размер шрифта

Поиск по сайту




Мёртвые все

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Еф.2:4-6

Еф.2:4-6 – «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе»

Когда говоришь с неверующими людьми, даже с теми, кто занимает большие посты, живёт сравнительно нравственно, и говоришь им, что им не поможет на Страшном Суде их положение, они в ответ: «Мы никого не обманываем, у нас добрые дети растут». Они показывают свои добрые дела. В сегодняшнем Апостольском чтении даётся характеристика всего мира, хорошие то люди или плохие, знаменитые или даже с детства ходящие в церковь верующие, но если же кто не родился свыше, то его характеристика написана именно здесь. Сегодня в православных храмах по всему миру даже в Африке и в Южной Америке, читается только это место. У сектантов читают любое место из святой Библии – что Бог на сердце положит, как они говорят. Они об этом молятся, чтобы слово их достигло пришедших к ним. А нам можно и не молиться, нам зарядили тысячи полторы лет тому назад, так мы и читаем, а шаг в сторону уже считается отступлением-побегом из лона православной церкви. Сегодняшнее чтение о бесноватом мы встречали уже много раз по воскресениям и мне каждый раз приходится говорить на это событие. В церкви читается в течение определённого времени всё, что есть в Евангелии, а остальные места попадают в будние дни, когда у нас нет богослужения и потому мы не слышим многое, хотя иное повторяется часто. Могу я читать и любое другое место, а всё же хочется в общий ритм служения сказать слово утешения и наставления.

Пс.118:50 – «Это утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня»

И потому приходится, может быть, десять раз больше молиться, просить у Бога, чтобы сказать по уже объяснённому раньше и не раз, найти новое, душеполезное.

Деян.13:15 – «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите»

Мы разговариваем с мертвецами.

Одно дело, когда мы говорим, как бы отвлеченно в храме о мире, и совсем другое дело, когда я говорю с заместителем губернатора. Мы сидим в его кабинете. И он очень расположен ко всем нашим делам и планам, а я вдруг ему и выдаю: «Вы мертвец, от Вас такой смрад идёт». «Как так?» Он сразу опешил. Такой был приятный разговор и вдруг такой поворот. «Да так, Вам нужно уверовать во Христа и жить для Христа, и спасаться Христом, а не богодержавной партией очумелых». А он, может, уже и вступил в эту партию оголтелых и бесноватых христоненавистников, ратующих за православие и борющихся против христианства. Он показывает мне их видеокассеты, где так в одной строчке и написано: «Мы за Православие, но против христианства». Но чтобы вот так начали люди мыслить, кто-то же должен был немало потрудиться, кто-то же должен был так отвратиться от христианства и что-то делать, выдвигать лозунги по любви к земному отечеству, что у людей сложилось твёрдое убеждение, что христианство – это иудейская выдумка и авантюра против наших русских. Православие же русское – это наше природное, полезное и спасительное. Конечно, настоящего христианства и подлинного православия эти люди не знают – это сатана играет с ними. Я повторяю ему: «Вы мёртвые, а поэтому что от мёртвого есть, то и от Вас. Даже если и доброе дело делаете, оно всё воняет мертвечиной, запахом тлена и смрада. Там благоухание мертвечины: тщеславие, любостяжание или по службе ждёшь за свои дела что-то, или чтобы тебя депутатом выбрали. Обязательно что-то небожественное в этом замешано, ты же делаешь это не для того, чтобы прославить Христа» «Конечно, нет!»

Еф.2:6-7 – «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе»

Мы – мертвецы, и даже не просто мертвецы, а звери. И даже мёртвые звери и скоты. Поэтому и называю места, где люди невозрождённые от Духа Божия – скотомогильниками. Это прямо по словам и Златоуста, хотя у него и нет такого слова.

Пс.72:21-22,17 – «Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою... доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их»

Он оживотворил нас, и сделав людьми, сделал сынами Царя великого, посадил на небесах. Этим показывается, как человек трансформируется, как растёт во Христе, чтобы мы помнили, кто мы. Не просто пришли и отсидели здесь на скамейках, так тепло и уютно дремать под заунывное пение наших сонных лир и стройных песнопений. Ты на небесах сидишь. Как ты ребёнка садишь, так нас Бог поднял и посадил, ухаживая за нами.

Пс.90:12 – «На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею»

Ис.49:22 – «Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах»

Ис.60:4 – «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут»

Вы помните, какую страшную цену заплатил за нас Бог Иегова – Он отдал за нас Своего Единородного Сына Иисуса Христа, Который умер за нас, искупил нас, пролил за нас кровь Свою и омыл нас ею, одел и сделал невестой Своей и ввёл в брачный чертог Сына Своего и посадил на небесах. И не у порога, а в чертоге во Христе Иисусе. Когда просто читаешь, на скорости пробегаешь это место, то даже и не задумываешься ни на минуту, в каких веках явить славу детей Своих Он желает?

Ст.7 – «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе»

Это было сказано в первом веке и не о нашем ли веке это говорится, что когда явятся люди, по настоящему возрождённые от слова благодати, от них пойдёт благая весть. Там будет явлено преизобильное богатство благодати Божией. Может быть, и о вечности речь здесь идёт, когда дети Божии уже войдут туда, и оттуда никто не похитит из руки Отца небесного.

Иоан.10:29 – «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего»

Но более всего похоже, что он говорит о том, когда люди возродятся и распространится через них Евангельская весть о любви Божией. Тогда это было только возле Иерусалима, сегодня-то уже и в Сибири, в Барнауле, в Потеряевке и в Америке. А тогда про Америку никто и не знал. Богатство благодати в том, что Бог даром дал с неба спасение. Нам же нужно только смириться и принять дар Божий, преизобильное богатство во Христе Иисусе Господе нашем. Христос пришёл, как Агнец непорочный, и по любви Своей нас, закованных, в цепях беззаконий, в смрадной подземной темнице сидящих выкупил.

Лук.12:59 – «Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки»

Тут не хватит никакой получки. Там и сгниют все безбожники, мертвецы, доколе Сын Божий по благодати даром не искупит каждого из нас.

И далее говорит: благодатью вы спасены, чрез веру. Мне видится, как в четвёртом веке уже стали надеяться на свои подвиги, а не на благодать – даром получать не хотели, а как бы на обмен за свои великие нужды и труды пустынников, лишившись всего, что дорого в нормальной человеческой жизни. Говорят о благодати и монахи, а всюду имеют в виду только одно, что если ты поверил, что есть Бог и Суд Божий, то отрёкся от всего, бежишь и скрываешься. Стали ставить рекорды поста, бдения, молчания. И об этих подвигах непрерывно читаем в житиях, а о том, чтобы полностью довериться Богу и даром принять дар спасения – такое редко где блеснёт. Чтобы, приняв спасение даром, и теперь как уже спасённые, шли под Его водительством, прославляя делами праведными Его святость и любовь. И не могут быть другими, если искуплены и перерождены. Живой от мёртвого отличается же чем-то. Бывает, что когда человек о чём-то задумается, то он рвёт травинку и берёт её в рот. Помню, когда я жил в Искитиме и говорили, как там рыбак на берегу сидел, задумался, взял какую-то травинку в рот потянул, изжевал её и вдруг повалился и умер. Оказалось, что он взял, даже не видя её, ядовитую траву. Мы даже и не задумываемся, что вокруг нас всё ядовитое, и это со времени грехопадения. Бывает, что неприметно, не задумываясь, что-то возьмёшь, а это полынь растёр пальцами и такая вдруг горечь. Вот так прошлая жизнь наша даёт о себе знать – она напоминает нам о наших похождениях. И он говорит:

Еф.2:10 – «Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»

Добрыми делами не спасаются, но они должны у нас быть. Они должны и не могут быть иными, потому что мы созданы на это. Если мы посадили виноград, то приходя к нему, неужели мы будем ждать горечи полыни? Виноград и создан для того, чтобы кисточка была благоуханной, вкусной. Если ты держишь барашка, то, когда колешь, не ждёшь же, чтобы пахло свининой. Мы созданы на добрые дела, уже сотворены по иному и другими не можем быть. У наших сестёр особые руки. Они всё делают для ближнего, готовят обеды, привечают бедных, посещают больных. У наших братьев особые губы, особые языки и особые ноги, ибо они благовестники, идут не ради корысти в любую погоду по домам, чтобы возвестить о радостной вести, о милости Бога Иеговы. Когда мы говорим добрые слова и призываем людей к покаянию, примирению – это никакой ни подвиг, мы другими и не можем быть. И не так, чтобы подал милостыню и внутри тебя уже поднимается волна гордости: ах, какой же я всё-таки хороший, не такой, как прочие или эти соседи. Нам это дело кажется совершенно привычным. Не думаем же мы, что делаем что-то великое, когда вдыхаем и выдыхаем. Мы этого даже и не замечаем. Мы созданы на добрые дела. Но если мы являем непослушание слову Божию, священству, когда они по Библии всё делают, то это уже не наше – это сатана нам навеял. Если полагают спасение в делах, полагая, что за добрые подвиги, может быть, даже и канонизировать будут, когда возникало такое мнение, что выше его уже никого нет; притом этим высокоумием были уловлены самые великие святые, как Антоний Великий, Ефрем Сирин – они прямо перед Богом, когда уже не могли в себе удержать это тщеславие, рвущееся из них, вопрошали, показать, где есть кто-то выше их, чтобы можно было поучиться у них. Кому из нас может вообще такая мысль прийти, когда ты видишь столько недостатков и брак в своей работе, особенно в воспитании детей. А эти ото всего отошли и теперь соревнуются в сознании особой близости к небу. Нашим программистам или адвокатам приходит ли такая мысль, что им уже и равных нет в нашем городе, в стране, в мире? Умница ты, такой адвокат, что уже пятерых посадил в тюрьму; у мирских людей такие мысли совсем уж редко бывают. Разве уж у спортсменов, на которых так похожи пустынники, ставящие рекорды удивления. Новое поколение нам уже на пятки наступает и всё время нас заставляют работать над собой, повышать уровень квалификации; а в пустыне он один, возносится в своей самости; они даже Богу докучали, чтобы Бог показал им, есть ли кто выше их. И всё это под благовидной оболочкой, что якобы они ищут тех, у кого могли бы хотя чему-то поучиться, познать что-то, хотя бы чуточку выше достигнутого ими. Если бы эти великие знали, верили в то, что даром получили от Бога спасение – не своими трудами и подвигами, то откуда бы такие мысли у них могли вообще возникнуть? А если по благодати, то к тебе и мысль такая никак не могла бы подойти. 150 раз Библия нас подводит к слову «благодать», чтобы мы склонились пред Иеговой и воздали Ему честь за дарованное спасение, даром сшедшее с неба по любви Божией. Мне даром всё это Бог дал и вручил таланты и желание трудиться. А у пустынников – это всё за труды, за заработанное ими. Я ещё и не могу признать себя хозяином того, что есть и чего достиг за всю жизнь. По благодати Божией я получил эти два дома и место для богослужения, но внутри себя я так и не могу себя ощутить хозяином. И что у нас есть, можем ли хвалить, что вот такая ты красивая, такая приятная снаружи, – это Бог дал по благодати, и твоего тут ничего нет – мы могли и родиться без рук. Многие женщины родили уродов, потому что принимали лекарства от бессонницы, а они повлияли на плод их чрева. Тысячи детей рождены калеками и у них вместо рук нечто похожее на ласты моржей выросло.

Сегодняшнее Апостольское чтение делает резкое разделение в наших делах, в наших мыслях – это от Бога, за это я только и благодарю; а это дела, и я бы их не сотворил, если бы Он меня не воскресил, не изменил, таких дел не сделал бы. Если смотрю на пьяниц валяющихся, то ясно, что я не такой; но помни, что мы получили, если, будучи верующими, столько читаем, слышим, говорим, проповедуем и то порой из нас такое завихрение проявится, что в ужас можно прийти, то что же спрашивать с тех, которые не знают ни о благодати, данной человеку, ни о том, что и они сотворены на добрые дела, о тех, которые не знают смысла жизни. Я спрашиваю: «Вот Вы сидите на этой высокой должности, Вы себя полностью реализуете, проявляете на своей работе, свои таланты полностью используете, довольны ли постом своим? Не хотели ли чего-то изменить, что нужно талант свой развивать?» – «Я занимаюсь такими мелкими делами. Моё образование позволяет выше быть». И рассуждают обо мне и говорят: «Вы счастливый человек. Вы делаете то, что Вам нравится, во что Вы верите. А я делаю то, что мне необходимо по работе делать. Я краевой судья и листаю эти пухлые тома преступников». Проворачивает он такие груды чужих грехов. И тут же, когда преступника осудили, он забывает, что читал. И жизнь того преступника не нужна будет ему никогда.

Мы людям должны говорить, что доброе дело – это не заслуга, это требование самой природы. Какая заслуга вашего ребёнка – красивый или некрасивый он родился. Ничего моего нет поэтому обида, самость, тщеславие у христиан не должны даже именоваться. Исправление, спасение, церковь, священство – это мы по благодати получили и этой благодатью наполнено наше сердце. Чтобы уста мои не умолкали благодарить Бога, что мы ходим в православную церковь и среди этих смут Он нас сохранил, дал смирение, где и смиряться было невозможно; благодарю Тебя, Господи. А если что-то удалость сделать доброе, то это только по благодати. И когда встречаемся друг с другом, будем напоминать, что мы братья и сёстры, от нас должно быть особое благоухание, особые дела. К этому побуждайте друг друга, а не так, чтобы заставлять молиться. Это требование внутри нас, как разговаривать с любимым. Люди, которые оказались оторванными от других людей, как на островах, разговаривали с куклой, с деревом, с собакой, с попугаем, чтобы не забыть речь. И нам чтобы не одичать в этом мире, просто необходимо вслух молиться, брать Псалтирь и своими словами говорить: я люблю Тебя, мой Господь – мне так хорошо. Какой я счастливый! Почему Ты меня избрал, Господи? Сколько у меня знакомых, которые лучше меня и более красивые и более сильные, более добрые, а Бог избрал меня.

Пс.151: 5 – «Братья мои прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них»

Чтобы сердце плыло и пылало в этой радости, оглянись вокруг, сколько людей сегодня плачут, чего-то не дополучили, а мы за всё благодарим, потому что мы в благодати Христовой. Ему слава за всё во веки. Аминь.

Список всех проповедей

228

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: