размер шрифта

Поиск по сайту



Можно ли принимать пищу в то время, когда идет служба в храме?

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 4

Вопрос 1401:

Вопрос 191. Можно ли принимать пищу в то время, когда идет служба в храме, если я по какой-то причине осталась дома?

Ответ архим.Амвросия Юрасова: Все православные христиане знают, что Христос был распят в 12 часов дня, до обеда они не едят. Но тому, кто физически много трудится, для поддержания сил, не страстей, а физических сил, вкусить раньше можно… Свою мать я постриг в схиму, когда она лежала в постели недвижима, не роптала, благодарила Господа за болезнь, сама вымолила полежать перед смертью, очиститься. Я искушал ее: «Ну как, мытарства пройдешь?» Она отвечала: «Как Господь, я ничего».

Ответ И.Т. Лапкина:

Мф.27:45-46 – «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Мрк.15: 25 – «Был час третий, и распяли Его».

Лк.23:44 – «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого».

Иоан.19:14 – «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!»

У евреев новый день начинается, если переводить на наше время – с шести вечера. Не надо путать временные пояса. Еврей, согласно слова Божия, день начинает с вечера.

Быт.1:5 – «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

И если рядом с нами живет еврей, даже в одной комнате, то по своему «правоверию» когда на наших часах будет три часа дня, еврей считает, что у него девять утра, и после шести часов вечера по нашему, еврей по своему счету считает начало нового дня (это сохранилось у нас в богослужении, вечером читается воскресное Евангелие, знаменуя начало нового дня). В переводе на наше время Христос был распят в девять часов утра, а с двенадцати до трех была тьма. В три часа дня, по нашему времени, Он умер, а с трех до шести, женщины с друзьями Христа, погребли Его. Господь сказал:

Мф.9:15 – «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».

Если ссылаться на эти слова, то нужно всегда завтракать до девяти утра. Когда у Давида смертельно заболел ребенок, он объявил пост и скорбел так, что за жизнь Его опасались слуги его, а когда ребенок умер, он прекратил печаль.

2Цар.12:18 – «На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое».

2Цар.12:19 – «И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло».
 

2Цар.12:21-23 – «И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]? И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне».

Согласно этой мудрости Давида печаль о земных людях пристойна до их смерти, когда ты находишься в посте, а когда они разрешились от жизни, смысла в посте нет. В переводе на наше время дело выглядит так. В 9 часов утра Христос был распят, а с 12 до трех была тьма по всей земле. В 3 часа дня по нашему Христос умер. С 3 до 6 женщины и друзья Христа приготовили Его к погребению и погребли, ибо наступала суббота. Согласно мнения Юрасова, переложенному на мудрость Давида, мы должны вкушать с 3 часов дня – часа смерти Христа. Такое толкование имело бы привязку к Священному Писанию; святые отцы так и делали, рассуждая не по-юрасовски.

Привязки богослужения к еде в Писании нет. Подобные ответы ни на чем не основаны. Если бы было в Священном Писании хотя бы одно место, указывающее на то, в каком часу Адам вкусил от запретного плода, так как еда и грехопадение в данном случае связаны, тогда сегодняшние церковные законодатели могли бы как-то сделать привязку к литургии, так как Иоанн Златоуст прямо указывает, что как от древа познания добра и зла человек пал, так восстает от Плода Крестного древа, то есть от распятой Плоти Христа.


656

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: