Во свете Библии

О почитании Ангелов и святых

О поклонении Ангелам и святым угодникам Божиим

 

Прямого указания прибегать к их молитвенной помощи и заступничеству в Библии нет. И настаивать на том, чтобы сектанты молились святым праведникам, достигшим совершенства и святым небесным силам – Ангелам и Архангелам, мы не можем и не должны. Нужно попытаться пробиться к сектантским обольщенным душам, чтобы они не хулили молитвы к святым и к Ангелам. Те, кто прибегает к ходатайству святых, более зримо ощущают свое единство с торжествующей частью церкви – небесной. Мы включаем эту тему в противосектантский материал для ознакомления их с тем, на чем мы обосновываем свое вероучение по этому вопросу.

В помощь истинно верующим в деле достижения ими своего спасения Милосердный Господь даровал ходатаев, молитвенников: Божию Матерь, святых Ангелов и небесные силы, и угодников Божиих. Евр.12: 22 – «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». В чем выражается эта тесная связь членов церкви земной воинствующей с членами церкви небесной торжествующей? Сирах.44:14 – «Народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу». Возвещать хвалу небесных жителей, прославлять их за их веру и благочестивую жизнь, как прославлял ветхозаветных праведников апостол Павел (Евр. 11 гл), ублажать святых угодников Божиих. Иак.5: 10 – «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».

Церковь строго отличает прославление, которое приличествует только одному Богу, от прославления святых Ангелов и святых угодников. Богу церковь воздает Богопочитание, святых же угодников не почитает за богов, а за старших братьев между членами церкви, обладающих сравнительно с живущими, высшим религиозно-нравственным совершенством, почитают их, как существа, находящиеся в особой близости Богу (Отк. 3:21; 4:4; 7:14-15; 8:3-4; 20:4), за друзей и слуг Божиих, и прославляет их, как носителей Божией славы. Господь Бог – Бог ревнитель, славы Своей не дает истуканам – ложным богам, которых в действительности нет. Ис. 42:8 – «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Но Своим угодникам дает славу (Иоан.15:14 – «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». 17:22 – «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Притч. 10:7 – «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет».

Известный миссионер в царской России Лазарь Кунцевич дает определение что такое секта. «Секта – это нечто грозное, зловещее и неуловимое». В своем основании уже при образовании они соединяются с Дафаном, Авироном и Кореем (Числ 16 гл). Бешеная, чисто сатанинская активность в погублении душ. До одурения куцее вероучение их основано на сновидениях-«откровениях» и лжи. Неуловимость их заключается в том, что они обрубили всё, что дает самобытность, красоту веры. На их жезлах нет ни единой веточки, ни единой почки. Их вероучение просто, как старая оглобля. Они выхватывают отдельный стих и повторяют его десятки тысяч раз, как припевы современных песен. Откр.16:13 – «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам». Их умопомрачительная настырность в произношении отдельных слов: «я спасен! я спасен!! я спасен!!!» напоминает кваканье этих тварей топи и грязи. И если ты приготовился с ними на собеседование, досконально изучив их «учение», то это тебе нисколько не поможет при личной встрече – в течение одной недели они могут трижды переменить свои постулаты и толкование мест Писания. Отрицая поклонение Ангелам, они всю Библию сводят только к одному стиху: Откр.19:10 – «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества». О. Димитрий Дудко дает такое определение: «Секта – это узость взгляда на истину». Узость заключается в умышленном отсечении всего, написанного в Библии, что не сходится с их вероучением и толкованием. Они рассуждают так: «Вот Ангел запретил поклоняться ему, значит нельзя». Они не смотрят на то, что во всей Библии Ангелы принимали поклонение от людей. Это не вписывается в их концепцию, значит – под нож. Если же брать в совокупности все места Библии, то получается, что у Бога то «да», то «нет», и примирить эти «противоречивые» тексты они не могут по своему сектантскому скудоумию. Чтобы разум был развит, нужно смириться и просить у Бога мудрости; но у мудрости свыше есть одно таинственно выборочное качество, по которому она награждает знанием своих приверженцев. Это качество – беспристрастие, т.е. ты должен забыть, как ты был научен, к чему привык, – но с того момента, как мудрость дохнула на тебя и повеяла своим крылом, – перерождение твое началось полное, и ты всё пишешь с нового, чистого листа. А иначе мудрость тебя отвергнет, и ты так и останешься засохшим, скудоумным. Иак.3: 13 – «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»Прит.9:4-9 – «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание»Прит.11:12 – «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит».

Иисус Навин поклонился Ангелу. Иис.Нав.5:13-15

Маной и жена Суд.13:20 – «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю».

Товит и Товия: Тов.12:16 – «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. Тогда оба смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе».

Даниил пал на лицо свое пред ангелом Дан.10:5-9 – «И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле».

Пророк Валаам. Числ. 22:31 – «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое».

И ни разу Ангелы не запретили поклонятся им. Почему? Ответ только один; что в Откровении Иоанн Богослов был в духе, и перед ним развертывалась картина будущей судьбы мира. Ангелы в целой череде видений непрерывно сменяли один другого. И в этих откровениях, показанных тайнозрителю, Сам Господь Иисус Христос неоднократно является в виде Ангела. Откр.20:1-2 – «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет». Это – Христос, Который связывает сатану. Евр.2:14. Матф.12:29 – «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». Малах.3:1 – «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». В данном стихе пророк Малахия именем «Ангел» называет Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Поэтому мы можем предположить, что Ангелам по определенным признакам нашего поведения дается познать наше намерение, чувство. И если он данное поклонение не приемлет, а направляет прямо к Богу («Богу поклонись»), значит Иоанн Богослов принял данного Ангела за Христа, и воздал ему Божеское поклонение, а вот этого Ангел и не может принять. Вот при такой интерпретации православного мировоззрения у нас нет никаких противоречий в Библии, мы «примирили» все тексты между собой. Если бы мы сейчас получили согласие от сектантов беседовать на эту тему, то что бы они ответили? Руководители, как правило, их главари ни под каким видом не допускают до бесед своих последователей с православными, знающими Священное Писание. Я каждый раз жалел об одном, что нет кинокамеры, заснять подобные беседы. Когда сектанты разговаривают на улице с теми, к кому они пристают, или с теми, кто зашел в их собрание, то нужно видеть лица сектантских руководителей: они буквально переполнены снобизмом, превосходством над православными – каждого одаривают резиновыми, безразмерными улыбками. Но стоит им только почувствовать, что почва у них уходит из-под ног, то они делаются страшно нахальными и агрессивными, начинают тебя выгонять, выталкивать физически, по виду становясь совершенно помешанными и бесноватыми. Когда я беседовал с молодежью на Маловузовской 3 в Москве у баптистов во ВСЕХБ, то они поступают точно также, как православные и старообрядческие священники и наставники. И когда мы с желающими послушать останавливались на другой стороне улицы, то они подбегали и туда, перелазя через границы своей «канонической территории». А о современных, новейших сектантах без содрогания невозможно и вспомнить. Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».

Точно также ведутся рассуждения и о поклонении святым. Сектанты берут только одно место Писания и на нем обосновывают отрицание молитвы святым и поклонения им. За основу взят момент, когда Корнилий поклонился Петру. Деян.10:26 – «Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». «Вот видите, Петр не принял поклонения, а вы кланяетесь всем святым и друг другу, а этого делать нельзя». Когда им указываешь на то, что во всей Библии описывается то, что поклонение человеков друг другу не осуждалось ни Богом, ни праведниками, то они эти места просто игнорируют и считают их как за несуществующие.

 Любая секта основывается на каком-то отдельно взятом месте Библии, с оголтелым отрицанием всего, что не соответствует их пониманию этого места. Вот следующие места, опровергающие сектантское понимание по данному вопросу:

1. Сыны пророческие поклонились Елисею до земли 4Цар.2:15 – «И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли»,

2. Елисею поклонилась в ноги вдова сонамитянка. 4Цар.4:37 – «И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла».

3. Царь Саул поклонился душе Самуила. 1Цар.28:14 – «Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился».

4. Страж темничный припал к Павлу и Силе. Деян.16:29 – «Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе». Корнилий сотник до пришествия Петра был язычником. Язычники же склонны были видеть во святых Апостолах не только слуг Божиих, но и самих богов. (Деян.14:11 – «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам». Деян.28:6 – «Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог»).

Несомненно, что и Корнилий до принятия христианства не чужд был языческих воззрений на святых Апостолов и воздал Петру божеское поклонение. Язычники имели представление и об Ангелах и знали, что они духи и могущественнее человеков, и что выше Ангелов – только Бог. И когда Корнилию явился Ангел и сказал, что есть такой Петр, который скажет слова, которыми вы сможете спастись, то сотник вполне резонно мог и подумать: если Ангел сам не может сказать этих спасительных слов, а выше Ангела только Бог, то значит у кожевника сегодня в гостях Сам Бог. Потому и воспринял его за Бога. Петр же обладал даром прозрения, зная про Ананию и тайное; так что и здесь мог видеть, за кого его принял римлянин, и потому и направил этот Божеский поклон по назначению, к Богу, указав на ошибку Корнилия: «я не Бог, я тоже человек всего лишь, такой же как и ты». Такого поклонения апостол Петр конечно принять не мог; иначе чем же можно объяснить, что он говорит слова, которые в обыденных взаимоотношениях люди не произносят: «Я тоже человек». Значит Корнилий принял его не за человека, и Петр вносит разъяснения: «Я тоже человек», и направляет данное поклонение Богу: «Богу поклонись». Вот при таком понимании этих, на первый взгляд противоречащих мест Священного Писания, мы их «примиряем» между собою.

Непоследовательность сектантов видна и при дальнейшем рассуждении. Они не отрицают молитвы друг за друга, просят молиться за них и отъезжающих от них, и даже своих друзей в Америке и Германии, тамошних основателей их сект. За них могут молиться баптисты-астронавты, находящиеся на Луне. Мы же верим, что со смертью человека он весь не умирает, но только переходит в другую часть церкви – торжествующую, и мы обращаемся за их помощью. (Иак.5:16 – «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». 1Фесс.5:25 – «Братия! молитесь о нас». Рим. 15:30 – «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу»). Сам Господь научает нас обращаться к молитвенному ходатайству святых. (Быт.20:6-7 – «И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои». Иов.42:8 – «Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов»).

Веру в плодотворность молитв святых, отошедших к Богу, исповедовала еще ветхозаветная церковь. (2Макк.15:12-14 – «Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий»). И новозаветная книга Откровения. (Откр. 4:4 – «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». 5:8 – «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых». 6:9-10 – «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»). Возможно ли допустить, что святые угодники Божии, проявляя деятельную любовь к людям, при жизни на земле непрестанно вознося за них молитвы к Богу, по смерти тела перестали бы ходатайствовать за людей. Разве может со смертью тела прекратиться любовь христианская 1Кор.13:8 – «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Как же могут святые слышать наши молитвы, если они не всеведущие? Эти недоумения рассеиваются при свете Слова Божия. Если при жизни Бог наделяет святых некоторым даром прозрения, проникать в глубины человеческого сердца и в далекое будущее, так что они переносились через громадные расстояния, видели чувственными очами Ангелов, удостаивались созерцать Самого Бога, быть восхищенными до третьего неба и слышать неизреченные глаголы, то почему же они должны быть лишены этих даров, когда уже вошли в непосредственную близость к Богу, их наделившему столь чудными дарами для служения ближним. 4Цар.26:27. Елисей обличил мздоимство Гиезия, узнал совет сирийского царя даже в спальной комнате 4Цар.6:8-12. Пророки знали и тайные дела царей 2Пар.21:12-15, тайные согласования своих прихожан Деян. 5:3-9. Тем более им открыто может быть многое и даже больше теперешнего по исшествии из этой жизни. Лук. 16:13,31. Притча о Лазаре убеждает, что и грешники знают, что делается на земле.

Ходатай по крови – один Христос. 1Тим.2:5. 1Иоан.1:7, но ходатаев по молитве много: 2Кор. 1:11. Ходатаи – молитвенники перед Богом – Прочие же ходатаи суть спасители через учение 1Тим.4:16. 1Кор.9:22. Наставники: Евр.13:7. Иов.33:23-24 Моисей на горе был прообразом посредников на горе небесной см. Гал. 3:13 Втор.9:25-29.

 


82