размер шрифта

Поиск по сайту



1666.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1666:

Среди современных художников бытует мнение, что творчество греховно по самой своей природе. Так ли это?

Ответ о.Максима (Козлова): Думается, у нас нет никаких оснований делать заключения об изначальной поврежденности творчества грехом. Такая уверенность возникает, потому что мы видим преимущественно произведения искусства, которые грехом изрядно загажены или искажены. Сегодня, действительно, мало что осталось непричастным к работе врага рода человеческого. Но тем не менее мы знаем, что нет ничего дурного по своей природе. Есть вещи, дурные лишь по своему употреблению. Хотя, конечно же, почти перед каждым творческим человеком предстает особый соблазн – осознать себя неким самостоятельным творцом, как бы вне и помимо того единственного Творца, которым является Создатель мира. Осознать и тем самым противопоставить себя Богу или миру, Богом созданному. И, безусловно, такая опасность для любого художника существует. Но есть множество произведений искусства (и не только специально церковного), в которых этот соблазн преодолен. Если обратиться к той же русской гражданской словесности предыдущих веков, то существует немало примеров – от Ломоносова до Шмелева – на основании которых естественно заключить, что может быть и смиренное творчество, дающее дивные плоды искусства. Козлов - настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ.

Ответ И.Т. Лапкина:

Какие уж такие дивные плоды искусства нашел батюшка Козлов от Ломоносова и до Шмелева и у кого именно, он не говорит. Прямо по Священному Писанию никто в русской литературе и в ином художестве не говорил и не говорит, а пишут из реализма, как Достоевский, Лесков, Гоголь, Пушкин, Некрасов. Не могут же сказать священники, что все они и другие, как Крылов, Языков, Бальмонт, Фруг, Яхонтов, Вяземский, Грибоедов были не православные? Но все они за сотни лет ни одного настоящего героя так и не смогли ввести в литературе, с которого можно было бы писать жизнь, подражать во всем ему, как Апостолу Павлу.

1Кор.4:16 – «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».

1Кор.11:1 – «Будьте подражателями мне, как я Христу».

Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».

Почему же так получилось? Не потому ли, что ушли далеко-далеко от апостольской простоты и чистоты? И всё потопили в том, что приняли из Византии при Владимире неравноапостольном: богослужение и храмы, исповедь и причастие. И снова опять то же самое и опять за то же самое: исповедь и причастие. Исповедь и причастие. И крестить, крестить, крестить, хотя бы и самым извращенным способом, гоняться за жертвами лжекрещения, чтобы изъять их грошики за прикосновение ладонью мокрой к их грешным головам. Всё это полезно было бы только тогда, когда души уверуют через проповедь во Христа и будут жить по Евангелию.


332

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: