размер шрифта

Поиск по сайту



15-е правило Двукратного собора

Вопрос на тему «Церковь»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 33

Вопрос 4239:

15-е правило Двукратного собора используют все, кто отделяется от своих вчерашних друзей. Разве святые отцы не видели, что получится из этого правила?

Ответ И.Т. Лапкина:

Во-первых, само правило толкуется предвзято и неверно. А во-вторых, любое правило вообще можно так повернуть, что оно будет работать совершенно в иную сторону.

“В последнее время в спорах ревнителей благочестия о нынешнем положении церковных дел часто сталкиваются две тенденции. С обеих позиций нынешнее состояние Церкви воспринимается как катастрофическое. Однако представители одной из них, – “непримиримые”, – считают, что под руководством нынешнего священноначалия Московская Патриархия превратилась в псевдоцерковную организацию еретиков и отступников. Позиция другой части ревнителей, – “умеренных” – заключается в том, что несмотря на глубокий духовный кризис, Русская Церковь осталось благодатной Церковью Христовой, а с отступниками и еретиками надо бороться изнутри, не плодя новых расколов и не прерывая церковного общения. Есть, конечно, и официальная позиция священноначалия. Она, в отличие от точки зрения ревнителей, весьма оптимистична: в России происходит бурное религиозное возрождение. Но такой подход основан на фиксации чисто внешних изменений: открытии монастырей и храмов, повышении статуса церковных иерархов в негласной политической “табели о рангах” и т.п. Не нужно объяснять, что подобное изображение дел далеко от реальности. Многие внимательные священники отмечают, что наше общество становится всё более равнодушным к вере и всё более погрязает в обрядоверии. Может быть, крещёных действительно становится всё больше, но всё меньше – понимающих, что такое настоящее Православие. Попытка нынешнего священноначалия “встроиться” в современное общество вызвала у государства активный отклик. Церковная политика последнего десятилетия привела к тому, что Церкви как бы выделили допустимую нишу: то ли нового института политработников, то ли “министерства милосердия”. При этом власть, похоже, рассуждает так: надо же кому-то “умиротворять” народ, доведённый до крайности грабежом и насилием, которые цинично названы “реформами”?

Кто бы мог подумать ещё несколько лет назад, что Церкви будет уделена роль лакировщика действительности! Ей позволено подбирать на улице нищих, но не позволено вслух высказываться за остановку самой фабрики нищеты. Также ни слова нельзя сказать против развращения и уничтожения русского народа, против глобализации, против грядущего царства антихриста. Нет, в планах нынешней государственной власти Церкви отведена другая задача – следить, чтобы народная энергия не выплеснулась на улицу в своей стихийной, неконтролируемой форме.

 И церковное руководство, похоже, смирилось с таким положением дел. Примеров этому, увы, множество. “Представители МВД и религиозных объединений России договорились о создании совместной рабочей группы для решения проблем, связанных с деятельностью конфессий. В ней приняли участие начальник Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов, глава российских католиков Тадеуш Кондрусевич, верховный муфтий России Талгат Таджуддин, главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар и представитель Буддийской Традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама. Рабочая группа создаётся для своевременного обмена информацией, совместной квалификации действий экстремистского характера, а также решения имущественных и внутриконфессиональных вопросов”.

С экстремизмом, конечно, надо бороться. Но роль то ли политработника, то ли надсмотрщика, то ли психиатра – православному священнику не подходит. Часть верующих открыто отказывает в доверии нынешнему церковному священноначалию и, не имея реальной возможности повлиять на ситуацию, разрывает церковное общение с Московской Патриархией, образуя разнообразные карликовые “истинно-православные” юрисдикции.

 Но такое решение не столько решает накопившиеся проблемы, сколько порождает новые, не менее сложные. Позиция непримиримых “ревнителей”, как ни странно, во многом замешана на… папизме. Церковь в их понимании сводится к иерархии, или даже к первому епископу Поместной Церкви. В таком случае при впадении части епископата в ересь или тайное отступничество Церковь как бы ликвидируется. И все истинно верующие должны, следуя 15 правилу Двукратного собора, отделиться от общения с отступниками.

 При том почему-то напрочь забывается, что в этом правиле речь идёт о всенародной проповеди ереси. Вальсамон в своём толковании на это правило, между прочим, говорит: “если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он ещё колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения; ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси”.

 15-е правило стало своего рода “индульгенцией” для разного рода “ревнителей не по разуму”. В их произвольной трактовке оно дало им долгожданную “свободу” и позволило избавиться от “рабства Московской Патриархии”. Но если мы честно и непредвзято прочитаем это правило, то сразу заметим, что в нём ничего не сказано об учреждении новой иерархии. Говорится лишь что отделяющиеся “от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами”, прежде нового соборного рассмотрения, не только не подлежат наказанию, но и достойны чести, подобающей православным. Сразу бросается в глаза, что это правило вовсе не осуждает тех, кто до соборного рассмотрения остался в общении со своими епископами, пусть даже отступившими от веры, но лишь поощряет борцов с ересью. Кроме того, слова “до соборного рассмотрения” явно подразумевают, что подобное рассмотрение непременно должно состояться. Сроков же, когда оно должно произойти, 15-е правило не назначает. Некоторые “ревнители”, впав в заблуждение, перевернули смысл правила на 180 градусов. Оно не даёт санкцию на образование какой-то новой, независимой иерархии. Оно лишь пытается, насколько это возможно, предохранить от впадения в ересь со своим епископом множество клириков и мирян. Именно для этого позволено отделяться от лжеепископа до его соборного осуждения, которое сделает его совершенно чуждым и церковной организации, подобно тому, как он сам проповедью ереси сделал себя чуждым Тела Христова, то есть стал лжеепископом.

 Если позволить такому епископу действовать, то это будет способствовать разделению в Церкви, вовлечению всё большего числа её членов в раскол. Так Зонара пишет: “таковые отделились не от епископа, но от лжеепископа и лжеучителя, и не раскол произвели в Церкви, а скорее освободили Церковь от раскола, насколько это от них зависело”. Заметим, что в этом правиле говорится об осуждённых ересях. Но зададимся и вопросом: а что, если это новая ересь, но явная, или даже просто проповедь другой религии, например, жидовства? Что же, такие случаи требуют меньших мер? Конечно, и в случае отступничества, и в случае явной, новой ереси, также следует отделяться от епископа. Более того, святые отцы разрывали общение и по нравственным причинам. Хороший пример – преп. Феодор Студит. Они следовали духу, а не букве, и не было никакого правила, которое они могли бы взять для обоснования своих поступков.

 Косвенно об этом свидетельствует 72-ое нравственное правило свят. Василия Великого: “Слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а не согласное отметать, и держащихся таковых учений ещё более отвращаться… Имеющие не много сведения в Писании за отличный признак святых должен признавать плоды Духа, и у кого есть таковые плоды, того принимать, а у кого нет, того отвращаться…”.

 Чтобы не было сомнения, о чём идёт речь, святитель приводит следующее место из Священного Писания:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?” (Мф.7:15,16).

Учитывая современную духовную смуту, канонические аргументы в свою защиту могут привести и те, кто уходит из МП, и те, кто остаются там, несмотря на её очевидный духовный кризис. Возвращаясь к сравнению двух позиций, надо сказать, что выходы из сложившейся ситуации предлагаются разные. Первая предлагает немедленно рвать с Московской Патриархией, другая предлагает очистить Церковь от отступников и еретиков. Любому здравомыслящему человеку ясно, что первое выполнить достаточно просто, второе – почти невозможно.

  Но разрыв общения – это в действительности не выход, потому что жизнь уже показала: “истинно-православные” юрисдикции очень быстро начинают дробиться, раскалываясь на множество враждующих “толков”, представители которых с яростью обвиняют друг друга в новых, неведомо откуда взявшихся ересях, иной раз совершенно фантастических. Конечный пункт этого движения уже давно обозначен нашими старообрядцами, у которых зачастую члены одной семьи принадлежали к разным “деноминациям”, и в погоне за религиозной “чистотой”, боясь “оскверниться”, даже сын с отцом не садились вместе за обеденный стол. Но и тем, кто остаётся в Московской патриархии, будущее не сулит лёгкой жизни. Борьба с еретиками внутри Церкви тоже может оказаться фикцией и говорильней. Поднаторевшие в интригах иерархи-вероотступники, воспользовавшись своим большим опытом приспособленчества, наверняка постараются создать “штатных” ревнителей и обличителей, которые будут умело имитировать борьбу с отступничеством, “обличая” только тех, кого можно, и только до определённого “сверху” предела.

Для истинных ревнителей сложность положения усугубится ещё и тем, что государство вряд ли окажется безучастным к острой внутрицерковной борьбе. А кого станут поддерживать промасоненные правители нынешней “демократической” России, думаю, не секрет. Вот и недавние споры об ИНН наглядно показали, как разные профессора и богословы, с подачи высших церковных иерархов, легко и быстро, с неподдельной “христианской любовью” приклеивают своим противникам ярлыки: “сектант”, “раскольник” и т.п. Скоро, быть может, как и в незабвенные годы большевистской диктатуры, такие ярлыки будут сигналом госорганам ко вполне конкретным действиям.

 Всё это может стать особенно опасным на фоне вопиющей теплохладности большинства нынешних православных христиан в России. Ведь за долгие годы ни один из архиереев не был привлечён к ответственности за ересь, хотя документально зафиксировано множество случаев сослужения некоторых иерархов с еретиками и даже случаи открытой проповеди ереси. Понятно, что клирики, находящиеся в полной административной и материальной зависимости от архиереев, боятся заниматься подобной борьбой. Но как объяснить равнодушие мирян? Почему, ставши свидетелями грубого попрания канонов, они остаются немы и безразличны к судьбе Церкви? Именно из-за такой безнадёжности борьба с еретиками в МП может оказаться фикцией – никто не захочет связываться со столь хорошо защищёнными противниками. Мировое правительство берёт власть в свои руки – и власть эта не только светская, но и духовная, потому что восходит к мироправителям тьмы века сего, духам злобы поднебесным” (Еф.6:12). Так же точно сегодня нам уже нет смысла бороться со старым, ушедшим в историю сергианством. Необходимо бороться с сергианством нового периода, заключающимся в подчинении Церкви не безбожной государственной власти, как это было в СССР, а богоборческому Мировому правительству, собранию властьимущих предтеч грядущего антихриста. Неспроста нынешние извратители православного вероучения столько трудов положили, чтобы приравнять вопрос о власти к проблеме единства Церкви. Католики давно нашли простое решение: кто признаёт власть папы – тот и в Церкви. К сожалению, теперь и нам, православным, навязывается эта католическая доктрина: кто признаёт патриарха и синод, тот в Церкви. А все, так или иначе не согласные с их позицией, – уже “за бортом”. Нынешнюю церковную власть вообще мало интересуют вопросы веры, которые тревожат сегодня православных. Главное – послушание, как теперь принято говорить, “священноначалию”. Такое слепое послушание, по мнению некоторых, и есть залог нормального существования Церкви, воспринимаемой в этом случае как чисто административная организация. Для такого типа сознания, в конечном итоге, вообще не важен культ той или иной религии, важно, кому они подчиняются. И, по сути, кому они подчиняются – тому и поклоняются.

 Теперь, если мы задумаемся о рассматриваемых ныне двух позициях разных групп ревнителей благочестия – “непримиримой” и “умеренной” – стоит задаться вопросом: а не пришёл ли черёд своеобразного “православного экуменизма”? На чём этот экуменизм основывается? На необходимости преодолеть разногласия, разделяющие благонамеренных православных христиан, вне зависимости от того, в какой “юрисдикции” они находятся.

Не надо быть прорицателем, чтобы предсказать, что в ином случае деление среди православных будет в ближайшие годы и дальше нарастать. Соответственно, возникнет неразбериха, кого признавать Церковью, а кого нет. И на мой взгляд, разделительной линией здесь станет отношение к грядущему антихристу. Тот, кто отвергает сатану, вне зависимости от юрисдикции неизбежно должен оказаться с Богом. Тот, кто отвергает антихриста, тот явно на правильном пути, то есть имеет истинную православную веру или идёт к ней. Именно отвержение антихриста и его предтеч может стать базой для определения, является ли та или иная группировка Церковью или нет. Разумеется, речь идёт только о православных, сохранивших апостольское преемство.

  Сложность возникающей ситуации заключается и в том, что в этой ситуации мы как бы выходим за пределы действия канонов. Хотя, конечно, никто не может в точности знать, что ждёт Церковь в последние времена. Вполне возможно, что если по нашим грехам не будет восстановлено на малое время православное царство, которое станет убежищем для всех православных, – то остатку верных, подобно первым христианам, придётся объединяясь малыми группами – каждая вокруг своего епископа. Тогда Православной Церкви в последние дни своего земного существования придётся руководствоваться и наставляться уже не буквой канонов, но Святым Духом, который неизменно действует во всяком собрании православно верующих.

 Тогда надо готовить себя к катакомбам. Каждый должен определить для себя, действительно ли его душа уже слышит ясный божественный глас:

Выйди от неё, народ Мой” (Отк.18:3)

Православным надо объединиться и положить преграду деятельности отступников.

Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг” (Отк.3:17).

Надо нам готовиться к тому, чтобы задать высокопоставленным любителям церковной политики главный вопрос: “С нами ли вы, с православными? Или со строителями «Храма мира»”? И... перейти к решительным действиям, не дожидаясь, пока Ангелы возьмут нас, подобно Лоту, за руку, чтобы вывести из земли содомской”. Павел Троицкий. 

2Пет.3:16 – “как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания”.

 

С грозой неразделённые большим пространством,

Удары грома даже кожей ощущаем,

Мы ёжимся, скукожились и это не напрасно, –

Животный страх в какой-то мере очищает.

       События зловещие, крушенья небоскрёбов,

       Толпа орущая, бегущие подальше.

       К себе примеривай и очень близко трёпку,

       Иной старик сегодня по разуменью мальчик.

Он пропускает мимо, что слышал и что видел.

Мол, это где-то в Африке, совсем ещё не близко,

К себе не примеряет, - события же – годы.

Они стучатся к нам… и это – не описка.

       Всё к нам и всё ко мне, живущему в покое,

       Все образы Библейские из запредельной дали.

       Вином приправленным Господь в наш срок напоит,

       Беда, когда событиям значенья не придали.

Пока что видим молнии... конечно, если зрячи,

Нас обложило тучами уже со всех сторон;

Что на просушке было, мы, поспешая, прячем,

Дабы не потерпеть нам от дождя урон.

       Глухим провозвещают всполохи загранки,

       Слепым же нужен гром, и он не за горами.

       Готовиться к беде прилично спозаранку,

       Пока излишки лишние у нас не отобрали.

Рокочет по булыжникам на старой мостовой

Старинная телега с незнаемым добром.

Прошедшие события из Библии усвой, –

Они из дали близкие – над головою гром.

       Нам, главное, события в пророчествах Христа

       Не просмотреть, расслышать, поднимая взоры.

       Хозяин обещался внезапно к нам предстать, –

       Апостолы, и те приход считали скорым.

Когда тебе за семьдесят, на всё смотри с поправкой:

Составил завещания и выплатил долги.

На девяти куплетах я выразился кратко,

Библейские события в том крепко помогли. 11.06.09. ИгЛа


253

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: