размер шрифта

Поиск по сайту




Бдительность

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: 2Тим.4:5

16 января 2005. Второе послание Апостола Павла к Тимофею – это последнее письмо Великого Проповедника к своему дорогому, возлюбленному, преданному, самому любимому последователю, незадолго перед казнью Апостола Павла. О чём мы читаем здесь? 2Тим.4:5 – «Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё». Если сегодня включить в действие один этот стих, то окажется, что сегодняшняя православная церковь (когда я говорю “православная”, это значит и зарубежная, и патриархия, и старообрядческая, да и католичество), совершенно всю свою деятельность должна переменить. В первую очередь “будь бдителен”, а вот этого как раз и нет. Что такое бдительность? Наша распущенность - абы как, авось-небось – стоила жизней тысячам солдатам только в одной Чечне. Ведь смотреть не на что, территория там с ноготок, и уже три военных кампании полностью позорнейше проиграли. Более глупо никогда ни одна нация не вела войны, притом одна мина на параде 120 солдат сразу убила. В самолет грузят, в вертолет по 118 человек, и там несколько генералов – одна ракета, сбили - и падают на минное поле и никого нет, все на том свете. Бдительности никакой нет, бдительность утеряна, то есть чувство самосохранения отсутствует. Такое случается с людьми, когда они готовы к погибели. “А мне всё равно”. Вот пьяный лезет, падает, колотится, а ему всё равно – всё равно мы отжили.
Мне пришлось однажды читать про игорный дом в Монте-Карло, это маленькое такое княжество, очень богатое, и самые крупные ставки там игроки делают. Как-то сын Рокфеллера на своей яхте проплывал мимо и спросил: «Какая сегодня самая большая ставка?» Ему ответили: «250 тысяч долларов на кону». Он скривился: “У меня нет времени, чтобы выигрывать или проигрывать столь мизерные ставки”. Один из профессоров Цюрихского университета, присутствовавший при играх, увидел, как русские дворяне, князья проигрывают миллионы и сказал: “Россия или сошла с ума, или стоит на грани революции”. 1916-й год. Умом плотского человека дошёл, ему было понятно – люди потеряли бдительность. Бдительность нужна в сохранении своей жизни, в сохранении своего имущества, своих детей, а более всего - в сохранении своей веры. Как мы должны беречь великое наследие, данное от Бога Иеговы – веру в Сына Его, и притом веру уточнённую, в этом разложившемся, в многоконфессиональном мире – веру православную. Её совсем не знают. Мы сегодня много ещё расскажем вам после богослужения, какие у нас были тут гости, как мы с ними беседовали по Библии.
Сейчас поговорим только о бдительности. В Библии это слово встречается всего 3 раза, но охватывает всё. Нужно сохранить чистоту веры, сохранить наш устав, бдительным быть, не наплывать на устав, ибо самое маленькое отклонение, и мы замечаем, особенно когда есть враждующие люди между собою, как теряется связь в любви друг к другу, люди делаются молчаливыми и отчуждёнными. Нужно быть бдительным, враги нашего спасения могут строить ковы, ставить западню, минные ловушки. Не пободрствовали, и президент Чечни взлетает вместе с генералом и все удивляются. Конечно, мы догадываемся, откуда эта рука, кто это делает. Но люди-то не были бдительными и они потеряли всё. Ни о какой святой Руси сегодня мы речи даже вести не можем – мы видим уничтожение нации. Не только не бдительны, но сверх небдительны – избирают самых преступных людей с уголовным прошлым в депутаты, в Государственную Думу. Они принимают антинародные, уничтожающие самые бедные слои населения законы, и теперь на основании этого закона они продолжают грабить. Он не просто грабитель, а грабитель в законе. Это у самых преступных людей есть вор в законе, мы живём под руководством воров в законе. И мы видим преступников-священников, архиереев в законе - его поставил патриарх и такого духовного киллера нельзя ни сдвинуть, ни в чувство привести. Такой рясоносный не только не бодрствует, он бодрствует и бдительность проявляет только над одним, - чтоб кто что не сказал по-истине, чтобы кто не начал проповедовать. Как они бдительно за этим смотрят. У дверей только чуть начинается какое-то движение, они сразу в алтаре принимают срочные меры: узнать, кто там, что это такое. Я как-то пришёл к старообрядцам в Новосибирск, а до этого не был у них 20 лет, но они меня сразу вынюхали. Подошла в шуршащем платье: “А вы кто будете?” Я говорю: “Служба идёт, разговаривать нельзя”. “Вы не Игнатий?” Я стою, молчу. Она побежала в алтарь к священнику. Тот выглянул, он меня никогда не видел, не знает. Она подошла: “Так Вы Игнатий? Выйдите из храма!” Я стою. Она фыркнула, перекосилась вся и снова зашуршала к алтарю. Не знала, что же сделать. Это не во время литургии, а просто богослужение, я приехал, больная тёща у меня там, и она у них прихожанка... Они бодрствуют, они очень бдительны над сохранением своей тьмы. Господь сказал: Лук.22:53 – “Ваше время и власть тьмы”. Мы в этом времени и живём. И нужно быть очень бдительным, сохранить то наследие, которое нам Бог дал.
Человек, который спит, он бдительности никакой не проявляет. Есть такое слово “бдение” - и тоже встречается в Библии только 3 раза. “Бдение” – значит бодрствование, когда человек не спит. Исх.12:42: - «Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их”. Когда Израиль выходил из Египта и когда совершали они первую в мире Пасху, когда у евреев косяки и перекладины были помазаны кровью агнца, то ночью прошёл Мститель, с небес спустилось мщение и проникло в каждый двор, в каждый дом, в каждую спальню, и все первенцы в Египте мгновенно были убиты. Прем.Сол.18:15 – «Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твоё, как грозный воин». Эта ночь бдения во веки. Эта ночь бдения коснулась Апостола Павла, и он во 2Кор.6:4-5 говорит так: - “ но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах”. То есть уметь надо свой сон сокращать, я уже не раз вам о том говорил: спим очень много, непростительно много. Я одно время сильно забунтовал, что 8 часов – третья часть жизни проходит во сне, стал сокращать и вижу, что это возможно, тем более молодым людям. А тут чуть что: «Будильник не загудел, проспал»... Один из тех, кто недавно от нас ушли, опаздывал всё время. Почему? Проспал, недосмотрел. Бодрствования никакого не было. И только стоило одному невежественному человеку сказать ему: “ты –еретик”, как он тотчас же всё от испуга потерял; то есть никакой силы не было стоять - всего одно слово ему в глаза нечестивый человек сказал: «Ты – еретик!» И этот сонливый: «Ну так тогда и выходит, что я – еретик». “Епископ ваш – еретик”, - продолжает старообрядец долбить по мозгам нашего бывшего прихожанина. “Да, еретик”. И он пал, разложился. А если бы бодрствовал, то он бы сказал в ответ: «Доказать ещё надо». Просто, культурно, гуманно сел бы: давай побеседуем, разберём, что означает “еретик”, на каком основании ты говоришь, так ли утверждает Слово Божие? И чтобы обвинить в ереси, это не в частном порядке делается, но для этого должен быть собор какой-то, всё-таки епископа обвинил. На все эти обвинения есть правила в православной церкви, но потерявший веру ничего не знал, не бодрствовал, проспал своё спасение. Апостол Павел говорит Тимофею: “Бодрствуй, будь бдителен”. 2Кор.11:27 – «В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». Апостол Павел поясняет, что не только одну ночь, Пасхальную, он был в бдении, но часто в бдении, в изнурении в посте и в молитве. Ночная молитва очень сильно ценится. Почему? Всё отдыхает, трава омывается росою, человек – слезами. Что в этом заключено? Иоанн Златоуст говорит о пении ночном, о соединении твоего голоса с хором Ангелов, которые относят наши молитвы к Богу. Даже ребёнка маленького ты поднимаешь по нужде и тогда с ним соверши одну-две молитвы. Если сейчас не приучишь, то когда? Итак, будьте бдительны! Нужно быть бдительным над тем достоянием, которое дал нам Бог, чтобы никто не проник в наш храм. У нас уже несколько раз было, что мы могли сгореть – уже вот в этом доме - бдительности никакой нет. Я прошлый раз сказал: не заносить туда, где топится печь железная, табуретку, но гляжу, проходит короткое время, опять стоит там. Не оставлять топящуюся печь без присмотра, а сам оставил сейчас, пошёл, сторож пусть смотрит. Надо быть бдительным над всем: с кем разговариваешь, может, тебя хотят уловить. Когда израильский народ выпросил у Бога милости в глазах тех, кто поработил их, кто пленил, то они выходили из плена и получили сокровища, которые были изъяты некогда из храма при царе Навуходоносоре. Не просто их отпустили, а нагруженными с чашками, с золотыми ложками, щипцами, со всем, что нужно было при богослужениях. Им выдали всё счетом, и теперь, кто получил, потеряв бдительность, он потерял бы всё. 1Езд.8:29 – «Будьте же бдительны и сберегите это, доколе весом не сдадите начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме, в хранилище при доме Господнем».
Он наказывает тем, кто охраняет этот обоз с золотыми принадлежностями для богослужения - пройти надо было по чужим странам, где встречались и разбойники. Сир.31:1 – «Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нём отгоняет сон». Не знаешь, куда положить деньги. Пока ничего не было, так спокойно было, а как только появилось, вот и мечешься... Мне не раз говорили, даже свои родные: “Ничего не было – жил спокойно, оказалось в руках 57 долларов, замучился, пятый раз перепрятываю их и сейчас спрятал – не могу нигде найти”. Нужно быть бдительным не только над какими-то бумажками зелёными или красными, но самое главное – над душой. Ты поверил, что есть Святая Троица, учение в Святую Троицу сохраните, в этом 90 процентов православия, не позволяйте никому покушаться на это.
Тит.2:2 – «Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении». Апостол Павел научает епископа острова Крит, Тита, и говорит: учи и старых, не только молодых, чтобы они были бдительными в здравой вере. Я эти слова вспомнил, когда нынче было пришествие адвентистов на Барнаул, и вот они оккупировали Дворец зрелищ – и сколько там было старых, калек - я смотрел, у меня мысль такая: как из какой кунсткамеры люди вышли, всё какое-то уродство идёт. Им бы только быть в православии, где милость, но нет, все влипли туда, а назавтра пошли принимать лжекрещение, то есть осквернение – здесь же рядом “Обь” – какой-то купальный бассейн. Никто не бодрствовал. А если бы священники учили их, а это их бывшие прихожане, бывшие, теперь они все уже адвентисты, ясно, что никто не стал бы слушать этих заморских еретиков. Апостол Павел многому нас научает и предупреждает, что придёт время, когда люди здравого учения принимать не будут, и не просто не будут принимать, а будут его ненавидеть, а тех, кто будет правильно говорить, правильно учить, будут преследовать, и этим будут заниматься священники. Положение священства описано во 2Мак.4:13-15 - “Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска. Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими”. Это был патриарх и безмерно нечестие его, он непрерывно на разных заседаниях с президентами, везде подыгрывает, что строить нужно храмы, храмы, храмы, а о людях речи у него нет. Они строят, а храмы-то пустые, а если приходят, то просто пришёл-ушёл на праздник Крещения Господня - и опять полгода человека нет. А чем же они занимаются, эти не первосвященники? На самом деле на них куколь надет, жезл патриарший, но на стадионах, у телевизора проводят время. Чем они занимались тогда? Это что, бдительность? Ну а куда пойдёт паства? Они, конечно, пойдут туда, где и их священник. Я знал близко некоторых священников, которые любыми путями старались подмениться на службе: кто-то за меня послужи, сегодня “Семнадцать мгновений весны”, - так было, и они только об этом разговаривали. Они спешили, закрывали, страшно сказать, даже киоск свечной закрывали на час раньше - вообще это вещь немыслимая для православия. Сумели же так обольстить по призыву бросаемого диска, этой палестры. Их называют депутатами, присваивают звания, Ордена Труда, Красной Звезды и, если не ошибаюсь, то три Ордена Красного Знамени имел только патриарх Пимен. Есть такое выражение: “Если враг тебя хвалит, то подумай, какую глупость ты сделал”. Если врагу ты угодил и он тебя не просто хвалит, но и награждает, то кто ты есть на самом деле?
И Апостол Павел предупреждает любимого своего ученика Тимофея, чтобы он был бдителен. Сегодня у нас во всём нет бдительности. Вы слышали, что есть такие названия: равноапостольный Константин, равноапостольная Ольга, равноапостольный Владимир - слово “равно” предполагает хотя бы знать, кому ты равен. Никто из названных с Апостолами не ходил, никто на проповедь не ходил. Апостольство заключается в посланничестве, а не в богослужении; главная миссия Апостолов была проповедь - Иисус послал их по всему миру. И они шли, как на крыльях, облетали вселенную. Прем.Сол.18:27 – «Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла» - говорится о служении идолам. Вот чего нужно бояться. Не ставить ничего ни рядом, ни выше служения Богу истинному. “Совершай служение твое”, - Апостол Павел говорит. Слово “служение” встречается очень часто в Священном Писании, сотни раз, и притом только в двух вариантах: “богослужение” – в Ветхом Завете и “идолослужение”. Но в Новом Завете это слово встречается 50 раз. И вот здесь большой разброс, что такое служение. Деян.6:4 – «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Апостолы решили так: постоянно пребудем в молитве и всегда будем проповедывать – быть как бы в услужении у слова Божьего. Вот ты говоришь: «Я старая, ничего не могу». Но молиться ты можешь? Сегодня утром мне звонок – город Тула. Звонит священник, отец Иоанн Суворов: “Получил все книги, я со слезами говорю: я не нахожу слов выразить благодарность ”. У него внезапно заболел сын Володя – отит на оба уха, 39 температура, потерял сознание, срочно успели увезти, какие-то проколы, начали откачку гноя, и он попросил молиться за него. Это наше служение молитвенное, нам звонят отовсюду. Вчера только звонок был с Украины – какая благодарность за полученные книги, со слезами люди говорят это. Будет когда-то момент перелома отношения к этим книгам, которые я и своими-то считать не могу. Это Господь позволил сказать согласно Слову Божию, кто мы, на какой версте стоим и как нам проложить прямой путь к Господу - следовать только за Ним, когда всё расшифровано. Значит, пребудем в молитве и в служении Слова. Понимаете, какое служение! Спроси сегодня, зайди к настоятелю любому и скажи: вот написано “в служении Слова” - что это такое? Ответ один будет: «А тебе зачем это нужно знать?» Местный благочиный говорит: «Ты знаешь, у меня нет сейчас Библии, ты в другой раз зайди». Другой раз зашла прихожанка: «Скажи, зачем тебе всё это нужно? И всё – больше она никогда не пришла. Хорошо, что хоть не побили за такое любопытство, а то и такое случалось, выставят под насмешки свои.
Мы должны быть бдительны, совершать служение. Рим.11:13 -Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение моё ”. Я тоже прославляю моё служение, что Бог мне дал: Всё как раз, такой рост, такой вид, такие знания, такое образование – это моё служение. У меня был знакомый, он сейчас в городе Новокузнецке, протоиерей, кандидат богословских наук Пивоваров отец Александр (Иванович). Он оставил большой след в нашей жизни, отец Иоаким у него на дому жил, мы вместе три брата учились, как быть священниками. Но и мы оставили тоже в нём след, он об этом всюду и везде говорит. Он совершает своё служение в проповеди – Божьей милостью редкий дар проповедничества, мы его записывали на магнитофоны тогда и распространяли. И вот он своё служение так высоко ценил, что сам себе не доверял, благодарю Бога, я могу назвать такого человека. Мы обычно видим так: человек считает себя самодостаточным, ему не подсказывай, он учиться не будет. Такой зазнался и ничего не получает – это служение пошло на усыхание. А с о.Александром мы едем - у него такие знания, - и он говорит: “Сегодня говорить на эту тему «надо быть бдительным». Что бы Вы сказали?” Мне нельзя говорить - мы же находились в Московской патриархии, молились, и я всегда брал на себя как бы роль дублёра – дублировал: какая проповедь ни будет сегодняшняя, а я её готовлю, мне не приходится говорить её, а я готовлю. Братья, я к вам обращаюсь сегодня: «вы не надейтесь, что я каждый день буду здесь, меня не будет скоро с вами. А вы каждый день смотрите в календарь, для чего вы их накупили, и каждый день готовьтесь, пишите и в архив складывайте, проповеди эти вам сгодятся. Сегодня нельзя - сгодится завтра. Человек, который если даже не получил олимпийскую медаль, но тренируется, ему ведь эта тренировка не помешает: придёт время, и он, может быть, этой силой своею защитит себя, жену и детей. То есть вы всё время будьте бдительны, совершайте ваше служение как перед Богом, не просто напоказ. “А что бы ты сказал?” – о.Александр меня спрашивает. Я отвечаю: “Я вот сказал бы так”. Он вышел на проповедь и все эти слова уже повторил. Когда он спрашивал меня о моих мыслях, то рядом стояли люди, и они все знают, что это не его мысли. Другой бы устыдился, что могут сказать: «Вот, видишь, перехватил у него и сказал». А он никогда на это не смотрел, он думал только об общей пользе. Поэтому, если я беру какие-то жизненные примеры, встречи, у кого-то вычитал, я никогда не говорю, что это моё. Господь дал мне какую-то память, я ею воспользовался, соединил с Божественным, чтобы читанное из Библии приобрело свой запах и вкус от Слова Божия.
Рим.15:30-31 – «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение моё для Иерусалима было благоприятно святым». Апостол Павел говорит о том, как собрали достаточно средств и отправили со специально избранными людьми, с доверенными, которые не украдут ничего, и во главе их Павел. Служение наше в том, чтобы мы донесли солидную сумму, и чтобы помогать: собрать, раздать, накормить. Служений очень много различных. О чём Павел говорит в 1Кор.12:5 - “Служения различны, а Господь один и тот же”. Иногда спрашивают: «А я не знаю свой талант». Это означает, что талант твой от тебя очень далеко, в промасленной какой-то бумаге зарытый в земле и лежит. Он целый, ты ещё ходишь в церковь, но талант ты должен каждый день очищать от грязи, от ржавчины, чтобы он, как меч, блестел. “Я не знаю, какой у меня талант...” Человек, который находится на границе, бодрствует на страже рубежей Родины, может ли он этого не знать? Снайпер сидит где-то высоко, танкист каждый день проверяет свою технику, а не так, как в Чечню послали: списанную технику дали, и башни у танков не поворачивались, заржавелые, и тысячи трупов под новый 1994 год получили. Этих Грачёвых уже никого нет, а матери всё ещё плачут о детях своих. Почему? Они не пободрствовали, не были бдительны. Детям не рассказали о том, как сохранить свою жизнь.
Исх.3:12 – «И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Говорится о служении, которое Бог возложил на Моисея. До этого никто не знал его, он ходил с овцами, приобрёл хороший навык – пасти овец. Но у него было умение и руководить большой страной. Кое-что за 40 лет подзабыл уже. Но оказалось, что руководить большой державой намного легче, чем руководить верующими. Это такая смута, такое самомнение. Он же сын дочери фараоновой был, таким считался, но предпочёл страдать с народом Божьим, и получил у Бога направление на служение народу своему. И они с первого дня восстали на него: «Какой у тебя мандат? А кто тебя поставил над нами? Ты заика и говорить не можешь, совсем не речистый». Почему-то хватаются за речь: нечистая речь. И считали, что Апостол Павел сильный только в посланиях, а в личном присутствии речь его незначительная, то есть унижали его как оратора. 2Кор.10:10 – «Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна». Он говорит: “Хотите узнать, испробовать крепость моей палки – посоха? Я приду, вам кости пересчитаю. Вы хотите, чтобы я с любовью пришёл к вам или с жезлом?” Жезл – это железная крепкая палка. Итак, наше служение полноценно будет тогда, когда мы определим, на что мы поставлены. Ты поставлена не для того, чтобы только нарожать детей, а для того, чтобы привести их на Небо. Жена спасётся через чадородие, но при условии, что эти дети не в тюрьму у тебя пойдут, а что они будут хорошими христианами и хорошими гражданами своей Родины, они будут заботиться о том, чтобы в нашей стране было много христиан, чтобы Библия распространялась беспрепятственно.
Мы не знаем, кто среди нас растёт; быть может, это тот самый, который решит многие вопросы, которые сегодня не разрешаются. Какой твой талант? Но вы можете сами про себя сегодня узнать, прийти и написать: у меня вот такой-то талант. Как ты будешь умножать талант, если не знаешь, каков он? Я говорю, что у нас в школе не было иностранного языка, но как я мог знать мой талант? Зашёл спор, а я уже заканчивал техникум, 59-й год, и оказалось, что в нашей группе ни один человек не знает иностранного языка. Но мне не стыдно, у нас в школе иностранного языка не было. Я говорю: “Я читал “Войну и мир”, там по-французски все разговаривают, целые пакеты”. А попробуй, выучи! Я в этот же день пошёл, нашёл школьницу, изучающую немецкий язык, и прошлогодний учебник 5 класса взял у неё и спросил: «Как эти буквы произносить?» Der Rabe, der Affe – ворон и обезьяна – первое, что я узнал. Я решил правильно “каркать” и через шесть месяцев, по милости Божией, я с немкой разговаривал, а она была из Берлина, на её родном языке. И сразу же занялся английским, а латышский дано было мне понять через полтора месяца. Как бы я знал, если бы не занимался? Каких талантов я не коснулся? Как бы я совершил моё служение, если бы, послушался совета н писать стихи; мои первые были стихотворениями вовсе неудачными, когда мне гооворили, что у меня никакого таланта нет. А сегодня главный поэт Алтайского края говорит: «Немедленно стихи Ваши надо печатать». Если бы я не развивал этот талант каждый день, хотя они и не стихи вовсе. Раньше не мог три слова сказать, по литературе была тройка. Я погляжу на людей, мне до того стыдно, что я такой неуклюжий, всеми комплексами обуян - я не могу два слова сказать. Но Бог позволил взять Слово Божие, и Библия раскрыла мои уста.
Итак, будем совершать наше служение, чтобы совершить течение. Павел говорит: 2Тим.4:7 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Течение – это не течение реки, это означает «бег». Раньше говорили так: далече течешь? Не «далеко» ли пошел, а «далече». Наш отец ещё говорил так. Течение, то есть бег мой по этой жизни я уже совершил. Я не стоял на месте, я не у монастырей сидел, как бы так говорит Павел: веру сохранил – это самое главное. «Ну и что?» Ст.8 – «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Не по-монашески повторял апостол Павел: «Грешный-многогрешный, окаянный грешник, я не смею к Богу глаза поднять», но: «Я твёрдо уверен, что мне Бог готовит венец», – вот как он говорит. Вот что мы сегодня находим в этом чтении, а великое ли оно? И как всё разворачивается, как сразу поднимаются руки на деятельность! И не думай, что ты старый, талант зарытый нельзя раскопать – попытайся его раскопать. Если не знаешь, соберитесь двое-трое, в чём-то ты себя проявлял, что-то тебе дали на сохранение, приложи все силы, чтобы я вас не уговаривал излишки у меня забрать, а сами подходите ко мне и говорите: «Я хочу взять это и сохранить». Мне нужно обработать проповеди - давайте будем делать. Надо их распространить - давайте это будем делать. Доставили литературу – это твоё служение. Служение! Не может ни одного быть без служения, но хотя один талант, два или пять – но бесталанных ни одного у Бога нет. Жалкой привилегией на идиотизм не все обладают, не всех Бог этим наградил, поэтому с них и спроса нет. Благословен Господь, даровавший нам Святую Библию, научающий нас быть бдительными. И не дремать в храм мы пришли, а что я говорю, всё это сложите в сердца ваши, чтобы наше течение мы совершили с достоинством и чтобы воистину мы могли сказать: «Господи, я готов, голова моя наклонена, водрузи на неё венец Твой, а я сложу его к ногам Твоим, потому что всё это от Тебя и пришло к Тебе». Аминь.

Список всех проповедей

464

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: