размер шрифта

Поиск по сайту




День обличения

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11



Сегодня Церковь отмечает памятную дату - кончину Апостолов Петра и Павла. Павла за Апостола не признавали многие, а Церковь признала его Первоверховным Апостолом Вселенской Церкви. Так унижающий себя будет возвышен. Отмечаем их память в один день, а на самом деле умерли они не в одно время. Пётр, как гражданин Иудеи, был распят, подвергнут позорной смерти. Павел имел некоторые льготы в отношении смерти. Смерть была мгновенная - отсечением головы. Что находим для себя мы, стоящие вот здесь, в Свято-Анфимовском храме? Самое главное, что мы можем вынести из этого памятного дня, который называют у православных праздником, это то, что мы отмечаем день обличения себя. А по большому счёту должны согласиться, что мы, православные, недостойны даже этот день и отмечать. По большому счёту мы оказываемся самыми бессовестными людьми - начинаем отмечать то, против чего воюем. Лук.11:48 – «Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы». И этот день памяти кончины Первоверховных Апостолов будет против нас. Почему? Когда Димитрий, митрополит Ростовский, поставил перед собою большую цель – описать жития святых, которые жили до него, а он – современник, выдвиженец Петра Первого, русского анитхриста, так назовем его, то у Димирия были какие-то данные, прологи. До него написаны жития Макариями, Филаретами. Он все собрал, и ко всему поставил эпиграф, отражающий главный смысл житий. И смысл был заложен в самом эпиграфе, в этом сжатом, коллапсовом виде всё содержание 12 томов житий, которые он напишет: Евр.13:7 - «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». – Каких наставников?
У Павла внутри бился как бы сигнал, как на экране осциллографа: живой или неживой. Умер человек - идёт одна прямая сплошная линия; но пока бьётся сердце, когда даже ни один прибор не определяет, но электрический ток поступает на прибор, и всё ещё какое-то колебание показывает, синусоида пишется. Я думаю, что у Димитрия Ростовского всё-таки какие-то маленькие вспышки были - он понимал, что Бог будет судить по Слову Божию. Нам нужны живые примеры. Я не скажу, что будьте все сегодня похожи во всём на Господа Бога Саваофа. «Он, Бог, на земле не жил» - ты скажешь. Тогда давайте подражать Христу. Это уже более понятно. Павел это делает ещё более приземлённо, но более понятно: Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Вот это уже более понятно. Димитрий Ростовский решил так: далеко те Апостолы. Но давайте всё-таки поищем, может, среди нас есть какие-то наставники, до нас жили. Но только тем подражайте, которые проповедовали вам Слово Божие. И Димитрий начал писать о тех, которые никогда не проповедовали. 12 томов, 1173 жития. Только первый век отвечает всем требованиям для канонизации, если бы такие были учреждены Христом или Апостолами. И меньше 10 человек, которые проповедовали в России и во всём мире. А остальные шли своим самоизмышленным путем. Монашество, иночество, бегство в пустыню, в монастыри, за стены. Давайте задумаемся, что мы сегодня делаем. Он не сказал – « Празднуйте!». Значит, это не праздник. Сегодня по радио передают - « Праздник великий», то есть люди все это знают. И что? Где рыба – там и день рыбака, потому что Пётр был рыбаком. Рыбу в хрене, в чесноке, в сметане подавать сегодня нужно – так поучают благомыслящие по радио. Т.е. все рецепты передали с рыбой, и ни слова не сказали, что это мы - ученики православные. Они же берут данные не где-то, а из старинных книг, из кулинарии православной. Как праздновать правильно? «Ну, конечно, расширенной проповедью» - думаете вы. Нет! Это расширенный желудок, расширенный рот.
В себя, но не из себя языком. Так понимает безбожный мир о православных. Праздник! И дальше перечисляется : желудок, поджелудочная железа, как у тебя печень переработает этот сегодняшний праздник. Мы можем ставить большие вопросы, на которые нам не ответить. Пример: «Почему Господь Бог во вселенной, в этом необозримом миллиарде звёзд именно здесь поставил эту голубенькую планету Землю». Когда-то будет же дан ответ на этот вопрос? Одно дело - силы натяжения, которые Ньютон, Кариолис откроют. Но что-то здесь тоже заложено. Почему великое светило на расстоянии от Земли 125 миллионов км., 347 тыс. км. – Луна? Мы не можем не ставить и такие приземлённые вопросы. Ещё ниже опускаемся. Почему именно два полюса? Там мороз, ничего нет, а посерёдке поджаривает на экваторе. Уже более понятно, но не менее приземлённо. Когда я еду на поезде, вижу какие-то селения, я всегда ставлю вопрос: «Почему селение находится именно здесь?» Первопроходцы - что они здесь нашли? Видимо, нравилось им, что здесь лес рядом, грибы, ягоды, что здесь балка находится. Давайте войдём в то положение именно тех людей, которые впервые приехали в Потеряевку. Потеряев когда-то впервые приехал сюда, как он осмотрел лога здесь рядом: «Здесь я перегорожу, будет пруд», где теперь мы купаемся. Войдём в положение тех людей, которые назначили нам читать вот это апостольское чтение, Евангельское. Я делаю перенос. Почему именно Церковь назначила читать на сегодняшний день Мф.16 глава с 13 стиха и далее, до 19 стиха? Почему сегодня Церковь Вселенская установила читать 2Кор.11:21 – 12:9? Так как они Первоверховные, то биографии их должны быть отображены на страницах Священного Писания. Всю биографию не будешь читать, но из их биографии что-то самое-самое Церковь выбрала. И вот это «самое- самое» мы слышим. Мы можем сказать, что нам Бог дал всё самое-самое хорошее. Что вот такую землю дал, это место, где мы поселились. Что святые отцы подкладывали нам эту пищу, что в этот день мы устремились к Небу. И вот это самое-самое я ещё раз пересмотрел и увидел, какие же были составители Литургии, Богослужения. В основном мне непонятно, чем они руководствовались.
Но вот что выбрали именно эти евангельское, апостольское чтения - какие они были мудрые! Это вершина! Всё, что было в деятельности Петра, можно считать высказанным в этих чтениях. Да - проповедовал, да – умирал, но у него была особая вспышка в сердце, однажды от Бога явлено над ним чудо, чудо откровения. Мф.16:16 – «Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго». И это чудо откровения Церковь зафиксировала. Не сам ты, Симон. Ты много в жизни делал хорошего, много у тебя заскоков, заворотов было. Иоан.13:8 – «Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Многое Пётр и раньше говорил; но вот то, что он сказал, что Ты, Христос – Сын Бога живого!! - потом эти слова будут еретиками перетолкованы. Папа римский на этом сгорит. Но однако в этом заложен весь смысл христианской деятельности. Христос – Бог! Он – Единородный Сын Божий, пришедший на Землю, взявший на Себя грехи мира, умерший за нас. Он – Камень, на Котором основана Церковь, но не на папе римском. Это ты не сам дошёл умом своим, у тебя не хватит ни наследий, ни традиций, ни университетов, ни академий духовных. Это Бог сделал. Он приоткрыл крышку сердца и мозгов и вложил тебе, - и Симон Ионин пролепетал языком и тут же забыл. Потому что вскоре Пётр отречётся, вскоре он покатится по наклонной и забудет, что Христос – Сын Бога живого, он даже за пророка Его не будет считать. Но в данный момент это было озарение. И Церковь на этом остановилась. Выше ничего в деятельности Петра не было. Ни на горе Фаворе, ни в смерти его мученической, когда он попросил распять его вниз головой, ибо считал себя недостойным быть распятым, как его Учитель. Не за это был Пётр признан Церковью высшим других Апостолов. Он нам дал основание, в сжатом виде символ веры, наше кредо. Это – «Христос, Сын Бога живого!». А в деятельности Павла что главное? Его слова о своей деятельности, признанные врагами его за хвастовство. Но они вынудили его к этому. Те, которые обратились через его проповедь - они перестали признавать его, как Апостола. «Да кто ты такой? Да мы и до тебя веровали». Мы ведь тоже веровали. Я испытал сам, козявка по сравнению с теми, но я испытал в жизни и то, и другое, и мне это также близко и понятно, что Павел говорил: 2Кор.11:23 – «Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти». И начинает перечислять свои труды. Перечисление у него занимает целую страницу послания. Да, коринфяне вынудили его к этому.
А мы подумали – да и хорошо, что вынудили; иначе Павел по скромности промолчал бы и мы ни от кого так и не знали бы, сколько раз ему палками дали (по сорок раз без одного – это по тридцать девять). Если некоторые не знают, то я коротко поясню, что сорок – это предельная норма, Божественная полнота отношений наших с Богом. И Моисей установил наказывать так по закону. Сорок – это предельно, сорок один – уже непоправимое унижение. Сорок – ничего не значит - просто я рассчитываюсь за долги свои и вхожу в прежние добрые отношения с Богом. Евреи это поняли и они назначали специальных людей, экзекуторов, которые наказывали. Рядом стояли счётчики (бухгалтера). Были сделаны бичи - один ремень был из ослиной кожи, другой – из воловьей. Один палач порет провинившегося, а другой читает из пророка Исаии: Ис.1:3 – «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» Второй исполнитель наказания стоит и говорит: «один удар, два удара». Двое считают, чтобы не ошибиться, не унизить человека. И пока порют до сорока – это не унижение, а вразумление, очищение мозгов и пониже. Через это мудрость приходит. Ниже спины и у ученика уши растут. Когда произнесут: «Тридцать девять», то второй говорит: «Сорок без одного». На этом прекращалось вразумление обидчика. Так что если бы даже и ошиблись в счёте, то за сорок уже не перейдём, а будет только сорок. Человек отряхнулся, кровь выливал из сапог и шёл служить службу. Священников пороли, били, как протопопа Аввакума. Первосвященника однажды за то, что, разговаривая с языческим представителем, он не поберёгся, и от того слюна язычника попала на ризу священника и ему дали сорок без одного, и он пошёл опять служить. Неуниженный - достоинство у него не утеряно.
Хорошо, что Апостола Павла вынудили приоткрыть завесу и прочитать по своему дневнику, что он сделал. Но вот в этом «самом» есть ещё «самое-самое». Ты же всегда думай, а что из слышанного здесь мне подходит. Павел говорит: Фил.3:5 – «Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей». Я ничего из читанного здесь не могу применить к себе. Ну и что из того, что ты еврей. А я - русский. У меня точно такое же есть внутри чувство уважения к моему народу, как у него было к еврейскому, по крайней мере я так ему скажу: «А наш народ Христа не продавал и не говорил, что кровь Христа на нас и на детях наших». Павел скажет: «Через нас Христос пришёл». А я скажу: «Через вас масонство пришло, через вас антихрист придёт». То есть, если бы мы вначале спорили, то я бы нашёл, что сказать. Мне есть чем похвалиться в моём русском народе. Но в данном-то случае я не могу сказать так, как мысленно хотел бы похвалиться перед Палом, ибо я вижу, что мы - самые позорные оказались, мы дали чудовище миру, которое ещё сегодня похоронить не могут, осквернило оно весь мир, и даже ещё сегодня его земля не принимает. Это всё наше. Дальше Павел перечисляет: «сорок без одного» - у меня пока ещё не было, меня один раз только ударили, и то больно; но наконец он доходит до того момента перечисления своих подвигов, опасностей, которые меня особенно близко подводят к Апостолу Павлу в рассуждениях. Это 28-29 стихи 2 Кор.11 глава, которые сейчас читали. «Кроме того», что перечислил, «кроме того», всего трудно достижимого, что мы не можем на себя перенести. Я не могу евреем стать, сорок ударов на себя наложить. Говорить про «опасности в горах» - так у нас и гор здесь нет. А вот дальше-то я могу. «У меня ежедневное стечение народа» - говорит он! Слушайте, священники и патриарх, слушайте, монахи. Это вам приговор! Какое стечение народа, когда вы закрылись, и чтобы женщина близко не подходила к монастырю. К Симеону Столпнику мать пришла, так он и её не запустил за стену, так что она так и умерла за оградой. Это что, высший подвиг любви? Бывало так, что женщины переодевались в мужскую форму одежды, как Феодора Цареградская, и тогда приходили и тайно ему исповедовались. Нет, но у Павла ежедневно открытые двери. Кто у нас в России такой был? Давайте посмотрим. Этим путем ни Серафим Саровский не пошёл, ни Оптинские старцы. Частично – Иоанн Кронштадтский. Почему частично? Потому что не прямо Слово Божие проповедовал. Из известных русских национальных наших близких прямо вот так по Евангелию трудился Стефан Пермский, который изучил язык зырян и понёс слово истины этим язычникам; Иннокентий – митрополит Московский вышел к народам севера. Миссионеры на первое место поставили не церковное храмовое Богослужение, большей частью непонятное, а слово Божие А у нас теперь чтец читает, задом к народу повернулся и Павлово послание читает. Когда мы читаем, поём «Иже херувимы», мы мысленно говорим: «Я как херувим предстоящий стою». Когда читаешь послание какого-то Апостола, то ты становишься как бы представитель Апостола. Не думаешь ли, что если бы теперь пришёл Апостол, то спиной к народу повернулся и бубнил бы? Думаю, что Апостол повернулся бы к нам лицом, да ещё и жестикулируя, показал бы, что он хочет до нас донести. Потому что жест показывает внутреннее настроение, как бы разворачивает картину.
Мимика, поднятие глаз, наклон головы - это всё – проповедь. А здесь мы ничего подобного не видим. У нас вроде бы уже установилось понятное чтение на родном языке, лицом к народу, читать без растяжения слова. Гляжу – постепенно опять поворачивают туда, откуда едва начали выдираться. Благословен Господь, что дьякон сегодня нам прочитал, стоя лицом к народу. Я умоляю вас всех - подойдите реально сегодня к тому, что вы делаете! Вы принесли нам письмо Апостола Павла - чего ради ты к нам спиной повернулся? И не в обиду замечания эти принимать, а в радость, что сегодня Господь говорит тебе. Не можем же мы бессовестно переделать слова Апостола Павла о поминании наставников и прочитать вместо «которые проповедывали вам слово Божие» - «Вспоминайте тех, которые спиной к вам читали послание Павла». Ну не могу я этого сказать. Я могу сказать, что вспоминайте тех, которые любили Апостола Павла, которые проповедовали, как Павел. Если ты хочешь праздновать по-настоящему, а не в грех и в осуждение себе, то Иоанн Златоуст советует делать это так: «Лучшее празднование памяти святого – это подражание ему». Если бы этот праздник праздновали сегодня баптисты, адвентисты, то они прямо взяли бы Евангелие и прямо прочитали из Библии. Но то, что я говорю сейчас вам, это ни в одной церкви сегодня, во всем мире у православных не будет говорено. У нас рыба с хреном, рыба с чесноком. День рыбака придумали. Надо как-то думать и передумать на десятки раз.
Но ни разу и нигде не сказали, что если мы празднуем Апостолам память, то фактически всё тысячелетие не подражаем им. Итак, за тысячу лет сколько раз мы приговор православию вынесли?! Да какие же мы несчастные! Самые лучшие места, самые возвышенные из апостольских посланий и из Евангелия прочитали, вышли – и забыли, сразу пошли поперёк - закрылись в монастырь, захлопнулись от народа. Неканонизированный, умерший в сталинском ГУЛаге, священник отец Григорий Петров, считающийся автором акафиста «Слава Богу за всё», он один потрясал весь Санкт-Петербург. За четыре квартала, говорят, не могли проехать на пролётках до дома, где он проповедывал в тот день. Он чисто евангельское учение проповедовал. Его как только не называли: сектантом, еретиком, баптистом. Он же ни на что не смотрел. В нашей книге «К истинному православию» есть отрывок из его письма к митрополиту Антонию, как я догадываюсь, к Храповицкому, основателю зарубежной части русской православной церкви. Он говорит о том, что предположим, что как храм Софии строили (в Византии) и забыли бы, для чего его строят. Строят третий, четвёртый, пятый этаж, и забыли истинный план - для чего строим-то его. Да, красиво всё! Ведь храм-то для того, чтобы скрыться от непогоды, слышать Слово Божие и чтобы это Слово Божие понести всему миру. А мы забыли, для чего украшения, разные канделябры, нефы. Мы всё узнали, мы - архитекторы прекрасные, а мир- неустроенный! Был убит однажды человек, Мартин Лютер Кинг. Он не православный, но он сказал хорошие слова: «Прежде чем нам лететь в космос, на Луну, хорошо бы нам обустроить здесь всё, что есть». Прежде чем нам украшать внешнее, надо поставить твёрдую задачу – мы должны преобразиться во свете этого праздника. 2Кор.11:28 – «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах»! Кто из архиереев и священников или мирян может искренно и по правде так сказать, что у него стечение народа? Не просто приехали в Дивеево, чтобы чугунок Серафима на голову надели или сухарики дали, или по канавке прошли. Люди-то приходили («стечение народа») услышать слово Божественное, разъяснение непонятного получить. «Забота о всех церквах». О чём забота? Сегодня забота одна: храмы, храмы строить, ну и хорошо бы поскорее монастыри открывать, постригать в монашество. Особенно молодых девушек они любят туда заталкивать. А потом не знают, что делать. Это безумие неостановимо. Что нужно сегодня сделать? Забота о церквах.
Если мы – Церковь Божия, мы – Невеста Христова, то никак нельзя забывать, что Невеста послушна своему Жениху. На невесте должен быть наряд, который Он ей дал, а не тот, который она себе сама придумала или получила от кого-то, хотя бы дарители и считались святыми. Его убор должен быть на невесте. Иез.16:17 - «И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними». Иез.23:40 - «Кроме сего посылали за людьми, приходившими издалека; к ним отправляли послов, и вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами».
А есть ли что выше того, чтобы спасти человека? Да ничего выше этого быть не может! Милостыня, пост, добродетели наши – это всё только производные от того, что человек стал верующим, рожденным свыше, водимым Духом Божьим. Мы получили помазание Духа Святого. И если мы получили от Него этот дар, который Он обещал всем нам дать, так почему же мы голос-то Его не слышим? Потому что воистину и полностью стали глухонемые! Кто может сказать, что я Христа услышал, понял. И я всё время тревожусь о том, почему священники не проповедуют, почему архиереи не проповедуют. Они говорят только об одном – как загнать людей в храм и чаще исповедовать и причащать. Исповедовать нужно тех, которые вошли в Церковь, истинно приняв Христа своим личным Спасителем, лично сами соединились с Господом сил, уверовали; но не мертвецов же переворачивать с места на место. Сегодняшнее Апостольское чтение бьёт по нам, православным. Павел говорит: 2Кор.11:29 – «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» Что значит «соблазняется»? Это когда человек в чём-то сомневается. Я соблазняюсь, что нет проповеди. Ну и что из того, что кто-то воспламенился? «Убить его мало! Еретик! Сектант! Раскольник! Соблазнитель!» Какие только ярлыки на меня не наклеили, как на заграничный чемодан - весь обклеенный. Я соблазняюсь тем, что мы празднуем этот день и не делаем то, что делали святые Апостолы. У Апостола Павла не было никаких лишних одежд. У него был только плащ (написано –«фелонь»). Из этого слова сделали теперь особую форму. И книги кожаные. Опять же, я не против одежды. Пусть они будут, чтобы большее благоговение было к святыне, но не стройте из этого основу. «Эта одежда моя проповедует», - поясняет служитель алтаря. Одежда проповедует о том, что к тебе запросто подойти нельзя - вот что она проповедует. Я разговаривал с митрополитом Виталием. Он настаивал, чтобы мне рукоположиться. Но когда я ему всё рассказал о своей деятельности, тогда он молвил: «Да, видимо так должно быть. Кое-где вы потеряете доступ». – Не кое-где, а везде почти. Поэтому я даже не могу рекомендовать священникам, чтобы идти куда-то в своей форме парадной, может быть, разве только в подряснике. Да и то я не знаю, стоит ли? Нужно, чтобы запросто с тобой разговаривали. Павел ежедневно проповедовал (день и ночь) и наставлял во время и не во время. Что значит «не во время»? Совсем не по теме, не по разговору, а перевести через полтора слова беседу в нужное о спасении русло, и опять говори о Христе. Ежедневное стечение народа. Вы чувствуете, сколько людей соблазняется в православии - все ушедшие в секты, в разные расколы, в ереси. Они все соблазнились на сегодняшнем лжеправославии. За них с нас Бог взыщет! От добра не ищут добра. Люди потому и пошли туда, потому что они ничего здесь не нашли.Иер.50:6 - «Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое». Иез.34:6 - «Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их». Они говорят: «Я не был православным, я был неверующим. Да я ходил. Ну и что из того, что я ходил? Я ведь там ничего не узнал». «Сколько раз в храм заходил?» – «Ну, может быть, раз в год». И раз в год могло быть достаточным, чтобы уверовать во Христа. «Прихожу, а ничего не знаю». При мне однажды приходит человек, я и говорю: «Ты хоть раньше-то приходил?» « Да, иногда бывал. Пришёл, потому что мне посоветовали землю взять на материну могилу. Уже и отпел её, и всё сделал, столько денег заплатил, но церковники говорят, что ещё не всё. Сколько платить?» Вижу, что ему платить неохота. Я говорю: «Ты помолчи сейчас - Евангелие читают» А как читают? Задом к народу, на славянском языке, далеко от народа, да ещё и нараспев.
Он постоял, и говорит: «А этот Иван долго ещё будет петь?». Я говорю: «Евангелие», а он говорит « Иван». Понятие о Евангелии какое! «Долго ли поп будет петь?» Ему землю надо взять. Теперь эту землю, которую ему в церкви продадут (земля не везде бесплатная, а в церкви она – за большие деньги), и он к матери на могилу её отнесёт, и что-то как-то где-то совершится, и матери его будет полегче, да и ему спокойнее. И тогда, вроде бы, человек, присыпанный землёй, будет там, в раю, где и прихожане Апостола Павла. Сир.34:1 - «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых».
Ведь вот что мы приняли. Можем ли мы разорвать эти оковы хотя бы в сегодняшний день и вопиять: «Господи, мы соблазняемся! Господи, если Ты из нашей среды не можешь избрать благовестников, так найди где-то иностранных проповедников! Господи, услышь молитву Апостола Павла о нас, грешных! Стронь нас с места, чтобы проповедь зазвучала в России».
Россия не встанет, она не может встать, потому что она мёртвая, пока не придёт воскресший Христос и не прольёт на неё дождь благодати, дождь ранний и поздний. Похоже уж очень, что ни ранний и ни поздний дождь на Россию ещё не сходил. Иак.5:7 - «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний». У народа есть жажда, жажда знания Христа. Проповеди нет, и потому с такою лёгкостью люди попадают в различные, врагом расставленные сети. Удивляясь тому, как святые мудро назначили вот это чтение, и мы должны сказать: «Может быть, и был у них прицел на то, как мы ответим за всё перед Богом».
Сегодня день обличения - грозный глас из читаемого Священного Писания в нашем храме. Выходя отсюда, мы понесём эти слова другим и скажем, что Апостолы были великие и великие благодаря Духу Святому, Который сошёл на них. Лук.24:49 - «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Великий Бог Иегова коснулся их сердец. Почему, когда мы расходимся из храма, у нас сразу другие разговоры? Значит, мы не дошли до Апостольского уровня. А если мы дошли, то благословен Господь. Да будет Он с нами и мы будем похожими, близкими, родными нашим дорогим родным братьям нашим Апостолам – Петру и Павлу. Аминь.

Список всех проповедей

428

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: