размер шрифта

Поиск по сайту




О Петре и Павле

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Указатель: Гал.2:1-2,8-9

Церковь сегодня отмечает памятную дату - мученическую кончину первоверховных Апостолов Петра и Павла. На вечернем вчерашнем богослужении в 4-х проповедях было подробно разъяснено о избрании этих удивительных людей, о том, как они шли на проповедь, какая была у них цель в жизни. Что было главное, какое они имели поручение от Бога, конкретное повеление. И как они его выполнили.

Сегодня посмотрим по Священному Писанию, что было самое главное в жизни этих великих мужей, которые друг с другом встречались крайне редко.

Гал.2:1-2,8-9 – «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался... [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников], и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным».

И, по всей вероятности, только так слышали друг о друге. Но однажды они всё-таки между собой столкнулись. Представьте! На земле 2 человека, названные первоверховными Апостолами. И они встретились. Казалось, только обняться, поцеловаться и на литургию идти вместе. Но дело выглядело совсем иначе.

Один был иудей и второй иудей. Но Петр держался Ветхого завета с теми людьми, которые ещё не отступили от старого обряда. Крепко держались! И он старался, чтобы их не оттолкнуть, делать так как они привыкли. Но они привыкли так молиться, так поклоняться, так пальцы слагать.

Я переношу тогдашнее на сегодняшнее с того времени. Апостол Павел как бы говорит: мне вверено язычество; всё, что там за гранью иудейского государства. И вот он увидел в Апостоле Петре неискренность. По нашему бы поступить так, как учат святые монахи пустынники, чтобы отдельно где то сказать тому, кто не прав; а лучше не сказать, а помолиться. Может, он дойдёт, дозреет когда то? Ничего подобного мы здесь не видим. Он говорит:

Гал.2:11 – «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию».

Кому противостал, Петру? Тому на почитании которого сегодня стоят 700 млн. католиков, потому что они считают себя наследниками престола Петра, наследниками благодати особой. Ибо Христос сказал:

Мф.16:18 – «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

И они это поняли так, что Церковь стоит на Петре, потому еще, что Пётр был в Риме первым ее епископом. А в Риме теперь папа: мы наследники Петра, и благодать здесь особая. И все обязаны поклониться под ноги папы, под его туфлю. Там руку не целуют, только конец туфли можно поцеловать. Чего и у Христа не было. Апостолу Павлу падали на шею и целовали его.

Деян.20:37 - «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его».

И вот такому человеку, Апостолу Петру противостал при всех Павел, который не мог с ним равняться, с тем, что испытал Пётр, который был всегда при Христе. Петр был всегда со Христом, в самые таинственные моменты: при воскрешении дочери Иаира, на горе преображения. И не однократно о том говорится, когда перечисляется, что Христос удалялся и брал с собой избранных людей, то в числе их был Пётр. А в это время Савл учился, постигал мудрость и мира сего и Божественную. Изучал законы, учился, как ловить Петра, как наступать ему на пятки, как дать ему подножку. То есть все приёмы борьбы с христианами он освоил в совершенстве.

И когда Савл обратился ко Христу, то многие говорили: «ты и не Апостол, ты и Христа не видел».

1Кор.9:1 – «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?»

Иисус Сам мне явился. Когда?

Деян.22:17-18 – «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне».

И неоднократно мне Господь являлся. - А кто свидетель? – Свидетель я, моё сердце. – Да каждый о себе может сказать, что ему Христос являлся. Я могу сказать, что сегодня ночью со мною Христос говорил и повелел вам вот это сказать. Кто этому поверит?

Рим.10:16 – «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?»

Апостол Павел, который получился из гонителя Савла, и, встретившись с Петром, не у ног его склонился, не взял ручку или диктофон, чтобы записывать, что же Петр ему скажет, чему научит очевидец, свидетель славы Божьей на горе преображения, который слышал неизреченные глаголы с неба; но Павел противостал Петру, да еще и при всех. Вот образец поведения!

Удивительно это истолковывает Иоанн Златоуст, что как будто бы они договорились между собою. Как будто бы! Как исправить тех, которые ещё хватаются за старые обряды, тянутся к иудейству и презирают язычников, обращенных ко Христу? «Я для них делал это, – как бы Пётр говорит. - Я сам понял, что обрядность не спасает».

Пётр никогда не говорил: «Переходи к нам!», - как сегодня проповедуют староверы: «Переходи к нам, и вы спасётесь, потому что мы спасённые, мы самой старой-старой, древней-древней веры». Этих людей можно было вразумить так: «Ты наш начальник и при всех Павел тебя сейчас опровергнет, а ты смолчишь, потерпишь поражение?» Тогда, между собою разговаривая, они скажут: «Если уж Петр смолчал, ничего не мог возразить, чего же мы можем говорить?» Павел увидел, что Пётр поступает не по истине. Ветхий завет кончился, наступила эра благодати, воссиял свет Христов. И Варнава лицемерил. Притом он был его земляк, друг, который ввёл Павла в общество Апостолов, потому что его тогда все опасались, когда он обратился. Варнава его знал, видимо, учились они вместе, один университет заканчивали.

Деян.9:26-27 – «Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса».

«Я, - как бы говорит, - и ему противостал: зачем вы лицемерите? Старое закончилось. Сегодня не имеет ни какого значения, что ты ешь, свинину или барашка; кролика заколол или курочку». Иудействующие держались многого другого ветхозаветного.

Когда читаешь об этом, то делается страшно: неужели в этот момент могла устоять Церковь? Устояли. И Пётр не стал с ним спорить. Сегодня если начальник делает подчинённому какое-то замечание, то сразу в ответ тот начинает говорить: «Я вот это...это...». Но мудрый Апостол Пётр промолчал. Он знал, что наступить должен был этот момент. Во вселенной был только один человек, который прямо в глаза мог сказать верховному Апостолу Петру: ты поступаешь не по истине, не прямо идёшь за Христом! Хотя Пётр шёл прямо за Христом, говорит Иоанн Златоуст. Оба эти верховные Апостолы – это 2 вола, 2 быка запряжёны были в одну упряжку. Если мы оправдаем Павла, и покажем виновным Петра, то какая нам будет от того польза?

Его осуждали и очень сильно. Он перечисляет слово опасность более десяти раз. В опасностях - внутри церкви от лжебратий. Молятся, кланяются, стоят рядом, причащаются из одной чаши, а как выйдут, поносят на чём свет стоит. Лжебратия; но есть еще внешние: сектанты, еретики, свои волки лютые -

1Кор.15:32 –«боролся со зверями в Ефесе

Он что, гладиатор был? С какими зверями? Это те, которые за обрядность уцепились, обрядоверцы.

Фил.3:2 – «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания».

Теперь обрезание не нужно, оно перешло на крещение. Апостол Павел однажды решил подвести черту под всеми обвинениями, какие возлагали на него люди. А чем ты докажешь? С Христом ты ходил? Первые Апостолы выдержали такие гонения! Ты был гоним? Да ты не только не был гоним, а сам гонитель, да не какой-то, а первый.

1Кор.15:9 – «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию».

Гал.1:13 – «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее».

А теперь, говорит, я докажу что я Апостол.

1Кор.15:10 – «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».

А какое доказательство?

1Кор.9:2 – «Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе».

Вы через кого пришли к Богу? Печать бывает такая, что не тусклая и не яркая, но не поймёшь есть буквы или нет. Мне приходилось со своей печатью приходить в банк сдавать документы. Везде проходит, а там не проходит. Возьмут, на свет смотрят: «одна буква не ясна». Я печать мусолю и опять на штемпель, снова ударю по документу, придавлю и животом лягу на неё; в другом месте опять что-то найдут: «У вас крест не ясно пропечатан, печать не ясная». Она везде идёт, а там никак. На неясную печать подделать потом будет легче. Неясный один конец у креста, а чужие люди получат наши деньги. Павел говорит, что печать моего апостольства вы. А эта печать была такая:

1Кор.5:1 – «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего».

И далее перечисляет:

1Кор.1:12 – «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»».

Что за вас Павел распялся, вы что придумываете? Что вы разные названия на себя клеите? А другие решили превзойти всех: мы просто христиане, мы Христовы. Существует определённый порядок - чином называется. По чину президент, дума и так дальше до низу, Мамонтовский район, сельсовет и мы. А по-другому что-то делать, не по закону, называется «бесчиние». Так же и в церкви: Епископ, священник, дьякон и так далее. Самое высшее звание, которое есть на земле, Апостол – министр вооружённых сил. И его не стали признавать, стали зазирать, и он доказывает, и доказательства эти остались до сегодняшнего дня.

Думаю, что проповедую, а польза какая есть? Если ревности нет в вас, то какая от всего будет польза? Господь так сделал, что дал нам епископа, пока ещё у нас с ним мирные отношения. Когда готовился пятый том «...открытым оком» я показал ему фотографии из этой книги, и под ней надпись: «архиерейское благословение в мирное время». Он говорит: «А что это означает?» – «Ну, мирное время». У нас были воинственные отношения, он мне страниц по восемь рукой своей писал. Он считал, что это последнее письмо, и мы от него отходим, хлопнув дверью. А теперь, я так предполагаю, что ближе, чем мы, у него никого нет. Но это мирное время, и мы не знаем, что будет завтра.

Когда Бог творил мир, то акт творения заканчивается, и увидел Бог, что всё хорошо.

Быт.1:31 – «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

И когда ко Христу люди подыскивались и говорили:

Мрк.7:37 – «Всё хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых - говорящими».

И если мы так же делаем, то это наша печать «хорошо, всё хорошо». Это «хорошо» сатана пытается как-то испортить. Господи, если Ты всё хорошо сделал, то как же Каин от лукавого оказался? Если Ты всё хорошо сделал, то как же Ева сатану больше слушает, чем Тебя?

Мы можем что-то сказать, но Он сделал хорошо и наставил очень хорошо. И вот наш епископ пошёл на то, и могу сказать, что нигде этого не слышал, даже в прошлом столетии, и могу сказать, что за тысячу лет в России этого, быть может, не было, он и сам этого ещё не понимает. Я ему говорю об этом, а он или не понимает этого или делает вид, что не понимает?

В средние века церкви проповедовать в храме могли только епископы, - вы запомните это. Священник не имел этого права. Вот как сатана сковал слово Божие. Разве Богу это угодно, чтобы о Его подвигах не проповедовалось. Додумались монахи наложить узы, цепи, обмотать колючей проволокой слово любящего Бога и Его послания. Потом этот запрет где-то ослабили, сняли, и стали священники проповедовать, и то только в присутствии епископа, чтоб епископ смотрел. Такие вроде бы священники недоумки, они не знают, что сказать, а епископы такие умные; а от епископов-то вся ересь и пойдёт потом. На этом замерло и с этим мы приняли наше православие.

Почему дьякон не проповедует? Вы не думайте, что это у нас дьякон такой безгласный. Они во всём Барнауле не проповедуют. Почти нигде не проповедуют, и за границей дьяконы такие же ревучие, орущие, мычащие, но не проповедующие. Чтобы иподьякон проповедывал в храме – про это никто и не слышал. А чтец – это ефрейтор; но это уже принадлежность к клиру и ему разрешается входить в алтарь. И у нас епископ, чтобы была проповедь в храме, он специально рукополагает чтецов – смотри сколько их стоит! Но какая это печать? Сегодня я смотрю на них, – я стою сзади, потом передвигаюсь на передний план, подхожу уже к чтецам вплотную, жду, когда меня позовут на проповедь.

Выходит один, читает апостольское чтение и гонит дальше, не оборачивается; сам молчит и заграждает рот у вола молотящего, ибо даже не обернулся, скорей молотит, отбарабанить надо, домой; у нас что-то не отремонтировано, скот, свиньи в деревне есть. Поэтому в церкви тягостно стоять. Какая же печать, если эта печать тусклая! Даже не обернулся ни один из троих чтецов. В одежды чтецов облекли, кафтаны им пошили, а они Евангелие отчитали, отбарабанили и не оборачиваются; а уже пора привыкнуть, что после апостольского чтения проповедь у нас всегда. Какая же это печать? Не прописаны ни буквы, ни очертания Голгофского нет - края не видно. Как один все трое - безразличные и тускло тоскливые. Если было бы тридцать три богатыря? То же самое было бы. Писание знать - это не просто заучить его. Тысяча лет проходит и люди говорят, что мы в Библии не всё постигли. Второе тысячелетие проходит, а проповедники вникают и вникают.

Благословен Бог, давший блаженного Феофилакта, который собрал толкования всех святых отцов, которые были до него и девятьсот лет уже стоит этот труд. К нему-то ещё прилагаем и разъясняем. Тысяча шестьсот лет до Апостола Павла евреи из колена Вениаминова учили и учили в различных школах, какие только были, закону Божию. С пяти лет ребёнок уже слово Божие знал по содержанию.

1Тим.5:18 – «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».

Специальный каток с зубцами катали по пшенице. Не было тогда комбайнов. Идёт бык, иногда ртом и захватит. Чтобы этого не было, специальный мешок шили и он не мог захватить ртом. И Моисей сказал: не заграждайте рта у вола молотящего. Сзади мешок подвязывают, чтобы не падало из него; но и спереди завязывают.

Я читал про одного скупого молдаванина. Он, когда виноград собирали, заставлял собиравших девушек петь. Когда поёт, то ей нельзя виноград есть; чтобы она собирала виноград и не ела; они же прорвы ненасытные, жадные - за десятерых мужчин одна ест.

Так вот Писание и говорит: не заграждай рта у вола молотящего. Шестнадцать столетий они вешали эти мешки на быков и вдруг закон приходит: «не вешать!». Они не понимали, о чём речь идёт.

1Кор.9:9 – «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?»

Написано о быках? Вы так и понимали? Да. Но речь-то идёт о нас. Вот они – быки стоят, и они не молотят. Сегодня идут богослужения по своему у сектантов разных. Более близкие нам, они очень вредные нехорошие считались - баптисты. Но когда сейчас нахлынули заморские харизматики, то православные попы считают прежних баптистов - хорошими, они были тихие, спокойные. По сравнению с тем зверьём, что на нас наплыло, так они баптистов целовать готовы. Как мы их не ценили, да у них правильно Евангелие, только за иконы спор был. Так вот, у баптистов нигде меньше двух часов нет богослужения, а тут - пятьдесят пять минут отмолотили и побежали. Я вас не выпущу сегодня отсюда.

Будем сейчас молотить и молотить, пока с нас мякина не слетит и чистое зерно не будет; потом ещё начнём перетирать и через мелкое сито просеивать. Павел говорит: печать моего апостольства - вы. Стыжусь, что такая не яркая печать. Нет ревности. Вы людей оставили без пищи. Сами не приготовлены. Вас для чего рукополагали? Для того, чтобы службу сократить? «Так называемое апостольское».

Прав наш батюшка, когда сказал: совершайте тогда полное богослужение; молотите по сорок раз «Господи, помилуй!» Первый час, который ночью должен быть, не совершаете здесь; «придите поклонимся». Почему? Для того, что- бы нам высвободилось время для проповеди; а проповеди-то и нет. Не готовятся. Волы работают на другом участке целую неделю. Они работают для своих. Рождаются дети, их учить надо, кормить, об этом заботятся. Вы не думайте, что вы, кто не рукоположен в чтецы, более свободны; вы должны на другом участке трудиться, если вам в храме нельзя. Сегодня у нас занятия, на занятия не идут. «Да я и дома прослушаю». Никогда не прослушаешь.

У нас уже вышли книги «...открытым оком» третий том, занятия по Евангелию от Марка; но и его мы разъясняем; вы увидите, сколько сегодня будет нового. Кто у нас был на богослужении на «скворечнике», когда проповедь была на тему «Благослови, душа моя, Господа?» Четыре проповеди сказал и они нигде не были записаны.

Многое тебе открывается. Я хочу сказать, что главное в моей жизни - это оживить слово Божие. Когда мне Бог дал благословение начитать Иоанна Златоуста, архиереи возопили и каждый говорит: «Дай мне!» Из монастырей приезжали, ждали у меня в доме - когда я им перепишу.

Архиерей тогда был Гедеон, ныне покойный, и он говорит: Я и за всю жизнь не прочитал полтора тома, а теперь, во время одного Великого поста, я четыре тома Иоанна Златоуста прослушиваю. Никогда не думал, что это я осилю». У них академии, кандидаты богословских наук, а они ничего не знают. Они сдавали только экзамены. Вы не думайте, что раз они закончили духовную академию, то они что-то знают? Они вот только знают то, что вы в храме видите: движения, как выйти и всё. Ну как в школе ты учился. Я скажу тебе про теорему Пифагора, про формулу Герона, можешь ли ты ее вывести? Ты не выведешь её, хотя и учил. Ты забыл, как она и выглядит. Знания нужно всё время подогревать. Поэтому Апостол Павел, перечисляя свои труды, непрерывно указывает на движение воды, что он всё время в струе.

Бог разрешил Апостолам жениться.

1Кор.9:5 - «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

Но решил ради Христа всем пожертвовать. Что, я не хотел бы утешаться со своими ребятишками, играть с ними? Великий позор, поношение от всех было, если детей не было. Апостол Павел говорит: но, и далее показывает, о чем же речь будет. Великий позор и поношение, если из вас никто не обратится и у вас своей печати не будет и вы её не поставите. Вы бесплодные явитесь. Уже через одно поколение ваше имя исчезнет и будете яко не бывшие, как бы не жили. Ищите. К вам кто-то приезжает из Корчино, у вас есть друзья в другом месте. Смотрите, чтобы они ревновали о Боге - ставили свою печать очень крепко.

Иов.19:24 – «Резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были!»

Павел припоминает волов. Зачем в храме волы? Когда входили священники в храм Соломонов, то у них там было медное море, и оно стояло на двенадцати медных волах. Задом в обратную сторону, а наружу головами. Что это означает? Апостолы пришли - двенадцать быков, на которых всё житейское море. Жизнь прожить, не поле перейти, море житейское. А оно на них и стояло. Евреи не понимали этого совершенно. Быки, да и быки. Это ты – бык. И ты обязан трудиться и молотить. Столько же проповедей разных! Смотрите, поучительные какие книги. Да православным ли говорить, что у нас ничего нет. Возьми Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника – это целое облако, плеяда.

Никого нет, руки опустили чтецы-барабанщики. Отбарабанили и всё. Итак, Бог соделал хорошо и весьма хорошо, что соделал этот чин. Нигде в Писании не написано, что чтец не имеет право проповедовать в храме. Нигде не написано, что мирянин не имеет право проповедовать. Ну пока дальше этого наш епископ не пошёл, «чтобы любой мог проповедовать». У нас там в храме проповедуют только чтецы. Чтецов уже хватает.

2Ездр.9:42 – «И стал Ездра, священник и чтец, на приготовленном деревянном возвышении».

Так у католиков звание «кардинал» относится и к митрополиту и к диакону - кардинал-диакон. Было время, как описано в нашей книге «К истинному православию», в главе «О благовестии», обвиняли епископы друг друга за то, что при епископах проповедовал Ориген, будучи мирянином. А он был учитель всех учителей. Потом его занесло дальше, он хотел ещё большей святости достичь и потерял всё, сам себя оскопил, чтоб похоти не было и его отлучили. Он был самый известный учитель тогда, так что даже спорили, от Бога или от человеческой мудрости, что Ориген всё постиг. Не было такого вопроса, на который бы он не ответил. Он во все сферы как Ломоносов, как Павел Флоренский вмешивался, ему Бог давал. И перешагнул грань, которую каноны установили. Если отрубил палец, то тебя тоже будут карать. Бог сотворил всё хорошо и весьма хорошо. И детородные члены на своём месте для своего дела и наиболее важнейшими являются для продолжения рода, и мы особенно прикрваем их, как объясняет Павел.

1Кор.12:24 – «И неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение».

Поэтому, если Бог хорошо установил с самого начала, чтобы проповедь шла, сеялось семя: не заграждай рта у вола молотящего. Не просто вола, который сбоку забредёт и пшеницу будет есть. По рогам его палкой и долой. Ты тоже вол молотящий должен быть. Ты тоже должен проповедовать, ты брат во Христе; а вы молчите. И на сёстрах отражается это. Вы голодные, и должны просить, чтобы эти волы начали пахать, начали молотить. Аминь.

Список всех проповедей

285

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: