размер шрифта

Поиск по сайту




Анфим - архипастырь

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Иоан.10:9-16

Такой был принят обычай в церкви - устанавливать память мучеников. Был составлен особый список умученных чад Церкви – мартиролог. Слова: «канонизация», «причисление к лику святых», «прославление» - не знали в первом веке в том смысле, как эти слова узаконили потом церковники. Раньше этого не было. Все, уверовавшие во Христа - святые. Живущие на земле, ходящие, впадающие в согрешения, они все - святые. Не совершенные, но святые, омытые кровью Христа. Еф.1:1 – «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе». Кол.1:2 – «Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе». Но когда люди доказывали свою верность и умирали за Христа, исповедуя Его, то считалось, что они вошли в небо. Когда устанавливалось наше православное богослужение, а оно устанавливалось в течение примерно полутора тысяч лет, ибо постоянно что-то добавлялось, находили что-то новое, упущенное, то в память священномучеников установили читать на Евангелие это Иоанна 10:9-16, а из апостольского чтения Евреям 13:7-16.
Почему наша община названа в честь священномученика Анфима Никомидийского? Для людей многих это не понятно. Почему не в честь Покрова, Александра Невского, в честь Успения Божией Матери, Николы Чудотворца – почти в любом же городе есть храмы с такими названиями. Имя Анфима неизвестно почти никому. Прошло уже 13 лет, как был назван наш храм в 1992 году, и я ещё не встретил ни одного священника, ни одного епископа, который знал бы житие, биографию Анфима Никомидийского. Даже наши священники, нашей юрисдикции, приезжали к нам служить и они не могут выговорить слово «Никомидийский». Путаются, выговаривают, как Брежнев, с третьего захода слово «Азербайджан». Почему? Узок взгляд на истину. Жития святых – это Серафим Саровский и всё, на этом кончено. Но ещё кто-то Сергия Радонежского назовёт. Жития - это 1173 биографии, притом, если говорится Анфим Никомидийский, то знайте, что с ним пострадало в этот день 22 тысячи - это одно житие. Так сколько же их было, точно и не знают, скрыто от народа было. Думаю, почти на 100%, в России, а может, и во всём мире, никогда не было храма в честь святого Анфима Никомидийского. Такое вот трафаретное мышление выпестовали. Родился ребёнок, назовут: Сашка, Володька, Игорь. Вот, у нас в доме соберутся - четыре Игоря, из них два Игоря Владимировича. И ты спрашивай, какой - золотой, лысый или кудрявый. Что это? А ведь мужских имён около 750. 750 разными именами назвать, то как красиво будет. У нас в деревне, например, были Лазари, Пахомии. Анфима не было. А сейчас и Анфим у нас есть. Когда я был в Синоде в июле 1992 года и мы беседовали с митрополитом Виталием, а епископ Илларион сидел рядом, я и говорю, что хотел бы, чтобы наша община была бы названа в честь Анфима Никомидийского. А кто это такой? 3 сентября по старому, по новому 16. А откуда вы о нём знаете? А от того, что к тому времени я уже ровно на десять раз прошёл 12 томов «Жития святых» - вот откуда. Теперь я их прошёл на 12 раз и если есть в мире слово самое-самое, особая книга, в которую заносят высших лидеров, рекордсменов, то самое-самое относится к нашему священномученику Анфиму Никомидийскому. Ни одного за две тысячи лет не было епископа, который бы такую многочисленную паству, всех до единого, довёл до неба. Были более многочисленные епархии и общины, а Никомидия была как бы вторая столица, как Александрия, это крупный город, и в этом городе было много христиан. И христиане появлялись через проповедь святого Анфима Никомидийского.
Чтобы было более понятно слово Божие, его нужно всё время переводить на сегодняшнее время. Слова Божии должны быть живыми и действенными, и мы такими же должны быть. Мы должны быть живы и действенны, представлять, как выглядел пророк Илия. Когда спрашиваю, говорят - не знаю. А я знаю, что если я скажу, как представляю пророка, каков он был видом, то кто-то и засмеётся. Если бы к нам сегодня явился пророк Елисей, и мы его увидели, то, может быть, и не приняли, у него и паспорта-то нет. Какой то смешливый человек, да небольшого ещё роста. Или Закхей пришёл, так прямо и написано, низкий ростом. Мы должны воображать, на кого он примерно похож. Так, в моём воображении, он похож на нашего батюшку, Анфим Никомидийский. Я всегда стараюсь приблизить читаемое к пониманию сегодняшнему. Он был очень общительный, что и в наших батюшках, Бог дал, есть. Они не закрыты, не отгораживаются ризами, к ним можно смело подойти, разговаривать и обличать. Вот я к такому выводу и подошёл, что он высокого роста был, русоволосый. В моём представлении он таким и был. Вначале я никогда не думал, что я смогу этих батюшек как бы соединить с ним. А потом постепенно размышлял, читал, вглядывался в историю и подумал: примерно вот так и выглядел епископ Анфим. Он учил людей, и учил их, как Павел, день и ночь. Что это было за учение, на каком накале он держал свою паству, что ни один не вышел из храма, когда враги обложили хворостом его и готовы были зажечь, и сожгли всех. Это даже вообразить нельзя, как будто он не жил даже на одной планете Земля с митрополитом Сергием Страгородским. Анфим не шёл ни на какие компромиссы. Да или нет, а всё остальное за пределами вселенной в тартары летит, всё от лукавого. Или я умираю за Христа, отстаивая свой идеал веры в Него, или же я погибаю. Вот житие святых мучеников в Эфесе. Дан приказ сжечь, начальник, расположенный к христианам, предупреждает их через посыльного, чтобы сказал им не ходить в храм, что дано повеление сжечь всех, кто находится в храме. Эта весть мгновенно облетела город, окрестности, и кто только мог, кто успел добраться, забились в этот храм. Храм под завязку набили. Военачальник идёт к храму, уже близко, видит, выскакивает женщина, растрёпанная, с ребёнком. Задержать её. «Куда ты бежишь?» «В храм». «А ты знаешь, что я иду сжигать христиан?» «Поэтому я спешу, чтоб быть вместе со всеми». «А куда ты ребёнка тащишь?» «Я хочу, чтобы он со мной не расставался. Я очень люблю его и хочу, чтобы он был на небе».
Как проигрывают матери, которые не приходят по воскресеньям в храм Божий, которые не слышат проповеди. Вы слишком много проигрываете. То на капризы дитя списываете, но если оно покапризничает, выведи его, маленько погодя - заведи. Если год ему уже есть, ты смело можешь призвать его к порядку. И Анфим сумел убедить всех матерей не оставлять детей. Тогда никто не знал слова «аборт», детей было много. Как пишет Павел Алеппский, возле каждого дома, как одуванчиков было, 10-12 детей. Менделеев Дмитрий Иванович в семье был 17-ым ребёнком. А ты с тремя запурхалась уже. У нас в деревне была одна, у неё 24 ребёнка было. Но так как медицина была слаба, то был естественный отбор. Анфим Никомидийский заботился и о детях. Он убедил матерей, чтобы они с ними не расставались, и они все вошли на небо. Представьте, что в одном городе 22 тысячи ревностных христиан-проповедников, и они мгновенно исчезают. Какая тишина наступила, никаких споров нигде нет, потому что где христиане, там всегда спор. Написано в 28 главе Деяний Апостолов: Деян.28:22 – «Об этом учении везде спорят». Не слышно проповеди, не слышно благовестия о Христе, всё как замерло, даже язычники, конечно, озирались. Не было радио, телевидения, средств массовой информации. В России первая газета появилась при Петре І - «Петербургские ведомости». А это 302 год. В Римской империи никто не дрогнул и не узнал. Ведь это не Беслан, где погибло 150 детей. Это всего лишь 22 тысячи в одном храме. Конечно, были крики, вопли, страдания, но двери были открыты, любой мог выйти. Ни один не шевельнулся.
Я рассказал это подробно митрополиту Виталию, и они оба подписали указ о том, чтобы наш храм был назван в честь святого Анфима Никомидийского. Я в жизни своей встречал Иоакимов, Ефимов, но Анфима никогда и нигде не встречал. За 2000 лет нет никого подобного и народ не знает о том. Чья вина? Это пастыри. Они скрыли абсолютный образец подражания Христу. Мы не знаем даже, сколько Апостол Павел ввёл на небо - нет счёта. Он говорит, меня все оставили. 2Тим.1:15 – «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня». 2Тим.4:16 – «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили»! А Анфим говорит: «Вот я и дети мои», - представ пред Господом. 1Макк.2:64 – «Но вы, дети мои, крепитесь и мужественно стойте в законе, ибо чрез него вы прославитесь». И об Анфиме не знает ни один епископ. «А когда он жил? А почему в честь него»? Да потому, что мы хотим иметь от него благословение. Очень небрежных людей нам Бог послал в Потеряевку. У них всё разбросано, в ограде беспорядок, сено валяется. Одна спичка и всё будит гореть и ещё кроме того, сами поджигают. А он сгорел. Я говорю в Синоде, что хочу, чтобы он был наш защитник от пожаров, сохранил наше поселение. Нам не так воры докучают, как свои антипожарники. Поджигают сначала взрослые дядьки с бородами, а дети учатся у них. Нынче уже началось, дети спичками поджигают, едва затушили. Нам устраивают Никомидию здесь каждый день. Дал бы Бог, чтобы наш Анфим был не таким, а подражал бы тому. Чтоб не в честь каких то мирских героев называть; помните 62-ой год, когда Гагарин летал в космос, так Юрки пошли, как с конвейера, везде.
Когда посадили православного епископа Мелетия, учителя Иоанна Златоуста, то родители, желая почтить его, детей называли именем Мелетий. Враги хотели имя истребить, а в каждом доме растёт новый Мелетий. Для меня это радость, что у нас есть Анфим. И чтобы всегда за него молились, просили Господа. Я вот посмотрел, Анфима никто не знает, а у нас только в книге «...открытым оком» имя Анфим встречается 30 раз, а в книге «Для слова Божия нет уз» - 46 раз. Итого 76 раз. И 77-ой ещё здесь народился. Я сегодня только размыслил об этом, даже не знал, что такой подсчёт, -компьютер помог мне быстро разобраться с этим, и это имя стало известно. Во-первых, имя это в интернете теперь через нас, на устах, как говорят, на слуху. Слово «Анфим» как бы воскресло заново у нас для многих и многих. Это как некое откровение.
Церковь установила читать 10 главу Евангелия от Иоанна 9-16. Её нельзя читать без слёз. Установлено читать и Апостольские послания, и если Бог позволит, я ещё скажу вторую проповедь, оно всё против нас. И глава эта, и стихи, всё нас обличать должно. Я прошу вас - напрягитесь, будьте внимательны, примените это к себе, чтобы вышли мы другими, как чада Христа Бога, как будто у нас рядом Анфим Никомидийский, и он смотрит на нас. Иоан.10:9 – «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдёт». Я нигде не мог найти у толкователей, даже у блаженного Феофилакта, что значит войдёт и выйдет. Если войдёт в Царство Небесное, то зачем ему оттуда выйти? Ясно, что если выйдет в мир, а потом войдёт в Царство, тогда мне понятно, а то войдёт и выйдет. Я нашёл только один ответ, что человек, уверовавший во Христа, входит в Церковь. И он не запечатался в монастырь, он не идёт в пустыню, в леса, он выйдет и идёт к миру. К миру идти Бог призывает. Всякий иной путь, это не путь за Христом. Я кричу на каждом углу об этом, и ничего пока не успел, но думаю, что рано или поздно это стронется, как и с погружательным крещением.
Когда я впервые начал говорить о полном погружении в крещении, ещё когда рукописи распространял, а потом на машинке печатал помаленьку, все шикали и говорили: «Замолчи, это не правда» и прочее. А пришло время, и сейчас уже в патриархии строят баптистерии. Священники обязаны так и делать, патриарх Алексий об этом говорит, что не крестить там, где не полное погружение. А когда я говорил, что полное погружение надо, то в ответ мне: «Ты что, баптист?». А при чём тут баптист? Священное Писание, каноны повелевают: кто крестит не в три погружения, извергать из сана их, запрещать, апостольское 50-е правило.
Войдёт и выйдет, и пажить найдёт. Какую пажить? Это люди, которым нужно засвидетельствовать. Это те, которые будут слушать тебя. Ис.66:5 – «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены». Лук.10:16 – «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». Иоан.15:20 – «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». В этом полное подражание Христу. Кто тебя будит слушать, если ты залезла в пустыню, или зарылся, законопатился, залез на столб, скрылся в пещеру. Пажить-то ты не нашёл. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Украсть - это значит присвоить. Не надо думать, что вор, он сразу всё сжигает. Нет. Он пользуется. Украл коня, он новое клеймо, тавро ему делает, выжигает, на машине переклёпывает номер на моторе, и он на нём ездить будет. Если душу, возрожденную Богом, дьявол уводит, он не просто её оставляет, он делает её ревностной своей служительницей. Мы это знаем на 45 примерах людей, которые ушли из нашей общины. Никто не остался на прежнем уровне. Бросили всё, сбрили бороды, женщины облеклись в брюки, подкрасились, и многие впали в самый прозаический плотской грех, в блуд, пьянство и воровство. Вор приходит для того, и ты каждый раз думай, даже если он не вор: «Не погубит ли он меня, не убьёт ли?», - по этому ты узнаешь, кто он. Иоан.10:10 – «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Сектанты очень любят повторять эти слова Христа, очевидно, чтобы лучше скрыть смысл первой половины этого стиха. Христос пришёл дать жизнь; Он сам есть жизнь, и не где-то в миру, не в секте, а только в Его святой Церкви. Всё время надо сектантам это подчёркивать. Всюду и везде написано, что Бог спасает людей, но спасает именно только в Церкви. Не без церкви. Не так, что в пресвитерскую одежду оделись, и мы сейчас образуем общину, назовём её в честь какого-нибудь святого, и мы будим спасены. Спасение в Церкви. Без Церкви нет спасения. «Я есмь пастырь добрый». Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Кто такой пастырь? Пастырь должен иметь общение с общиной, он должен хорошо знать пастбище, знать окрестность, где поить, куда водить. Пастырем является начальник для подчинённых. Пастырем поставлен муж для жены, родители для детей. 1Пет.5:2 – «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия». Когда люди спорят, то обязательно какая-то корысть, что-то касается зарплаты, что-то отпускных - обязательно просматривается что-то в этом споре. А вы не для того делайте, а для славы Христа. Не для гнусной корысти, говорит Апостол Пётр.
Соф.3:3 – «Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости». Вот они, волки, где. Волки сидят в судах, в прокуратуре, в сельсоветах, в администрациях, всюду и везде. Каждый будет стремиться похитить душу твою, например, какими-то льготами, чтоб ты совестью поступился, не на истинной стороне был, не на правой, а на левой. Враг приходит для того, чтобы убить и погубить. Мф.7:15 – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Внутренность их нужно узнать. А как? Премудрый говорит: «Заговори ты, и я узнаю, кто ты». Сначала словами человек испытывается, сеет ли он истинное учение. А чтобы узнать, что оно истинное, ты должен сам очень и очень хорошо знать Священное Писание. 3Ездр.5:18 – «Не оставляй нас, как пастырь своего стада, в руках лукавых волков». Оставили пастыри паству свою. И сегодня выходит народ из храма, ещё друг другу поклонятся некоторые, а остальные все уходят. К нам пришла одна душа, она слышала мои выступления на радио, и первое, что она сказала: «Я давно следила за вами, - она скромная очень, - и хотела всегда подойти и узнать, о чём вы всегда интересно разговариваете и с вами молодёжь, вы отдельной кучкой всегда стоите, кучкуетесь, выйдя из храма». Я спросил её, давно ли она ходит в храм. «18 лет, и ни разу ко мне никто не подошёл, я выйду, стою возле храма, я стеснительный человек, и не могу подойти». Другая мне говорит, что её муж был коммунист, много грешил, и вот теперь ему 80 с лишним лет и его потянуло к Богу. И он так заботился, меня расспрашивал, как в церкви вести себя, сначала храм пришёл посмотрел и решил всё рассказать священнику, исповедуя свою жизнь, у него были грехи очень тяжёлые, он предавал верующих. И вот он пришёл, стал каяться, а его со всех сторон давят, он подходит к священнику, на двух листах всё переписал, припомнил, когда это было. А священник: «Чего тут у тебя? Давай быстрее» и он кинул на него какой-то фартук, этот бывший коммунист говорит: «Что он мне сказал или ничего не сказал, я ничего и не понял». Он отошёл оттуда и не знает, а люди говорят: «Там причащаются, но без исповеди нельзя причащаться». И он сказал, что больше никогда сюда не придёт.
Злые деятели! Он с таким напряжением готовился, так тщательно мылся, одевался, уже седой, и решил переменить путь свой. Эти решения у ищущей Бога души все были до момента, пока он не встретил этого попа-волчару в рясе. Дикий волчиный дух прёт из храма, он курится под куполом. Волки, лютые волки, сожравшие Слово Божие. Деян.20:29 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Заканчивают семинарии, академии и учатся только, как содрать шёрстку, сожрать плоть, и не оставляют кости до утра. А к священнику приходят, как к судьям. Сир.13:21 – «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым?». Апостол Павел в Деяниях Апостолов говорит о том, что придут лютые волки, которые не будут щадить стадо. А вот, принять нам или не принять, это зависит от нас. Определите, волк он и только трясёт бородой, или только одежда тебя пугает, только рукоположением своим стращает тебя. Это ты должен определить сам. Иоан.10:12 – «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их».
А кто такие волки? Да любые еретики. Приехали в 2004 году в июне месяце адвентисты в Барнаул, и ни один пастырь не пришёл, не считая отца Павла, два дня ходил он, а потом ему на работу уезжать. И кому я только ни звонил, ни один не пришёл, спрятались. Это явно лютые волки, боятся лжепророков. Даже нашего брата звал и неоднократно, и он не пошёл. Я говорю: «Иди, учи!». А он: «Не надо ходить, кто ходит, отлучать надо». А как же выйдет и найдёт пажить где? Они пришли первый раз послушать, все чьи-то прихожане православные. Ровно через 13 дней они приняли лживое адвентистское крещение, тут же, рядом с дворцом спорта в бассейне «Обь». А отрекались от чего? Хотя и отрекаться было не отчего. Они узнали больше за 13 дней, чем за 13 лет. Наёмник бежит потому, что наёмник и не радеет об овцах. А почему он не радеет? Они не стоили ему ни копейки. А Христос за них умер. Когда ты их рожал, мучился, проповедовал, страдал за них, тогда за каждую овечку сражаться будешь; но сама овечка, она в силах сказать, что ты мне не нужен, она может отвернуться от тебя, от меня в любую сторону. Почему в «Шести словах о священстве» Иоанн Златоуст говорит о трудности быть священником. Больной, как правило, приходит и показывает язвы врачу сам. Духовные же овцы, т.е. разумный человек, он скрывает болезнь, он не открывает свой грех. Если овцы ищут, где лучше трава, то сознательный человек, называющийся овечкой, ищет закисшую блевотину чужую, и он её жрёт. Ис.28:8 – «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» - философскими всякими учениями, - не увлекайтесь этим. Итак, всё это Церковь установила читать для того, чтобы мы, узнав добрых пастырей, таких, как Анфим Никомидийский, просили Бога быть похожими на него. Быть может, поверят наши близкие, знакомые, жители, которые рядом с нами. И, чтобы они пришли к Пастыреначальнику, Который позволил нам открыть слово Его и обновиться душой, придя в храм. Аминь.

Мне жаловаться вовсе недосуг,
Скулить о ценах, качестве погоды,
Что не с моей женой мне изменяет друг
И голос дьякона не по последней моде.
Не жалуюсь на крепкие запоры,
Которыми закрылся епископ от народа,
Что путь такой неровный, но впадины и горы,
Заполонили Кремль презренные уроды.
Божки и идолы, кумиры и нахалы,
Кучкуясь мошкарою на навозной жиже,
Неисправимы, Бог выжжет их напалмом,
Перевернёт – высокий станет ниже.
Не жалуюсь, на кухне пустомелить -
Без прибыли растравливать лишь раны;
Нет, не дождётесь жалоб, что жёстко мне в постели,
Открытому всем ветрам без внутреннего храма.
Ещё не знаете, кто я, каков мой статус,
К Кому я жалобы в молитве изложу;
За каждый промах ваш, умышленную пакость
Не приноравливаюсь к топору, к ножу.
Успех знакомства с Богом Иеговой
Сумею закрепить на подвиге в молитве,
И вижу: враг крестом Христа закован,
Отбрит не мною, а небесной бритвой.
За пазухой, на лоне, под защитой
У Самого Иисуса взявшийся за плуг.
А враг разбит, от гордости ощипан,
Столетия дивятся, как так случилось вдруг.
Не жалуюсь земным правителям, что толку,
Но из Писания им приговор бессрочный.
Восходят овцы в небо, грызут друг друга волки -
Не Соломонов храм, а церковь строит прочно.
Из жалоб Богу целые тома,
По каждой жалобе Бог принимает меры.
Разоблачает ложь лишь Истина Сама;
С открытым оком к ней – не запирайте двери! 8.1.05.ИгЛа

Список всех проповедей

207

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: