Во свете Библии

О православных постах

О православных постах

 

Мф.4:2 – «И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал».

Мф.17:21 – «Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Лк.2:20 – «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».

2Кор.6:5 – «Под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах...».

 

1. Сектант:

Мы не признаем постов. Мф.15:11-17 – «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

 

Православный:

Эти слова сказаны Спасителем к книжникам и фарисеям на их вопрос (ст. 1-2). Фарисеи верили, что пища, принимаемая неумытыми руками оскверняется сама и оскверняет душу человека. Христос обличил фарисеев, что они это пустое предание старцев ставят выше заповеди Божией. (ст. 4-6). Не мог Христос отвергать пост, когда сам 40 дней постился (Мф.4:2) и наставлял поститься людей: « ...когда поститесь, не будьте, как лицемеры»  – Мф.6:16-17; Мф.17:19-21.

Утверждение сектантов, что Христос отрицал пост, есть грубое заблуждение, противоречащее учению Христа.

 

2. Сектант:

Апостол Павел осуждает посты (1Тим.4:1-5,8 – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей»).

 

Православный:

Здесь речь не о постах, а об отступниках от веры, «запрещающих вступать в брак». Эти отступники – гностики и манихеи, энкратиты, маркиониты, которые, подобно нашим хлыстам и скопцам, учили не вступать в брак и не есть мяса. Да и не мог Апостол Павел отвергать пост, когда сам постоянно «пребывал в посте» (2Кор.11:27 – «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе»; 2Кор.6:4,5 – «но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах»; 1Кор.9:27 – «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»).

 

3. Сектант:

Нужен не телесный пост, а духовный (Ис.58:6-8 – «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»; Зах.7:4-6 – «И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?»; Зах.7:9,10 – «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем»).

 

Православный:

Святая Церковь не отрицает духовный пост, а считает его необходимым условием спасительности телесного поста. Один телесный пост, без духовного, без терпения, милосердия, всепрощения, смирения, любви – не будет для человека спасительным. (Деян.23:12-21) Св. Иоанн Златоуст пишет: «Прошу не радоваться тому, что убыла половина поста, – и тогда ликовать... а если не так, то нам не только не будет никакой пользы, но и великий вред оттого, что придет пост» (IV век).

 

4. Сектант:

Безразлично, будем ли мы поститься или нет. 1Кор.8:8 – «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы – ничего не приобретаем, не едим ли – ничего не теряем». (Все еретики и сектанты добавляют слова: «И не отдаляет»).

 

Православный:

Приведенное место говорит не о безразличном отношении христиан к постам и пище, а касается отношения христиан к пище идоложертвенной. 1Кор.8:1-17; 1Кор.10:25-28; Пс.23:1 – «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». Деян.15:20, 29. «Не говори, что написано в Библии, а дай смысл написанного», – cв. Иоанн Златоуст.

 

5. Сектант:

Всякий христианин может есть что и когда угодно.

Рим.14:6 – «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». Кол.2:16-17 – «Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Гал.5:1 – «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

 

Православный:

В Церковь Христову вступили, кроме язычников, и иудеи, которые не могли сразу отрешиться от обрядовых предписаний Моисеева Закона, касавшихся различных омовений, праздников, суббот, постов и т.д. Христиане из язычников почитали все чистым и что «нет ничего в себе самом нечистого» – Рим.14:14, унижали немощных в вере иудеев, почему из-за вопроса о пище, субботах и тому подобном начались большие пререкания и споры: христиан-иудеев и христиан-язычников. Апостол Павел (Рим.124 и Кол.2 гл.) решает вопрос об отношении христианства ко всему обрядовому закону вообще и к употреблению пищи, в частности (Рим.14:1-21), как и вопрос об идоложертвенном. Апостол Павел не говорит здесь о ненужности христианских постов, а преподает учение о безразличии для спасения того или иного рода пищи и замечает, что если пища, например, мясо соблазняет кого-либо, то, чтобы не губить немощных, лучше не есть мясо никогда.

Св. Апостол тоже был свободен, видел Господа Иисуса Христа, но сам постился, показывая этим пример другим верующим соблюдать посты. (1Кор.9:1; 10:23 – «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».)

 

6. Сектант:

Если поститься, то нужно определенное время не есть совсем ничего, а не делать различия в пище, не назначать известные дни или времена поста, например, Среда, Пятница, Успенский, Рождественский, Петров, тем более что для этого нет нигде в Писании никакого основания.

 

Православный:

Святая Церковь не возбраняет каждому отдельному христианину, постясь, не вкушать совсем, но должен быть порядок, как говорит Апостол, все должно быть благопристойно и чинно. 1Кор.14:40 – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира» (ст. 33), т.е. порядка. (2Фес.2:15; Мф.18:17,18). Но в Св. Писании есть указание как на различие принимаемой во время поста пищи, так и на определенные, установленные для постов времена:

а) относительно употребления во время поста одной постной пищи читаем 3 Ездры9:24-26. Назореи не пили вина и крепких напитков (Чис.6:14; Суд.19:4; Лк.1:15; Исх.12:15; Рим.14:21; 1Кор.8:13).

б) относительно Среды (времени): Христос был предан на мучения в пятницу (Лк.5:35), а в среду Иуда сделал предательство.

Великий пост – подражание Христу, постившемуся 40 дней (Мф.4:21; 1Пет.2:21) Петров пост – подражание Апостолам, которые, «быв посланы Духом святым», перед отправлением на проповедь постились. (Деян.13:2-3; 1Кор.4:16). Успенский пост – Евр.19:7. Рождественский пост – верующие подготовляют себя к встрече великого праздника Рождества Христова (Деян.27:8-12).

Однодневные посты:

Усекновение главы Иоанна Крестителя – 11 сентября н.с.

Воздвижение Честного Креста – 27 сентября н.с. – в честь воспоминания страданий на кресте Спасителя мира. Относительно определенных сроков продолжительности поста есть указания: Лев.16:29; Втор.8:3; Зах.8:19; Деян.13:3; Деян.27:8-9.

 

7.Сектант: Пост убивает тело, а с ним и вредит душе.

 

Православный:

Это не заслуживает внимания, ибо бессильно перед судом слова Божия, перед наукою, перед наблюдением над жизнью человека. Первозданным людям Господь назначил питаться не мясною, но растительною пищей (Быт.1:29).

Каких животных можно есть? (Лев. 11 гл., Втор. 14 гл.)

Посты, узаконенные для Израиля – Лев.16:29; Втор.8:3,5.

Посты в Новом Завете – Мф.4:2; 6:16,17; 9:15; Деян.13:1-3; 2Кор.6:4-5; 11:27.

Апостолы заповедовали поститься и нам. 2Пет.1:6 – «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие»; Гал.5:23 – «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие»; 1Кор.9:25 – «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». Современные врачи доказывают, что растительная пища гораздо здоровее и полезнее мясной. Многие болезни излечиваются при строгом воздержании. Цель поста не в расстройстве тела, которое есть храм живущего в нем Духа Святого (1Кор.6:12), а в очищении этого храма от всякой мерзости, в освобождении его от злых похотей и вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу (Гал.5:16-17; Иак.4:1; Пс.34:13).

«Изнурение тела приучает нас к победе над страстями. Впрочем, не так должно поступать с плотью, чтобы естественную ее силу расслабить и привести в совершенное бездействие воздержанием и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом» св. Василий Великий.

 

8. Сектант:

Зачем христиане употребляют в пищу мясо свиней, едят рыбу без чешуи и другую, запрещенную Моисеем пищу? (Лев. 11 гл.; Втор.14:1-21). Тогда ешьте и всех других запрещенных животных.

 

Православный:

Для христиан всякая пища сама по себе чиста. (Рим.14:1-4 –«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его»; 1Тим.4:2-5 – «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою»; Тит.1:15 – «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть»). Закон Моисея о родах пищи потерял для нас, христиан, всякое значение, ибо мы уже «не под законом, а под благодатью» – Рим.6:14; Кол.2:16-17; 20-22.

Христианам всё чисто, всё позволительно есть в свое время, но если не всякое животное едят, то потому, что как не всякое съедобное растение, так и не всякое мясо животных приятно и полезно. (Лк.11:11-12 – «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» – Деян.15:28-29).


63