Во свете Библии

Вопрос 1203

Из книги — Лапкин И.Т. «‎...Открытым оком», том 5

Тема — Христос, Бог

Вопрос:

Вы говорили, что называть Богородицу Христородицей считаете более точным. Но святые отцы особо подчеркивали, что Богородица родила именно Бога (Богочеловека) плотию, а не потом Бог нравственно соединился с человеком как учил Несторий. Святой Григорий Богослов даже говорил: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот отлучен от Божества», что Вы на это скажете?

Ответ:

Я исповедую во всех молитвах Приснодеву Марию Матерь Христа Бога нашего как Богородицу, и это исповедание подтверждаю ежедневным чтением утренних и вечерних молитв, и никогда нигде я Ее не называю Христородицей, потому что я нахожусь в православной церкви. Но у меня есть свое мнение, а мнение – это не носовой платок. Оно внутри человека, и, согласно Слова Божия, может утверждаться или истребляться. Посмотрите по Библии, что включает в себя слово «Бог» – безначален, всемогущ, всезнающ и прочее. В Библии насчитывается около пятисот имен Божиих. Только в одном псалме какие названия Ему находит псалмопевец. 2Цар.22:3 – «Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!» Пс.143:2 – «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой». Все Божии свойства, указанные выше и остальные, присущи Богу безначально и бесконечно. Все люди, которые что-либо от этого имеют в себе, какими бы они ни были подвижниками и святыми, получили от Него как от самосущественной доброты и благости, самосущественной любви и святости и т.п. Бог ниоткуда и ни от кого это не получает, и поэтому все эти качества, свойства никто не может ни родить, ни создать, они могут только происходить как производные от Него, от Иеговы, Сущего, Безначального Начала. Иоан.1:1-3 – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Рим.11:36 – «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». Евр.1:1-6 – «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».

Божья Матерь, Приснодева Мария из колена Иудина, из рода Давидова является созданием, по благости Всемогущего удостоившаяся быть Матерью Иисуса, Спасителя мира. Через Нее Бог, Сын Божий, воплотился, родился как Человек. Родился не Бог, а явился во плоти. Всякое другое понимание есть ересь. 1Тим.3:16 – «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Она родила Человека, в котором Божество – вторая Ипостась Троицы. Она родила Иисуса, известного как Иисус Христос. Святые отцы потратили три столетия на то, чтобы утвердить учение о Святой Троице и слово «единосущие». Вся трудность заключалась в выражении, ибо слабая человеческая мысль имеет еще меньше, чтобы выразить то, что уже доходит до понимания. Но как выразить словами то, что невместимо в человеческое понимание? Сам Символ веры многократно менялся и существует множество его вариантов. И это всё говорит о немощи человеческой природы, когда мы пытаемся богословствовать о Непостижимом. Бог показывает Себя только со спины, заднюю часть, а люди, сами не будучи участниками этого явления, пытаются четко изобразить лицо. Задача их изначально не выполнима. Исх.33:23 – «И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]». 3Цар.19:12 – «После землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]». Иов.4:16 – «Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, – и я слышу голос».

Мое личное мнение согласно Слова Божия, и это мнение я никому не навязываю и не проповедую, но меня спросили, и я отвечаю. Человек может жить в определенных условиях всю жизнь, в одних и тех же, одеваться в определенную одежду, питаться определенной пищей. Он может прожить жизнь вполне пристойно, всем довольный, и ничего не изменять в том, что было на нем и вокруг него. Но если его спросят, считает ли он всё окружающее наилучшим, то человек может выразить свое мнение по всем вопросам и показать, и даже доказать, что если было бы по-другому, то это было бы вернее и лучше. Мы привыкли постоянно повторять «Дева Мария»; но слова «женщина Мария», «жена Мария» режут наш слух. Эти слова совсем не отнимают от Нее Ее приснодевство. Гал.4:4 – «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону». Весь Новый Завет нигде ни одним словом не обмолвился о величии Богородицы. Иоан.19:26 – «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой». «Жено» значит «Женщина». И это самое свидетельствует, что сей вопрос не главный в деле спасения.

Святые отцы по многим вопросам разнились друг с другом, и даже в вопросе исхождения Духа Святого понимали близко к тому, как понимают католики.


Я видел во сне, как враги бичевали Христа.
Свистели бичи, умирала во тьме Красота.
По телу Страдальца кровавые струи текли.
А женщины слабые плакали тихо вдали.

О, как был унижен, о, как был изъязвлен Христос,
Кто миру спасенье, любовь и надежду принес.
Из тела святого куски вырывали бичи.
Глумились над Богом безумцы, слепцы, палачи.

Вот воин рукою взмахнул над Христом что есть сил.
Не вытерпел я и его в содроганье схватил.
– Чего ты хватаешь? – он крикнул, бесстыдно, грубя.
И вдруг обернулся – и сразу узнал я себя.

Глаза и лицо – всё мое... Неужель это я?
И острая плеть для бичей – неужели моя?
В холодном поту я проснулся... Вокруг темнота –
– Так значит я жизнью своею терзаю Христа?

«Любите друг друга» – ведь это Христовы слова.
Но лишь суетою забита моя голова.
«Терпеньем спасайтесь». Но я не умею терпеть.
И резкость моя, как ременная, жгучая плеть.

И нежность и кротость – вот признак хороших людей,
А я очень часто не лучше, чем гнусный злодей.
Мне нужно быть агнцем, а я, как рыкающий лев.
В душе очерствелой не дал урожая посев.

Как в зеркале верном, увидел себя я во сне.
О Господи, что же для радости надобно мне?
И Бог мне ответил: «Безмерна Моя благодать.
Чтоб праведным быть, надо слово Мое соблюдать».

1965 г., Родион Михайлович Березов


(Как ни странно, благотворная перемена в жизни и литературной деятельности писателя Р.М. Березова, когда он 15 лет назад искренно обратился ко Христу, подверглась яростной критике многих соотечественников в эмиграции. Некоторые из них по нерасположению и зависти к нему пытались умалить бесспорный поэтический талант; другие приписывали его евангельскому творчеству корыстолюбивые мотивы и честолюбие; в своих обвинениях не гнушаясь клеветой и даже доносами. Но к чистому грязь не пристает. Этот сборник стихотворений «Всё новое» стр.124 выходит в Канаде. Каждый год из под его пера появлялись внушительных размеров книги, основанные на богатой библейской тематике. В изысканной стихотворной форме певец истины передал все евангельские повествования в произведении «Окно и Евангелие»).

17