Во свете Библии

О почитании Богородицы

О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы

 и Приснодевы Марии

 

Мф.1:23 – «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».

Ис.7:14 – «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Лк.1:46-50 – «И сказала Мария: величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость его в роды родов к боящимся Его».

Святая Церковь Христова чтит пресвятую Богородицу выше всех святых, выше бесплотных сил небесных, почитает и величает Ее как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения (воистину) Серафим», родившую нам Богочеловека Христа, воплотившегося от Нее и Духа Святого, Спасителя мира, – и, исповедуя Ее Приснодевою в Рождестве и по Рождестве, девство сохранившую, ублажает Ее как Матерь Господа и умоляет Ее «о помощи и заступничестве пред престолом Ее Сына, за весь грешный мир». 2Пет.1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимые Духом Святым». Мф.1:23 – «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».

Иез.44:2 – «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». (Лк.1:41-49 – прочитать).

 

Разбор возражений сектантов.

1. Сектант:

Иер.44:17 – «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияние, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши».

 

Православный:

В приведенном месте говорится о тех иудеях, которые оставили Господа и стали служить Ваалу и Астарте в земле Египетской (стихи 1,8), принося им в жертву и мужей и жен, взрослых детей и младенцев (стих 7), и к верующим в истинного Бога христианам, конечно относиться не может. Астарта — божество сидонское (3Цар.11:5), считавшееся «богиней неба», которой язычники приносили человеческие жертвы, сопровождавшиеся блудом.

Совратившиеся в идолопоклонство иудеи построили Астарте, подле храма Иерусалимского, особые дома блудилищные, а изображения Астарты поставили в храме Господнем, но его оттуда вынес царь Иосия (4Цар.23:4-7). Богиней неба Матерь Божия нигде не называется.

 

2.Сектант:

Мф.12:48-50 – «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».

 

Православный:

Приведенные слова вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. (Ин.1:12,13 – «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились»; 1Ин.3:1 – «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его»; 1Пет.1:22-23 – «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек»). По человечеству же Своему, Христос «был в повиновении» у Матери Своей (Лк.2:51), исполнял Ее просьбы (Ин.2:1-10), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте (Ин.19:26-27).

 

3.Сектант:

Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо Она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Иисуса других детей, будучи женою Иосифа.

Ин.19:26 – «Иисус, увидев, Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын твой». Мф.13:55 – «Не плотников ли Он сын? Не его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда»? Мф.1:24-25 «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

 

Православный:

Божья Матерь не была обыкновенной женщиной, а была до рождения и после рождения Христа, Пречистой Девою. (Лк.1:26-35; Ис.7:14; Иез.44:2; Лк.1:34,35) — прочитать.

«Кого же как не Марию обозначают эти врата; они заперты потому что Она —Дева. Итак, врата обозначают Марию, через которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства» св. Амвросий Медиоланский.

Божья Матерь называется «женой» не потому, что Она имела мужа, но в смысле «женщина» вообще, как и слово «муж», в смысле мужчина, обозначающее пол. (Деян.1:10-16; 2:14; 5:35; 13:15; 19:35,37; Пс.1:1; Ин.20:13-15) — прочитать.

Братьями Господними названы дети не Марии, а Иосифа. Но так как Иисуса называли сыном Иосифа, то и сыновей Иосифа называли Его братьями. (Мф.13:55-56; Мк.3:31-34; Лк.8:19-21; 1Кор.9:50 прочитать.

Из предания историк Есевий (II в.) удостоверяет, что Клеопа был единственный брат Иосифа, следовательно Мария Клеопова была невесткой Богоматери, а невестки в наши дни называют друг друга сестрами (Тов.6:1; 7:11; 8:7).

Мария Клеопова — мать двоюродных братьев Иисуса (Мф.27:55-56; Лк.8:1-3). Братья Господни не называют себя братьями Его, а «рабами» (Иак.1:1; Иуд.1:1).

Иисус «Первенец» (Мф.1:25; Лк.2:7), так же как у Бога – израильский народ — единственный, избранный, первенец (Исх.4:22; Втор.18:15-17; Мф.1:26).

«Доколе» так же как и «от века до века Ты есть» – Пс.89:120, но тем не полагается предел.

 

4.Сектант:

Деян.4:12 – «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». 1Ин.2:1 – «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника». Рим.8:34 – «Христос (Иисус) умер, но и воскрес: он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». 1Тим.2:5 – «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

 

Православный:

Что люди могут спасать людей, то это видно из иных мест Св. Писания. Рим.11:14 – «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» 1Кор.9:22 –«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1Кор.7:16 – «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Мы знаем, что Христос — единый Посредник, единый Ходатай перед Богом, Кровию Своею за грехи всего мира, но за грехи отдельных людей может быть много ходатаев: Богородица, святые угодники, Ангелы.

За апостола Павла ходатайствовали коринфяне (2Кор.1:9-11).

Фил.1:3-4 – «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостию молитву (мою»). 1Фес.5:25 «Братия! Молитесь о нас». 2Тим.1:3 – «Благодарю Бога, которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью».

 

5. Сектант:

Суд. 5:24 – «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Канеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!» Богородицу тоже называют благословенною.

 

Православный:

Иаиль названа благословенною за то, что убила Сисару – врага израильского, и названа благословенною только «между женами в шатрах», а Божия Матерь названа благословенною за то, что обрела благодать у Бога и родила Спасителя мира, избавившего нас от смерти вечной. (Евр.2:13-16; 1Фес.2:13-16; Гал.4:6) – «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Вот почему Божия Матерь называется благословенною между женами всего мира. Вот почему Ее должны «ублажать все роды» до скончания мира.

 

9. О святых постах в Церкви Христовой

 

Мф.4:2 – «И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал».

Мф.17:21 – «Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Лк.2:20 – «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».

2Кор.6:5 – «Под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах...».

 

1. Сектант:

Мы не признаем постов. Мф.15:11-17 – «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

 

Православный:

Эти слова сказаны Спасителем к книжникам и фарисеям на их вопрос (ст. 1-2). Фарисеи верили, что пища, принимаемая неумытыми руками оскверняется сама и оскверняет душу человека. Христос обличил фарисеев, что они это пустое предание старцев ставят выше заповеди Божией. (ст. 4-6). Не мог Христос отвергать пост, когда сам 40 дней постился (Мф.4:2) и наставлял поститься людей: « ...когда поститесь, не будьте, как лицемеры»  – Мф.6:16-17; Мф.17:19-21.

Утверждение сектантов, что Христос отрицал пост, есть грубое заблуждение, противоречащее учению Христа.

 

2. Сектант:

Апостол Павел осуждает посты (1Тим.4:1-5,8 – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей»).

 

Православный:

Здесь речь не о постах, а об отступниках от веры, «запрещающих вступать в брак». Эти отступники – гностики и манихеи, энкратиты, маркиониты, которые, подобно нашим хлыстам и скопцам, учили не вступать в брак и не есть мяса. Да и не мог Апостол Павел отвергать пост, когда сам постоянно «пребывал в посте» (2Кор.11:27 – «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе»; 2Кор.6:4,5 – «но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах»; 1Кор.9:27 – «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»).

 

3. Сектант:

Нужен не телесный пост, а духовный (Ис.58:6-8 – «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»; Зах.7:4-6 – «И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?»; Зах.7:9,10 – «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем»).

 

Православный:

Святая Церковь не отрицает духовный пост, а считает его необходимым условием спасительности телесного поста. Один телесный пост, без духовного, без терпения, милосердия, всепрощения, смирения, любви – не будет для человека спасительным. (Деян.23:12-21) Св. Иоанн Златоуст пишет: «Прошу не радоваться тому, что убыла половина поста, – и тогда ликовать... а если не так, то нам не только не будет никакой пользы, но и великий вред оттого, что придет пост» (IV век).

 

4. Сектант:

Безразлично, будем ли мы поститься или нет. 1Кор.8:8 – «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы – ничего не приобретаем, не едим ли – ничего не теряем». (Все еретики и сектанты добавляют слова: «И не отдаляет»).

 

Православный:

Приведенное место говорит не о безразличном отношении христиан к постам и пище, а касается отношения христиан к пище идоложертвенной. 1Кор.8:1-17; 1Кор.10:25-28; Пс.23:1 – «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». Деян.15:20, 29. «Не говори, что написано в Библии, а дай смысл написанного», – cв. Иоанн Златоуст.

 

5. Сектант:

Всякий христианин может есть что и когда угодно.

Рим.14:6 – «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». Кол.2:16-17 – «Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Гал.5:1 – «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

 

Православный:

В Церковь Христову вступили, кроме язычников, и иудеи, которые не могли сразу отрешиться от обрядовых предписаний Моисеева Закона, касавшихся различных омовений, праздников, суббот, постов и т.д. Христиане из язычников почитали все чистым и что «нет ничего в себе самом нечистого» – Рим.14:14, унижали немощных в вере иудеев, почему из-за вопроса о пище, субботах и тому подобном начались большие пререкания и споры: христиан-иудеев и христиан-язычников. Апостол Павел (Рим.124 и Кол.2 гл.) решает вопрос об отношении христианства ко всему обрядовому закону вообще и к употреблению пищи, в частности (Рим.14:1-21), как и вопрос об идоложертвенном. Апостол Павел не говорит здесь о ненужности христианских постов, а преподает учение о безразличии для спасения того или иного рода пищи и замечает, что если пища, например, мясо соблазняет кого-либо, то, чтобы не губить немощных, лучше не есть мясо никогда.

Св. Апостол тоже был свободен, видел Господа Иисуса Христа, но сам постился, показывая этим пример другим верующим соблюдать посты. (1Кор.9:1; 10:23 – «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».)

 

6. Сектант:

Если поститься, то нужно определенное время не есть совсем ничего, а не делать различия в пище, не назначать известные дни или времена поста, например, Среда, Пятница, Успенский, Рождественский, Петров, тем более что для этого нет нигде в Писании никакого основания.

 

Православный:

Святая Церковь не возбраняет каждому отдельному христианину, постясь, не вкушать совсем, но должен быть порядок, как говорит Апостол, все должно быть благопристойно и чинно. 1Кор.14:40 – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира» (ст. 33), т.е. порядка. (2Фес.2:15; Мф.18:17,18). Но в Св. Писании есть указание как на различие принимаемой во время поста пищи, так и на определенные, установленные для постов времена:

а) относительно употребления во время поста одной постной пищи читаем 3 Ездры9:24-26. Назореи не пили вина и крепких напитков (Чис.6:14; Суд.19:4; Лк.1:15; Исх.12:15; Рим.14:21; 1Кор.8:13).

б) относительно Среды (времени): Христос был предан на мучения в пятницу (Лк.5:35), а в среду Иуда сделал предательство.

Великий пост – подражание Христу, постившемуся 40 дней (Мф.4:21; 1Пет.2:21) Петров пост – подражание Апостолам, которые, «быв посланы Духом святым», перед отправлением на проповедь постились. (Деян.13:2-3; 1Кор.4:16). Успенский пост – Евр.19:7. Рождественский пост – верующие подготовляют себя к встрече великого праздника Рождества Христова (Деян.27:8-12).

Однодневные посты:

Усекновение главы Иоанна Крестителя – 11 сентября н.с.

Воздвижение Честного Креста – 27 сентября н.с. – в честь воспоминания страданий на кресте Спасителя мира. Относительно определенных сроков продолжительности поста есть указания: Лев.16:29; Втор.8:3; Зах.8:19; Деян.13:3; Деян.27:8-9.

 

7.Сектант: Пост убивает тело, а с ним и вредит душе.

 

Православный:

Это не заслуживает внимания, ибо бессильно перед судом слова Божия, перед наукою, перед наблюдением над жизнью человека. Первозданным людям Господь назначил питаться не мясною, но растительною пищей (Быт.1:29).

Каких животных можно есть? (Лев. 11 гл., Втор. 14 гл.)

Посты, узаконенные для Израиля – Лев.16:29; Втор.8:3,5.

Посты в Новом Завете – Мф.4:2; 6:16,17; 9:15; Деян.13:1-3; 2Кор.6:4-5; 11:27.

Апостолы заповедовали поститься и нам. 2Пет.1:6 – «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие»; Гал.5:23 – «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие»; 1Кор.9:25 – «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». Современные врачи доказывают, что растительная пища гораздо здоровее и полезнее мясной. Многие болезни излечиваются при строгом воздержании. Цель поста не в расстройстве тела, которое есть храм живущего в нем Духа Святого (1Кор.6:12), а в очищении этого храма от всякой мерзости, в освобождении его от злых похотей и вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу (Гал.5:16-17; Иак.4:1; Пс.34:13).

«Изнурение тела приучает нас к победе над страстями. Впрочем, не так должно поступать с плотью, чтобы естественную ее силу расслабить и привести в совершенное бездействие воздержанием и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом» св. Василий Великий.

 

8. Сектант:

Зачем христиане употребляют в пищу мясо свиней, едят рыбу без чешуи и другую, запрещенную Моисеем пищу? (Лев. 11 гл.; Втор.14:1-21). Тогда ешьте и всех других запрещенных животных.

 

Православный:

Для христиан всякая пища сама по себе чиста. (Рим.14:1-4 –«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его»; 1Тим.4:2-5 – «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою»; Тит.1:15 – «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть»). Закон Моисея о родах пищи потерял для нас, христиан, всякое значение, ибо мы уже «не под законом, а под благодатью» – Рим.6:14; Кол.2:16-17; 20-22.

Христианам всё чисто, всё позволительно есть в свое время, но если не всякое животное едят, то потому, что как не всякое съедобное растение, так и не всякое мясо животных приятно и полезно. (Лк.11:11-12 – «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» – Деян.15:28-29).


72