размер шрифта

Поиск по сайту




Радушие

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 20

Указатель: 2Кор.8:1

2Кор.8:1 – « Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским. ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель ». И богатство их, радушие, говорят о том, как они умели давать богато милостыню, ибо они отдали самих себя, во-первых, Господу, а потом и нам, по воле Божией. Это единственное послание Апостола Павла, где он одновременно и хвалит, и побуждает к этой похвале тех, у кого её нет. Речь шла только о милостыне, и он называет её неизреченным даром, великой благодатью, через неё узнаём, что это за община, а речь идёт только о том, сколько дадут денег. Никогда ни один Апостол об этом не говорил столь пространно, как Павел. Почему? 2Кор.11:28 – « у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах ». Он заботился не только о себе, но и о всех церквах, какие возникли, и он всё время держал на примете, у всех ли есть где жить, питаться, продвигаться. Но главной для него была, конечно, церковь Иерусалимская. Апостолы все до одного были первоапостолы. Евреи понимали, что первенствующая церковь – Иерусалимская. И там голод. Как же так, первенствующая и находится на голодном пайке. И первый собор постановил: где бы мы ни проповедовали, проповедь заканчивать одними словами: братия, к вам приходит Христос, обещанный избранному народу – евреям. Вы обязаны чем-то евреям или нет? Все понимают, что если бы евреи не сохранили веру, ибо не все же они были гонители – распинатели отошли в сторону, но и сохранили всё-таки веру, – поделимся с ними. Они вам дали духовное, но и великое ли дело, если вы телесное дадите, даже самих себя отдадите, это не так много. 1Кор.9:11 – « Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное ?» Вам дали вечное, братия! И Павел говорит, что ему дали наказ: Гал.2:10 – « только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности ». Какие бы мы ни были духовные, но так называемое социальное служение друг другу должно стоять не на последнем месте. Мы должны помнить о ближних наших, имеют ли они пропитание, одеяние, нужно расспросить, все ли подготовились нынче к зиме. Братья-молодёжь, усильте свою активность. Подходите к тем, которые жёны одинокие. У Бога много имён, но одно из имён его особое – «Бог сирот и вдов». Не Бог замужних, не Бог женатых, Бог спортсменов-чемпионов, но Бог сирот и вдов. И поэтому обижающие, не заботящиеся о сироте и вдове, пренебрегает Создавшего их, допустившего это несчастье. Поэтому Златоуст говорит: «Если ты осталась одна, не скорби, ты попадаешь под крыло Божие, Он полностью берёт о тебе попечение». Павел говорит, что богатство их радушия было столь велико, что они отдали самих себя, не только то, что могли отдать десятину какую-то.
Рассмотрим слово «радушие». Радушие является определителем того, насколько в нас вселилось Слово Божие. У нас много слышится Слово Божие, у нас выдержки из Священного Писания на стенах, на аналое лежит Библия на русском языке, проповедуем, занятия идут. Проверим себя по одному параметру – по радушию. Мне приходится бывать в гостях очень редко, я не сторонник ходить. И могу сказать, что не у каждого одинаково кусок проходит через горло. Что-то внутренне говорит, что больше я туда не пойду, вроде бы как я стесняю их, не совсем обстановка подходящая. А у других только заходишь, и ты уже как дома. Я и к этим не хожу чаще, чем в десять лет раз. Но могу сказать, что с абсолютным христианским радушием, с которым люди принимают, меньше половины тех, которые думают, что они добродетельные. Проверьте, как мы приглашаем друзей. Я скажу, что у некоторых не был не потому, что я бы не хотел, а потому, что меня ещё ни разу не пригласили. Не забывайте, ещё с 1997 года мы только в этом месте находимся. 15 лет община уже вполне может считаться существующей. Кое у кого я был. Скажу, что нерадушных никого не видел. Бог нас наградил радушными братьями и сёстрами, поэтому побуждайте и других, родных, близких, через радушие приёма других, через радушие заботы открываются двери покаяния, потому что радушие рождается от смирения, от милостыни, от молитвы. Просто так радушным быть, это люди бывают добрыми, устанавливают какие-то союзы, а потом могут друг друга уничтожать. Я посмотрел по словарю, что означает слово «радушие»: «сердечное, ласковое отношение к людям и гостям, особое, трепетное отношение». К нам редко гости приезжают, но иногда бывает. Мы говорим: заботьтесь о них. По милости Божией у нас, как принято, по уровню отправляют, снабдят в дорогу, и проводят, нагрузят духовыми дарами. Старайтесь своё радушие передать молодым, тем, которые после нас будут. Что о слове «радушие» говорит Слово Божие? Деян.21:17 – « По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас ». В чём это выражалось? В первую очередь, открыть дом. Ты как один из членов семьи, и это выражается в том, что люди заинтересованы и в твоём лице принимают, как правило, принимают не только тебя, а что-то большее. Господь говорит: Мф.10:40 – « Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ». Об этом даре надо молиться, к этому дару надо побуждать детей. Те, которые занимаются с детьми, наши учителя, некоторые говорят, что бы ни было, чего бы ни дали, он сразу в рот толкает себе. Приучайте, чтобы они умели делиться, дома поел, пошли на общее занятие, подскажите им: ты вот это возьми, там раздели, отнеси учительнице, она даёт тебе знание, она могла бы в другом месте больше зарабатывать. Быть сегодня учителем даже средней квалификации, как священником даже средним - это уже подвиг. Потому что люди очень и очень неблагодарные. Некогда учитель был уважаемым лицом, это был советчик; а сегодня учитель – это где-то внизу социальной пирамиды.
Рим.12:8 – – «благотворитель ли, [благотвори] с радушием» . Благотворитель близок к тому, что раздаватель. Собрали необходимое, сделали сборы, а теперь нужно раздать. Устраивали общие обеды. И всё мы должны делать с радушием. Мне приходилось читать рассказ «Отец Сергий», как он пришёл под видом нищего к родной сестре, и она не узнала его. Она подумала: в доме у меня только один рубль, что же я ему дам? Дам я ему… и подала меньше, чем хотела, потому что семья. И тут же совесть осудила: «а вот тебе», пошла и весь рубль ему отдала. Нужно научиться себя контролировать и сразу же наказывать, пресекать скупость. Бывает так, человек ест что-то хорошее, видит - гости идут, и он это скорее под стол, а на столе пусть нечищеная картошка позавчерашняя лежит. Только за то, что так ты подумал, даже если бы и не сделал, отдай то, что ты подумал спрятать. Нужно научиться держать на контроле самого себя. У радушия должна быть совесть. Всё время держать на контроле: я хочу быть радушным. 1Макк.16:15 – « И с коварством принял их радушно сын Авувов в небольшую крепость, называемую Док, им устроенную, и сделал для них большой пир, и спрятал там людей ». Не только радушие должно быть, как обычное человеческое, но и христианское: я это делаю ради Христа. Тогда уже не так важно будет, наследили люди здесь, что-то не по-твоему сделали, – лишь бы всё было во имя Христа. Павел говорит: 2Кор.8:5 – « и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией ». Кто-нибудь когда-нибудь после нашей смерти сможет ли сказать о нашей жизни, что мы отдали самих себя любимой работе? Но какая бы она ни была любимая, она должна быть для неба, для дела Божия. Иногда читаешь про священников: он приходил первый в храм и уходил последний, он так службу вёл, что из алтаря его нужно было выводить, он не помнил, неужели уже служба закончилась – это про Серафима Саровского. Но нигде не написано, что у него была такая жажда до русских людей донести Евангелие. И он обошел страну и упёрся в Камчатку или в Сахалин. Жалко, что до Японии лодок нет, я бы и туда поплыл дальше. Ни разу я этого не встретил. А Апостол Павел где бы ни остановился, ставил первый вопрос: пойдём попроведаем братьев. Разворачивает свой корабль и поплыл в обратную сторону. И смотришь, карта путешествий Апостола Павла. Ни у Матфея не сохранилась, ни от кого. И притом карта в каком масштабе мелком! И видно, что по тем временам-то средства передвижения были не такие. Большая часть, как пишут об Иоанне Шанхайском, пешком ходила. Где-то на осле проедет. Радушие не давало ему усидеть на месте. И где бы Павел ни появился, объятия были раскрыты для него. 2Кор.8:2 – « ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия ».
Тов.7:8 – « плакали и Една, жена его, и Сарра, дочь его. И приняли их весьма радушно ». У иудеев, да и у многих южных народов радушие особенно популярно – принимать гостей. Но не так, чтобы, если в дом вошёл, это гость, всё сделай для него. Как из дома вышел, могут за огородом поймать его и череп снять с него, убить. Мало того, у индийцев есть богиня Кали. Поел, покормил странника, самое лучшее ему нагрузил, а кто не знает их обычаев, то он торопится пойти скорее до дома до захода солнца. Он никуда не уйдёт. Они в жертву своей богине Кали его принесут. Поэтому наше радушие должно простираться в бесконечность. «Я это сделал, а он же мне враг, он доброты моей не понял». Это не имеет никакого значения, ты и врага на добро благословляй: он был у меня, Господи, благослови его, чтобы котомка его никогда не уменьшалась, чтобы рубль, который дал, был неразменным, как в сказке. Радушие сохраняется в памяти.
Рим.6:16 – « Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности Мы должны делать всё с радушием. С радушием отдать себя в рабы тому, кому служим. Почему и было сказано: 1Тим.5:9-10 – « Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу ». У нас не принято странникам умывать ноги. Вообразите только, что кто-то пришёл в гости, и ты сразу за тазик, нагрела воды, поставила, и пришедший ставит ноги, не отпирается, ибо так положено – чужие ноги отереть полотенцем. Вы знаете, что и наш Учитель Христос так сделал. У нас так не принято, потому что странников настоящих нет, чьи ноги были бы запылены, а есть путешествующие на транспорте. И мы можем такого в путь снабдить чем-то. Конечно, если он идёт на дело Божие. Прекрасны ноги благовествующих. Такой путь умастить добрыми словами: «Куда ты, брат, идёшь? Да благословит тебя Бог!» Давно ли мы принимали проповедников, благовестников, миссионеров в свой дом? А если не принимали? Скажешь, что сейчас такие есть, ты им открой, а они обкрадут. Надо молиться, чтобы благовестники родились, чтоб они были посланы к нам, и такие люди есть. Слово Божие не замерло. Нам неизвестные люди где-то идут по земле, несут благую весть. И нужно просить: «Господи, пошли их к нам, у меня всё готово, я приму их с радушием». Что-то не по-нашему, может быть, они будут говорить, не сходится с нашими правилами, уставами. Самое главное, чтобы они исповедовали святую нераздельную и единосущную Троицу. А остальное уже проще, договоримся.
Гал.1:4 – «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». Значит, и мы должны себя отдать в услужение ближним. 2Иоанн.1:10 – « Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» . Значит, не каждого принимать с радушием, а с кем-то переговорите, может, и в дом не пустить. А как определить? Только по Библии. Нет другого способа. Кто не приносит сего учения. Не то, что понравится, одетый по нашей форме. Не приносит сего учения. Поговорите и увидите, что он спорит. К нам на занятия вчера пришёл некий суеслов, и оказывается, что у него и страха Божия нет, и в Бога как в Личность он не верит. Видно, что человек совершенно неверующий. У него всё только на эмоциях, на чувствах: я, мол, чувствую, Бог посещает, и ему радостно в Духе Святом. Он уже побыл где-то у сектантов, нахватался этих слов. Не принимать таких в дом!
1Кор.15:33 – « Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» . Я специально зачитываю эти места, чтоб мы определяли, кого принимать, кому оказывать своё радушие. А то ведь показывают иной раз, что сказать-то сказали, а до конца не договорили, кого принимать, и он первого же бомжа увидев, ведёт к себе в дом. Мать приходит, а тот уже за столом сидит. В конце концов, это неправильное научение учителя окончится смертью ребёнка. Фил.2:29 – « Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении» . Епафродита, который был близок к смерти, которого арестовали с Павлом, который претерпел мучения за благовестие. Сегодня таких почти нет. Значит, к этому разряду может относиться поносимый, хотя бы бичуемый словами за проповедь, за Слово Божие.
Флм.1:17 – « Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня» . Он пишет об Онисиме. Мы можем принять, когда знаем пославшего. К нам, бывало, приезжали: «А я от вашего епископа». «Доброе дело. А как тебя звать?» Назовёт. Документы какие есть? «Никаких документов нет». И в Потеряевку приезжали такие, мы накормим их, и до свидания. Он нас обзовёт: «вы что, менты какие?» Оказывается, он не первый срок отсидел. В дальнейшем всё сие обнаруживается. К нам посылать никого не надо, если тобою не проверенный. Если мы посылаем, то десятки раз оповестим людей. В прошлый раз был у нас брат Андрей с Урала. Это наш человек во всём, поэтому мы его принимаем, и я могу с ним спать в одной комнате, не боясь. Иначе вы можете ложиться вдвоём, а встанет только он один.
Мф.13:20 – « А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его» . Я говорю о радости и о радушии. Надо смотреть, и подозрительность наша не всегда вредная. Написано: Мф.10:17 – « Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас ». Смотрите, кто рядом. Часто бывает так, что ядущий хлеб наш поднимет на нас пяту. И такое бывает. Наша реакция должна быть такая: есть ли возможность остановить того человека на краю пропасти? Что бы нам ни говорили, конечное слово скажет Бог, а не человек. Как мы принимаем? Я его, говорит, кормил, поил, а он мне великим злом отплатил. Ты кормила и поила ребёнка, а он ушёл и не спросился у тебя. Это испытание Бог даёт, а мы должны посмотреть, какие мы сами допустили ошибки. Иак.1:2 – « С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» . Я подумал, а какое отношение эта радость имеет к тому, чтобы принимать братьев с радушием? Бывает, приняли, как я попал к одним, а они цыгане. «Утром встали, а они нас ночью чем-то обкурили, и мы не знаем, как, и они вынесли у нас всё, даже из-под нас матрасы. Мы встали – на одних пружинах лежим». Эти люди ничему ещё не научились, сколько в них доброты. Я оказался в этом городе Рига, и не знаю, где ночевать. Пошел по берегу реки, нашёл опрокинутую на берегу лодку и залез от непогоды под неё. А та бабушка в окно меня увидела, вышла с костыльком: «Почему ты под лодкой?» «Да негде мне ночевать, поезд приходит только утром». Она привела меня к себе и оставила ночевать, и рассказала, как недавно их обобрали цыгане. «Баба, так ты же меня совсем не знаешь», я давай ей показывать свой паспорт и прочее. Эти люди на каком-то особом счету у Бога. Их могли убить. Вот так доверяется человек, и думаешь: нельзя так. А она, может быть, как раз сделала так как надо.
3Ездр.2:15 – « Мать! обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью; как голубица укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь » . К радушию отношу это всё, и решил найти в этом стихе, что важно. Главное, укреплять ноги их. Прими, как голубица птенцов своих. Кто бы ни пришел, ты всегда думай, какой путь дальше, как я могу снабдить его, сколько у него Слова Божия, какие я могу дать материалы, подарить, может быть, книгу. Всегда ищите людей, которые благовествуют и идут, и в этом надо участвовать. Сир.37:25 – «Если на языке её приветливость и кротость, то муж её выходит из ряда сынов человеческих» . Разговор идёт о женщине. У южных народов многое в аллегориях. Один человек пригласил друга к себе домой. Говорит: ты зайди, я женился, жена тебя примет. Она же его приняла так, что он быстренько ушёл, а потом его встретил и говорит: я у тебя был, дом-то у тебя хороший, а вот дверь у тебя плоховатая совсем. Тот пришёл, осмотрел дверь, как поворачивается, и что в ней плохого. Он не понял, что дверь в дом – это жена. И потом только он разобрался. И когда товарищ в следующий раз пришёл, а у мусульман разрешается бесконечно разводиться, другая жена приняла его с лаской, накормила, отпустила. И он, встретив друга, говорит: дом у тебя хороший, но самое замечательное – это дверь, какой орнамент, как она бесшумно открывается, как приятно в этот дом заходить. О сёстрах речь идёт. 2 Тим.2:24 – « Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем учительным и незлобивым» . И тогда радушие наше будет не только для ближних, но и для тех, которые в первый раз придут к нам. И в памяти у них останется наше ветхое жилище, украшенное радушием, и оно будет в памяти у них. Аминь.

Пурга сугробами могла бы загордиться ,
Затмив метелью лучшие маршруты;
Тепло на холод поменялось быстро,
По-своему всё развернулось круто.
Ни звёзд, ни солнца в яростный буран,
Все по застрехам серые пичуги.
Одна тропинка в побелевший храм –
О путешествующих кто-то просит чуда.
В метель застывших кто-то посчитал,
Пытался ли предсмертье рассекретить,
Кто и кого зазря на помощь звал,
С укорами себя прегорше резал?
«Зачем я вышел, выехал, дурак,
Ведь говорили переждать в тепле!»
И неизвестность одевала в страх,
Беспомощность спешила одолеть.
Обеты кто-то с дрожью прошептал:
Не пить спиртного, с мясом разругаться,
На храм пожертвовать добытый капитал…
Сон победить бы, перемочь несчастье.
Случалось, находили и живыми,
Иным разбрезжилось и вывело к жилищу.
Напрасно волки, опоздавши, выли,
Лиса зазряшно оторонки ищет.
И каждый раз, захлёстнутый забвеньем,
Тонущий в суете совсем непьющий,
Тот бедолага, расточивший деньги,
На храм взирал и тосковал всё пуще.
Когда пурга его не доконала,
Обеты радости уже не приносили;
Преследовало прошлое оскалом…
О, сколько нас таких во всей России!
Стране обетов жить бы во Христе,
С великим Богом дружбу вновь наладить,
Переродиться свыше бы успеть,
Не наступать на заблужденья грабли. 20.02.07. ИгЛа

Список всех проповедей

255

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: