Во свете Библии

Вопрос 1310

Из книги — Лапкин И.Т. «‎...Открытым оком», том 4

Тема — Христос, Бог

Вопрос:

Любовь – это чувство свободных, а если тебе за реализацию дара свободной воли грозят (или предупреждают) мучительной смертью, то где эта свобода и как любить Того, Который так жестко ставит вопрос? Зачем Бог создал землю, если Он знал о будущем грехопадении людей? Зачем Господь «посадил» в раю древо познания добра и зла?

Ответ:

Есть вопросы, касающиеся будущих судеб или предузнания, известные только Богу. Для чего Бог сотворил херувима, если Он знал, что тот будет сатаной? Но в этом-то и весь смысл истории, что Бог даровал свободу и показал, что вся доброта, вся благость находится в Нем. Как в капельке воды отражается солнце, так в каждой душе и в невидимых духах, в каждом духовном творении, в его совести отражается Самосущественная Благость – Сам Бог. Вот почему Иоанн Златоуст и говорит, что человек несет ответственность за то, что умышленно, насилуя себя, бунтует против Бога, пытается ниспровергнуть Богом установленный порядок; и указывает, как пример, конкретно на любой грех. Совесть – этот тот участок души, через который слышится голос Божий. Душа по природе христианка. Не по сегодняшней природе, уже потемненной грехом, но по той, райской, которую она утеряла. Бог как бы запрограммировал человека на добро при творении, на различение добра и зла.

И ныне это выражается в том, что грех делать стыдно, а раскаиваться в нем радостно. А сатана перевернул этот порядок: грех делать радостно и бесстыдно, и стыдно признаваться, исповедоваться. Святые отцы считают, что если бы Бог не насадил древо познания добра и зла, то Адам, по любви к Богу, испросил бы себе что-то подобное этому древу, на чем он мог бы доказать Богу свою преданность и полную веру всему, что говорит Бог. Апостол Павел отвечал на все вопросы, которые задавали ему верующие. Но есть один вопрос, на который он не только не отвечает, но как бы криком закрывает уста вопрошающего, говоря как бы так: «Зачем ты хочешь знать непостижимое, кто ты такой? Ты всего лишь сосуд, горшок, кувшин. Замолчи и не спорь с Владыкой». Рим.9:17-24 – «Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?»

Нужно уметь смирять свое любопытство, довериться своему Создателю, как доверяется дитя своей матери, хотя ему и очень хочется припасть к груди, скрытой от постороннего взгляда. Пс.130:1-3 – «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек». Не будьте надменным, и благодарите Бога за всё, что он уже вам открыл. Ис.42:20 – «Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал». Сир.3:23 – «При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень много из человеческого знания». 3Ездр.4:2,34 – «И сказал: сердце твое слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего. Не спеши подниматься, отвечал он, выше Всевышнего; ибо напрасно спешишь быть выше Его: слишком далеко заходишь». 3Ездр.5:33 – «Говори, сказал я, господин мой. И он сказал мне: ты слишком далеко зашел пытливостью ума твоего об Израиле; неужели ты больше любишь его, нежели Тот, Который сотворил его?»

Если человек не доверяется Богу, дающему нам самое лучшее, и притом давшему нам разумение добра и зла при выборе, такому человеку кажется, что человек обладает свободой брошенного камня в полете. Втор.30:19 – «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Сир.15:16 – «Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою».


Чему молилась ты с любовью,
Что как святыню берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской.

1852, Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

18