размер шрифта

Поиск по сайту



"Я всегда знал - без правды жить нельзя."

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«О ПРАВОСЛАВНОМ летнем лаге­ре на месте бывшего села Потеряевки слышал, как и многие в на­шем районе, давно, но, как говорит­ся, лучше один раз увидеть. Тем более, слухи по поводу существования лагеря ходят самые противоречивые. ...В последний день лета погода вы­далась прекрасная – солнечная и безветренная, и лагерь, расположенный в живописной местности (рядом кол­ки, пруды) в первые минуты, честно признаюсь, поразил. Почему? Об этом чуть позднее. Сначала была  встреча с тем, кто, собственно, и является создателем лагеря – Игнати­ем Лапкиным.

Навстречу вышел среднего роста человек с худощавым лицом и бородкой, простецкая кепка, рубашка навыпуск с пояском, босые ноги... Воз­раст – за пятьдесят, внимательный, спокойный взгляд и располагающее сразу к себе радушие.

(Из биографии Игнатия Тихоновича Лапкина).

Является уроженцем ныне несуще­ствующего села Потеряевки Мамонтовского района. В семье было де­сять детей. Закончил успешно строительный техникум. Работал прора­бом в Иркутском лагере для заклю­ченных. Здесь, а затем в армии, выучил каждый за несколько месяцев английский, французский, испанский, латышский языки. Готовился посту­пить в Московский государственный институт международных отношений. Судьбе вольно было распорядиться по-иному.

И ВОТ ОНО – ДЕТИЩЕ Игнатия Лапкина – православный лагерь или, как он его называет, – «стан». Подвижный и легкий, Игнатий Лапкин ведет показывать своё хозяйство. А посмотреть, надо сказать, есть на что. Разрушенное в прошлом году неизвестными варварами (иначе их не назовешь) обитатели лагеря вос­становили собственными руками. Кстати, в этом году их было почти 70 человек, причем около 50 детей. Вот каркасы жилых палаток (сами палатки уже сняты в связи с завер­шением сезона), столовая, накрытая большой армейской палаткой, а их две подарили лагерю военные, благо­даря вниманию командующего СибВО генерал-полковника Б. Е. Пьянкова (и потом в дождь ребятишки молились за здоровье дяди Бори-генерала). Есть большой погреб и не­сколько маленьких для хранения продуктов. Ещё не остыл жар в рус­ской печи, а надо сказать, Игнатий Лапкин – прекрасный печник. Об этом говорит и тёплая избушка с по­догревом пола.

И, конечно же, православному рус­скому человеку не обойтись без бани (побывав в ней, убеждаешься – дей­ствительно, «голь на выдумки хит­ра»!). Сделана она на склоне с уг­лублением в него, рядом колодец. В ней было ещё тепло – за день до на­шей встречи отъезжали несколько человек домой и истопили по этому поводу, а вообще, топят два раза в неделю; есть и небольшой огород и соответственно – свои овощи.

Особый разговор о спортплощадке. Сетуем мы постоянно на нехватку средств, спортинвентаря, а здесь всё из подручного материала – и гигантские качели, и бум, и городошная площадка, а занимаются дети с ог­ромным удовольствием. Кстати, всё, что построено в лагере, из того же подручного материала – сушняк, глина, кирпичи, оставшиеся от быв­шей Потеряевки. Заводского произ­водства, пожалуй, только гвозди да инструмент.

(Из биографии Игнатия Тихонови­ча Лапкина).

Толчком стал фильм «Отвержен­ные», где в финальной сцене ярко показан образ Иисуса Христа. Книга «Отверженные» затем перечитана не­сколько раз. Способ лечения инако­мыслящих в то время был отработан – из армии поэтому вернулся с записью «вялотекущая шизофрения». «Шизофреник» поступил в Рижское мореходное училище. Но и здесь его религиозные убеждения не приветст­вовали, и в 23 года из училища он уходит. Затем живет в городе Бар­науле, много работает с историческими материалами. Создает труд «Тайна беззакония в действии» и в это же время распространяет начитанный на магнитную ленту (около 50 экземп­ляров) «Архипелаг ГУЛАГ» Солже­ницына. В ноябре 1979 года завер­шил ещё один труд «Иоанн Злато­уст» – толкование Библии. (Время звучания на четырех дорожках маг­нитной ленты 8 часов 20 минут одной катушки. «Златоуст» составляет 62 катушки.). В мае 1980 года Игнатий Лапкин аре­стован. Довелось попасть и в психи­атрическую больницу в Кемерове, где ему недвусмысленно сказали: «Если политикой займешься, то да­дим укол и скажем, что сошёл с ума от веры».

В ПРАВОСЛАВНОМ лагере свой устав, своя жизнь. Попробую её хотя бы вкратце описать со слов Игнатия Лапкина – сравнивай и оценивай; современный педагог, уверен,– най­дешь для себя немало полезного. Итак, внешний вид – рубашка на­выпуск, поясок, босые ноги. С одной стороны – традиционно «русский вид», с другой, а кто отрицает поль­зу хождения босиком? Строго соблю­дается такой принцип, как уважение к родителям и старшим. Одним из основополагающих моментов являет­ся ежедневный труд всех без исклю­чения. В первые дни, когда восста­навливали лагерь, трудились по де­сять часов, затем по четыре часа в день. Отношение детей к труду? Иг­натий не без юмора рассказывает, как двое мальчишек подрались из-за того, кому нести кирпич.

Конечно, любого из нас может сму­тить то, что постоянно действуют ре­лигиозные принципы – на каждое дело благословение, не забывать о понятии «страх Божий», что означа­ет страх не перед Богом, а страх перед самой возможностью совершить «греховное». Но, вместе с тем, не каждый педагог похвастает умением разбираться с детьми в конфликтных ситуациях. «Всё должно делаться на полном серьёзе» – таков принцип Игнатия Лапкина.

Особо провинившийся должен быть наказан. Игнатий вытащил из карма­на и показал мне обыкновенную сет­ку-авоську. Ей и наказывает. В ка­кой-то степени – наказание больше символическое, но действует. Нака­занному чётко объясняется – за что наказан и почему именно так, а не иначе. Но не надо думать, что в ла­гере только работают и «разбирают» проступки. Я уже говорил о спорт­площадке, на ней охотно занимаются, много купаются, ходят за грибами и ягодами. Хочется купаться не 20 ми­нут, а больше? Ребятишки единоглас­но голосуют, и дядя Игнатий, как они его называют, сдаётся. «Рефе­рендум» здесь в порядке вещей. Осо­бое отношение – к природе, её здесь наблюдают, учатся ценить ежеминут­но. Играет кошка с котятами? Да­вайте понаблюдаем. Появился новый житель – соловей? Событие! Еже­дневно провожают на закате солнце и встречают зарю, вечером идут в поле послушать, как растёт пшеница. Игнатий Лапкин убеждён – в детях должно быть развито чувство состра­дания.

(Из биографии Игнатия Тихонови­ча Лапкина).

Еще один суд состоялся уже в перестроечное время, в 1986 году. Да­ли два с половиной года, лишив на суде, кстати, защитника и последне­го слова. Срок отбывал в Джамбульской области в лагере, где царили драконовские порядки и который он назвал впоследствии «лагерем воспи­тания зла». В марте 1987 года был помилован и возвратился домой. Об­ратите внимание – помилован, а не реабилитирован. Сейчас живёт в го­роде Барнауле, работает на преж­нем месте, во вневедомственной охра­не Железнодорожного РОВД.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ смысл своих поступков – это ещё одно важное положение из воспита­тельной методики лагеря. Никто не бросит здесь хлеб – все приучены бережливо относиться к продуктам. Хотя питаются, по словам Игнатия, хорошо, и ребята уезжают поправив­шимися. Даже пресную воду и ту учатся расходовать экономно. Боле­ют ли? Практически в лагере обо­шлось без этого. Сказались, видимо, здоровые условия жизни, да и травы здесь, умеют использовать.

А есть ли сокровенное желание у Игнатия Лапкина? Он сидит рядом со мной на скамеечке, поблескивает на солнце бородка с рыжинкой, греет босые ноги теплая сухая земля... И, глядя вприщур под ярким солнцем на тихие колки, на луга, говорит о своём главном желании – возродить родную Потеряевку. Попытки решить этот вопрос были, но пока, как он говорит, не приспело время. А сейчас нет здесь настоящего хозяина, вот и прошёлся кто-то недавно ру­кой варвара по раскидистым тополям, срубив их, и затем протащил по лу­гу, срывая дёрн...

Прощаясь с Игнатием Лапкиным, подошли к колодцу с чистой водой, сделанному опять же собственными силами. Попробовали воду,– да, не то, что у нас в Мамонтове в водо­проводной сети. Совсем не то... А ведь у каждого он, видимо, есть, свой колодец на своей «малой Родине». Наверное, пришла и всем нам пора напиться из него воды. Что же помогло ему возвратиться к истокам? У него свой ориентир – вера. Но не только. Есть и тот, который он сформулировал просто: «Я всегда знал – без правды жить нельзя» В. РЕТУНСКИИ («Свет октября» 11 сентября 1990 г. №109 (7094)).

114