размер шрифта

Поиск по сайту



Свидетели

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


Мы не имеем возможность поместить здесь все заявления в защиту Игнатия Лапкина, направленные его друзьями в период следствия в органы, а также их протесты против незаконной конфискации изъятых у них при обысках магнитных записей и книг: эти тексты заняли бы десятки страниц.

Приведём здесь лишь несколько отрывков:

Из заявления в прокуратуру Алтайского края Михаила Афанасьевича БУРЯКОВА (г. Фрунзе): «Мы, люди, хорошо знакомые с Игнатием Тихоновичем, можем твердо свидетельствовать: Лапкин И. Т. может служить об­разцом поведения для любого верующего человека: человек беспредельной честности и принципиальности, беспощадный к соб­ственным недостаткам и не терпящий их в других, недюжинной работоспособности, безукоризненный работник, мудрый, много знающий человек. Он всю жизнь положил на алтарь борьбы за спа­сение бессмертной человеческой души. Ничего не приобретая для себя лично, отказывая себе в самом необходимом, как солдат на войне, сражается в неравной схватке с безверием, бездушием, ложью, беспринципностью... Лапкин Игнатий Тихонович, как совер­шенно невиновный человек должен быть безусловно освобождён, дело на него закрыто, а изъятые материалы без всякого исклю­чения возвращены их владельцам...

Что касается меня лично, то я прошу возвратить мне всю указанную литературу, христианскую по своему характеру, совершенно безвредную для государства, а также все другие изъятые материалы, список которых имеется в протоколе обыска от 9 января 1986 г. Вот только некоторые из них: 62 магнитные ленты с записями бесед с родственниками, проповедями, церковны­ми службами и др. кассеты с диафильмами “Шарль де Фуко”, “Зло и надежда”, “Мученики Уганды”, “По стопам Иисуса Христа”, полный Златоуст и т.д. 16 июня 1986 г.».

Из заявления в Алтайский краевой суд Николая Олеговича ШЕВЧЕНКО, г. Барнаул:«Учение Иисуса Христа нами безо всяких отговорок принимаемое, несовместимо с ложью, клеветой, злобой... Лагерная тема сталинской эпохи гонений на христиан с 1917 по 1964 год – не ложь. Вокруг нас люди, очевидцы диких, кровавых событий, именуемых борьбой с религиозными предрассудками. Тяжело об этом слушать, читать, но и это наша история, пока ещё живая, так как живы люди, миллионы очевидцев гонений, живы жертвы этих гонений...

Итак, приходится оспаривать правильность решения властей о конфискации магнитозаписей, в которых речь идёт о событиях советского периода нашей страны. Решение же конфисковать остальные плёнки, охватывающие деятельность Христианской Церкви от I до XIX века, вызывает только недоумение и возмущение. Чем мог задеть советскую власть Иоанн Златоуст? Или епископ Игнатий (Брянчанинов)? Или протопоп Аввакум?..

Мы приближаемся к 1000-летнему юбилею выдающегося события – принятия Христианства на Руси, христианства, которое является и сегодня единственным фундаментом нашей нравственности... Неуклюжие попытки атеистов навести к 1000-летию Крещения Руси свой порядок в Церкви... только подогреют нездоровый интерес врагов нашей страны к нашим недостаткам... Ваши необдуманные и пристрастные действия наносят ущерб престижу государства, усиливают разногласия и противоречия внутри страны 1986 г.».

А вот некоторые выдержки из протоколов допросов свидетелей, которые вёл в 1986 году следователь по делу Лапкина:

Антонина Георгиевна Бакланова (1908-1987), Барнаул, до самой своей смерти верная помощница и сотрудница Игнатия:«Лапкин – пример в словах, и в делах, и во всех поступках».

Александр Давидович Классен, р. 1961г., г. Караганда: (ныне священник МП):«Из немногих бесед с Игнатием я понял его как истинного христианина, который активно борется с грехом. Считаю его честным человеком, неспособным на клевету и антисоветизм, если, конечно, не принимать правду за клевету».

Михаил Федорович Рыжков, член КПСС, зам. начальника базы, на которой работал Лапкин:«Лапкин всегда добросовестно относился к работе, был исполнительный, честный. Когда он руководил работой бригады по капитальному ремонту базы, то отдавал все материалы, оставшиеся неиспользованными. Ремонт производился качественно, экономично... Терпеть не мог выпивку. К сожалению, вся его гра­мотность сводилась к Богу. Он отвечал людям на вопросы любого характера. Различия в его отношений к партийным и беспартийным я не наблюдал. Лапкин никогда не производил о себе впечатления как о душевно больном человеке».

Владимир Петрович Гридин, 1949 г. р., г. Караганда, старший пресвитер общины Евангельских христиан, показания собственноручные:«С Лапкиным И. Т. имел счастье познакомиться около трёх лет назад. Он произвёл на меня прекрасное впечатление, как человек, как подвижник христианства, как аскет и как мученик за религиозные убеждения, его имя мне стало известно из религиозных кругов г. Караганды, где он пользуется популярностью, и приво­дится в пример как человек, пожертвовавший всю свою жизнь на алтарь служения добру, правде и свободе человека от грехов­ного служения пьянству, табакокурению, матерщине и прочим поро­кам в результате того, что у них отняла религия... Подчеркиваю, что за кассеты он брал только их государственную стоимость, не беря за огромные труды по их записи ни копейки. Записи такие не найти, как Златоуст, в потоке никому не нужного литера­турно-атеистического хлама... Факт ареста Лапкина – ещё одна страница атеистического репрессивного произвола, позорящего всякого честного человека в СССР. Если правда антисоветская, то что же тогда советское? Протесты на незаконный арест Лапкина будем подавать во все инстанции, включая международные. Он не боролся против государственной власти, не клеветал на общественный строй, и не искал своего, он хотел счастья и правды для всех и дополнит число христианских мучеников за религиозные убеждения...

 С Лапкиным я переписывался очень редко, в чём сейчас каюсь, и прошу вернуть мне его письма назад, как святыню для меня от очень хорошего человека».

К сожалению, были и показания совсем другого рода. Особенно тяжело переживал Игнатий то, что они даны православными священниками или людьми, близкими к церковным кругам.

 Михаил Федотович Скачков, 1937 г. р., священник, г.Барнаул:

«Лапкина считаю фанатиком, экстремистом. Для церкви он, может быть, даже более вреден, чем атеизм. Лапкин властолюбив, стремится стать пророком... стремится прослыть мучеником.

На самом деле его мания величия зиждется на авантюристических попытках поссорить церковь и советскую власть. Ориентирован он на западную идеологию, как бы ожидает Мессию именно оттуда. Большинство верующих считает его сектантом. Привлечение его к уголовной ответственности есть закономерный результат его давней деятельности».

Иеромонах Никодим (Вячеслав Павлович Глущенко, священник МП, г. Енисейск):«Лапкин предлагал записи, полученные из Нью-Йорка, но я отказался, думал, что политические».

Алексей Васильевич Костриков, 1951 г. р., диакон:«Я взял у Бибаровой “ХХ век христианства” и передал их уполномоченному по делам религий Красноярского края».

Владимир Васильевич Лензин, 1940 г. р., Барнаул, жена – церковная хористка:«С Лапкиным у нас, православных, коренные расхождения, от него стараемся держаться подальше. Главой нашей церкви является о. Николай Войтович, главой же сектантов – Лапкин Игнатий Тихонович... Они и спиртное не берут в рот, а мы ведём себя, как все граждане. Лапкин и Речкунов, по-моему, сильнее нас в своём учении, то есть они фанатичнее в своих убеждениях. В нашу церковь ходят лишь затем, чтобы переманить в свою секту». Лензин выложил следователю и всю доступную ему информацию о наиболее близких друзьях Лапкина.

Ещё более развитое чувство «церковности» проявила юная дочь Лензиных – Татьяна Владимирова Лензина, 1967 г. р.:«Лапкина я отношу к раскольникам, отщепенцам... Заманива­ет в свою веру. Он человек хитрый, неискренний. На мой взгляд, выгоду определенную имеет, не зря же разговор, что у него в Но­восибирске собственный дом, в котором всё очень хорошо... Ругает священников. Он баптист, искажает истинное значение православной церкви. Он, как и баптисты, Матери Божьей не признаёт, хотя вслух и не говорит этого. Но я убеждена, что он не православный, хотя и не в состоянии объяснить этого – как».

Сергей Владимирович Маркус, 1958 г. р., Москва, был допрошен в исправительно-трудовой колонии №1 г. Кызыла 29.1.86, через три недели после выступления по центральному телевидению с «покаянием» в своих антисоветских прегрешениях. С обличением аналогичных прегрешений других:«Для меня было неожиданным, что Лапкин привлечён к уголов­ной ответственности по ст. 190-1. Значит, у него проявились те же тенденции, что и у меня. Но в 1985 году я решительно изме­нил свой взгляд на социальную и советскую действительность, прежде всего под влиянием Библии и социального учения Русской Православной Церкви. Об этом я написал “открытое письмо” в ТАСС и АПН и выступил по центральному телевидению 4 января 1986 года. Прошу вас, Игнатий, ознакомиться с моими доводами и серьёзно по-христиански и граждански продумать свои действия» (написано собственноручно на бланке допроса).

Архиепископа Новосибирского и Барнаульского ГЕДЕОНА ни к следователю, ни на суд приглашать, конечно, не стали – он для этого слишком крупная фигура. Однако написанное им за два месяца до ареста Игнатия циркулярное письмо далеко не слу­чайно было приобщено к уголовному делу Лапкина. Цитировалось оно и в клеветнической статье «Алтайской правды». Вот полный текст этого документа:

«Новосибирское епархиальное управление. г. Новосибирск, ул. Жуковского, 57. № 743.  11 ноября 1985г. о.о. Благочинным церквей Новосибирской епархии. Копия: Лапкину И. Т.

Канцелярия Новосибирского епархиального управления сообщает вам для сведения и руководства резолюцию Высокопреосвященнейшего Архиепископа Гедеона, положенную на письмах Лапкина И. Т., присланных Благочинным церквей Красноярского края протоиереем Александром Бурдиным:

«Священная Библия, проповедником которой Вы хотите себя показать, строго гласит о злобных словах и нечистом смехе му­жей неблагоразумных и противящихся наставлению: «Смех их – в забаве грехом» Сир. 27:13и «брань их несносна для слуха»ст. 15«злоба и гнев – тоже мерзости, и муж грешный будет обла­даем ими»ст. 33.

Прошло уже около десяти лет, как Вы пристали к церковной ограде. Это достаточный период времени, чтобы благоразумный и добросовестный человек мог бы воцерковиться. Но вместо воцерковления и исправления своих прежних, приобретенных вне ограды Святого Православия антицерковных настроений, Вы обнаружива­ете достойное иного применения усердие.

Под прикрытием мнимой ревности о чистоте современной церковной жизни Вы ядом своих ругательств упорно стараетесь оск­вернить всё святое. Вы ревнуете – но нечисто, не по Христу. И вот Вам доказательства. Неприличные для уст христианина остро­ты, пошлые выражения, мерзкие по словопроизводству сравнения, буйные словесные фейерверки и фантазии, и, что самое прискорбное, всё это своё борзословие Вы, забыв страх Божий, перемеши­ваете со словами святыми – словами из Священного Писания, в приверженности к которому Вы хотите всех убедить. И Апостол Иаков учит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие»Иак. 1,26.

Неужели Вам доставляет удовольствие острить и глумиться над Церковью и всем церковным? И при этом Вы называете себя сыном той же Церкви, которую Вы своими писаниями стараетесь опорочить?

В жизни церковной немало своих проблем, в жизни каждого верного сына Церкви очень много забот о своём спасении. И церковный человек может найти вокруг себя много возможностей потрудиться и послужить во славу Божию, во славу Церкви и на пользу ближнему.

Но Вы избрали свой, в самом плохом смысле свой путь, из всякой проблемы, из всякой беды, из всякого обстоятельства жизни церковной Вы извлекаете себе повод к словесному упражне­нию в гнилом острословии, в оскорблении церковных служителей, церковных таинств и обрядов, обычаев и установлений, традиций и устоев. Как через закопчёное стекло Вы смотрите на всё церковное и целеустремлённо разрушаете среди чад церковных доверие к Церкви и священнослужителям её, а также стремитесь набросить тень на существующие взаимоотношения Церкви и госу­дарства. Не обольщайтесь – не многие слушают и немногие хо­тят слушать Вас. Но и за тех немногих, которых Вы сумели прель­стить – отдадите ответ Богу, если не раскаетесь.

И службы церковные, и пение, и исповедь, и панихиды, и кадила, и свечи – на всё Вы находите своё нечистое и скверное слово. И то, что в Церкви и Церковью освящается, то, через что люди Божии в Церкви освящаются – всё это для Вас не свято!!! Да свят ли для Вас Господь, и есть ли что для Вас святое вооб­ще? Вам кажется, что только Вы один твёрдо стоите, но и на Вас есть строгое Апостольское слово: «Кто думает, что он стоиvт, берегись, чтобы не упасть»1 Кор. 10:1.

Всё для Вас смешное, о всём Вы легко и дерзко острословите и кощунствуете. И в то же время спокойно /для показухи/ подходите ко Святой Чаше. Это очень непорядочно и гадко. Вразумитесь же наконец! А если хотите только сами других учить и будете только противиться наставлению, то лучше избавьте церковную ограду от своего присутствия – оставьте нашу Святую Церковь в покое и служите тому, кого Вы сами именуете с боль­шой буквы /М.В. – Мамона Веельзевулович/, у которого, Вы доказ­ывали, тоже можно поучиться.

Если же Вы что и сделали прежде хорошего, то как фарисей раструбили об этом всем, если что и начитали, и записали, то только в своё обличение, так как сами-то не получили от этого никакой пользы духовной. Вы прочитали Жития Святых, но ведь никто из них не говорил гнилых слов, какие говорите Вы о церкви и о всём церковном.

Раньше Вы хулили Церковь, церковную историю и современную церковную жизнь, потому что многого не знали, не читали, не слышали и обо всём судили так, как судят сектанты. А теперь Вы хулите то же самое, потому что многое «узнали», многое про­читали. Из всего Вы научились извлекать повод к нападкам на Церковь. Даже правдивое слово обличения вызывает у Вас ту же реакцию: «обличать», доказывать свою правоту и изливать потоки грубых обвинений, в которых нет духа Евангельского, духа Хри­стова. Вы смешиваете с грязью служителей Церкви и тех, кто заботится о содержании храмов, а ведь храм-то надо содержать! И под прикрытием своих «благих» намерений – добавляете к многовековым ранам церковным – новые раны. Но знайте, что Бог поругаем не бывает! Ваши хульные слова на всё церковное, Ваш нечистый смех и злая ирония послужат Вам в осуждение.

Властью архиерейскою отныне я запрещаю Вам нарушать мир церковный, вносить смуты в приходы епархии, оскорблять тайно и явно, устно и письменно клириков епархии и работников церков­ных и смущать сердца верующих нападками на святыни и всё цер­ковное.

Церковь свята (Еф. 5:26), и святость её не только во Главе её, но и в членах, освящаемых через крещение и через жизнь церковную. Не изображайте из себя пророка, грозного обличи­теля. Прежде чем учить и обличать, грозиться и судить всех, усвойте дух Христова смирения, послушания, без которого ничто в жизни духовной не совершается, не созидается, не исправля­ется и не спасается. Ваша дерзость и склонность к словопрениям – самоуправство, нецеломудренное обращение с текстами Священного Писания только изобличают Вас. Ибо сказано: «Берегитесь от злоречия языка»Еккл. 1:11.

Архиепископ Гедеон, секретарь епархиального управлении свящ. С.Тимонов».

 

104