размер шрифта

Поиск по сайту



О святом Кресте и крестном знамении

«Противосектант­ские материалы» из серии книг — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком»


Оглавление

О святом кресте и крестном знамении

 

Ин.12:32 – «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе».

Ин.3:14 – «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому».

Гал.6:14 – «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».

1Кор.1:18 – «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия».

Для Своих знамений и чудес, для откровения Своей Божественной воли, для помощи и спасения людей, Господь часто употребляет обыкновенные предметы, иногда даже презираемые людьми. Например, в Ветхом Завете при выходе евреев из Египта, Моисей жезлом разделяет море и они переходят среди вод по суше (Исх.15:29). Жезлом в пустыне изводит из скалы воду (Исх.17:1-7). Еще позже открывает Свою волю Бог среди сделанных руками людей, изображений двух херувимов (Исх.25:18-22), через которых совершает великие чудеса:– разделяет воды Иордана (Ис.Нав.9:14-17), разрушает стены Иерихона (Ис.Нав.6 гл.), сокрушает идолов (1Цар.5гл), наказывает людей (1Цар.6:19) и благословляет благочестивого Аведдара Гефянина (2Цар.6:10-12).

И в Новом Завете Господь подает Свою милость людям не только через возложение Своих рук (Лк.13:19) и рук своих учеников (Деян.5:12; 19:11; 28:8). Через Свою и их одежду (Мф.14:36; Лк.8:43-48; Деян.19:11-12) или через помазание елеем (Мф.6:12-17), но даже через тень Апостола Петра (Деян.5:15) и через «брение из плюновения» (Ин.9:6). Приняв Образ раба (Фил.2:6-7), Христос спасает людей посредством бывшего прежде у людей позорного предмета, посредством Креста, «убив вражду на нем» – Евф.2:16 пролитою Кровию Своей, за грехи всего мира. И если «жезл Ааронов расцветший» и «херувимы славы, осеняющие очистилище» – Евр.9:4-5 были великою святынею; если мы имея чудодейственную одежду Христа, святых Апостолов, тоже благоговеем перед нею, то на сколько больше мы должны любить и почитать Крест Христа, это обагренное Его Пречистою Кровью Знамя победы над диаволом, это великое орудие нашего спасения и примирения с Богом.

(Исх.21:8-9) – вознесение змея медного, прообразовало распятье Христа (Ин.3:14-15). И действительно Святой Крест – благословенное древо, ибо через Него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через Крест Христос оправдал нас перед Богом (1Петр.2:24 – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».) и примирил нас с Богом (Кол.1:19,20 – «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное»). Прем.Сол.14:7. Посредством Святого Креста Спаситель избавил нас от власти дьявольской (Кол.2:14-15), убив вражду на нем (на Кресте) (Еф.2:16)(Исх.3:1-5) – место где явился Господь, названо святым; место где открывался Господь людям названо «святая святых» – « святынею великою» (Исх.30:28); и Ветхозаветний жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных не уничтожавшие грехи (Евр.9:1), и все принадлежности его (жертвенника) были «святынею великою» (Исх.30:28-29; Мф.23:21) – так, что всё прикасающееся к ним освящалось, то несравненно более великая, нас освящающая святыня – Крест Христа, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр.9:28), дабы вы (мы) в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21).

Крест Христов прославил Его (Ин.17:1,5; Лк.24:26; Фил.2:8-9) и Он пострадал не за Свои грехи, которых у Него не было (1Пет.2:22), а по любви к нам (1Ин.4:9-10). Поэтому Апостол Павел ничем не хотел хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Поэтому и христиане первых веков были гонимы за Крест Христов (Гал.6:12), и только погибающие «враги Креста Христова» (Фил.3:18), не почитают его за святыню, упуская ту мысль, что пострадав Телом на Кресте Христос принял на Себя грехи всего мира.

Все ветхозаветные люди должны были исполнить весь Закон (Гал.5:3), и не исполняя его были постоянными должниками пред Богом, ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно того, что написано в книге закона» – Гал.5:3; но Христос заплатил Богу долги Кровью Своею, пролитою на Кресте, где было уничтожено, истреблено исполнившимся учением Христа о Себе, как Мессии и Спасителе мира; бывшее против нас рукописание, то есть весь обрядовый ветхозаветний писанный закон, всегда служивший доказательством грехов людей, не могших исполнить всех его предписаний.

Теперь, благодаря крестным страданиям Христа, мы уже не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если же понимать по-сектантски, то получится кощунство и богохульство: ибо если грехами осквернен Крест, то осквернено и Тело Его и учение Его, ибо сказано, что Он грехи «вознес телом Своим», и истребил их «учением Своим». Не место греху там, где пребывал Сын Божий. Не могут оставаться грехи на кресте, омытом пречистой кровью Христа; и приведенные сектантами слова нужно понимать в том смысле, что Христос крестною смертью уничтожил все наши грехи, освободив нас от убивающей буквы ветхозаветного закона (Еп. Феофан «Толкование на посл. к Колоссянам, 1892, с.123).

 

1.Сектант:

Всякий крест есть виселица, следовательно, крест, на котором был повешен Христос — проклят. (Втор.21:22-23; К Гал.3:13 – «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]». Прем. Сол.14:18 – «К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника»).

 

Православный:

Приводимые места из Второзакония и Послания к Галатам ясно говорят, что проклято не дерево, а тот Кто висит на дереве, т.е. Христос «сделался за нас клятвою». Всякий крест называется проклятым потому только, что на нем висел преступник, т.е. так считать было бы так же бессмысленно, как сваливать вину в убийстве не на самого убийцу, но на предмет, которым он совершил преступление. Тем более нельзя и нелепо именовать проклятым Святой Крест, когда на нем висел не преступник, а безгрешный Спаситель мира; а место из Премудростей Соломона говорит не о кресте, а об идолах, которых называют богами, а крест никто не называл богом. Наше поклонение, говорится на Седьмом Вселенском Соборе, относится к распятому Христу, а не просто к дереву. Дерево может быть проклятым или благословенным (предыдущий стих Премудр. Сол.14:7) – «благословенно дерево, через которое бывает правда» — Ноев ковчег, через который пришла правда.

Крест Христов, действительно есть благословенное древо, всё зеленое и небесное. Мы примирились с Богом Иисусом Христом Кровью креста Его (Кол.1:20; 1Петр. 2:24). Посредством Креста уничтожена вражда наша с Богом. Христос убил вражду (Еф.2:14-15) – Проклятым и оскверненным Крестом Апостол не хвалился бы (Гал.6:14); великий грех называть крест оскверненным, когда на нем совершилось спасение, что говорит и Сам Христос. (Ин.3:14; Числ.21:8-9). В ней прообразовал собою Распятого Христа.

Знамя Его — Честный Крест (Прем. Сол.16:7). «Ужели нельзя было прогнать змей, нельзя было истребить, нельзя было исцелить словом? но как слово Божие могло источить воду из скалы, скала же не ранее повиновалась, чем увидела знак креста, так и здесь оно могло прогнать бы змей, но змеи не раньше были укрощены, чем увидели образ креста, умертвившего жало демонов» (Св. Иоанн Златоуст).

Знамя Христово, Знамение, или крест Христов явится на небе при кончине мира (Мф.24:30 – «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»). Восплачутся тогда все племена и враги Креста Христова, но будет уже поздно.

 

2. Сектант:

Господь отверг почитание медного змея, уничтоженного царем Езекиею (4Цар.18:1-5). Следовательно нельзя почитать Крест, которому кадят Христиане.

Православный:

Если медный змей, исцелявший израильтян, хранился при храме Божием, то следовательно, он считался святынею. Уничтожен он был Езекиею вместе с идолами, потому что евреи стали боготворить его (змея), считать его за Нехуштана. Что касается каждения, то запретив кадить идолам, повелевает кадить в храме (Исх.40:5).

Каждением перед Крестом, ему воздается не божеское поклонение, а такая же честь, как святым иконам, святому Евангелию и прочим Христианским святыням. Почитая Крест, мы почитаем Христа.

Крест — жертвенник. (Евр.9:26 – «Иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею». 2Кор.5:21 – «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»). Жертва без жертвенника не бывает; если Христос — жертва, то Его жертвенник — Крест святой. Если ветхозаветный жертвенник — «святыня великая», и «все прикасавшиеся к жертвеннику освящались» (Исх.29:37), то тем более великая святыня — новозаветный жертвенник — Крест Христов, освященный пролитой на Нем Кровью Спасителя мира.

 

3. Сектант:

Под «крестом», которым хвалился Апостол, и который он считал святынею, нужно разуметь не вещественный крест, а духовный, то есть — терпение, страдание (Мк.8:34 – «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»; Мф.10:38 – «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня»; Мф.16:24; Лк.26:27).

 

Православный:

В приведенных местах Писания говорится не о Христовом Кресте, а о нашем кресте. «Возьми крест свой», «кто не берет креста своего» — под этим крестом действительно надо разуметь духовный крест, который каждый из нас должен нести безропотно, кому какой Бог послал. Но у Христа кроме духовного, был еще и вещественный крест, который Он нес, на котором был распят и умер (Ин.19:17; Мф.27:32; Мрк.15:21; Ин.19:25; Мрк.15:30 – «спаси Себя Самого и сойди со креста»). Этим вещественным крестом хвалился Апостол Павел, а не одними его страданиями (Кол.1:20 – «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное»), ибо духовный крест не может иметь никакой крови; нужно рассуждать от Писания, а не от своих мыслей.

 

4.Сектант:

Крест — это тот же эшафот, виселица. Можно ли чествовать плаху, на которой умер дорогой мне человек; могу ли я почитать дерево, которым убит брат или отец?

 

Православный:

Сравнение Креста Христова с виселицей или другими орудиями смерти совершенно неудачно. Если бы моего брата убили или повесили за его преступления, то тогда орудие смерти было быдля меня противно, потому что напоминало бы мне о тяжком позоре всей моей семьи. Но если бы враги повесили, убили за правду, я бы считал те предметы дорогими для меня, принесшими убитому и семье вместе с горем и славу.

Крест Христов принес Спасителю не позор, а великую славу. Ин.17:4 – «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Лк.24:26). Сравнивать кощунственно Святой Крест безгрешного Христа с виселицей преступника, это может делать только человек не верующий или не умеющий «отличать священное от не священного, и чистое от нечистого» – Лев.10:10.

 

5.Сектант:

Нужно Христа почитать, а не Крест.

 

Православный:

Мы почитаем не только Христа, но и орудие совершенного Христом спасения. Как и в Ветхом Завете израильтяне почитали не только Давида, победившего Голиафа, но и тот меч, которым он поразил филистимлянина. И не смотря на то, что этот меч был обагрен кровью язычника, он, как орудие победы над врагом, сохранялся в храме, завернутый в особую одежду «позади ефода» (священные одежды). 1Цар.17:51, 21:9 – «Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его, и отсек им голову его». «И сказал священник: «Вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду позади ефода; если хочешь возьми его; другого кроме этого, нет здесь. И сказал Давид: нет ему подобного; дай мне его». Тем более достоин почитания Крест Христов, как орудие победы над врагом всего рода человеческого, диавола, как обагренный Пречистою Кровью Христа.

 

6.Сектант:

Тогда почитайте и гвозди и молоток, и первосвященника, и Пилата, и Иуду и воинов, ибо и они послужили прославлению Христа.

 

Православный:

Всякое дело оценивается не только само по себе, но и по той цели, для которой оно совершается. Первосвященники, Пилат, Иуда, воины, имели своей целью не прославление Христа, а поругание и смерть Его, проявив диавольскую злобу. Следовательно, не прославления заслужили, а отвращения и сожаления. Что касается других орудий: гвоздей, молотка, тернового венца, – то они для нас великая святыня, как предметы прикасавшиеся к пречистому телу Христа, и обагренные Святой Его Кровью. Но мы не чтим их изображений поклонением, ибо о них не было прообразов, как о Святом Кресте в Ветхом Завете.

В Писании не сказано: «примирены посредством гвоздей» или «умиротворены посредством молотка», но «умиротворив чрез Него, Кровию Креста Его…» (Кол.1:20 – «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное»; Еф.2:14-16; Гал.6:14 «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»).

 

7.Сектант:

Православные делают Крест, для напоминания о страданиях Христа; нужно этот крест в сердце носить, а не иметь перед глазами.

 

Православный:

Без сомнения, люди должны всегда носить в сердце образ страдавшего за них Спасителя. Но как в Ветхом Завете, людям для постоянного напоминания о Боге и Его законе, нужны были вещественные знаки: на руках, на косяках, на воротах (Втор.6:9 – «И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих»), и даже на краях одежд (Чис.15:38,39 – «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству»), так и в Новом Завете нужно для поглощенных суетою жизни людей, постоянное вещественное напоминание о страданиях Христа, как и Соломон учит, говоря о медном змее, прообразовавшем собой Святой Крест Христов. Прем.16:6-7 – «Но они были смущены на краткое время для вразумления, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего, ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех».

 

8.Сектант:

Если можно почитать Крест, то только подлинный, тот именно, на котором был распят Христос, и по которому лилась Кровь Его, а не кресты, делаемые теперь людьми, часто даже грешными.

 

Православный:

Подлинный крест Христов, частицы которого находятся у верующих разных концов мира, конечно пользуются большим почитанием, чем изображения его, имеющиеся у каждого истинного Христианина. Если рассуждать по-сектантски, то нужно отказаться от тех Библий и Евангелий, которые они имеют у себя, ибо подлинных священных книг, написанных святыми Апостолами у них нет, а есть только книги, напечатанные в типографиях обыкновенными грешными людьми. Кто чтит подлинный Святой крест, тот будет почитать всякое священное изображение его.

 

Отвергая крест, сектанты отвергают и крестное знамение.

9.Сектант:

Ис.44:20 – «…обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»

 

Православный:

Пророк Исаия говорит здесь не о крестном знамении, которое в то время не могло быть и о котором нельзя сказать, что оно как какая-нибудь вещь, может находиться в правой руке человека, а говорит об идоле, который сделан плотником из выбранного им дерева, что видно из предшествующих стихов этой главы (Ис.44:13-20) – прочитать.

 

10.Сектант:

Руки не могут служить для религиозных целей, ибо Богу должно поклоняться духом и истиною.

Ин.4:23-24. Деян.17:24-25 – «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (cт.24). «Бог… не требует служения рук человеческих» (ст.25)

 

Православный:

Слова Апостола Павла говорят не о крестном знамении. У афинян, как язычников, его не могло быть; а говорит вот о чем: язычники верили, что их идолы нуждаются в пище и питье, что жрецы брали себе (Дан.14:1-22; Деян.17:24-25), а что руки могут служить для целей религиозных и для молитвы, это доказывает Сам Христос и Его святые Апостолы. Христос возлагал на детей пречистые руки и благословлял их (Мрк.10:16). Вознесясь на небо «подняв руки Свои, благословил» учеников Своих (Лк.24:50-51).

Через возложение рук ставили служителей церкви (Деян.6:6 – «их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки», 14:23 – «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»; 1Тим.4:14 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства», 5:22).

Пс.62:5 — «Во имя Твое вознесу руки мои».

Пс.140:2 — «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя».

Апостол Павел говорит (1Тим.2:8): «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения…».

 

11.Сектант:

Кто крестится рукою, тот снова распинает Христа (Евр.6:4-6 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»).

 

Православный:

Речь идет уже и не о христианах, а о людях отпадших от Христа, которые ругаются Ему, и таким образом снова распинают в себе Сына Божия. Это безбожники, для которых не возможно уже покаяние. «Если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» – Лк.16:31. Православный христианин совершает крестное знамение не «в себе», а на себе, и совершая его не ругаются Ему, а благоговейно молятся, прославляют и благодарят Его, за все Его великие милости и особенно крестные страдания, которые Он понес за грехи всего мира. Снова, вторично распинать Христа уже никто не может, ибо Он теперь с Божественною Своею Плотию сидит на небесах во славе, одесную Бога Отца.

 

12.Сектант:

Крестное знамение — это то же, что печать антихриста. (Откр.13:16-18; 14:9-11).

 

Православный:

Только неверующие, «у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа…» – 2Кор.4:4, каковой являются святой Крест Его — могут сравнить крестное знамение с печатью антихриста. Библия, Слово Божие, различает две печати: печать Божию и печать антихриста. Явившись перед кончиною мира, чтобы избить верующих в Сына Божия, антихрист будет отвращать их от Бога, а на совращенных положит свою печать, как на своих рабов. Бог налагает на верующих в Него, перед уничтожением неверных, свою печать. Иез.9:3-4 – «И сказал ему Господь: …на челах людей… сделай знак». Антихрист будет действовать на земле всего 3,5 года (Откр.13:15), а крестное знамение существует у Христиан с первых веков жизни Церкви Христовой, и имеющим печать антихриста сказано, что ни кому нельзя ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание. А сектанты, отвергающие Крест и крестное знамение, так же свободно покупают и продают, как православные.


2118