размер шрифта

Поиск по сайту



SPURIA. Объяснение молитвы Отче наш (Мф. 6:9-13)

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





Объяснение
молитвы Отче наш (Мф. 6:9-13)

"Отче наш, сущий на небесах". Отцом называешь, человек, Бога? Справедливо: конечно, Он – всем Отец. Но в таком случае старайся, чтобы дела твои были угодны Отцу твоему. Если же дела твои злы, тогда, конечно, отцом твоим является дьявол: он источник всякого зла. Поэтому старайся удалиться от него и угодить благому Отцу и Создателю твоему. "Да святится имя Твое". Что это? Разве Бог не свят? Нет, Он свят, а эти слова твои означают: во мне да святится имя Твое, чтобы увидели люди мои добрые дела и прославили Отца и Творца моего. "Да приидет Царствие Твое". Что это? Разве Бог не царствует теперь, что Его царство должно еще наступить? Конечно, Он – царь. Но как город, осажденный врагами, просит, чтобы пришло царское войско и освободило его, так и мы, будучи окружены противными силами и своими собственными грехами и злыми помыслами, просим, чтобы наступило царство Божие, чтобы принесло нам избавление. Можно объяснить и другим способом. Пророк говорит: "Бог воцарился над народами" (Пс. 46:9), употребляя прошедшее время вместо будущего; подобно ему и мы восклицаем: "да приидет Царствие Твое", Господи! – то есть: пусть придут на нас милости Твои. "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Это значит: Господи! как совершилась воля Твоя на небе, где все ангелы в мире и нет среди них ни притеснителей, ни притесняемых, ни обидчиков, ни обиженных, но полный мир царствует между ними, так и среди нас – обитателей земли - "да будет воля Твоя", чтобы все народы одними устами и одним сердцем, все мы прославили Творца и Спасителя нашего. "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Мы просим о насущном хлебе. Хлеб же для души есть слово Божие, как сказал некто из святых: "открывай уста свои для слова Божия" (Прит. 31:8). Поэтому хорошо вспоминать о Боге чаще, чем дышать. "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Смысл такой: прости нам долги наши, то есть грехи и проступки наши, как и мы прощаем всем погрешающим против нас братьям нашим, как свободным, так и рабам и всем зависящим от нас. Говоря так, человек, наблюдай, чтобы и дела твои соответствовали словам; а если нет этого, вспомни, как страшно впасть нам в руки Бога живого, и исправившись, обратись к Творцу и Господу. "Но избавь нас от лукавого". Если бы сатана просил сеять нас как пшеницу, как он просил уже апостолов, но справедливо получил отказ на свою просьбу, и если бы случилось так, как было с древним Иовом, - но давай ему власти на нами; даже если бы и человек лукавый захотел искусить нас или обидеть, не давай ему воли над нами, но огради нас кровом крыл Твоих. "Ибо Твое есть Царство и сила". Господи! так как Твое есть царство, не допускай, чтобы нас устрашало другое царство или иное владычество, даже если бы мы и достойны были наказания за грехи наши. Ты сам накажи нас, как Тебе угодно, только не передавай нас в руки людей: пусть впадем мы в руки Твои, потому что каково величие Твое, такова и милость Твоя, Отче Вседержителю, во веки. Аминь.