размер шрифта

Поиск по сайту




Горе подающим соблазн

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 28

Указатель: Мф.23:13

2.02.2008. Мф.23:13«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Уж эти слова все слышали. И Христос-то сказал это не филистимлянам, и даже не евреям - кочегарам, пастухам, а учёным людям, которые руководили народом, которые разговор вели только о спасении. Они специально этим были увлечены, они избрали такую специальность – спасать народ. А Господь говорит, вот вы всю жизнь за книжками-то просидели, профарисейничали. А фарисей-то как говорил про себя, что он исполняет закон Моисеев, два раза постится. Господь же им говорит: «Вы не входите в Царство Небесное», – по самому больному их месту ударил. Сказал бы, что прибыли не будет, зарплату уменьшат – ещё бы стерпели. Сказал бы, выходных вам не будет, а то - Царства Небесного. Мы для него-то и трудимся. Уж кому Ты говори, но не мне, уж я-то точно буду в Царствии Небесном. И Господь говорит: горе вам, книжники и фарисеи, горе. Вы думаете, это слово умерло? Оно живо и действенно и по сегодняшний день. Чтобы в Царство Небесное пройти, нужно принять Христа. И сказано: «покайтесь, и веруйте в Евангелие», чего тут не понятно? Покаяние, это вы думаете, что нужно на исповедь идти, на Иордан? Перед народом на площади Пётр проповедует, и ударили себя в грудь и говорят: «мужи братия, что нам делать?» Деян.2:38«покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». И тут же крестились три тысячи. Церковь вот из таких и состояла. Это за пределами храма всё было. Если образно сейчас вообразить, а сейчас техника компьютерная позволяет, то можно и показать бы. Отдельно какую-то плоскость или круг показать: вот это место принадлежало богослужению, а вот это проповеди. Всё, что только было в богослужении, всё было направлено на проповедь. Во время богослужения у евреев: Деян.13:15 – «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Начинается слово, и люди обращаются. Да ведь первая литургия была составлена так, что она разделялась на три части. Народ-то ничего не знает. Знает, проскомидия – это просфорки батюшка в алтаре режет. Возглас «оглашенные, изыдите» сохранился, и если сегодня его выполнять, то после «оглашенные, изыдите»;, люди необращённые и за грех отлучённые в храме не должны быть. В каком храме это исполняется? Литургия-то сегодня вся с изъяном, её не надо совершать, потому что «двери, двери» кричат, а двери оторванные, дверей-то нет, из церкви сотворили проходной двор. Когда скажешь, что так вначале не было, и я не отрицаю ничего что в богослужении, но согласитесь, что вначале так не было, о, как злятся попы. В ответ у них есть заготовка: «Но ведь церковь благоукрашалась». Не церковь, а богослужение. Церковь из чего состоит по-вашему? Разве это наличие купола, крест, четыре стены, окна круглые кверху сделали и всё? Да сегодня посмотри, какие ставят дачи, коттеджи – не уступит ни одной церкви. И вот если показали бы первый век, второй век, и в круге одна часть, где богослужение всё больше начинает украшаться золотом, а вот - проповедь. И если круг изобразить, то увидим, что начинает тускнеть, тускнеть та часть круга, где указана проповедь и, наконец, полностью погасла. И когда сегодня говоришь о проповеди, то в ответ: «Но служба и есть проповедь». Служба - не проповедь, служба – это молитва к Богу, и о молитве много сказано в Новом Завете. Молитесь непрестанно – это не означает, что зайдите в храм, стойте и не шевелитесь. Идёшь дорогой, сидишь дома, за обедом – непрестанно молитесь. И там Павел говорит неоднократно в посланиях: Евр.13:19 – «Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращён был вам». Молитва всюду: она и в храме, она и дома, и где бы только ты ни был. Но не так, что молитва только в храме, а без храма Бог не услышит, – такого нет в Писании.
И вот затворяют Царство Небесное эти богомольцы, святоши. А как затворяют они его? Во-первых, без Христа остались, и это однозначно, они Его не приняли. Ждали Христа по закону Моисееву, 1600 лет приносили жертвы, молились. Христос пришёл, и не узнали Его и распяли. Всё, что человечество изобрело до пришествия Христа, из того Христу достались только молоток и гвозди, больше ничего нет, ну ещё римская пика в бок ткнула, вот и всё. А учили-то день и ночь, всеми огнями горел храм. Вот так и сегодня. Церковь благоукрашалась и из века в век всё больше, больше переделывают богослужение, новые писали молитвы. Да и слава Богу, что Церковь благоукрашалась. Я занимаюсь историей Церкви, всё больше углубляюсь в богослужение и нахожу, что пост Успенский установлен где-то в VIII веке, и восемь столетий никто его не знал. Прибавляют, прибавляют, а проповедь полностью погасла, проповеди вообще уже нигде нет. Хотя в Евангелии говорится на каждом шагу о проповеди. Павел утверждает: Рим.10:17 – «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Слово Божие истребилось, его почти нигде нет, и потому не пора ли нам начать ревизию, хотя бы внутри себя что-то переделать? Вернуться на Евангельский путь! Фил.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». Это не о баптизме, а о том, как было вначале. Вот это и есть, что затворили Царство Небесное книжники и фарисеи, священники – они затворили. Они за нами гоняются, где мы проповедуем. В любую больницу пойди и везде киоски церковные понастроили, везде торгуют, а ты попробуй, встань с нашими книгами, и вы знаете, что они будут делать? Они и милицию, и что угодно вызовут. Они людям ничего Евангельского не дают, люди берут у них книжки о Матроне, от какой болезни лечиться каким святым. Какое это отношение к Евангелию вообще имеет? Я отвечаю, что это совершенно новая религия. И они обходят, не сидят дома, обходят море и сушу.
Куда ни пойди, везде они прилепились киосками, везде торгуют. И инструкция одна только, чтобы никто не говорил Слово Божие. Они вроде бы людям говорят что-то. А что? «Идите, креститесь», ко крещению подталкивают. Вы знаете, у нас была тут инокиня, и когда она поняла одно, что крещение везде неправильное, то что священники с ней сделали, как её оболгали, изгнали, и чего только не было, суд был, и она все процессы выиграла, – это уж Господь так сделал. Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры! То, что есть книжники, это хорошо, и фарисеи - хорошо. Худо то, что и там полно лицемерия, когда одно делают, а другое говорят, – лицемерны напоказ. Вы запомните одну фразу: «лицемер никогда тайно не молится». А зачем ему тайно, когда никто не видит, он и Библию не будет читать. Ему надо, чтобы его видели. «Что вы затворяете Царство Небесное». Да разве Царство Небесное можно затворить? Можно, привязать его к батюшке, к попу. Как батюшка скажет, благословит тебя, тогда пойдёшь. Видите, как мне пишут: «А кто благословил Вас писать книги»? А я послал книги, и от архиепископа Илариона пришло письмо, я его вам читал: благодарит за ценные богословские назидательные труды. Из Австралии, он там архиепископ. Я его лично знаю, встречался с ним. Значит по-разному люди относятся. И хотя бы немножко-то он наши книги прочитал. Что бы он писал «назидательные», если бы он не открывал их? Лицемерие оправдывает всё: войны, захватнические войны. Сергий благословил войну! Почему Апостолы не благословили и ни одного восстания против Римского владычества?! А только Бар Кохба в 135 году с Раби Акиби подняли восстание, и для евреев был полный крах. Апостолы не призывали к восстанию, и даже намеков нигде нет, но научали: покоряйтесь властям, цари от Бога, власть установлена на пользу, не напрасно воин носит меч.
Ис.28:15 – «Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдёт до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя»;». Эти слова исходили из их дел, хотя они, может, так никогда и не говорили. Обманывали как? Да так, что пришёл Христос, объявили Его врагом. Господь Сына послал Единородного, Он идёт в виноградник, а они увидели Его и не сказали, что идёт чужой, а вон идёт наследник. Они точно знали, ибо и притча так прямо и говорит. И что они решили? Если Он Наследник, то скорее дорожки постелим, как архиерею, давайте аксиос пропоём? Ничего подобного: А мы Его убьём! И приложили руки эти работнички церковные. А виноградник – это Церковь, это Израиль. Да и сегодня-то Христос приди, да приди с Евангелием в руках, то, я даже не знаю, хоть в одном храме примут Его или не примут? «Служба, служба!»; Да служба-то, может быть, она и не нужна совершенно, если люди-то неверующие. «А у нас литургия, причастие»;. Написано: 1Кор.11:30 – «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает». Ты сначала обрати человека, сначала открой ему истину, трагическую историю израильского народа, который отверг Христа. Покажи трагическую историю русского народа, который отверг Слово Божие. А жили вымыслами человеческими, монастырскими тонкими видениями монашескими, проспали жизнь и остались без Слова Божьего. А без Слова Божьего не будет страны. Ибо пришли со Словом Божиим разные-разные секты, и с ними бороться никак невозможно без Слова Божия. Никак! Они будут расти, а мы умаляться, они будут в голове, а мы будем в хвосте.
Иер.37:9 – «Так говорит Господь: не обманывайте себя, говоря: «непременно отойдут от нас Халдеи»;, ибо они не отойдут». А зачем об этом говорить? Да потому что многие обманывают себя: я хожу в храм. Вы попробуйте с людьми поговорить и услышите: «да ладно, я уж в уголочке постою». Я хорошо людей некоторых знаю, пытаюсь как-то вызволить, зову: придите на занятия. «А зачем? Я на исповедь хожу». Они ничего-ничего не хотят знать. Ну, ты же Евангелие не знаешь? «А зачем мне знать?» Всё символами покрыто, закрыли всё алтарными дверями. Не было же этого ничего вначале, но просто выходили, служили, и мученики были. А сейчас как северными воротами выйдет, выходит, свечу перед Евангелием несут. Вы не думайте, что просто свеча лишняя. Свеча – это Иоанн Креститель, и вы знаете, как тут всё зашифровано. А Евангелие выносят – это не просто Евангелие, это проповедь Евангелия, - там так и написано в толкованиях. А её нет, прокричали, обратно занесли. Да ведь Слово-то Божие надо раскрыть, не закрытое держать, ибо написано: 2Кор.6:7 – «в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке». Правая и левая, то есть книгу раскроешь и двумя руками её надо держать.
1Иоан.1:7,8 – «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». И Кровь Христа не омывает тогда человека. Мы обманываем самих себя. Вот этот упрёк был дан фарисеям и книжникам, он касается любого человека, который хочет спастись. Об этом говорит Апостол: Иак.1:22«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». Оказывается, можно даже слышать Слово Божие, но не исполнять и быть таким же точно обманщиком. Ты услышал, что надо людям нести это слово благовестия, ты знаешь, что люди болеют, умирают, и умирают потому, что не знают, какое есть для них лекарство. А лекарство под ногами растёт. Может быть, надо репей с подорожником в равных пропорциях смешать, растереть и съесть, и человек бы выздоровел. И если бы ты знал, что это лекарство доступно людям, то неужели никому не сказал?
Мрк.10:13 – «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих». Ну, это когда-то было, ученики, может быть, правильно делали, ибо им казалось, что так лучше, чтобы дети не шумели. Гляжу, детей приводят, и всю службу пытаются дети стоять. Вы детей всех отвратите, они вырастут безбожниками. Заводите их в трапезную, отдельно занимайтесь с ними, чтобы они отдохнули, посидели. За ребёнком мне хочется посмотреть в будущем, я его уже не вижу, и пустое место будет, он на службу идти не хочет, его за руку тащат. Создайте ему приятное нахождение здесь, чтобы он побыл, помолился, получил благословение, и теперь пусть с ним позанимаются. Я допускаю даже такое, что в это время можно выйти, покачать ребёнка, чтобы он прогулялся.
Иер.6:21 – «Посему так говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут». Бог полагает преткновение? Да этого быть не может, потому что сатана полагает. Однако пророк именно так и говорит, что Бог полагает. Кладёт преткновение и все вот отцы и дети, а это не два, не три человека, а весь Израиль разбился об это преткновение. А обо что люди больше всего разбились, давайте немного поисследуем. Вымыслы человеческие. Серафиму Саровскому Бог ответил, когда он молился о священниках, что они вымыслами своими закрыли Слово Божие – выдумками человеческими. И о чём бы ни сказал тем, которые в церковь ходят, они ничего из Писания не знают, но на каждом шагу: «батюшка сказал». Да он тебе даже этого и не говорил, он не мог этого говорить. Приходят к священнику: «батюшка, я познакомилась с неверующим». «Ну, если любите друг друга, в ЗАГСе зарегистрируйтесь», – его же не потащишь в церковь, он не идёт. Он благословляет, когда Писание говорит: что общего у верного с неверным. Нам нужно научиться смотреть глубже в это. Есть город Екатериноград, и есть Екатеринодар, чем они отличаются, не знаю, но есть такие города. Я думаю, что наша община - Екатеринодар. Почему? Такие хорошие у нас ребята, а наши сёстры за них не идут. Почему, в чём они их зазирают? У них всё при них: и должности, и работа, и не больные. И вспомнил я Екатерину в житиях святых, когда она поставила четыре условия, что выйдет замуж за того: кто красивее меня, кто мудрее меня, кто знатнее меня и кто богаче меня. И, видимо, наши сёстры все Екатерины. Екатеринодар – наша община. И вот приходится нашим братьям издалека везти теперь сестёр. Опять же, если только сёстры дают обещание Богу доброй совестью служить и не выходить замуж, а жить одной, – это великое благо сёстры избрали. А если только досидеться до перезрелых лет, а потом куда попало голову сунуть, то надо об этом молиться, чтобы такой критической отметки не достигло. А потом за любого калеку, за неверующего, куда угодно пойдёт. Так что Екатеринодар этот чтобы был Господу. Мы знаем, чем у Екатерины закончилось, когда её познакомили с Женихом. Пресвитер ей сказал: «твоя красота по сравнению с Его красотой просто грязь, богатство твоё – нуль». Кто же такой?! Икону показали ей, и Младенец Христос посмотрел на неё! И если за Такого Жениха сёстры наши все выйдут, тогда будет благо, об этом тоже надо молиться. Вы, пожилые, с ними беседуйте. Наши братья не такие, чтобы их зазирали какие-то посторонние, если бы они были такие в миру, они бы все переженились, а они, видите, какие. Может, и это тоже во благо, я не знаю, только это не закрыло бы им вход в Царство Небесное. Мы должны о том говорить, что одному хорошо служить Богу, не будет иметь никаких скорбей. Незамужние и неженатые заботятся о Господе, как Ему угодить. Разница большая между женатым и неженатым.
Положил претконовения Бог, а вот в чём они, не говорится.
Иер.9:4 – «Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы». Вот кого надо бояться. В первую очередь надо бояться тех, которые имеют доступ указывать. Правильно ли они указывают? Православные совсем не приучены к различению, священники устанавливают только свой авторитет: «я тебя отлучу, я тебя запрещу». И отовсюду мне звонят: с дальнего зарубежья, с ближнего, - одинаковое состояние везде, и за рубежом одинаково. Ни один священник, видя, что человек начинает чем-то увлекаться, не предложит: «Возьми меня к сектантам, пойдём сейчас там разберёмся, побеседуем, приглашай их сюда к нам». Ни один. Я 45 лет этим занимаюсь и с сектантами, и ни одного случая по-другому пока не было. Единственный, кто со мной поехал в Америке беседовать с баптистами, - Австралийский архиепископ Иларион. Сели в машину, и он сам поехал, чтобы я с ними побеседовал, а он там присутствовал. У нас осталась связь, тоненькая, ибо один только он ответил на все наши посылки, значит что-то в этом есть. Его звать Иларион, может, это в дальнейшем наш архиерей будет, я вот о чём подумал. Он нам не положил никакого претыкания, и благо нам и ему, если мы будем друзьями.
Рим.14:13 – «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну». То есть фарисеи виноваты в том, что закрыли вход в Царство Небесное. Любой из нас может быть таким, который подаст соблазн, и тем брату, сестре закроет дверь в Царство Небесное, вот что страшно будет. Фарисеи были призваны людям открывать Царство Небесное, а они не просто не делали этого, а делали наоборот, это не нулевая отметка, а отрицательная. Они и других не допускали ко Христу напрямую, и это конкретно о сектантах говорится, которые не допускают людей познать Христа Евангельского как должно, чтобы он в Церкви был. И православные в первую очередь: старообрядцы, новообрядцы – это не имеет значения. Ко Христу-то не допускают, а без Христа Царство Небесное закрыто. Когда нет Слова Божия, люди-то с разными предрассудками. Поговорите с людьми, которые не изучают Слово Божие, как много они знают, а знают всё пустое и неправильно. Притом, разные сны, где что было. Только что вчера дали мне прослушать запись, как тут одна обмирала, в коме была, и что она видела. Ничего Евангельского нет, и просто мозги больные, и она не понимает, и у неё это твёрдо запечатано, и Евангельского она не принимает. А люди этого не понимают –«она обмирала, она ожила». Она не обмирала, а если это было, она должна была увидеть то, что написано в Евангелии, другого и не должно быть. Определять очень легко.
Фил.1:10 – «чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов». День Христов – это пришествие Иисуса Христа на землю. Вот там главное будет преткновение: если подавал другим соблазн, была греховная жизнь, жизнь не по Евангелию, то преткнётся душа и не поднимется к Господу. Мы должны каждый день готовиться, каждый день на нас может упасть самолёт, комета, и что угодно, или сердце остановится. Павел говорит о евреях: 1Фесс.2:16 – «которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца». Нас гонят везде и тем дополняют меру грехов своих. Говорят: «А что делать?» Одно: отойди, иди в другую следующую палату, в другую камеру, где церковники не мешают. С ними не разговаривайте, они не принимают ничего. Никакого понятия ни о спасении, кидаются, всех натравили против. Заведующая пришла: «Выйдете отсюда, и чтобы больше ноги вашей здесь не было». Никогда этого не было, даже при советской власти. Всегда проводили занятия, мы шли по палатам, сиди хоть весь день, разговаривали, читали больным Евангелие. Сегодня снова патриархия выросла на арене, она всех душит, она ничего не делает, единственная задача – задушить, никому не дать говорить и насеять мрак и тьму. Конкретно сегодняшний день, и мы ничего не можем сделать, только можем победить, творя молитвы, перенося и эти скорби, печали, и они это увидят. Я думаю, где-то будет критический момент, и будет иное. Тут был священник, который говорил: «Я специально против вас натравливал». А потом посадили его в тюрьму, и я ему туда передачи носил. И когда он пришёл, то признался: «Там я научился молиться». И мнение его о нас сразу изменилось, он стал ходить к нам и молиться. Вот как может быть. Мы ничем не можем защитить себя и их исправить, если сами потеряем Иисуса Христа. Никогда не отвечайте взаимностью на то, но только помолитесь. Определение чёткое и ясное: «лицемеры», – как Господь сказал книжникам и фарисеям.
Сир.19:22 – «Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти». Пусть ничто и нам не препятствует. Итак, не завтра покаюсь, а сегодня, сейчас, не выходя из храма. В чём повинен, скажи перед Господом: «Я повинен: да, здесь я молчал, там лишнее говорил, а вот здесь слышал, да не исполнил, – прости меня, Господи!»; А уж потом всё это на исповеди скажешь, Господь откроет. Веры нет без Слова Божия. Без Слова Божия только суеверие, и поэтому говорить о полноценной вере без Библии, где не читают, очень и очень сомнительно. Деян.5:28 – «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека». И поэтому главный удар книжники и фарисеи наносили против проповеди, с первого дня. Они не говорили: вы отдельно не молитесь, мы вас будем гнать за то, что не молитесь. Это понимали книжники и фарисеи, да и как это не понимать? Я думаю, и сегодняшние книжники и фарисеи это понимают. Потому что с сектантами бороться они не могут. А мы-то считаемся православными, мы ещё держимся за счёт того, что мы не покоряемся, не подчиняемся местному епископу, это был бы последний день нашего существования, прикрыли. Но пока мы отдельно находимся, пока молимся отдельно, у нас есть очень большой шанс не только исполнять Слово Божие, но и быть и обличителями, говорить, что книжникам и фарисеям – горе. Горе тем, кто препятствует благовестию. Вы препятствуете нам говорить, вы затворяете дверь людям, которые ищут. Больные в домах престарелых желают нас слышать, потому что они уже несколько лет слышали об этом. Я вам говорю это для того, чтобы знали, как молиться и о чём. Господи, да не будет среди нас лицемеров. Книжники и фарисеи, простецы, сёстры или братья – не имеет значения, но только чтобы кто из нас не положил никакого преткновения другому. Как написано: Ис.62:10 – «Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!» Камни – это все эти соблазны, какие есть. Не за глаза говори, а приди, выговори ему наедине, и если тот покаялся – ты приобрёл брата, камень уже убрали. Итак, Слово Божие грозное, страшное, и люди эти закрыли другим вход в Царство Небесное. Пусть минет подобная беда мимо нас. И чтобы ни к одному из нас это обвинение не подошло, а услышали бы: войдите в радость Господина своего. Аминь.

На всё смотрю с подчёркнутым итогом:
Зачем-то же дышало, пряталось, плодилось.
От той черты мы необычно вздрогнем,
Прошедшее с возвратом вдавит в дикость.
Из проповедников беззвучных в нашу честь
Метнулись стрелы разума и скорби.
Они нас гонят, не дают присесть
И настроение нам многократно портят.
Но если примем, их слова усвоим,
Под прежним, каясь, подведём черту,
Не в одиночестве тогда, нас с Богом двое,
И уподобимся орлу, а не кроту.
Свет, осиявший совесть, неземной.
Подскажет и покажет – кто был явно друг,
Тот обличитель, словно тень за мной,
Он из «нельзя!» вычерчивал нам круг.
Тех обличителей бесцветных будет тьма,
Не говорящих, изо всей природы,
В развёрстке с вёрсткой груды и тома,
А мы, живя, не видели их вроде.
О жизни без греха, о смерти недалёкой
Скрипело, верещало по капканам.
В сетях запуталось, хрипело, сердце ёкало,
Доколе сам в зёв с чернотою канул.
Не сразу зрение прочистилось от мази,
Которой Дух Святой слюной Христа помазал.
В событиях бельмо сдирал подсказкой, —
И всё отчётливей деревья, без маразма.
Из окружающего слышим шум и голоса
Отребию земли, испорченному змеем.
Напившись и наевшись, не стоило плясать,
В присутствии Творца да как же то посмеем?!
Прислушиваюсь, всматриваюсь при лучах закатных:
Да ведаю, что Бог со мной творит?!
Не пенсию бы ждать, а общую расплату,
Под старость сморщимся, как высушенный гриб. 11.08.08. ИгЛа

Список всех проповедей

163

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: