Во свете Библии

Вопрос 2430

Из книги — Лапкин И.Т. «‎...Открытым оком», том 11

Тема — Объединение

Вопрос:

Указывает ли соборное «Положение» 1990 года ещё какие-нибудь проблемы, стоящие на пути единства двух частей Русской Церкви? (Из материалов Корягина о.Евгения)

Ответ:

«Да. Это проблемы внутрицерковной жизни. Сюда можно отнести: «Искажение Таинств, обрядов, проповеди и небрежение в распространении Слова Божия, отказ от катехизации, приведшие массы мирян к невежеству и к поверхностному восприятию Христианства (п. 4); «Отрыв иерархии и клира от паствы, небрежное и горделивое отношение к мирянам, в нарушении апостольского завещания священнослужителям: не господствуй, а будь пример» (п.7); «Широко распространившаяся нравственная распущенность и сребролюбие духовенства» (п.8).

Над ними должен совершиться соборный суд Церкви. Не наше дело предвосхищать его формы и решения, но здравое церковное сознание подсказывает желательность такого суда - до Страшного Суда Божия. И ложь «Декларации» состояла совсем не в провозглашении некоего нового принципа, искажающего учение Церкви о взаимоотношении с государством. Недаром митрополит Сергий и все его апологеты подчеркивали, что в «Декларации» не содержится ничего неправославного. Действительно, никакого вероучительного искажения «Декларация» не содержит. Поэтому напрасно стали бы мы отыскивать в «Декларации» лжеучение и пытаться опровергнуть его истинным учением Церкви, изложенным в «Социальной концепции».

Ложь «Декларации» не в учении, а в приложении этого учения к конкретной ситуации в Советской России. Дело в том, что советская власть, как известно, ставила своей целью уничтожение Церкви. Поэтому многие ее законы и распоряжения в области религиозной политики прямо противоречили церковным правилам - там, где власть вмешивалась во внутреннюю жизнь Церкви с целью ее подавления. Советская власть, таким образом, посягала не только на «кесарево», но и на «Божие» (ср. Мф. 22:21). Именно в этой области православные христиане не могли подчиняться советским законам. Конфликт был неизбежен, но виновата в нём была, конечно, не Церковь, а власть, принимавшая заведомо антицерковные законы.

Ложь «Декларации» - во всецелом подчинении Церкви политическим задачам безбожной власти под лицемерным предлогом «лояльности». Ложь «Декларации» - в потакании тоталитарным претензиям власти и повторении проистекающей из них клеветы на Церковь как якобы нелояльной к власти и виновной в собственных бедах, вызванных «естественным и справедливым недоверием» власти к Церкви. Ложь «Декларации» - в признании советской власти «законной» и от Бога поставленной (с ложной ссылкой на текст Апостола, Рим. 13:1), которой православным якобы должно повиноваться «за совесть», а не только за страх. Ложь «Декларации» - в отождествлении «радостей и горестей» Церкви и этой власти, т.е., в духовном братании христиан с безбожниками.

Покаяние - суть подлинной духовности, и зов к покаянию - содержание истинной христианской проповеди. К сожалению, нигде, кроме нескольких интервью митрополита Лавра, мотив покаяния не прозвучал.

О такого рода диалогах «на равных» приснопамятный епископ Григорий (Граббе) в свое время (1989 г.) писал: «Пользуясь терминологией века сего, [анонимный радетель соглашения между истиной и ложью] зовёт нас для начала к «диалогу». Напомню, что в своё время склонение первых людей ко греху начиналось с диалога Евы с диаволом в образе змия. Теперь диалоги особенно модны, отражая современное равнодушие к истине и проявляя благорасположение ко всякому заблуждению. Они еретиков к Православию пока не приводят. Святые отцы диалогов с язычниками не вели. Они ясно исповедывали Истину, а их обличали или увещевали. Они старались добиться их обращения, а не соглашения с ними». (Епископ Григорий (Граббе).

Не могут вместе предстоять пред Богом секретные осведомители ЧК и их жертвы, истинные мученики и те, кто отрекался от них и называл их политическими преступниками, даже если последние потом тоже пострадали.

Новым поколениям христиан оставалось принимать как норму ущербное положение Церкви. Немногие пастыри, которые находили в себе мужество исполнять свой христианский долг во всей полноте (проповедь, пастырское окормление, работа с молодежью, книгоиздательство, благотворительность…), - подвергались преследованию церковной и государственной власти, запрещались в служении, ссылались на дальние приходы.

«Гонения на религию в СССР никогда не было и нет», - заявил митрополит Сергий вместе со своим Синодом 15 февраля 1930 года (Акты, с. 682). В 1942 году он же писал: «За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью… Православная Церковь сама громко и решительно осуждала таких своих отщепенцев, изменяющих её открытой линии честной лояльности по отношению Советской власти» (Правда о религии в России, издание М.П. 1942 г.; цит.: Церковь и власть, М., 1992, с. 22-23). Пожалуй, это самый страшный плод сергианства: отречение от мучеников, разрыв общения с Небесной Церковью! И в этом расколе с Церковью торжествующей, со святыми, «убелившими свои одежды кровию Агнца» (Откр. 7:14), официальная Патриархия пребывала долгие годы.

То же, что «сохранил» митрополит Сергий, представляло собой печальное явление. «Церковь, диктаторски руководимая атеистами, - зрелище невиданное за два тысячелетия…» - писал А.И. Солженицын в своём «Великопостном письме» патриарху Пимену (1972 г.). - «Какими доводами можно убедить себя, что планомерное РАЗРУШЕНИЕ духа и тела Церкви под руководством атеистов - есть наилучшее СОХРАНЕНИЕ её? Сохранение - для кого? Ведь уже не для Христа. Сохранение - чем? ЛОЖЬЮ? Но после лжи - какими руками совершать евхаристию?» (листовка, выд. автором).

Известна реакция патриарха Пимена на это письмо. С грустью патриарх заметил: «Поместить бы писателя на некоторое время в мои архиерейские сапоги. Что бы он тогда сказал?»
Может быть, поэтому не нашли отклика у адресата и следующие слова А. И. Солженицына: «Лишенный всяких материальных сил - в ЖЕРТВЕ всегда одерживает победу. И такое же мученичество, достойное первых веков, приняли многие наши священники и единоверцы на нашей живой памяти. Но тогда - бросали львам, сегодня же можно потерять только благополучие. В эти дни, коленно опускаясь перед Крестом, вынесенным на середину храма, спросите Господа: какова же иная цель Вашего служения в народе, почти утерявшем и дух христианства, и христианский облик?» (там же).

Но, к сожалению, В. В. Путина, на основании его публичных высказываний и поступков, нельзя признать вполне православным человеком. Он, скорее, является носителем секулярного либерального мировоззрения. Например, он считает, что «различия между религиями придуманы людьми», и столь же уверенно зажигает ханукальные огни вместе с иудеями, как и свечи в православном храме. Вообще же, очевиден либеральный, «толерантный», масонский характер демократической идеологии, утвердившейся сейчас в России в качестве официальной. Если коммунисты выдавали ложь за абсолютную истину, то сейчас вообще отрицается существование абсолютной истины, и потому утверждается «равноправие», равнозначность истины и лжи, добра и зла. «Каждый имеет право на свое мнение и каждый по-своему прав. Поэтому не следует спорить из-за мелочей, проявлять узость и нетерпимость. Гораздо правильнее всем объединиться ради бесконфликтного сосуществования». Иеромонах Серафим (Роуз) придавал вопросу сергианства большое значение и считал, что в нем заключается «важный ключ к пониманию положения Церкви в целом». О. Серафим писал: «Сергианство станет всё более и более острым предметом споров… Сущность сергианства связана с проблемой, присущей всем Православным Церквам в наши дни: потерей духа Православия; пренебрежением Церковью; восприятием «организации» как Тела Христова; верой, что благодать и Таинства действуют «автоматически». Логика и порядочность не помогут нам преодолеть эти камни преткновения, потребуется много страдания и духовного опыта, и немногие поймут суть всего дела» (О сергианстве. П., 2001, с. 2). В другом месте о. Серафим писал, что «упорство в сергианстве есть ересь»

Как пророчествовал в своё время прп. Лаврентий Черниговский (+1950), «Приходит время, когда и недействующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола храмов и колоколен. А когда закончат всё, наступит время, когда воцарится антихрист. И видите, как всё коварно готовится? – все храмы будут в величайшем благолепии как никогда, но входить в них православному христианину нельзя будет, т. к. не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа, а будет сатанинское сборище. Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме, с участием духовенства и патриарха» (цит. по: там же, с. 911-912).

В том же духе писал о последних временах святитель Феофан Затворник в своём известном толковании на 2 Послание к Солунянам: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но всё это – только видимость, внутри же отступление истинное».

Ибо, по мысли о. Серафима (Роуза), вообще опасен «поворот к формальной, официальной стороне Православия, как если бы главная суть нашей религии состояла бы в церемониях, помпезности, официальных встречах и отчётах. В этом и была ошибка первосвященников и фарисеев во времена Христа: пока Церковь хорошо организована, пока ничего не делается без официального разрешения высших инстанций, пока церковные службы чётко исполняются и достаточно впечатляющи – на это время можно забыть о Евангельском учении и распять самого Христа без угрызений совести» (ж. «Русский паломник», № 9, 1994, с. 72).

Будем ли мы тогда готовы пожертвовать с таким трудом воссозданным внешним ради внутреннего, или опять, как при митрополите Сергии, примемся уступками «спасать» Церковь, всецело отождествляя Ее с дорогими сердцу формами и структурами? А они стараются взгромоздиться на очень выгодную для себя позицию. Но неужели эти церковные проблемы можно решить только путём измены вере и убеждениям наших отцов? И неужели лучший способ избежать разбоя – это договориться с разбойником? Но для всех, сколько-нибудь подробно знакомых с российской ситуацией в цифрах и фактах, а также для нас, живущих здесь, очевидно, что под демократической властью русский народ не возрождается, а гибнет».

Слово «объединить», «объединение» совершенно отсутствует в Библии. Но есть слово «единый». Смысл не во внешнем, но единство во внутреннем. Во Христе, в Боге. 2Макк.1:25 «Единый податель всего, единый праведный и всемогущий и вечный, избавляющий Израиля от всякого зла, избравший отцов и освятивший их1Тим.6:15-16 – «Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечнаяИоан.17:22 – «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Объединение совершенно невозможно там, где нет единства по Библии, вокруг Христа.


Столько лет кичилась недотрога,
Осуждала блудную сестру.
Робко озиралась у порога,
Со стыдобы, думала, умру.

Видела сестру в багряных ризах -
Черви копошатся, а не люди:
К их рукам поганым прикоснуться,
Ждать благословенья от Иуды?

Не смогла стерпеть, свой срок додюжить
До прихода Жениха с небес,
Пояс затянуть ещё потуже,
Лобызая неказистый крест.

Мало ли что молвят злые звери, -
Всё обмозговать бы, обкумекать;
В церкви Господин не царь без веры, -
Царь царей, Он - Альфа и Омега.

Значит не напрасно алчный плачет,
До чужих приходов так охоч.
Храмы переделает под дачи…
Даже Бог не в силах вам помочь?

Что ты, оглянись, какие жабы
Из нечистых выползают уст;
В пятнах барса, с чернотой араба -
Это дом Христом оставлен пуст.

Рассекретить планы нам по силам,
Возвещая слово Иеговы.
Храмы православные - под виллы,
С жабами на нас и тучные коровы.

Всех сожрут, растопчут, распылят,
Распахнувшие для нас свои объятья.
Нас задушит коршун, как цыплят,
Не поленится, когда мы просто спятим.

Господи, не дай объединенья
С той, кто побраталась с семиглавым змеем,
Умоляем, стоя на коленях,
За грехи и глаз поднять не смеем.

18.11.04.ИгЛа

36