Курение и религия
Совсем недавно был шокирован, когда в городе увидел знакомого священника МП курящим сигарету. Поэтому решил узнать об отношении к табакокурению мировых религий, а не только христианских конфессий.
Впервые курить начали индейцы примерно с 1 тыс. года до н.э. — о чём свидетельствуют изображения курильщиков табака, найденные в древних храмах Центральной Америки. До Европы же, табак добрался только к 1492 году, и с этого момента эта пагубная привычка начала своё победное шествие по миру. Прошло уже несколько веков и на сегодня курит уже свыше 1 миллиарда человек, при этом в развитых странах количество курящих сигареты стабилизировалось или снижается, а в развивающихся странах их количество ежегодно растёт. Поэтому можно сделать вывод, что значительная часть населения земли игнорирует уже ни у кого не вызывающий сомнения факт, что курение наносит колоссальный вред здоровью. Но только ли телесная составляющая человека страдает от этой вредной привычки? Обращаясь к опыту мировых религий однозначно можно сказать, что курение мешает ещё и духовному развитию человека.
Христиане всех конфессий, несмотря на разногласия по вопросам толкования Священного Писания, сходятся во мнении: курение и вера — несовместимы. Согласно христианству духовные потребности должны быть выше потребностей физических, а курение в этом плане ничуть не лучше чревоугодия или прелюбодеяния. Когда человек озабочен удовлетворением зависимости от никотина, ему сложно задуматься о его высшем предназначении, а значит, он отдаляется от Бога с каждой выкуренной сигаретой.
Тезис "mens sana, in corpore sano" ("В здоровом теле здоровый дух") полностью согласуется с медицинскими данными о вреде курения для здоровья (см. картинку и см. например этот сайт), а следовательно, нельзя считать сильных духом тех, кто не имеет сил отказаться от зависимости, которая при этом наносит вред не только самому человеку, но и окружающим.
Многие священнослужители также часто упоминают о родстве курения с принесением жертвы Дьяволу. Поскольку падший ангел хотел быть подобным Богу, он воспринял Его наказ о воскурении благовоний в качестве жертвы. Только вместо приятных ароматов розы или жасмина он ненавязчиво, как и в райском саду, предложил людям использовать листья табака для той же цели. А вместо кадильницы, соответственно — собственное тело — лёгкие. В итоге храм тела, как вместилища Духа, оказывается осквернённым! Попав в Америку и познакомившись с обычаями тамошних индейцев — прежде всего ацтеков и майя — были шокированы, однако, не фактом табакокурения, а многочисленными человеческими жертвами, которые приносились в жертву идолу пернатого змея, недвусмысленное напоминание про змея в райском саду. Уничтожив, что было возможно, испанцы, тем не менее, завезли табак в Европу, где он медленно, но неуклонно одурманивал и завоёвывал людей. Не помогали запреты и жестокие меры, например, монахов заживо замуровывали в стену.
Проще всего, однако, будет процитировать и разобрать несколько заповедей, упоминающихся как в Ветхом, так и в Новом Завете. "Не убий" — универсальна во всех отношениях. Курение, по сути — медленное осознанное убийство и/или самоубийство, следовательно, это грех. "Возлюби Господа Бога как самого себя" и, связанная с ней заповедь — "возлюби ближнего своего как самого себя" имеют одну основу — возлюбить как самого себя. Разве можно себе пожелать смерти или болезни, любя себя?! Какой христианин отнимет жизнь у себя по своей воле?! Это невозможно. Следовательно, курение, согласно христианству, несовместимо ни с любовью к себе, ни тем более к ближнему и к Богу.
Ислам придерживается не столь радикального взгляда на курение, однако однозначно считает курение вредным для правоверного мусульманина. Основания для этого есть в тексте Корана: "Расходуйте во имя Бога и не ввергайте себя собственными руками в гибель. Вершите добро, ибо, воистину, Бог любит добродеющих" (сура 2, аят 195). "И нe yбивaйтe caмиx ceбя" (сура 4, аят 29). Хадисы так же передают, что пророку Мухаммаду принадлежат слова: "Тот, кто выпьет яд, таким образом, убивая себя, будет вечно пить яд в огне ада". Исламские учёные-богословы также выделяют пять основ, необходимых для жизни человека. Все они подвергаются опасности, если человек курит.
1) Сам человек, т.е. его тело. Сказано об этом уже достаточно много, не будем повторяться.
2) Разум страдает по двум причинам: осознанное одурманивание вместо разумного использования данных Всевышним способностей и снижение этих самых способностей вследствие курения.
3) Вред для религии выражается в том, что курящему сложнее соблюдать пост в рамадан. От курения часто начинается пренебрежение обязательными молитвами (намаз заменяется сигаретой). Наконец, пользы другим верующим от курильщика также нет.
4) Вред потомству также освещался медициной и заключается в риске бесплодия.
5) Вред имуществу означает, что курящий тратит деньги на бесполезное. Любая польза от курения сомнительна, что также уже неоднократно освещалось. В исламе бесполезное называется "харам" (запретно), что подразумевает как растрату, так и бессмысленную трату на то, что не приносит блага человеку в жизни земной и иной.
В иудаизме подход, основанный на Торе, велит заботиться о своём здоровье, как сказано в книге Дварим: "Берегите же очень души ваши…". Бог желает, чтобы все были здоровы, принося пользу ему и окружающим. Раз определённо известно, что курение вредит здоровью, то по Торе нельзя курить. По многочисленным просьбам сформулировать позицию Торы по отношению к курению сигар и сигарет, взялся глава раввинского суда города Бней-Брак (Израиль) рав Шмуэль Вознер и составил следующие алахическое постановление:
Хочу привести, вкратце, следующие высказывания:
1) Цитата из Рамбама в 1-ой части законов «убийство и сохранность жизни»: «Многие вещи запретили мудрецы т.к. они представляют опасность для (здоровья) жизни. Преступающий эти запреты, говоря: "Я подвергаю опасности только себя, и окружающих это не касается" или "я этого не боюсь", подвергается наказанию, установленному мудрецами — малкот мардут.»
2) Хатам Софер приводит выше упомянутую цитату, комментируя ее так: «На главах каждого поколения лежит обязанность отслеживать явления [способные нанести урон здоровью] и предупреждать о них». И об этом говорит Тора: «…и будет на тебе [вина за] кровь».
3) Касательно разбираемого вопроса, из выше упомянутого следует: На раввинах нашего поколения лежит обязанность предостерегать и предупреждать о величайшей опасности курения. Факты, подтвержденные многочисленными исследованиями врачей разных стран, и не оставляющие никаких сомнений говорят, что курение приводит ко многим тяжелым заболеваниям, в частности, легких и сердца и является причиной преждевременной смерти сотен тысяч людей.
4) Алаха — практический закон Торы, категорически воспрещает начинать курить подросткам и молодым людям. На родителей и педагогов так же возлагается обязанность это предотвратить.
5) А каждый курящий должен постараться избавиться от этой вредной привычки постепенно.
6) Запрещается курить в общественных местах, т.к. пассивное курение наносит ущерб окружающим, что так же подтверждено исследованиями.
7) Поскольку, как упомянуто выше, курение наносит вред здоровью, ответственность ложится так же на рекламодателей, способствующих его распространению.
8) В свете вышесказанного, по закону Торы, любой, кто обладает возможностью, обязан предотвратить содействие курящим.
Прислушавшийся к этим словам! Пусть продлятся дни в сохранности его здоровья и здоровья его семьи. И осуществится по отношению к нему обещание Святой Торы: «Всякую болезнь Я отведу от тебя, потому что Я Б-г, целитель твой» — «Ради того, чтобы увеличились дни твои и добавились годы жизни».".
Существует так же знаменитое обращение глав поколения против курения, под которым поставили подписи самые выдающиеся раввины современности, такие как: Й.Ш. Элияшив, А.Й. Лейб Штейман, М.Ш. Шапиро и др.
Для описания сути механизма препятствующего духовному развитию человека, в результате намеренного ослабления своего здоровья посредством нанесения вреда своему организму, в том числе и через курение — приведём слова рава Кука: "Слабость и усталость есть преддверие для всех дурных качеств. Они пробуждают уныние, а уныние порождает злобу и непомерную гордость, зависть и ненависть, и все самые низменные наклонности. Поэтому, здоровое поведение, физическая крепость, это святая работа, как для народа в целом, так и для каждого отдельного человека. Слабость приводит к тому, что человек привлекает к плоти своей свою душевную силу, чтобы устоять, тем самым унижая свои душевные потоки от их высоты и чистоты, и их блеск и сияние блекнут. Достаточная физическая сила позволяет душевным силам распространяться своим путем, во всей их динамичности и возвышенности...".
Теперь обратимся от авраамических вероучений к вероучениям Востока.
Индуизм считает, что освобождение души из круга сансары (перерождений) есть главная цель. Сумма добрых и недобрых дел — карма может облегчать или затруднять этот самый "выход на свободу". Каким образом? Всё просто. Жизнь дана свыше, а потому покушаться на неё не есть добро. Курение же наносит вред здоровью, ведя к скорейшей смерти и укорачивая время жизни, когда можно попытаться облегчить карму. Курильщик также отягощает свою карму ещё и тем, что причиняет вред окружающим.
Буддизм имеет много общего с индуизмом и в нём табак рассматривается как виасана (зависимость, которая необязательна для сохранения здоровья). Виасана препятствует достижению цели духовной жизни в соответствии с Хинду: прекращение страдания, познание блаженства, которое не является ограниченной радостью, и свобода от оков естества. Медицина однозначно продемонстрировала вред курения, то есть показала факт страдания, в частности для сердца. Буддизм же с индуизмом используют символ сердца в качестве центрального при различных типах медитации. Поскольку курение вызывает сердечные заболевания, значит оно должно однозначно восприниматься как вредное для духовного развития занятие.
Итак, избавление от страдания в виде курения возможно только путем освобождения от него. На первый взгляд может показаться, что курение сигарет — весьма безобидный грех. Но буддийские учителя утверждают, что это далеко не столь безобидное занятие, как думает большинство. Многие практики буддизма курят, не подозревая о том, что курение аннулирует все плоды их практики. Существует история о том, что некий злобный демон, нарушивший свой обет не вредить живым существам, совершил самоубийство и перед смертью сделал такое пожелание: пусть из моего трупа вырастет цветок, дым от которого будет уничтожать все заслуги от практики Дхармы. Более того, буддийские учителя предупреждают, что курящий практик Дхармы автоматически, сам не желая и не зная того, будет посвящать заслуги от практики тому, чтобы Дхарма Будды исчезла из этого мира как можно скорее. Вот оказывается как "безобидно" курение сигарет, особенно практиками Дхармы, с точки зрения буддизма, который призывает немедленно отказаться от курения раз и навсегда чтобы Дхарма не исчезла из мира.
В Терма Чогьяла Ратна Лингпы сказано: "Падмасамбхава связал Девять Демонических Братьев обетом, но они нарушили самаю, и самый младший из них нашел способ нарушить клятву защищать живых существ. Он сказал: "Братья, не отчаивайтесь, послушайте меня. Я проявлю себя в стране Китае как растение табак. Имя этому токсину будет Чёрный Яд. Растение будет расти у приграничных земель, откуда и проникнет в Тибет. Люди Тибета станут употреблять это приятное вещество. Силой этого пять невротических ядов будет увеличиваться. Отвергая десять благих деяний, люди будут практиковать десять неблагих. Линии Преемственности станут прерывными, их Держатели станут уходить в Чистые Земли Будд. Курение этого яда, распространяющееся по земле уничтожит сотни тысяч основных городов. Перестанет идти дождь, созревать урожай, будут гражданские беспокойства, эпидемии и стихийные бедствия. Яд от курения, поднимающийся в небо, разрушит небесное пространство и будут не вовремя появляться кометы и затмения. Ткани и сосуды организма того, кто курит, будут обезвожены. Это будет причиной появления 404 болезней. Тот, кто курит, переродится в низших мирах. Если кто-то курит, а другие вдыхают этот запах, это равносильно тому что он разрывает сердца шести тысяч существ".
В Индии, кстати, введён полный запрет на рекламу табачных изделий — запрещена прямая и непрямая реклама, а также продажа сигарет несовершеннолетним.
Даосизм также не поощряет курение, поскольку дым табака подобен туману, который мешает увидеть Дао, а тем более следовать ему. Духовная сущность страдает от того, что энергетические каналы в теле начинают работать неправильно под действием табачного дыма. То есть энергия внутри нас также "сбивается" со своего "Дао", а нарушение энергопотоков в теле, с точки зрения восточной медицины — главная причина любых заболеваний.
Таким образом, опираясь на данный краткий обзор выстраивается однозначная картина — согласно всем основным вероучениям мира, курение вредит не только телу, но и душе.
Источник: http://www.newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/84-notsmoking