размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3816

Вопрос на тему «Вера»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 26

Вопрос 3816:

Видно ли из поэзии прошлых веков состояние неудовлетворённости в обществе или хотя бы в «высшем свете»? Бедные – те всегда недовольны.

Ответ И.Т. Лапкина:

Бедные ничего не оставили в письменах, а то могли бы весьма подивиться, что они-то более всего и были благодарны Богу. А вот «свет»-то как раз и находился во тьме уныния, недовольства. Они всё куда-то рвались «посвятить кому-то души прекрасные порывы», а сами стонали, ничего путного не создав.

И к небу взор поднявши свой, Они – исполнены печали –

Из глубины души больной, Души измученной, взывали:

«У нас на подвиг нету сил! Исходит сердце наше кровью,

Неравный бой нас истомил,

Взгляни, взгляни на нас с любовью!»

С глаголом мира на устах Мы шли навстречу наших братий,

Откуда ж их внезапный страх, Откуда этот вопль проклятий?

Услышав нашу речь, они Мечи хватали и каменья

И судьям в диком озлобленьи Кричали бешено: «Распни!»

Ужель вражду и злобу мы В сердцах людей воспламенили

Лишь тем, что больше зла и тьмы Добро и свет мы возлюбили?

Что призывали богачей, И сильных мира, и свободных

Не гнать от трапезы своей Нагих, и сирых, и голодных?

И вот, отверженны людьми, Изнемогли мы в долгой битве.

О Боже истины! вонми Гонимых чад твоих молитве!

Сердца озлобленных смягчи, Открой слепым и спящим очи,

И пусть хоть бледные лучи Блеснут в глубоком мраке ночи!

1861, А.Н.Плещеев

Недавно воровать Ермолке запретили,

Да кражи никакой с него не возвратили.

Ермолка мой покойно спит,

На что ему обед? Уже Ермолка сыт.

Ермолка мой за плутни не повешен.

А сверх того Ермолка и не грешен.

Покаялся пред Богом он,

А денег у себя имеет миллион,

И златорунный стал ягнёнок он из волка.

О небо! Кто же вор, когда не вор Ермолка,

И можно ль истину на свете утвердить,

Коль можешь ты Ермолку пощадить?

<1760>. А.П. Сумароков. Ермолкамаленькая шапочка-тонзура у евреев, в виде одной половинки от бюстгальтера.
 

Лев.19:13 – «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра».

Ис.33:1 – «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя».


Почтим приветом остров одинокий,

Где часто, в думу погружён,

На берегу о Франции далекой Воспоминал Наполеон!

Сын моря, средь морей твоя могила!

Вот мщение за муки стольких дней!

Порочная страна не заслужила,

Чтобы великий жизнь окончил в ней.

Изгнанник мрачный, жертва вероломства

И рока прихоти слепой,

Погиб, как жил – без предков и потомства,

Хоть побеждённый, но герой!

Родился он игрой судьбы случайной,

И пролетел, как буря, мимо нас;

Он миру чужд был. Всё в нём было тайной,

День возвышенья – и паденья час! 1831. Лермонтов.

Ис.14:4 – «ты произнесёшь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

Втор.17:17 – «и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно».


Евреи хлеба не сеют, Евреи в лавках торгуют,

Евреи раньше лысеют, Евреи больше воруют.

Евреи – люди лихие, Они солдаты плохие:

Иван воюет в окопе, Абрам торгует в рабкопе.

Я всё это слышал с детства, Скоро совсем постарею,

Но всё никуда не деться От крика: «Евреи, евреи!»

Не торговавши ни разу, Не воровавши ни разу,

Ношу в себе, как заразу, Проклятую эту расу.

Пуля меня миновала, Чтоб говорили нелживо:

«Евреев не убивало! Все воротились живы!» Слуцкий Борис

 

Втор.28:37 – «и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведёт тебя Господь».

1Цар.16:14-16 – «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа».

1Цар.16:15 – «И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, [которые] пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придёт на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя».

О, царь, скорбит душа твоя, Томится и тоскует!

Я буду петь: пусть песнь моя Твою печаль врачует.

Пусть звуков арфы золотой Святое песнопенье

Утешит дух унылый твой И облегчит мученье.

Их человек создать не мог, Не от себя пою я:

Те песни мне внушает Бог, Не петь их не могу я!

О, царь, ни звучный лязг мечей, Ни юных дев лобзанья

Не заглушат тоски твоей И жгучего страданья!

Но лишь души твоей больной Святая песнь коснётся, –

Мгновенно скорбь от песни той Слезами изольётся.

И вспрянет дух унылый твой, О, царь, и торжествуя,

У ног твоих, властитель мой, Пусть за тебя умру я!

1881, Татой (близ Афин). К.Р.
 

Ис.30:13 – «то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение».


Не в первый раз кричит петух; Кричит он живо, бодро, смело;

Уж месяц на небе потух, Струя в Босфоре заалела.

Ещё молчат колокола, А уж восток заря румянит;

Ночь бесконечная прошла, И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!

Вставай Христовой службы ради!

Уж не пора ль, перекрестясь,

Ударить в колокол в Царьграде?

Раздайся, благовестный звон, И весь Восток им огласися!

Тебя зовёт и будит он, — Вставай, мужайся, ополчися!

В доспехи веры грудь одень, И с Богом, исполин державный!..

О Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный!

Ноябрь 1849. Ф.И.Тютчев
 

Иез.13:10-15 – «За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью,скажи обмазывающим стену грязью, что она упадёт. Пойдёт проливной дождь, и вы, каменные градины, падёте, и бурный ветер разорвет её. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну её на землю, и откроется основание её, и падёт, и вы вместе с нею погибнете; и узнаете, что Я Господь. И истощу ярость Мою на стене и на обмазывающих её грязью, и скажу вам: нет стены, и нет обмазывавших её»


389

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: