Во свете Библии

О бессмертной душе

О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека

 

«И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Быт. 2:7).

«И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» (Екл. 12:7).

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).

Весь видимый и невидимый мир – небо, земля и бесплотные духи созданы единым Творцом, всемогущим Богом, и венцом всех Божьих творений, владыкой всего, существующего на земле поставлен человек (Быт. 1:28), созданный совершенно иначе, чем все прочие живые твари. Животных, по повелению Божию, произвела вода и земля (Быт. 1:20–25), а человека создал Сам Бог по образу и по подобию Своему, дав ему живую душу, почему человек и состоит из двух начал –из тела и души: «и сотворил Бог человека, говорится в Св. Библии, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил... И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Быт. 1:27; 2:7). Из этих слов Св. Писания видно превосходство человека над животными и отличие их по разумной душе, а также и то, что если тело человека создано из земли, то душа его сотворена совсем иным способом –Божеским дуновением, почему тело и душа совершенно различные составные части человека, хотя и созданы вместе.

Что душа, или дух человека, начало самостоятельное и отличное от тела, это ясно видно из многих мест Св. Писания. Екклезиаст так, напр., говорит о смерти человека: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» (12:7). Ап. Иаков учит о душе и теле человека: «тело без духа мертво» (Иак. 2:26); значит, душа оживотворяет тело. «Мы желаем, говорит ап. Павел, лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор. 5:1–9).

После смерти человека душа его живет разумной, сознательной жизнью, что видно, напр., из того, что давно умерший Моисей (Вт. 34:5–6) и Илия, взятый с телом на небо, беседуют со Христом во время преображения Его на горе Фаворе (Лк. 9:28–31); умершие первосвященник Ония и пророк Иеремия молятся о народе иудейском (2Мак. 15:12–14); умерший богач просит помощи у Авраама себе и живым на земле братьям своим (Лк. 16:19–31); находящиеся в аду души ветхозаветных людей слушают проповедь явившегося им Спасителя мира (1Пет. 3:18–20), а умершие святые окружают на небе престол Бога, поклоняются и поют Ему новую песнь (Отк. 5:8–9; 7:9–11 и др.).

Так учит Св. Писание о душе человека, как имеющей самостоятельное от тела происхождение, как о живущей сознательной, разумной жизнью после его смерти.

Но как во время св. Апостолов были еретики, отрицавшие воскресение мертвых и учившие, что душа человека погибает вместе с телом его (1Кор. 15:12), так и теперь появились лжеучители, вышедшие из секты баптистов (худое дерево дает и плоды худые), – так называемые, адвентисты, из которых одни ложно учат, что души людей погибают вместе с их телами, а другие, – что они после смерти людей находятся в бессознательном состоянии, как бы спят, до всеобщего воскресения и суда над всем миром.

Однако, как увидим, это языческое учение адвентистов ясно обличается Св. Словом Божьим и учением св. Отцов Церкви.

 

Сектант:   Душа человека, учат адвентисты, как и душа животного, это кровь его: а так как кровь разлагается и разрушается вместе с телом, то, следовательно, вместе с телом уничтожается и душа. Об этом в Св. Писании читаем: «душа всякого тела есть кровь его, она – душа его; потому Я сказал Сынам Израилевым: не ешьте крови ни от какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:14). «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с телом» (Вт.12:23). «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу... только плоти с душой ее, с кровью, не ешьте, Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт. 9:4–5).

 

Православный:   В приводимых адвентистами местах св. Писания, как это видно из предшествующих им стихов, речь идет о телах животных, поэтому и «душой» здесь называется кровь животных, а не человека, о человеческой же крови говорится только, что в ней «жизнь» человека (ст. 5), т. е. что тело человека без крови умирает, и человеческая душа перестает без нее жить в теле. Таким образом, кровь человека не есть душа его, а как бы седалище души, то посредствующее начало, через которое душа поддерживает свою связь с телом человека, оживотворяет его тело. Что душа и тело человека два самостоятельные начала, это видно, во–первых, из образа сотворения их: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Быт. 2:7), т. е. тело человека создано из земли, а душа сотворена дуновением Божеским, почему тело по природе своей вещественно, а душа – духовна, тело есть частица земли, а душа частица Божества, тело земного, а душа небесного происхождения, поэтому она не одно и то же, что кровь или тело человека. Во–вторых, из св. Писания и Ветхого и Нового Заветов мы видим, что душа есть особое, самостоятельное начало, по отношению к телу: «и возвратится прах в землю, говорит Екклезиаст, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12:7). Об Аврааме говорится в Писании, что он «умер в старости доброй... и приложился к народу своему» (Быт. 25:8), т. е. к предкам его. И Моисею говорит Господь: «взойди на гору сию Аварим, на гору Нево... и приложись к народу своему, как умер Аарон брат твой на горе Ор и приложился к народу Своему» (Вт. 32:49–50). Но известно, что Авраам погребен в земле Ханаанской, а предки его, исключая Фарры, умерли и погребены были в земле Месопотамской и Халдейской. Моисей же умер на горе Аварим, находящейся в земле Моавитской, Аарон – на горе Ор в Аравии, а предки их обоих умерли в земле Халдейской и Ханаанской. Следовательно, Авраам, Моисей и Ааарон «приложились к народу своему» не телами, а душами своими. «С печалью, говорит патриарх Иаков, сойду к сыну моему в преисподнюю». Братья Иосифа уверили отца, что его сын растерзан зверями; поэтому, говоря «сойду», Иаков разумел не тело свое, а душу, а словами: «в преисподнюю» он выразил свою веру в существование особого места для душ умерших, где тело Иосифа растерзанное, как думал Иаков, зверями не могло быть. «Не бойтесь, учит Христос, убивающих тело, душу же не могущих убить» (Mф. 10:28), показывая этим различие по природам души и тела. Что тело и душа не одно и то же, это видно и из слов св. ап. Павла: «плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся» (Гал. 5:17 и Рим. 7 гл.). «Тело без духа мертво», говорит ап. Иаков. Из приведенных и многих других мест св. Писания (Иса. 38:12; Быт. 35:18; Тов. 3:6; Мар. 14:38; 2Кор. 5:1–9 и др.) мы видим, что тело, следовательно, и составная часть его – кровь, одно, а душа, или дух человека, совсем другое, самостоятельное, отличное от него и по происхождению и по природе начало. Что касается сравнения душ животных и людей, то хотя Слово Божие и приписывает души тем и другим, но различает их тоже и по образу происхождения и по их природе. Душа животных вместе с телом произошла из земли: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся душу живую..., да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:20–24): душа человека, как мы уже видели, создана дуновением Божьим, имеет не земное, а небесное происхождение: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Быт. 2:7 сравн. Прем. С. 15:11). Вот почему, если св. Писание и называет душу человека одним и тем же словом: «душа», по–еврейски – «нефеш», то по отношению к человеку она употребляет его только для обозначения низших сторон духовной жизни человека: ума, памяти, знания, воли, чем обладают и животные; но когда слово Божье говорит о душе человека, указывая на высшую ее духовную природу, обладающую разумом, верой, бессмертием, тогда оно называет его другим словом: «дух» по–еврейски – «руах», каковое слово (за исключением одного лишь раза: Екл. 3:21) никогда не употребляется в Писании, когда говорится о душе животных35. В Св. Писании одним и тем же словом иногда обозначаются совершенно различные понятия и предметы; так, напр., слово «крест» обозначает и видимый, вещественный крест (Mф. 27:32) и страдания (Mф. 14:24) слово «чаша» обозначает и сосуд (Mф. 10:42) и также страдания (Mф. 22:22); слово «Церковь» означает и общество верующих (Mф. 18:17) и храм (1Кор. 11:18–22) и т. п. Адвентистам нужно помнить, что слово Божье называет «душой» духовную природу не только человека, но и Бога: «Он тверд, говорит Иов о Боге, и кто отклонит Его? Он делает, что хочет душа Его» (23:13). «Господь, говорит псалмопевец, испытывает праведного, а нечестивого, любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10:5; См. Суд. 10:16; Иер. 5:9 и др.). Нелепо и кощунственно было бы, на основании одинакового слова, обозначающего духовную природу человека и Бога, утверждать одинаковое существо и достоинство этой природы в твари и ее Творце. Равным образом нелепо, на основании того, что иногда духовная природа животного и человека называется в Св. Писании одним и тем же словом – «душа», утверждать, что душа человека, как и душа животных одинаковы, что она в крови его и потому уничтожима. Это противоречило бы всем приведенным нами местам Св. Писания.

 

 

Сектант:   Душа человека не духовной, а телесной природы  и потому уничтожима, это видно из тех мест Св. Писания, где не только говорится о душе, что ее можно съесть; но что она сама хочет есть: «ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис. 11:6) – и что ее можно искать и уловить; ты «ищешь души моей», говорит Давид Саулу, (1Цар. 24:12); «собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, говорит о врагах своих Давид, чтобы уловить душу мою» (Пс. 55:7; 123:7; Иез. 13:19–20), – что душа умирает: «да умрет душа моя со смертью праведников», говорит Валаам (Чис. 23:10; Иов, 7:15), – что, наконец, ее можно убить и истребить: «проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» (Вт. 27:25); о необрезанном мужеского пола говорится: «истребится душа та из народа своего» (Быт. 17:14; Исх. 22:12 и др.). Как в Ветхом Завете говорится: «Моисей раб Мой умер» (Иис. Н. 1:28), так и в Новом Завете, говорят адвентисты, сказано: «умер нищий», «умер богач» (Лк. 16:22). «Лазарь умер» (Иоан, 11:14); «мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Фес. 4:16), «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли» (Иоан. 6:49), т. е. говорится, что люди умирают целиком и телом, и душой.

 

Православный:   Мы уже объяснили, что слова св. Писания: «кровь есть душа, не ешь души с мясом» относятся не к душе человека, а к душе животных, ибо нигде в Писании душа человека не называется кровью, нигде не говорится, что душа человека в крови; это – выдумка адвентистов; напротив, – многие места св. Писания и Ветхого и Нового Заветов говорят о душе человека, как самостоятельном, независимом, по своему происхождению и образу создания, начале, имеющем не земное, а небесное происхождение и духовную природу (Быт. 2:7; Екл. 12:7; Mф. 10:28 и др.). Поэтому выражения в Писаны, говорящие, что душа хочет есть, что ее можно искать, уловить, что она умирает и т. п. нужно относить не к духовной природе человека, а к его телу, с которым в течении земной жизни, душа так тесно соединена, что составляет с ним одно духовно–телесное существо. Такие выражения нужно понимать в иносказательном смысле. Ведь нельзя же в буквальном смысле понимать такие, напр., изречения Св. Писания: «возлюбленный мой повернулся и ушел; души во мне не стало, когда он говорил» (Пес. 5:6), или: «Дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:3). Богу Св. Писание приписывает члены человеческого тела – руки (Пс. 118:73; Лк. 23:46 и др.), ноги (Иса. 60:13; 1Кор. 15:25 и др.), очи и уши: «очи Господни обращены к праведным и уши Его – к молитве их» (1Пет. 3:12; Иова 27:3; 4Цар. 19:28 и др.); о Боге говорится, что Он обоняет приносимые Ему жертвы: «наблюдайте, чтобы приношение Мое, хлеб Мой в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в свое время» (Чис. 21:1), – но кто же из адвентистов, на основании приводимых мест Св. Писания, станет утверждать, что Бог, высочайший дух, имеет телесную природу и обладает членами тела? Так думали только язычники о своих богах. Так же точно нелепо, на основании иносказательных выражений о душе человека, встречающихся в Св. Писании, утверждать, что она вместе с телом человека нуждается в пище, что ее можно уловить убить, истребить, как какую–нибудь вещь, ибо душа человека по природе своей тоже – дух. Из многих мест Св. Писания, в которых говорится, что душу человека убить или истребить нельзя, ибо она духовна и бессмертна, приведем пока слова Спасителя: «не бойтесь, убивающих тело, душу же не могущих убить» (Mф. 10:28). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38); и этих слов Христа достаточно, чтобы совершенно опровергнуть лжеучение адвентистов об уничтожимости души. Очевидно, что слова: «убить душу», «истребится душа из народа своего», «умер Лазарь», «умер Моисей» и т. п. говорят о смерти земного, вещественного, тела, а «Лазарь умер» не небесной, по природе духовной, души человека.

 

Сектант:   Если душа не умирает вместе с телом, то все–таки она находится в бессознательном состоянии до всеобщего воскресения людей, почему напрасны молитвы об умерших, напрасны и  обращения с молитвами к святым об их ходатайстве за нас перед Богом: они ничего не понимают, не слышат и даже не чувствуют. О душах умерших сказано: «и любовь их, и ненависть их уже исчезли, и нет им больше части ни в чем, что делается под солнцем...». «Все, что может рука твоя делать по силам, делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екл. 9:5 и 10). Выходит дух его (человека), и он возвращается в землю: в тот день исчезают все помышления его (Пс. 145:3–4; 193:25–26; Иов. 14:12. Дан. 13:18).

 

Православный:   В приводимых местах св. Писания говорится не о душах, а о телах людей, которые, сойдя в могилу, не участвуют уже в той жизни, которая продолжает существовать «под солнцем», т. е. на земле. Там, в могиле, тело не участвует уже ни в любви, ни в размышлении, там для тела нет уже ни знания, ни мудрости, а для души настает со смертью человека совсем другая участь: тело идет в могилу, а «дух возвращается к Богу, Который дал его» (Екл. 12:7). Души людей после их смерти не теряют сознания, не спят бессознательной жизнью, а живут жизнью совершенно сознательной, разумной. Так, Авраам и Лазарь не спят, а беседуют между собой (Лк. 16 гл.), как не спали беспробудно беседовавшие со Христом на Фаворе давно умерший Моисей и Илия, взятый живым на небо; не спали и души ветхозаветных людей, находившихся в темнице, ибо слушали проповедь Евангелия, проповеданную им Христом (1Пет. 3:18–19), не спать, а жить с Ним, обещал Христос и покаявшемуся на кресте разбойнику, когда сказал ему: «ныне же будешь со Мной в раю» (Лк. 23:43), не спят, а находятся в сознательном состоянии и все святые, которые окружают на небе престол Божий, «поклоняются, Живущему во веки веков» и поют Ему «новую песнь» (Отк. 5:8–9; 7:9–10; 11:16–17). Говорить после приведенных мест Св. Писания, что души умерших спят и находятся в бессознательном состоянии, это значит, не верить свидетельству самого Св. Писания. (См. подробнее беседу «о молитвенном почитании и призывании святых» Ч. 1, п. 10–й).

 

Сектант:   Человек если и живет после смерти сознательной жизнью, то только «духом», а не «душой», ибо человек состоит из трех начал: тела, души и духа. Дух и «возвращается к Богу», а душа погибает вместе с телом: «Слово Божье, учит Апостол, живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» (Евр. 4:12). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).

 

Православный:   Слова «дух» и «душа» обозначают одну и ту же духовную природу в человеке и употребляются в Писании одно вместо другого. О смерти Рахили, жены Иакова, так говорится: «и когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя Бенони. Но отец назвал его Вениамином» (Быт. 35:18); «и испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему» (ст. 29). «Безумный, говорит Бог богачу, в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20). О смерти Сапфиры говорится: «Вдруг она упала у ног его (ап. Петра) и испустила дух» (Деян. 5:10). Перед крестными страданиями Христос говорит: «душа Моя скорбит смертельно» (Mф. 26:38), а на кресте говорит последние слова: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Если и различаются в Св. Писании душа и дух, то не как отдельные и самостоятельные в человеке начала, а как две стороны или две силы одной и той же духовной природы его, именно: словом «душа» обозначается низшая сторона души, направленная на отношение ее к внешнему, чувственному миру, а словом «дух» называется более внутренняя, высшая сторона одной и той же человеческой души, направленной к познанию Бога, себя самой и мира духовного. На это есть указание у ап. Павла, который учит: «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно; но духовный судит о всем» (1Кор. 2:14–15). Как душевный человек, будучи возрожден благодатью Св. Духа, может сделаться духовным и «служить Богу в обновлении духа» (Рим. 7:6), так и духовный может лишиться благодати Божьей и низойти даже на степень плотского, может, «начав духом, окончить плотью» (Гал. 3:3). О том, что дух и душа одно и то же, и что человек состоит из двух, а не трех природ, свидетельствует нам и наше самосознание, ибо мы сознаем себя состоящими только из двух начал: телесной и духовной природы, а не из трех начал.

 

Сектант:   Душа сознает себя и проявляет свою жизнь посредством органов тела (мозг, сердце), следовательно, со смертью тела, душа лишается орудия самосознания и деятельности, почему, по смерти человека, сознательная ее жизнь прекращается до тех пор, пока человек не воскреснет, и она снова не соединится с ним.

 

Православный:   Подобное рассуждение совершенно не согласно с словом Божьим, ибо оно ясно говорит нам о том, что жизнь души возможна и вне тела, возможна и без него, примеры чему мы уже приводили, говоря о беседе после смерти богача с Авраамом, о беседе со Христом на горе Фаворе давно умершего Моисея взятого на небо живым и Илии, о проповеди Христа душам ветхозаветных людей, находившихся в темнице до пришествия к ним воскресшего Христа, и о поклонении Богу и прославлении Его святыми, окружающими на небе престол Божий (От. 5:8–9; 6:9–11; 7:9–10. См. п. 3–й).


 

Сектант:   Каким образом тела без души «услышат глас Сына Божия» при воскресении из мертвых?

 

Православный:   Услышат силой всемогущего Бога, Который в то время снова соединит душу с воскресшим телом, как услышал, напр., четырехдневный умерший и уже смердевший Лазарь слова Христа Спасителя: «Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Иоан. 11:43); как услышала и умершая Тавифа воскресившего ее ап. Петра: «Тавифа, встань. И она открыла глаза свои и увидавши Петра, села» (Деян. 9:40; Мр. 5:41); как узнали о воскресении Христа святые Божьи люди, о чем говорится: «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Mф. 27:51–53).

 

 

Вопросы и ответы православного

 

 

Вопрос:   Одинаково ли созданы первый человек и животные?

 

Православный:   Нет, не одинаково: животных, по повелению Божию, произвела из себя вода и земля, а человека создал Сам Бог по образу и по подобию Своему, дав ему живую, разумную душу. О сотворении животных читаем в Библии: «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:20 и 24). О сотворении же человека читаем: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотами, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог» (Быт. 1:20–28).

 

Вопрос:   Из чего и  как создан человек?

 

Православный:   Бог создал тело человека из земли и вдунул в него дыхание жизни, или живую душу, почему человек состоит из двух природ: телесной, земной и духовной, небесной, т. е. из тела и души: «и создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душой живой» (Быт. 2:7). «Он (человек) не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни» (Прем. 15:11). Из вышеприведенных мест Св. Писания видно как превосходство человека над животными и отличие от них по разумной душе, так и то, что тело человека создано из земли, а душа сотворена совсем другим способом – Божеским дуновением, почему тело и душа совершенно различные, самостоятельные составные части человека.

 

Вопрос:   Откуда видно, что душа человека самостоятельное, совершенно отличное от тела начало?

 

Православный:   Из многих мест Св. Писания. Екклезиаст говорит так о смерти человека: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» (12:7). Благочестивый царь Езекия, ожидая смерти, так молился Богу: «жилище мое (т. е. тело) снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы (т. е. от тела); день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» (Иса. 38:12). Отсюда видно, что, как шалаш для пастуха, так тело для души – временное жилище, и что душа так распоряжается телом, как ткач своей основой. Товит просит Бога: «твори со мной, что Тебе благоугодно, повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю» (3:6). Сам Христос учил: «не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить» (Mф. 10:28). Оттого душу и нельзя убить, что она бессмертна. О теле и душе Он говорил: «дух бодр, а плоть немощна» (Мр. 14:38). Покаявшемуся разбойнику Христос сказал: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» (Лк. 23:43). Понятно, что в день смерти Христа разбойник был с Ним не телом, которое предано было в тот же день земле (Иоан. 19:31), а душой. Ап. Иаков учит о теле: «тело без духа мертво» (Иак. 2:26); значит, оживотворяет тело душа. Ап. Павел говорит: «знаем, что когда земной наш дом, сия хижина (т. е. тело), разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный... и поскольку знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа..., то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водворится у Господа» (2Кор. 5:1–9). «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод своему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это – несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1:21–23). О теле и душе ап. Павел учил, что они настолько противоположны друг другу, что часто воюют один против другого, «ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся» (Гал. 5:17; Рим. 7 гл.). «В членах моих, говорит ап. Павел, вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от тела смерти?» (Рим. 7:23–24). Стефан первомученик, побиваемый камнями, молился: «Господи Иисусе! Приими дух мой» (Деян. 7:59). Из приведенных мест Св. Писания ясно видно, что душа отдельное начало от тела и, как бессмертная, живет и после его разрушения.

 

Вопрос:   Откуда видно, что души людей после их смерти не спят беспробудно, а бодрствуют, живя сознательной жизнью?

 

Православный:   Из многих мест Св. Писания. Спаситель в притче об умершем богаче и Лазаре говорит о страдании первого в аду и блаженстве второго на лоне Авраама. Из этой, всем известной, притчи видно, что и по смерти люди живут сознательной жизнью: блаженствуют или страдают, говорят друг с другом, молятся, заботятся об участи ближних своих, а не спят беспробудно, как ложно учат адвентисты (Лук. 16:19–31). О преображении Господнем мы читаем в Евангелии следующее: «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его стала белой, блистающей. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иepyсалиме» (Лк. 9:28–31). Давно умерший Моисей (Вт. 34:5–6) и взятый живым на небо Илия беседуют со Христом о предстоящих Его страданиях, чего они не могли бы сделать, если бы спали на небе беспробудным сном. Спаситель говорить нам: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Mф. 20:38). Ап. Петр учит: «Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом... находящимся в темнице (т. е. в аду) духам сошед проповедал» (1Петр. 3:18–21), т. е. проповедал веру в Себя, как Спасителя мира. «Но как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14) Очевидно, «находящиеся в темнице» не спали беспробудным сном, а жили сознательной жизнью, иначе не слыхали бы и проповеди Христовой. Что умершие святые бодрствуют и живут на небе сознательно–разумной жизнью, это видно и из Откровения, где говорится, что они окружают на небе престол Божий, поклоняются Богу, воспевают и прославляют Его: «Тогда двадцать четыре старца падают перед Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:10–11). «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: «достоин Ты взять книгу и снять с нее печати: ибо Ты был заклан, и кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (От. 5:8–9).

 

 

 

Об особенном происхождении души человеческой и отличии ее природы, сравнительно с телом, учили все св. отцы Церкви от первых веков ее существования.

Иустин мученик в беседе с Трифоном Иудеянином говорит, что тело человека свою природу имеет из земного вещества, а не от Бога, душа, напротив, от Бога и есть дыхание Божества. Тело, говорит он, по отношению к душе есть то же, что жилище по отношению к жильцу.

Афиногор учит, что душа не плоть и кровь, как тело, а есть чистый дух, что ей «свойственно управлять телесными стремлениями».

Св. Ириней Лионский говорит: «тело подобно орудию, а душа занимает место художника».

ТертуллианОриген и Лактанций тоже учат о душе, как совершенно ином, сравнительно с телом, начале, совершенно иной, духовной, а не телесной природе.

Св. Афанасий Великий особенно ясно учит о различии телесной и духовной природе в человеке: «всякий, говорит он, кто только друг истины должен сознаться в том, что ум человеческий не одно и то же с телесными чувствами, потому что он, как нечто иное, является судьей самих чувств, и если чувства бывают чем–либо предзаняты, то ум обсуждает и пересуживает это, указывая чувствам на лучшее. Дело глаза – только видеть, ушей – слышать, уст – внушать, ноздрей – принимать в себе запах, рук – касаться; но рассудить, что должно видеть и слышать, до чего должно касаться, что вкушать и обонять, – не дело уже чувств, а судят об этом уже душа и ее ум. Чтобы видеть это в подобии, можно взять для употребления хорошо настроенную лиру и сведущего музыканта, у которого она в руках. Каждая струна в лире имеет свой звук, то густой, то тонкий, то средний, то пронзительный, то какой–либо другой. Но судить об их согласии и определять их стройный лад, никто не может, кроме одного знатока, потому что в них только тогда сказывается согласие и гармонический строй, когда держащий в руках лиру ударит по струнам и мерно коснется каждой из них. Подобно сему бывает и с чувствами, настроенными в теле, как лира, когда управляет ими сведущий разум, ибо тогда душа обсуживает и сознает, что производит».

Говоря о различии души и тела, св. Афанасий рассуждает: «тогда как человек часто телом лежит на земле, умом мыслить о небесном и его созерцает... Тело по природе смертно, почему же человек рассуждает о бессмертии и нередко из любви к добродетели сам навлекает на себя смерть? Тело также временно, почему же человек представляет себе вечное и, устремляясь к нему, пренебрегает тем, что у него под ногами? Тело само о себе не помыслить ничего подобного… необходимо поэтому быть чему–либо другому, что помышляло бы о противоположном и неестественном телу... Тело не само себя побуждает к деятельности, а побуждается и приводится в движение другим (душой), подобно тому, как и конь не сам собой управляется, а правящим им».

О человеке, как двухсоставном существе, учат многие св. отцы церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Особенно ясно об этом учит блаженный Феодорит, который, опровергая ересь Аполлинария, говорит: «по учению Аполлинария, в человеке три составные части: тело, душа животная и душа разумная, которую он называет умом. Но божественное Писание признает только одну душу, а не две, что ясно показывает история сотворения первого человека. Божественное Писание не на трое делит человека, но говорит, что живое сие существо состоит из души и тела. Бог создал тело из персти, вдунул в него душу и тем показал, что в человеке два естества, а не три».

Геннадий Мессалийский пишет: «мы не утверждаем, будто в одном человеке есть две души, как пишут Иаков и другие совопросники сирские, – одна душевная, которая одушевляет тело и смешана с кpoвью, а другая духовная, управляющая разумом. Но говорим, что только одна душа в человеке, которая и оживляет тело своим соединением с ним и располагает сама собой по своему разуму, имея в себе свободную волю избирать мыслью, что захочет... Человек состоит только из двух частей – из души и тела. Дух не есть третья часть в составе человека, как думает Дидим, но дух есть сама душа по ее духовной природе»36.

«Помни, христианин, высокое свое происхождение: по телу ты создан из земли, но душа твоя происхождения небесного, она частица Божества, дуновение Самого Бога, отблеск неизреченной Его славы, создана по образу и по подобию Божию. Не забывай, а всегда помни о горней твоей родине и стремись в вечные обители твоего Создателя, где Христом Искупителем приготовлены венцы правды всем возлюбившим явление Его».

1) Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт. 1:20,24 и ст. 20–28.

2) Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт. 2:7.

3) Душа человека независимое и совершенно отличное от его тела начало: Ем. 21:7; Иса. 38:12; Тов. 3:6; Mф. 10:28; Mp. 14:38; Иак. 2:26; 2 Кop. 1–9; Филип. 1:21–23; Рим. 7:23–24; Гал. 5:17.

4) После смерти людей их души бодрствуют и живут разумно–сознательной жизнью: Лк. 16:19–31, 9:28–31; Mф. 20:38; 1Петр. 3:18–20 и Рим. 10:14; Откр. 4:10–11; 5:8–9.


66