Во свете Библии

Вопрос 370

Из книги — Лапкин И.Т. «‎...Открытым оком», том 1

Тема — Библия

Вопрос:

Почему Адам и Ева не попросили у Бога прощения?

Ответ:

Значит, не догадались, что это облегчило бы их участь. На допросе у Бога они вели себя точно также, как мы на исповеди, стали обвинять другого, но не себя.

Быт. 3:9–19 – «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Нам кажется, что мы распорядились бы в той ситуации намного лучше, чем Адам. Если действительно мы осознали его беду, то можем повторить вместе с Ездрой: 3Ездр. 7:48-55 – «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим. Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела? Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными. Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица — чернее тьмы».

А ведь мы и не знаем, просили они или нет прощения после того разговора, который состоялся у Бога с ними. Наши прародители находились в детском, нелукавом состоянии ума. Они ничего не могли скрывать, говорили открыто, как домашние дети. Что-то подобное я встретил в своей жизни только один раз в Америке, где спорили между собой приверженцы белой и красной идеи. Оба верующие православные. Представление о Боге у Адама было не духовное, а как об «одном из них», от Которого можно скрыться за можжевеловым кустом и оттуда же подавать Ему свой голос, как делают двухлетние детишки. По образу сходства их духовного состояния с детьми мы можем предположить, что, когда детям вынесено наказание, они начинают канючить: «больше не буду». То, что Адам каялся после изгнания из рая, не должно вызывать никаких сомнений, потому что, согласно церковного учения, он выведен из шеола в рай. Трудности, какие его встретили после изгнания, забота о сохранении жизни от враз одичавших зверей и гадов, забота о хлебе насущном и холоде ночном, и, притом, это ввиду райских ворот, терзание и скорбь его только увеличивались день ото дня. Быть может, не раз он ещё упрекнул и Еву по сходству с нашим поведением, не пропускал случая убить змею, а Ева, быть может, напоминала ему о том, что он глава и не должен был её слушаться, и, быть может, они имели надежду вернуться в рай, так как Бог не прогонял их далеко. Вполне допустимо, что он желал умилостивить Бога и жертвами, и молитвами, и слезами.

Адам – это один из нас. Поэтому в рождённых детях они видели искупителя, который сотрёт главу змия (в действительности же один другому разобьёт голову). Так что о покаянии Адама хотя ничего не сказано, но вполне допустимо. Когда Иоанн Златоуст растолковывает первый стих шестой главы пророка Исайи, где на первый взгляд вообще нет никакой информации, и только скорописцы, бывшие на его богослужении, сохранили нам шесть проповедей по два часа. И если только на одну фразу, что Авраам переселился, он точно также говорит несколько поучений, описывая природу, нравы тамошних жителей, то и нам не препятствует ничто мысленно войти в ситуацию, сложившуюся с Адамом.

29