"может быть, на этот раз над посёлком действительно взойдёт новая заря?"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«Даже несмотря на изнуряющую июльскую жару, в Потеряевке не умолкает стук топоров – посёлок, который обрёл вторую жизнь несколько лет назад, продолжает строиться. Сегодня совместными усилиями потеряевцев, а их здесь проживает около 35 человек, построено 13 домов. Правда, недоделок ещё хватает, но вновь обретшие малую Родину люди уверены, что начатое дело будет доведено до конца.
Беседовал я с одним из начинателей возрождения Потеряевки Иоакимом Тихоновичем Лапкиным о жизни посёлка и в который раз убеждался – здесь живут подвижники. Чтобы преодолеть столько бюрократических и прочих рогаток на пути восстановления посёлка надо обладать особым складом характера, верой в себя. Хотя, конечно, вера в себя и в Бога и есть те столпы, на которых держится посёлок.
С начала восстановления посёлка изменений произошло немало. Ведь в своё время здесь не было даже электроэнергии – первую зиму потеряевцы коротали при свечах, фонарях. Хотя слово коротали здесь не вполне уместно. Труд является ещё одной непременной чертой здешней жизни. Вот Иоаким Тихонович собственными руками построил дом, а минувшей зимой занимался отделочными работами. Благо, в доме тепло прекрасно держит печь, выложенная его братом, известным христианским проповедником Игнатием Тихоновичем. Помимо веры в Бога потеряевцы верят и в умение своих рук. А умеют они многое. Тот же Иоаким Тихонович в бытность свою священником в различных приходах, по его словам, постоянно возил с собой мастерок.
Обзавелись жители, как и положено сельчанам, всякой живностью. Всего в посёлке насчитывается около 30 голов крупного рогатого скота. Беда вот только, говорит Иоаким Тихонович, что до сих пор не решён до конца вопрос с покосами. Хотя решений всяческих за подписями разнообразных начальником накопилось столько, что хватит ещё на несколько посёлков, подобных Потеряевке.
В своё время, многие это знают, потеряевцы давали объявления и различных периодических изданиях, приглашая желающих на восстановление посёлка. Откликов было очень много, но и отбор был скрупулезный. Ведь даже курить и посёлке строго-настрого запрещено. Из 400 заявок была удовлетворена только одна. Кстати, в посёлке за всё это время не было никаких происшествий, а жители не боятся оставлять свои дома открытыми. Одна из женщин, побывавшая здесь, никак не могла поверить, что можно обходиться и без спиртного. В то же время в других посёлках сами же жители характеризуют ситуацию коротко, но ёмко: «Запились!»
Нельзя не сказать о том, что общим собранием потеряевцев принят устав деревенской жизни посёлка. Вот некоторые его положения: «Даётся разрешение на поселение тем, кто подтвердит что он не курит, не пьяница, не матерщинник, не вор». Каждый член общины имеет право заниматься любой непредосудительной работой. Запрещается торговать спиртным, табачным, что-либо покупать или брать на обмен ворованнoe. Беречь окружающую среду, не позволять никому сливать, разливать горюче-смазочные материалы на землю, мыть испачканные в мазуте руки и вещи у озера. Детей особо беречь, нигде не оставлять без присмотра (по ягоды, купаться). И во время богослужений одних, детей на улицу не выпускать. По деревне не разрешается ходить в оголённом, непотребном виде. В зимнее время почти прекратить звать сюда людей, разрешать приезжать – дабы кто в пургу не погиб в степи.
А под пунктом пятым, гласящим, что «запрещается рассчитываться спиртным (бутылкой) за проделанную работу», наверное, подписались бы с удовольствием все женщины района. Ди и весь устав в целом содержит положения, выполнение которых исключает пьянство, мат и прочие пороки, присущие нашему обществу. Между прочим, если кто-то особо интересуется спиртным, могу сообщить, что в одном единственном примечании к уставу сказано: «Разрешается только вино по уставу, в определённое время, два раза в день, но не более 100 граммов. Однако лучше совсем не пить – избегнешь порицаний». Так что, уж если кто-то решился отправиться в Потеряевку, то прежде хорошенько подумайте.
Не смотря на все трудности, сложности, посёлок потихоньку помаленьку развивается, и уже можно с уверенностью сказать, что жизнь здесь не угаснет, как это произошло больше двух десятков лет назад.
Может быть, ещё и потому, что здесь в любом человеке видят прежде всего человека, помогают ему обрести веру в себя и в Бога. Вот, например, один из жителей по имени Андрей, несмотря на молодость, пережил немало. Не приняв его взглядов, отказалась от контактов с сыном мать. Оказался он выброшенным на обочину жизни. А тут ещё и глухонемота от рождения. Подобрал, отогрел парня Игнатий Тихонович Лапкин. Сейчас Андрей прекрасно рисует картины и строит свой дом в Потеряевке.
А помогает ему Олег, который поначалу был прозван «Угрюмым». И у Олега складывалась судьба так, что радоваться было нечему. А однажды купили ему всем миром новую куртку, и вот туг-то Олег впервые улыбнулся. Для потеряевцев это был праздник. «“Угрюмый” улыбнулся!» – передавали друг другу весть. У нас же зачастую действует принцип: «Если у соседа заболела корова»... Что дальше? Сами знаете – для некоторых это праздник. Так что к жизни деревенской общины посёлка Потеряевки стоит присмотреться попристальней.
И ещё: уже стали играть первые свои свадьбы здешние молодые жители. А это ли не главная примета жизнеспособности посёлка?
Когда-то, по словам Иоакима Тихоновича, колхоз в посёлке носил название «Новая Заря». Может быть, теперь пришло время, когда заря над посёлком уже не погаснет?
В. РЕТУНСКИЙ» (27.7.96 г. «Свет октября»).