её стремлении к мировому господству, поддержка её силою своего духовного авторитета? Разве не отступление от Христа – хулить новомучеников Российских, кровь свою проливших за Христа и за Его Святую Церковь, называя их «пособниками чёрного дела», и не стыдиться стоять «на вытяжку» в почётном карауле у гроба лютого гонителя Христовой веры? Разве не отступление от Христа – «относиться с полным братским уважением» к таким «иерархам», «ни в чём их не упрекая» и, следовательно, вполне солидаризируясь с ними? Об этом мы прочтём ещё ниже. Разве не отступление от Христа – близкое дружественное, а иногда даже молитвенное, вплоть до совместного «причащения», взаимообщение с отступниками от истинной веры и Церкви, вопреки ясному и совершенно-категорическому наставлению св. Апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10)? Разве не отступление от Христа – тесное сближение с теми, которые позволяют себе гнусно хулить Его Пречистую Матерь, совместные собрания и съезды с ними, и провозглашение якобы возникающей таким путём «третьей космогонии» или какой-то «новой эры» в христианстве? Разве не отступление от Христа – перетолкование и даже литературное искажение текста священных книг Слова Божия, под предлогом мнимой необходимости «нового перевода», в явное угождение отступникам от истинной веры Христовой? или устранение из текста священных книг всех тех мест, которые неприятны врагам Христовым, с извращением истины? Разве не отступление от Христа – пожертвовав истинной Церковью, стремиться создать из всех безчисленных вероисповедных отступнических обществ какую-то новую «церковь» – «interchurch», на место той единой истинной Церкви, которую основал Сам Христос, сказав: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»  (Матф.16:18)? Вот как далеко зашло Отступление уже в недрах самой нашей Православной Церкви! Как можно всего этого ужаса не видеть, не замечать, не понимать и даже насмешливо издеваться над теми, которые во всём этом не могут не чувствовать зловонного дыхания приближающегося Антихриста? Ведь те, кто все это делают, ясно показывают, что они нисколько не дорожат истинной верой – Святым Православием, что они помышляют только о своём земном благосостоянии, о земных выгодах, о земной карьере, и, что следовательно, истинной веры у них вообще нет, а есть только одна её видимость. А это, как прекрасно толкует наш великий богослов и глубокий наставник духовной жизни святитель Феофан, Вышенский Затворник, и есть Отступление. (Толкование на 2 посл. св. ап. Павла к Солунянам – стр. 492). Но что будет с ними там – в ожидающей всех нас будущей жизни?

122 Автор: архиепископ Аверкий Таушев