размер шрифта

Поиск по сайту




Милосердный самарянин

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Лук.10:31

Эта притча очень не простая, а её так легко пробегают. Лежит израненный человек, известен нам его маршрут, проходят мимо служители алтаря, и наконец, «Скорая помощь» увозит его. По - сегодняшнему сказать можно так. Эту притчу Христу никогда не могли евреи простить, это было одно из самых сильных обвинений против Его непатриотичного духа, это притча антисемитская, антигосударственная, антиклерикальная. Клерикалами называются все священнослужители. Представьте, вот лежит израненный, полуживой родной еврей. У евреев закон: помогать, жертвовать жизнью ради своего еврея, и кто еврея убивает, тот никогда не войдёт в общество Господне, как аммонитяне. Втор.23:3-4 – «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя». И вдруг проходит мимо не кто-то, а священник. А почему не архиерей? - я вопрос ставлю. Я проезжал мимо генерального штаба в Москве, у них было совещание, я насчитал более 50 полковников в метро, и с одним разговорился: «Почему генералов нет, а столько полковников?» Он засмеялся и говорит: «А они другим маршрутом елут». Я говорю: «Выходит, похожи на наших архиереев? Священников мы ещё иногда встречаем даже у «комков», а уже архиерея не встретишь, он только со свитой едет». Почему по табелю о рангах, когда они были на приёме у царя, они идут на равных с генералом; местный епископ – это генерал-майор; архиепископ – генерал-лейтенант - чашка одного размера им даётся. И проходит мимо священник. Архиерей же вообще не знает, сколько у него разбито людей.
Вчера читаю: епископ старообрядческий Силуян говорит: «У нас приходов в России примерно 300». Примерно, то есть, может быть, 298, но это всё-таки он знает. «И людей у нас около одного миллиона». Я быстренько посчитал, значит, в каждой общине примерно 3.333 христианина. Да ты же неправду говоришь. Да где же такие общины? Да вы ведь посчитали и деревенские, и маленькие, и в Залесово, и по 3.333 человека в каждой общине? То есть охота, чтобы было больше; а чтобы больше было, чтобы храмы наполнились, надо идти на перепутье, надо там искать. Вот у сектантов может быть, у иеговистов может быть, они одновременно, как кришнаиты или мунниты, 2000 свадеб в один день сотворить могут в одном месте. Конечно, они отовсюду их согнали.
И вот проходит мимо священник, да на такой скорости, что даже слова не сказал, даже не расспросил, даже не позвонил, может, и мобильник у него был с собой. Он думает только одно: как бы его тут не придавили. Какая же надежда на священников? Лук.10:31 – «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо». Дьякон или левит более любознательный, этот более доступный, с ним можно и поговорить, он более продвинутый, он иногда и в Интернет залезет и что-то знает, а священник вообще ничего не касается. Лук.10:32 – «Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо». Пробежал, сел и всё. Лежит человек, кровь течёт, истекает, неперевязанный. И каждый сам с собой рассуждал. Вы не думайте, что просто священник прошёл - он умный, он семинарию, академию окончил, он, может, даже иеромонах, он думает о том, чтобы домой успеть вовремя, может матушка его ждёт. Ведь такие же живые люди были, почему мы не думаем, как это случилось, что это его природный еврей лежит? И никуда за ним не надо лезть в дебри, а прямо при дороге, написано, лежит. И видно, что ограбленный, пострадавший, может быть, как раз тот, за счёт которого десятиной ты живёшь; почему же ты не остановился, его не взял? Почему никого не вызвал на помощь ему? Это трагедия - священники бросили паству свою. Это наше сегодняшнее положение, как будто сегодня написано. Вообще-то священнику никто не нужен, он отряхнулся, ушёл со службы, замок амбарный на храм навесил и больше его нигде нет. Вот выходят люди из храма после богослужения и говорят: «20 лет со священником ни разу не могла поговорить». Это не то, что у нас, можно со священником пить, есть, разговаривать, и даже поругаются с нашим священником, даже хамят ему в лицо, плюют перед ним. Уж мы дошли до какого-то хамского панибратства с нашим священником, это вообще никуда не годится. А за это другая статья, все плевки соберёшь потом, придёт время. Это не просто так. Зах.2:8 – «Ибо так говорит Господь Саваоф: касающийся вас касается зеницы ока Его», а касаешься священства, ты сразу касаешься Господа Бога. Не спорь со священником – Писание говорит. Ос.4:4 – «И твой народ — как спорящие со священником». Исх.22:28 – «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси». 2Пет.2:10 – «А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Если ты не за истину, а за своё «Я» стоишь.
Вот и дьякон проходит, тоже рассуждает сам с собой, а охота узнать: остановился, подошёл, посмотрел, видимо, со всех сторон, чтобы было другим что рассказать, он всё на свой сайт поставит: «Я видел там такое поражение, столько людей отступило, а у нас теперь один потерянный, в нашей общине на одного меньше». Человек тот шёл из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим - это возвышенная местность, а Иерихон - в низине, проклятие, он туда пошёл и пал. Нет одного, его раздели, и внешний вид потерял, и борода сбрита. И он тоже рассуждал сам с собой. Вы не думайте, что они не рассуждали. Другое дело, если бы лежал самарянин, а его священник подобрал, притча бы выглядела не столь патриотично, но всё-таки схожее, милосердный был бы еврей.
А тут милосердным назван самарянин, о котором у них были свои сказания, сказки, побывальщины, и всегда отрицательные. Иоан.4:9 – «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». Это у них уже в крови было, что нельзя иудею даже разговаривать с самарянином, тем более просить, а уж тем более в гостиницу, да за него платить - ты вообще знаешь, что говоришь? И когда Господь сказал эту притчу, как Он выглядел в глазах патриотов? «Это просто богохульная притча; Ты говоришь, что, выходит, самарянин, с которым нельзя разговаривать, и он лучше наших священников?» Получается - лучше. Притча такая, да мало того, мы ещё им в лице этого самарянина Кого-то узнаем. Кто же нас поднял? Кто нас посадил на каких-то ослов – проповедников, Кто нас привёз в эту чудную гостиницу. Это Он, наш возлюбленный Иисус Христос. Иоан.8:48 – «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» Это было сильное обвинение, они хулили Его именем врагов; а здесь Он Сам назвался, как та женщина: нехорошо взять у детей и дать псам, а она говорит: да я такая, но крошку-то дай мне. И вот Он, Этот Самарянин сегодня нас учит советоваться с Ним, что же нам делать. А ведь маршрут ещё не кончился, ещё надо в гостиницу, и дальше скрывается, что же там, в гостинице, будет?
Притча краткая. А там, в гостинице, могут такие быть, что обдерут не хуже, чем на дороге. Это мы сегодня знаем, обворуют. В поезд садится человек с чемоданом, а вылезает без чемодана; в гостиницу заходит, и там сгорели, головёшки вытаскивают - всех поджигают и сожгли. Гостиница -это церковь. Мартин Лютер перевёл Библию на родной язык и немцы чтут его как бога, как самого великого святого для себя, почему? Он дал драгоценнейшее для народа немецкого. А нам говорят: «А что пользы? Посмотри, после этого как они раздробились». Вот это уже наша вина, что не мы их научили, не мы дали им Библию. Мы не дробимся здесь, у нас есть блаж. Феофилакт, мы сами ничего не толкуем. Нам не надо ярлыки вешать, а надо посмотреть и поревновать этому самарянину. Да, у самарян многое было неправильно, они не признавали Псалтырь, не признавали пророков, но милосердие было у них. Почему нам оттуда не взять доброе? Ведь меня-то подобрал, Библию дал мне в 1962 году 27 сентября не православный батюшка. Перед тем, как поехать в Латвию, я зашёл к старообрядческому священнику в Москве, и мне ответили на Рогожском кладбище: «Он спит». Два часа дня было, я никогда этого не забуду, лёг батюшка отдыхать. А я только-только искать начал истинный путь, и не где-то, ибо мои корни старообрядческие. И меня самарянин нашёл, пятидесятник, Еремеев Михаил Александрович, он посадил на своего осла, на свою плоть, и он меня тащил. На мне притча буквально исполнилась; а вы о себе подумайте, кто вас встретил, на какого осла посадили, что за вас заплатил, как в гостинице, в этой церкви вас приняли? Посмотрите, на столах какое сокровище, какая у нас чудная гостиница, куда нам ещё нужно идти?!
Итак, каждый рассуждает сам с собою, а это смертельно опасно. Я напоминаю о той притче, когда у богатого был большой урожай в поле и он рассуждал не с кем-то, а с самим собою. Рассуждать с собою, это означает Бога не брать в советники. «А чего ты меня учишь? –многие говорят – а что ты на меня давишь?» Вот только скажешь, так в ответ такие срамные слова и я уже слышу их не один раз. Как только скажут такое, меня сразу же обдаёт жаром и холодом. К нам приходила инокиня Ольга, она ещё у нас принимала крещение, она реагировала так точно на каждое слово к ней: «Что ты на меня давишь?» Это страшные слова, это означает, что своё «я» не умерло в тебе. Да где ты такие слова в Евангелии нашёл: давишь? Когда написано: обличайте друг друга, увещевайте, наставляйте, ищите учителей, просите советников. Рассуждение с самим собою смертельно опасно. Посмотрел я в слово Божие и нашёл, что слово «совет» в Библии встречается 182 раза. Это столько раз мы можем поучиться, и в 1Макк.8:15 восхваляется иудеями строй, какой был в римской республике, как римляне устроили. И у них была своя Дума и каждый день заседало 320 человек, они решали все вопросы государственные, и на один год ставили над собой старшего - президента, и никогда споров не было. Кто с ними дружбу хотел заводить, закрепляли союз, кто был против, того порабощали, кого-то низводили. Иудеи поспешили к этим советникам. 320 и притом каждый день. Так что наша Дума не на пустом месте. Мы думаем: «Да, вот такие народные средства поглощают депутаты – каждый из них обходится ежегодно в 6 миллионов 277 тысяч рублей в год. Всего Дума сжирает за год - 2 млрд. 825 млн. руб., как в этом 2004 году». Да, они лишнее пожирают, но нужно же всё коллективным умом решать. И я стал дальше исследовать и нашёл удивительные цифры, что слово «совет» 182 раза встречается в Библии. Иез.20:43 – «И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали». Когда в разум человек приходит, он к Богу обращается и там, в нужде своей он начинает вспоминать: моё «я», самость, куда меня завели? И сами собой будете отвращаться, сам себе человек немилый делается, только головой покрутишь: «Куда я забрёл, что со мной было?» 2Пет.1:20 – «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою».
Сектанты пошли по этому пути - сколько голов, столько и умов; сколько Ваня понимает, сколько Маня. Своим умом, сам с собою ты ничего не можешь разрешить - нам нужен совет, и этот совет мы получили в лице святых отцов, таких, как Киприан Карфагенский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоустый. И по их советам мы всё время будем следовать, и они нам советуют на первое место выдвинуть милосердие, послушание, смирение, чтобы не оказаться растерзанными врагами, бесами, злыми своими привычками. Иер.30:21 – «Кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь». Даже как встать на молитву, чтобы не быть искушающим. Ты о чём молился? Снова повтори эту молитву, не проси непотребного, никогда не думай в молитве о том, чтобы на врагов Бог наслал беду какую-то, а молись за них, за их вразумление, обращение на пусть спасения. Кто сам собою может приблизиться к Богу? Мы даже молиться сами собою не можем. И Павел говорит: «Мы не знаем о чём молиться». Если бы там, у этого раненного помолились, наверное, Бог бы положил на сердце: кто бы он ни был, но он погибает, окажи милосердие. Враг голоден, накорми, напой его. Рим.8:26 – «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Почему Дух Святой не заговорил в священнике там, около раненного, почему сегодня в храмах Дух Святой покинул архиереев, священников, и они не видят, что весь народ разбрёлся, обкраден и его звери терзают? Люди криком кричат: «Мы ничего не понимаем, когда здесь стоим!» Народ делается лёгкой добычей всякого зверя - любой сектант слово только сказал – человека уже нет. Ведь переполнены все молитвенные дома, клубы; посмотрите, что в Домах культуры делается. Везде какие-то названия новые, собираются израненные. А священники проходят мимо, дьякон поинтересуется, может, и сходит когда-нибудь к католикам, посмотрит, как там служба идёт. Ис.5:21 – «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!». Не умничать надо, а что сказали по слову Божию, то и сделать надо. Даже в обыденных вещах требуется совет.
Этот человек пошёл из Иерусалима в Иерихон без совета, прошёл мимо него священник - без совета. Совет наступил там, где человек возопил к Богу: «Господи, я ничего не стоящий раб, я не знаю, что делать, направо, налево, прямо, стоять ли на месте – я ничего не знаю». А Господь говорит: Ис.30:7 – «Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их — сидеть спокойно». Нельзя ничего делать, а только сидеть и молиться. И о чём молиться, всё мы здесь находим, в этой притче. Иоанн.15:4 – «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне».
Не может приносить сам себе человек добрые плоды, будучи даже священником, будучи дьяконом, будучи мирянином, архиереем. Это побуждает нас быть в единой вере, искать у Бога совета. А совет мы получаем только через Святую Библию. И мы, когда сходимся вместе, должны говорить: «Что ты сегодня читал, у тебя какое было чтение?» – «Такое-то» – «И как ты это разумеешь?» Часто ли у нас такие разговоры идут? Вот в Потеряевке отметили тринадцатилетие со дня начла восстановления посёлка, и в ней есть люди, и таких больше половины, которые ко мне ещё ни разу не подошли. Не потому что они знают хорошо Священное Писание, но или злоба ослепила им глаза, или они, как мирские, ничем не интересуются, а так, для вида только стоят в храме. Да и то, если и придут, то с пятого на десятое, а не без пропусков. О том должен разговор идти, как познавать волю Божию и как бы не попасться в руки разбойников, как бы оказаться в этой гостинице, чтобы милосердный самарянин меня перевязывал? А ведь мы всё-равно изранены бываем межсемейными, межнациональными какими-то конфликтами. Посмотрел я и нашёл, что Сирахов слово «совет» даёт 18 раз, а притчи Соломона - ровно 12 раз, и в них говорит: Прит.15:22 – «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся». Прит.19:20 – «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым». Прит.21:30 – «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу». Сир.8:20 – «Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле». Сир.9:19 – «По силе твоей узнавай ближних и советуйся с мудрыми». Сир.19:19 – «И не есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников».
Осознаем, что мы там, где израненные, - это я израненный лежу. А ты сама, душа, подумай, когда на меня враг напал. Совета я не искал у Господа, когда надумал из Иерусалима в Иерихон уходить. Иерусалим на вершине стоит, он ограждён, и разбойники туда не проникли, а поймали, когда он пошёл в низину, духовно стал развращаться, пал. И, наученные из Слова Божия, мы отсюда выйдем совсем иными, как Златоуст говорит, чтоб мы были намащены. Когда борцы борются, то специально натираются оливковым маслом, чтобы друг друга не зажать, чтобы выскользнуть от противника; так и Дух Святой намащивает нас, чтобы мы были неуязвимы врагами, чтобы сатана не мог нас захватить. Подходит гнев к человеку и психологи советуют: «Сосчитай до ста». Надо молиться, и притом из всего, что нас окружает, мы должны для себя что-то извлекать. Тот попался, там авария или взрыв и ты сразу прилагай к себе: «Это мог быть я». И чтобы ты ни услышал, всё обращай на страницы Священного Писания. Я один раз прочитал «Аленький цветочек» - о том, как добрая, любящая дочь-девушка оказалась в заколдованном царстве чудовища и потом, когда это чудовище она полюбила, поцеловала, вдруг оно сделалось принцем. Я долго думал, что эта сказка означает, и подумал, что это о нас. Бог окружил нас таким миром, как ту девицу в саду, о чём только она ни подумает, всё появляется. И мы о чём бы ни подумали, у нас всё то уже в руках. Посмотри хотя бы один раз на свои пальчики, как они сгибаются, посмотри в зеркало: и глаза, и уши – это Бог дал по любви. Не родились бы - ничего бы не изменилось во вселенной; а Бога представляют таким негодным: Он и злой, и жестокий, в войну погибали люди невинные. Мф.25:24 – «Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». Вот таким страшилищем нам представляют Бога любящего, окружившего нас Своими благодеяниями. Ты истинно, сознательно познаешь Его тогда, когда с любовью будешь целовать Его. Я подумал: таким страшилищем, как в сказке, таким нам Бога представляют. Мы должны Бога бояться, это правильно, но должны и любить, ведь Ему имя Любовь. 1Иоан.4:18 – «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». Из нас страх никогда не изгонится. Но не один же страх должен перед Богом быть. Приступая к чаше, беря Библию, мы должны с любовью лобызать её, не из страха только. Я из страха пришёл, Господи, к Тебе, а теперь я Тебя полюбил, Ты меня поднял израненного. О, как Ты чудно перевязал меня, возливая вино строгости, наказания, епитимьи от священника. Это вино такое целительное и нужно, чтобы больше вина у батюшки было, а то слишком много елея льют нам на голову; но и не без елея. А другой такой, что буквально вышвыривает людей. Слава Тебе, Господи, и ослы у Тебя есть. А ослы - это мы; Он на нас должен въехать в Иерусалим, на нас должно быть Слово Его, вернее, Сам Он должен сидеть, а не пересказульки и предания, которые не сходятся с Писанием. Вот, что мы в этой притче находим. И в этой гостинице на нас должны тратить два динария, то есть Библию, которая лежит у нас отныне на аналое. Библию тратить, кормить нас на два динария, а не то, что взбредёт им в голову, чем сегодня кормят, щиплют мощи и думают: вся святость теперь здесь. Ничего вы не получите, если не будете любить Господа. Дивный Господь, даровавший нам святую Библию. Ему хвала и слава во веки. Аллилуйя. Аминь.

Список всех проповедей

388

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: