размер шрифта

Поиск по сайту



1669.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1669:

Может ли прихожанин своей исповедью сму­тить священника?

Ответ о.Максима (Козлова): На этот вопрос, наверное, можно ответить двояко. Нет, нельзя, даже если человек исповедует грехи крайне постыдные. Ведь понятно, что за таким вопросом стоит определенный подтекст, мол, бывают ли грехи столь постыдные или иной раз касающиеся самого священника, которому человек исповедуется, что и сказать об этом неловко. Так вот, в таких случаях, безусловно, нужно помнить, что стыд этот – ложный и что искреннее покаяние человека, даже в самом гнусном, самом отталкивающем грехе, каждому пастырю в радость, а не в скорбь и уязвление. Священник, который видит свое духовное чадо кающимся, решившим, может быть, после многомесячной или многолетней борьбы сказать о том, что действительно лежит на его душе, не скорбит, а радуется, ведь наконец это произошло и человек действительно может омыться в бане покаяния и отойти другим от исповеди. Так что этим смутить никогда нельзя. Однако можно заставить священника скорбеть или по-человечески покоробиться, когда исповедь подменяется нашептыванием на других людей и жалобой на свою жизнь. И действительно, его может очень и очень огорчить, когда люди приходят не каяться, а пожаловаться, какие они несчастные, недопонятые, недооцененные в семье, на работе, в данных жизненных обстоятельствах, и когда хотят они только одного – чтобы их пожалели. Если же священник старается напомнить человеку, что это не разговор по душам, но исповедь и призывает его покаяться, а он в ответ только обижается и говорит: «Ну как же, что же вы не хотите меня слушать, дайте я вам еще о своей теще дорасскажу...» — то это, конечно, очень и очень прискорбно. Пожалуй, каждому нужно бояться только этого и внимательно за собой следить, чтобы не превращать исповедь в обвинение окружающих и жалобы на близких.

Ответ И.Т. Лапкина:

Когда исповедь вышла на первое место в исторической церкви, то возникли и подобные вопросы. В апостольской церкви мы ни о чем подобном просто не находим записи. Было, что исповедовали один раз свои грехи, и на том поворотном моменте всё предавалось в руки Божии.

Мф.3:6 – «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».

Деян.19:18 – «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои».

1Ин.1:9 – «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Грех, как язву, нужно открывать пред Богом. Но вошло в практику, что нужно специально открывать это священнику, и это породило массу вопросов, которые так и не разрешили достаточно внятно.

Пс.31:5 – «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего».

Исповедывали пред Богом же грехи и народа, что в массе было ими сотворено.

Дан.9:20 – «И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего».

Лев.5:5 – «Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил».

Неем.9:2 – «И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих».

На самом деле священники далеко не бесстрастны и нередко бывает, что после того, как человек исповедует свое осуждение грехов и беззаконий этого священника, или другие какие грехи, связанные с личностью этого священника, тот начинает смущаться, оправдываться или сердиться, и нередко меняет после этого свое отношение к человеку.


254

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: