размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2531

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2531:

Необходимо ли на Ваш взгляд введение Закона Божьего в качестве обязательного предмета в средних школах России? Не ущемляет ли это права других конфессий? Насколько законен такой шаг с точки зрения Конституции РФ и свободы вероисповедания?

Ответ митр.Кирилла (Гундяева): «Считаю, что дискуссия, которая сегодня развернулась вокруг этого вопроса, носит очень идеологизированный характер. Создаётся впечатление, что страсти нагнетаются с какой-то скрытой целью. С точки зрения Конституции и закона, в любом учебном заведении России могут преподаваться основы религиозных знаний. Сам факт преподавания таких предметов не является нарушением принципа отделения церкви от государства и школы от церкви. Доказательством этому является мировой опыт. Практически во всех странах, на которые мы любим ссылаться, и в которых строго осуществляется принцип отделения школы от церкви, преподаются основы религиозных знаний. Для того, чтобы преподавание этих основ действительно соответствовало российской Конституции и Закону о свободе совести, необходимо соблюсти одно единственное условие: добровольность. На этом же условии настаивает и церковь, потому что, как гласит русская пословица, невольник - не богомольник, и никого силой невозможно сделать верующим. Добровольность предполагает или, по крайней мере, должна предполагать вариативность, проще говоря - избирательность. Школьникам и студентам должна быть предоставлена возможность изучать основы православной веры, историю нашей духовной культуры. Глубоко убеждён, что нельзя лишать российских школьников знаний того, что такое Успенский собор в московском Кремле. Если это сооружение стоит в центре столицы, то каждый имеет право знать, что это за сооружение, почему оно построено, в честь чего оно построено. Он должен знать, что такое Успение и кто такая Пресвятая Богородица. Глубоко убежден, что эти знания могут быть интересны не только для православных граждан России, но и для мусульман, и для других, равно как для православных людей, живущих в Татарстане, думаю, полезно и интересно знать основы Ислама, понимать, что такое мечеть и как в ней молятся люди.

Конечно, могут найтись люди, которым всё это неинтересно, как могут найтись люди, которым не интересны математика или литература. Но если в случае с математикой и литературой мы в обязательном порядке обучаем детей этим наукам, то в случае основ веры можно и нужно предусмотреть альтернативу. Приведу такой конкретный пример: общество сегодня страдает от того факта, что нравственные принципы, система ценностей, традиционно сформированные в среде нашего народа, сегодня размываются. Это явление характеризуется как нравственный кризис личности. Этим кризисом в значительной мере обуславливается общий кризис, через который проходит наше общество. И отношение к труду, и отношение к материальным ценностям, и отношение к себе, к семье, к окружающей природе во многом определяется нравственным состоянием личности; Совершенно очевидно, что религиозная мотивация помогает человеку сохранить нравственность. Если сегодня нравственность является условием выживания нашего общества, а в каком-то смысле и всей человеческой цивилизации, то почему же мы отказываем религии в праве сделать все для того, чтобы изменить к лучшему нравственное состояние личности и общества. Глубоко убеждён, что сегодня в обязательном порядке нужно включать изучение основ веры в наше школьное образование при соблюдении тех условий, о которых говорилось выше. Ссылки на то, что мы живём в многоконфессиональной стране, также не могут быть приняты во внимание, потому что принцип добровольности и вариативности полностью исключает принудительное обучение православию тех, кто принадлежит к другим религиям, или тех, кто по иным соображениям не желает с этими основами знакомиться. Другими словами, преподавание основ религии может присутствовать в региональном компоненте, в школьных компоненте, а также может преподаваться в качестве факультатива. При этом хотел бы подчеркнуть, что факультативное изучение означает выбор, но если человек выбирает данный предмет, то он становится обязательной частью программы и должен преподаваться в урочное время наравне с другими дисциплинами».

Ответ И.Т. Лапкина:

Я специально не купирую ответы м. Кирилла, чтобы ясно было, что ему удобно манипулировать невежественной массой. Почему бы прямо не сказать, что истинным христианам никакой разницы нет, будут ли в школе эти уроки или не будет. Почему иеговисты за уроки не бьются? Они и так охватили всё; им никакие законы большей возможности уже не предоставят. И Апостолы не жались к сталинскому голенищу, чтобы иметь возможность учить официально. Они шли и несли слово Благодати от двери к двери.

Иез.2:7 – «И говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы».

Деян.18:27 – «А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью».


155

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: