размер шрифта

Поиск по сайту



"может быть, на этот раз над посёлком действительно взойдёт новая заря?"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«Даже несмотря на изнуряющую июльс­кую жару, в Потеряевке не умолкает стук топоров – посёлок, который обрёл вторую жизнь несколько лет назад, продолжает стро­иться. Сегодня совместными усилиями потеряевцев, а их здесь проживает около 35 человек, построено 13 домов. Правда, недо­делок ещё хватает, но вновь обретшие ма­лую Родину люди уверены, что начатое дело будет доведено до конца.

Беседовал я с одним из начинателей воз­рождения Потеряевки Иоакимом Тихоно­вичем Лапкиным о жизни посёлка и в который раз убеждался – здесь живут под­вижники. Чтобы преодолеть столько бю­рократических и прочих рогаток на пути восстановления посёлка надо обладать осо­бым складом характера, верой в себя. Хотя, конечно, вера в себя и в Бога и есть те столпы, на которых держится посёлок.

С начала восстановления посёлка изме­нений произошло немало. Ведь в своё время здесь не было даже электроэнергии – пер­вую зиму потеряевцы коротали при свечах, фонарях. Хотя слово коротали здесь не вполне уместно. Труд является ещё одной непременной чертой здешней жизни. Вот Иоаким Тихонович собственными руками построил дом, а минувшей зимой занимал­ся отделочными работами. Благо, в доме тепло прекрасно держит печь, выложенная его братом, известным христианским про­поведником Игнатием Тихоновичем. Помимо веры в Бога потеряевцы верят и в умение своих рук. А умеют они многое. Тот же Иоаким Тихонович в бытность свою священником в различных приходах, по его словам, постоянно возил с собой мастерок.

Обзавелись жители, как и положено сельча­нам, всякой живностью. Всего в посёлке насчи­тывается около 30 голов крупного рогатого скота. Беда вот только, говорит Иоаким Тихо­нович, что до сих пор не решён до конца вопрос с покосами. Хотя решений всяческих за подпи­сями разнообразных начальником накопилось столько, что хватит ещё на несколько посёлков, подобных Потеряевке.

В своё время, многие это знают, потеряевцы давали объявления и различных периодических изданиях, приглашая желающих на восстановление посёлка. Откликов было очень много, но и отбор был скрупулезный. Ведь даже курить и посёлке строго-настрого запрещено. Из 400 за­явок была удовлетворена только одна. Кстати, в посёлке за всё это время не было никаких происшествий, а жители не боятся оставлять свои дома открытыми. Одна из женщин, побы­вавшая здесь, никак не могла поверить, что можно обходиться и без спиртного. В то же время в других посёлках сами же жители характеризуют ситуацию коротко, но ёмко: «Запи­лись!»

Нельзя не сказать о том, что общим собрани­ем потеряевцев принят устав деревенской жиз­ни посёлка. Вот некоторые его положения: «Даётся разрешение на поселение тем, кто подтвердит что он не курит, не пьяница, не матерщинник, не вор». Каждый член общины имеет право заниматься любой непредосудительной работой. Запрещается торговать спиртным, та­бачным, что-либо покупать или брать на обмен ворованнoe. Беречь окружающую среду, не поз­волять никому сливать, разливать горюче-сма­зочные материалы на землю, мыть испачкан­ные в мазуте руки и вещи у озера. Детей особо беречь, нигде не оставлять без присмотра (по ягоды, купаться). И во время богослужений одних, детей на улицу не выпускать. По деревне не разрешается ходить в оголённом, непотреб­ном виде. В зимнее время почти прекратить звать сюда людей, разрешать приезжать – дабы кто в пургу не погиб в степи.

А под пунктом пятым, гласящим, что «запре­щается рассчитываться спиртным (бутылкой) за проделанную работу», наверное, подписа­лись бы с удовольствием все женщины района. Ди и весь устав в целом содержит положения, выполнение которых исключает пьянство, мат и прочие пороки, присущие нашему обществу. Между прочим, если кто-то особо интересуется спиртным, могу сообщить, что в одном единственном примечании к уставу сказано: «Разре­шается только вино по уставу, в определённое время, два раза в день, но не более 100 граммов. Однако лучше совсем не пить – избегнешь пори­цаний». Так что, уж если кто-то решился отпра­виться в Потеряевку, то прежде хорошенько подумайте.

Не смотря на все трудности, сложности, посёлок потихоньку помаленьку развивается, и уже можно с уверенностью сказать, что жизнь здесь не угаснет, как это произошло больше двух десятков лет назад.

Может быть, ещё и потому, что здесь в любом человеке видят прежде всего человека, помогают ему обрести веру в себя и в Бога. Вот, например, один из жителей по имени Андрей, несмотря на молодость, пе­режил немало. Не приняв его взглядов, отка­залась от контактов с сыном мать. Оказался он выброшенным на обочину жизни. А тут ещё и глухонемота от рождения. Подобрал, отогрел парня Игнатий Тихонович Лапкин. Сейчас Андрей прекрасно рисует картины и строит свой дом в Потеряевке.

А помогает ему Олег, который поначалу был прозван «Угрюмым». И у Олега склады­валась судьба так, что радоваться было нече­му. А однажды купили ему всем миром новую куртку, и вот туг-то Олег впервые улыбнулся. Для потеряевцев это был празд­ник. «“Угрюмый” улыбнулся!» – передавали друг другу весть. У нас же зачастую действует принцип: «Если у соседа заболела корова»... Что дальше? Сами знаете – для некоторых это праздник. Так что к жизни деревенской общины посёлка Потеряевки стоит при­смотреться попристальней.

И ещё: уже стали играть первые свои свадьбы здешние молодые жители. А это ли не главная примета жизнеспособности посёлка?

Когда-то, по словам Иоакима Тихонови­ча, колхоз в посёлке носил название «Новая Заря». Может быть, теперь пришло время, когда заря над посёлком уже не погаснет?

В. РЕТУНСКИЙ» (27.7.96 г. «Свет октября»).

99