размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3584

Вопрос на тему «Канонизация»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 24

Вопрос 3584:

Хотя Вы и против канонизации, а всё же есть ли такие, кому хотели бы молиться, как принято прибегать с молитвой к святым, а этот человек не прославлен церковью? И если бы Вы имели власть, то за кого бы стали ходатайствовать о его канонизации?

Ответ И.Т. Лапкина:

Канонизация – антиевангельское занятие. Кто обратился к Богу, уверовал во Христа, кто жил в Духе Святом по Евангелию, всё исполняя с любовью, - они названы святыми.

Деян.9:13 – «Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме».

Деян.9:32 – «Случилось, что Пётр, обходя всех, пришёл и к святым, живущим в Лидде».

Не надо думать, что живущие в селении были монахами.

1Пет.1:15 – «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках».

Попробуйте сегодня назвать святым вашего знакомого, о котором хорошо известно, что батюшка им был недавно из-за чего-то недоволен. Мнение всех будет на стороне настоятеля, а не на стороне Павла. Апостол же живущих и в столице империи равно величает святыми.

Рим.1:7 – «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым».

Обращаясь к христианам, живущим в портовом городе и отличашимися далеко не лучшей нравственностью послание начинает точно с той же ноты с утверждения, что они уже святые. И это было для всех не в странность, а привычно.

1Кор.1:2 – «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым»,

1Кор.6:1 – «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых

2Кор.1:1 – «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии».

В какую бы часть Вселенной ни писал послания Павел, он знал, что везде все его дети духовные – святы. И эта святость дана через очищение от грехов, от любой скверны кровью Иисуса Христа. Ефес, Филиппы, Колоссы, Солунь просвещались проповедью святых, искупленных кровью Иисуса святых.

Еф.1:1 – «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе»

Фил.1:1 – «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами»

Кол.1:2 – «находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе».

1Фесс.5:27 – «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям».

Выходит так, что православные вообще и не знают, что они уже искуплены Спасителем и названы Духом Святым и Апостолами не великими грешниками, не «яко свинья в калу», но святыми и избранными. Тогда при чём же тут канонизация? Если верить в канонизацию, то помимо канонизированных нет уверенности в спасении ни одного человека? Все остальные христиане разве пошли после окончания земного поприща в канализацию? Почему нет в списке святых книжника Ездры, собравшего книги Ветхого Завета? Его нет в святцах и никто не имеет права назвать своего ребёнка в честь его. А в честь Владимира-язычника миллионы Володек, Вованов и Вовчиков.

Вот житие Герасима Заиорданского за 4 марта, жившего в V веке (скончался в 475 году). Чем же он прославился? Жили в монастыре 70 подвижников, и они расходились на неделю по кельям в пустыне и им нельзя было огня засветить ни под каким видом, чтобы ночью почитать святые книги. И пищу разогревать нельзя было и держали они обет полного молчания. И про Герасима никт,о бы не знал, если бы его лев не прославил. Герасим вытащил у льва занозу, перевязал уже загноившуюся рану и лев привязался к нему, стерёг монастырского осла. Но однажды лев отошёл от осла и заснул на солнышке – по монашескому обычаю. И тут проезжавший купец, видя бесхозную скотинку, приватизировал её. Герасим был убеждён, что лев скушал подъяремное животное. Герасим возложил обязанности водовоза на льва за съеденное травоядное животное. И лев безропотно «пахал» на монахов. Но однажды тот купец пришёл с тем ослом к Иордану. Лев оказался некстати как раз там и узнал своего осла. Кинувшись с рёвом к бедному животному, до смерти напугал караванщиков, которые в страхе разбежались, а лев схватил за повод узды и потащил осла к Герасиму. Но так как к ослу были привязаны ещё и 3 верблюда с поклажей, то он враз сделал богатыми монахов. После этого лев уже появлялся у Герасима только иногда. Когда же лев пришёл в очередной раз, братия сказали ему, что Герасим умер. Лев ревел и не хотел успокаиваться. Савватий повёл льва на могилу старца. Лев там ударился головой о землю и издох. Вот и вся история про Герасима. Приручил одного льва, но не сделал его христианином, ибо жизнь самоубийцы-льва и говорит, что в нём был дух непокорства воле Божией. И эта душещипательная история вошла во все прологи и жития. А что же здесь из труда апостольского? Какая душа обратилась в людском зверинце? Сей Герасим увёл в пустыню, может быть, не одного молодого человека, как тот Кириак, который с ним жил. В том монастыре ныне живёт один монах – стены охраняет. И ни от того прославленного церковью монаха Герасима, ни от этого хранителя стен никому нет пользы никакой за полторы тысячи лет.

И вот рассказ-быль про иного Герасима (почтенныйгреч.). Жил в России профессор Герасим Петрович Павский (умер в 1863 году). Переводит с еврейского языка, с оригинала, на родной нам русский язык книги Библии. Именно его уму и труду принадлежит вот уже более 150 лет перевод Псалтири и Евангелия от Матфея. Миллионы людей нашли и находят ежедневное утешение в этом чудном переводе. За семью печатями бывший текст засиял всеми красками. И кто знает про этого Герасима? И почему он не канонизирован, не почтен, сообразно своему имени? Феофан Затворник, который больше всех противился протоиерею Герасиму в переводе с еврейского оригинала на русский книг Библии, – святой, а этот, ставший отцом тысяч рождённых от Евангелия, благодаря которому тысячи лютых безбожников-львов стали ягнятами, вообще не известен даже на слух. Неужели и тут ещё нужно говорить, что канонизацией занимаются монахи и они в списки святых пишут «по блату» своих, кому они тоже не подражают, а только кичатся чёрными одеждами да шапками-клобуками. Из переводчиков Библии на разговорный великорусский язык теперь канонизировали уже двоих: митрополита Филарета (Дроздова) и архимандрита Макария Алтайского (Глухарева). Почему не канонизировали Даниила Авраамовича Хвольсона, переведшего большую часть Ветхого Завета? Да только потому, что канонизаторы – мирские люди, любящие своё земное отечество и алчущие расширять его границы. Они будут ещё и Жукова Георгия канонизировать, и Иосифа Сталина, как Димитрия Донского и адмирала Феодора Ушакова? Если празднование святому есть подражание ему, по слову Иоанна Златоуста, то почему подражали сидящему во тьме Гарасиму и не подражали тому новому Герасиму, кто дал миллионам свет духовный – переводил Библейские книги на наш родной язык?

Иоан.15:20 – «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».

Иоан.16:3 – «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня».

Как хочешь ты трудись; Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

Крестьянин на заре с сохой Над полосой своей трудился;
Трудился так крестьянин мой, Что градом пот с него катился;
Мужик работник был прямой. Зато, кто мимо ни проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы, – как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться! Хлопот
Мартышке полон рот: Чурбан она то понесёт,
То так, то сяк его обхватит, То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льётся пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А всё ни от кого похвал себе не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Крылов. 1811


243

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: