размер шрифта

Поиск по сайту



Его же беседа о четвертом дне творения

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





Его же беседа о четвертом дне творения

Вчерашний день ради ваших молитв и вашего усердия благодать Божия укрепила наш слабый голос. Наученный этим опытом, что может сделать усердие и ревность по благо­честию, опять обращаюсь к вам за помощью, опять прошу о даровании ради вас той же благодати. Если Павел, избранный сосуд, имевший в себе глаголавшего Христа, управляемый Духом Святым, просил у слушателей поддержки молитвой, говоря: братие, молитесь о мне, дабы мне дано было слово (Еф.6:19), то насколько более мы, смиренные и ничтожные, должны просить вашего содействия, чтобы разреши­лись узы языка и отверзлось свободное слово, чтобы сама боже­ственная благодать охранила и голос от препятствий и даро­вала обилие мыслей, — не для того, чтобы только один проповедник получил пользу от божественных благ, а чтобы он черпал небесное сокровище вместе с вами. Теперь продолжим речь о творении. Как Моисей изложил историю творения в порядке и последовательности, так и нам, думаю, подо­бает, излагая в порядке одно за другим, присоединяя к предыдущему дальнейшее, ясно отделить одно от другого, чтобы дать вам изъяснение не спутанное. Утверждено было небо, во­дружена твердь, отделено море, обнажена была земля и покрыта разными плодами, растениями, деревьями, источниками, — сло­вом, украсилась всем, чем подобало, так как то, что произрасло из нее, не было чем-нибудь однообразным, а было многовидно и разнообразно. Одни произведения украсили самую землю, другие явились на пищу людям и животным, третьи — чтобы служить на пользу тем же людям. Перечислять эти разнообразные произведения земли в настоящую минуту мы не будем, чтобы не утомить вашего слуха пространною речью. Получило и небо свое украшение. Наконец Бог приступает к водам и повелевает им произвести душу живую. Великий и всемудрый Творец все создал свободным повелением и святым Словом. Эту вещей истину вы знаете от самой истины Слова, когда слышите Его говорящим: да соберутся воды, — и тотчас же за словом следует дело, или — опять: да произрастит земля, да произведет вода, да будут светила . Но чтобы пересказать теперь все, что создано Словом, потребовалось бы много вре­мени. Потому, оставив древнее творение, перейдем к тому, что создано Словом в Новом Завете. Оно, как говорит Иоанн, сотворило и все древнее и создало новое: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3). Сможет ли какое слово поведать об этом подробно? Но будем держаться последовательности. Итак, этот всемудрый Творец, как мы раньше сказали, что сотворил первым, то прежде и украсил, что соз­дал вторым, второму дал и украшение; подобным же обра­зом и третьему и четвертому и всему дальнейшему по порядку творения давал и украшение. С какою же целью Он так де­лал? Может быть, Он хотел научить нас почитать пределы стихий и признавать порядок? Итак, Он сотворил, во-пер­вых, горнее небо, во-вторых, землю, в-третьих, твердь, в-четвертых, отделил воды. Что прежде сотворил, то прежде и украсил. Как же, — скажет какой-нибудь более строгий слу­шатель, — Бог украсил первою землю, когда она создана вто­рою? Если такой слушатель вздумает обличать меня в проти­воречии собственным словам, то нужно ему ответить, что в данном случае ничего противоречивого нами не сказано; напротив, речь наша вполне согласна сама с собою, потому что земля украшена была ранее этой тверди, созданной после горняго неба, и получившей свое бытие на второй день. Нужно было соблюсти порядок старшинства. Когда Бог украсил землю растениями и плодами, когда украсил небо солнцем, луною и хором звезд, тогда Он перешел к водам. Что же гово­рит бытописатель? И сказал , говорит, Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (Быт.1:20). Смотри, как Слово Бога приводит изречения в действия и превращает изречения в дела. Смотри, как слоги и краткие слова исполнены божественной силы. Да произведет вода . Слово Божие есть дело. Я думаю, что дела предупреждали слово; могущество было быстрее изречений. Слово еще не было сказано, а дело получило уже свое устроение. И что удиви­тельно, — каждую из стихий Бог устроял двояко. Тверди Он дал светила и влагу. Равным образом и польза светил, в свою очередь, разнообразна, как ясно видно и из самих слов Писания. Об этом мы сказали уже, по мере сил, хотя и не сообразно с достоинством предмета, раньше, когда изъ­ясняли вам те слова Писания. Говорить о том же опять в настоящее время было бы бесполезно.
Земле Бог дал семена и растения, водам — рыб и птиц. Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею . Гадами Бог называет рыб. так как они скорее ползают, чем ходят. Потому и блаженный Давид вслед за Законода­телем говорить: это море великое и пространное: там гады, коим нет числа (Пс.103:25). Чудное дело, чудное повеление, чудное слово обетования! Почему [дал Он такое повеление]? Как Тво­рец всяческих Он имеет пред глазами и прошедшее, и настоящее, и будущее, и видит так, как мы не видим даже находящегося пред глазами. Итак, поелику Он имел даро­вать миру жизнь впервые чрез воды, то и повелевает прежде всего водам произвести живородную природу, чтобы ты знал, откуда корень жизни. Когда я вижу, как выходят из свя­тых вод просвещенные, как они приступают к крещению со многими пороками подобно гадам, а выходят с жизнью веч­ной, — вижу Законодателя, который говорит: "да изведут воды тех, которые были некогда гадами, ныне — как душу живую". Откуда это может быть видно нам? Из того, что приступаю­щие к купели называются за прежние грехи именем гадов. Многие пришли к крещению Иоаннову, и Иоанн говорит при­шедшим: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф.3:7). Смотри, — когда душа, прожившаядолгие годы в нечестии, приступает ко крещению, и выходит свободного от нечестия, то не сияет ли самым делом Вла­дычний глас, говорящий: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею ? Подлинно, спасаемый получает двойную благодать: и оживотворяется душой, и окрыляется подобно птице, воспаряет в небесные своды, делается сожителем ангелов и занимает место на ряду с небесными чинами. И птицы да полетят над землею, по тверди небесной .Над землею — телом, на не­бесах — образом жизни. Изъясняем так не потому, что понимаем слова как аллегорию, а потому, что усмотрели это в самой истории. Иное дело насильно превращать историю в алле­горию, иное — сохранить и историю, и придумать высший смысл. Бытописатель, желая показать, что гадами называет пернатых птиц, бывших в море, прибавил: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее (Быт.1:21). Разве может быть не пернатая птица? Что за нужда была говорит: всякую птицу пернатую ? Летать означает тоже, что простирать руки. Можно летать и руками, как говорит пророк: восплещите руками, воскликните Богу гласом радости (Пс.46::2), не потому, чтобы руки имели крылья, а потому, что летать — значит простираться. Поэтому и пресмыкающееся — птица, поскольку оно ползет и простирается, почему и Давид говорит: гады и птицы пернатые (Пс.148:10). Итак, сотворил Бог рыб больших , то есть великих морских драконов, — другие переводчики говорят: "сотворил Бог драконов великих", не "рыб больших", а "драконов". Прежде дракона не сотворено ни одного морского животного. Вот почему Давид говорит: хвалите Господа от земли: змеи и все бездны (Пс.148:7), и в другом месте: это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими.Там плавают корабли, этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его (Пс.103:25-26). В другом ме­сте, желая показать, что существует не один, а много драко­нов, говорит: Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс.73:13). Итак, сотворил Бог рыб больших. И увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1:21). Почему Бог сказал: хорошо ? Может быть, хорошо по причине множества? Но когда Бог сотворил звезды, солнце и луну, то говорится: виде Бог яко добро , хотя созданий было и много. Много звезд, бесчисленны их мириады, и, однако, не го­ворится: виде Бог яко добра , а сказано: яко добро (в русском переводе везде: И увидел Бог, что это хорошо ). Почему? По­тому, что хотя звезд и много, но все они из одного света и все назначены на одно и тоже служение, именно — светить. На­против, здесь великое разнообразие гадов, птиц и рыб (иноеведь дело — рыбы, иное — птицы, иное — гады), и в каждом роде существует много различных видов; потому и говорится: виде Бог, яко добра . По разнообразию дел и похвала. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле (Быт.1:22).
Почему Бог, когда создал звезды, не благословил их? Почему после создания не благословил растений и деревьев? Одно благословляет, другое не благословляет. Что было при­чиной такого превосходства? Слушай. Звезд, сколько произошло сначала, столько и остается; они не могут увеличиваться ни по числу, ни по объему; поскольку они должны были оставаться в одном и том же положении, они не нуждались в благословении, которое бы их умножало. Те же создания, которые умножаются путем преемственности, и иначе получать прира­щения не могут, необходимо должны были принять и благосло­вение. Опять повторю тоже, чтобы еще лучше утвердить сказан­ное в мысли, так как, братие, и растение, посаженное в раз­рыхленную землю кое-как, небрежно, не имеет устойчивости, а стоит твердо, когда только зарыто глубоко и с полною тщательностью. Звезды в благословении не нуждались, потому что последнее не давало им способности умножаться. Птицы же, рыбы и человек в таком благословении нуждались в виду преемственности происхождения. Где немногое умножается и ма­лое возрастает, и где иначе, как чрез преемственность, умно­жаться создание не может, там имеет место благословение. Теперь, когда мы узнали причину, почему указанные творения удостоились благословения, нужно, наконец, обратиться к осталь­ным изречениям Писания. Раститеся (этого слова в русском переводе нет), потому что были малы; размножайтесь , потому что не многочисленны; наполняйте воды , по­тому что были в одной их части. В другое время нужно будет разъяснить опять, почему Бог удостоил благословения только рыб, птиц и человека, а остальным животным не дал его; теперь же, как мы обещались, будем держаться последовательности. И сказал Бог: да произведет земля душу живую (Быт.1:24). Землю Бог наделяет двойною честью. Во-первых, она рождает семена и растения, во-вторых, животных. И это не без причины, а в силу того, что она должна была стать жилищем человека. Кроме того, так как от той же самой земли должен был питаться сам человек, то Бог наделя­ет ее честью, как питательницу и мать этого великого живот­ного. Смотри и здесь, с какою последовательностью действовал Творец. Сначала он приготовляет пищу, а затем уже вводит тех, кто должен пользоваться этой пищей. Так Онсделал и в отношении к человеку: сначала изготовил дом, и затем ввел владыку дома. Да произведет земля душу живую . Откуда бездушная земля рождает живую душу? Откуда про­изошел ревущий лев, или бегущий конь, или трудолюбивый вол, или носящий тяжести осел? Откуда такое разнообразие животных? Откуда столько душ из бездушной земли? И ере­тикам не стыдно признавать, что бездушная земля производит душу, которой не имела, когда же слышат, что Бог родил из собственного существа, тотчас же сплетают хитрый ряд рассуждений и строят выводы: "следовательно Бог рассекся, следовательно разделился, следовательно потерпел страдание", и другие свойственные им подобного рода выводы. Теперь не время перебирать все, что говорят еретики против Единород­ного, вернее же сказать — против собственного спасения, потому что Бог ничего не приобретает, когда Его прославляют, равно как не терпит никакого вреда, когда Его хулят, если только кто-нибудь не назовет приобретением для Бога наше спасение. Сам он полон всякого блага и вседоволен; Сам всех бо­гатит, но ни в чем не нуждается. Что мог бы дать кто-ни­будь Тому, Кто есть источник всех благ, от единой только благости Коего зависит все? Все ожидают от Тебя , говорит Давид. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Пс.103:27, 144:16). Но доведем до конца начатую речь. Это и нам приятно, и последовательностью требуется. Земля, повинуясь требованию, производит то, чего не имеет; боже­ственная ли и чистейшая природа не в состоянии рождать то, что имеет. Но пусть опять не поймет кто-нибудь слова "име­ет" слишком человекообразно, чтобы сказать: "видишь, как и сам учитель признал, что Отец существует раньше Сына"? Отнесись лучше снисходительно к слову, так как это — люди, владеющие глиняным языком, и говорящие о божественной и пре­восходящей всякое слово природе с людьми же. Будучи людьми, мы и говорить умеем как люди. Не знают жалкие еретики, что, говоря о Боге, они употребляют слова, которые к Богу применимы быть не могут. Например: все рождаемое, говорят они, имеет начало бытия. Почему? Они тотчас же отвечают таким образом: "ты, рожденный, разве не имеешь начала? Твой отец равным образом? Твой дед?" Если ты из са­мых их же рассуждений представишь другое рассуждение, которое может опровергнуть их безумие, они тотчас же го­ворят: "речь о Боге, а ты представляешь мне рассуждения человеческие"? Так, корень нечестия берут из общих всем рассуждений, а опровержение нечестия брать из тех же самых рассуждений не хотят.
Часто еретики говорят: "может ли кто-нибудь быть и рождаться". Если я покажу, что Писание утверждает подобное не только относительно Бога, но и относительно людей, то что ты будешь делать? Про чад блаженного Авраама Писание говорит, что они рождаются, говорит не как о несуществовавших, а как о предсуществовавших. Авраам родил Исаака; Исаак ро­дил Иакова; Иаков родил Левия, от которого произошло колено священников. Апостол Павел, изъясняя богословски исто­рию встречи Авраама с Мелхиседеком, говорит: Мелхиседек встретил Авраама и благословил его (Евр.7:1), и тотчас же прибавляет: и, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца Авраама (ст. 9,10). И смертный, следовательно, был, прежде чем родился. Так как корень жил, то вместе с живым корнем апо­стол назвал (существующим) и плод. Здесь же, где нет ни страдания, ни образа преемственного происхождения, ни плодо­ношения, ни других человеческих страданий, еретик не хочет назвать Сущего рожденным из Сущего, хотя и пребывающим вечно. "Если Он рожден, говорят, то каким образом был всегда? Всякий рождаемый имеет начало". Имя отца у нас приобретается в известный срок. Предположи, напр., что юноша желает жениться; сначала он сватается, затем становится женихом, потом мужем, и когда, наконец, родит, называется отцом, и если рожденное дитя не даст ему этого имени, то хотя бы он прожил с женою тысячи лет, не называется отцом. Точно также и мать; сначала она девица, потом обру­чится и невеста, потом жена; зачинает и носит плод, и если этого не произойдет, то не называется матерью. Хотя бы даже корень и носил плод, но если происшедшее дитя не даст ему в воздаяние за труды названия матери, она не называется этим именем. И это сделал премудрый Бог для того, чтобы отцы не превозносились над детьми, чтобы отец не говорил сыну: "я тебе дал жизнь, мною ты рожден, чрез меня полу­чил бытие", а если бы и сказал так, то услышал бы тотчас же в ответ: "я чрез тебя рожден, но чрез меня и ты отец"; равно как и матери сын мог бы сказать: "ты дала мне сыновство, я дал тебе материнство". Рождение у нас яв­ляется взаимным даром. Подобно этому и сын не сразу же является сыном, а сначала — семенем, потом зародышем, и только когда уже родится, — сыном. Все это подлежит необхо­димым условиям времени, все это подвержено страданию, все это следствие телесного устройства. Но где бестелесна рождающая природа, где бестелесен рождаемый плод, есть ли какое осно-вание утверждать, что было время, когда и Рождаемого не было, что Он рожден впоследствии времени? Итак, мы говорили: если Бог всегда один и тот же, и никогда ничего не приобре­тает, то Он всегда и Отец; если же Он всегда Отец, то всегда имеет Сына; следовательно Сын совечен Отцу. Мы говорим, что Сын рожден бесстрастно, но способа рождения изъяснить не можем. Истинное ведение в том, чтобы испо­ведать свое незнание превосходящей нас природы. Итак, рож­дению мы поклоняемся, но природы исследовать не дерзаем. Если бы родивший был человек, то он произвел бы и рож­дение человеческое; если бы имел тело, то и родил бы как тело. Если же Он чужд тела, то не приписывай бестелесному телесных страданий. Но, говорят, Он родил из своего естества, родил, следовательно, со страда­ниями, через разделение, чрез излияние. Докажу противное земными явлениями. Рождает виноградная лоза, рождает ма­слина, рождает и вода, но рождает не как наша природа, а сообразно с собственными устройствами. Всякая женщина, когда получит от Бога дар быть матерью, когда носит плод, пол­неет, когда же родит плод, худеет. С деревьями же про­исходит наоборот. До рождения дерево не увеличивается в объеме; когда же родит, тогда становится тучнее, плод умно­жается, корни увеличиваются, и не бывает ни уменьшения рождающему корню, ни умаления рожденному плоду. Виноград­ная лоза рождает не по нашему; а Богу, превосходящему вся­кое естество человеческое, когда слышишь, что Он родил, приписываешь человеческие страдания?
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так (Быт.1:24). Скотов — это домашние животные. Гады, звери — это змея, дракон. Домашним скотом называются не только подъяремные животные, а и носящие тя­жести. Всякое травоядное, — вол ли, овца ли, — называется скотом, поскольку оно есть предмет облада­ния человека. А что домашним скотом называются и овцы и волы, свидетельствует Писание: и у него были стада мелкого и стада крупного скота (Быт.26:14). Наполнилась земля, укра­силась плодами, произвела животных; не доставало только домо­владыки. Небо было украшено; земля одета в пестрый убор, море наполнено, воздух украсился множеством птиц; все было готово, не доставало лишь человека. Впрочем, то, что он яв­ляется последним, служит не к уничижению его, а к чести. Приготовляется дом, и вводится домовладыка. Бог ничего не делает ни безвременно, ни бесцельно, а все творит целесообразно. И заметь последовательность. Сначала Он сотворил траву и сено, и после того уже питающихся ими животных. Если бы не было того, что служит для питания, то безвременно было бы творение животных; они страдали бы от недостатка плодов. Сначала он сотворил пищу, и тогда уже создает питающихся; сначала производит необходимые средства жизни, а потом уже тех, кто пользуется этими средствами. Так сде­лал Он и в отношении к Писанию. О Христе предварительно возвестили Писания, и тогда уже пришел Тот, о Ком они возвещали. Предваряли свидетельства, дабы поверили Тому, о Ком давались свидетельства. Предварял закон, дабы возве­стить о Законодателе. Предваряли пророки, дабы провозгласить Того, о Ком пророчествовали.

И заметь мудрость Бога. Он соизволил, чтобы писания пророков оставались не только в церкви, но и у иудеев; Он оставил их у недостойных богопротивных иудеев — врагов Христовых, чтобы обличить их. Почему Он так сделал, а не отнял у них Писаний? Причина ясна и не требует долгого рассуждения, — так что моя проповедь вне подозрений. Если бы я один только имел пророков, то неверующий мог бы воз­ражать мне. Смел ли бы я сказать: "сказал Моисей", или: "сказал Исаия", или: "сказали другие пророки о Христе и о том, что произойдет во время Его пришествия?" Желающий мог бы возражать, говоря: "откуда известно, что Моисей был пророк и сказал или проповедовал об этом, как утвер­ждаете вы, христиане, измышляя для подтверждения своих догматов пророков и выдумывая имена? Разве мы должны согла­шаться с вашими предрассудками?" Теперь же у желающего возражать, хотя бы он обладал и большою способностью за­щищаться, отнять всякий повод к возражению, так как те самые свидетельства, которые приводили мы в подтверждение своих догматов, есть и у них. Отсюда ли нельзя изобличить их легкомыслие? Итак, чтобы иудеи не возражали, Бог соиз­волил оставаться у них книгам Писания, дабы, если не пове­рят мне, как измышляющему свидетельства в пользу своих догматов, в виду моего их признания, поверили тем, кото­рые остаются чужды этим догматам. Если ты спросишь иудея, — разумеется, не простеца из народной толпы, а искусного в слове и сведущего в законе, — "есть ли Христос"? он не скажет: "нет", а скажет: "есть, но только не тот, о котором вы го­ворите, а другой". Факта, следовательно, он не отрицает, а сомневается лишь относительно лица. Но иное дело — отрицать факт, и иное — отрицать лицо. Например, если кто-нибудь требует с меня долг, то иное будет сказать: "я не должен", и иное: "я должен не тебе, а другому". Долг, следовательно, признается. Так и иудеи признают, значит, что есть Хри­стос, а сомневаются в том, есть ли Он тот, о котором мы проповедуем; они допускают Христа не существующего, так как отвергли существующего. Но заметь, как сам законода­тель Моисей в самом рассказе о творении человека указывает на Сына и сообщает познание о Нем. У него сказано: да будет твердь . сказано: да произрастит земля , сказано: да произведет вода . Когда переходит к человеку, то говорит: и сказал Бог: сотворим человека . Спрошу иудея: если Бог один, и нет с Ним Сына, Которого мы проповедуем, нет Духа Святого, Которому мы поклоняемся, то кому сказал Бог: сотворим человека ? Небо Он творит одним повелением; точно также и землю и все прочее. Когда создает человека, то, желая при­кровенно дать познание божества Сына, говорит: сотворим человека , дабы показать, что Он имел Его сотрудником в са­мом начале творения. Поставляемые в стесненное положение и будучи не в состоянии извратить ясный смысл изречения, иудеи говорят, что Бог сказал это ангелам. Так, не имея воз­можности отрицать смысл изречения, проводят отрицание иным способом. Итак, кому же сказал Бог: сотворим ? Говорят, — ангелам. Спрошу их, кто больше: ангелы или люди? Конечно, ангелы. Когда мы достигнем полной меры добродетели, мы и тогда не будем превосходить их, а будем лишь равны им; теперь же мы много уступаем природе ангелов и их бестелесному состоянию.

Слушай, как об этом свидетельствует Давид: то что такое человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его? Ты умалил его малым чем пред Ангелами (Пс.8:5,6). Следовательно, мы умалены пред ангелами; мы меньше, ангелы больше. Если же, создавая человека, меньшего, Бог нуждался в ангелах, как советниках и помощниках, то насколько более имел в этом нужду, когда творил больших — анге­лов, не одного притом, а бесчисленное их множество? По­добно тому ведь, как все светила Бог сотворил зараз, так и ангелов с архангелами Он сотворил зараз, а их так много, что они превосходят всякое число, почему Даниил и восклицает: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан.7:10). Тысячи тысяч ангелов, и тысячи архангелов сотворил Бог и не нуждался в советнике и помощнике, а творя одного человека из земли, совещается, рассуждает, делает совет? Что такое человек ? Не земля ли,и не от земли ли? Не прах ли и пепел? Авраам, указывая на свое ничтожество, взывает: я, прах и пепел (Быт. 18:27). Слушай, как, с другой стороны, Давид говорит: Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным (Пс.103:4). Создавая естество огненное, умных и бестелесных духов, Бог не имел нужды ни в советнике, ни в помощнике, ни в каком бы то ни было другом сообщнике, а творя жалкого ничтожного человека, от земли существо, которое немного вре­мени спустя должно прекратить свое бытие, разрушиться во гробе, уничтожиться временем, Он советуется, размышляет? Да, говорят; Владыке, по великой Его благости, прилично было сказать предстоящим рабам: что должно быть? что сде­лаем? Соглашаюсь и с этим, и, не смотря на высказанное опровержение, допускаю, что" сотворим . сказано было анге­лам. Но за словом "сотворим" разве ты не видишь: по образу и подобию ? Этим словом я смело могу заградить уста и иудеям и еретикам. (Отожествлять образ Божий с ангельским обра­зом не может) ни иудей, ни еретик, который поистине есть тот же иудей, а пожалуй и хуже еще, потому что иудеи распяли видимое тело, а еретики восстают против невидимого боже­ства, вернее же — против собственного своего спасения. Впро­чем, первые доказали, что они делали дело невозможное, по­чему и терпят отчасти в настоящее время казнь за свою дер­зость, видя род свой рассеянным по всей вселенной, полное же наказание донесут впоследствии, когда совершится всеобщий суд, так и еретики в надлежащее время получат заслужен­ное наказание. Но зачем все это я сказал вам? Буду продол­жать начатое. Ни еретик, ни иудей не смеет сказать, что у Бога и ангелов один образ и подобие. Разве ангелы, которые произошли, были помощниками Богу? Они были только слугами, которые восхваляли, благодарили Его, зная, что они произошли, что раньше не существовали и явились по благоволению Его благости; они были зрителями, созерцавшими то, что произошло после них. Они видели, как произошло небо из небытия, и ужасались; видели, как отделено море, и удивлялись; созер­цали украшаемую землю, и трепетали. А что ангелы не были помощниками, а были дивившимися зрителями, об этом гово­рит Бог Иову: когда я сотворил звезды, восхвалили меня все ангелы и прославили (Иов.38:7).

Сотворим человека . Изречение указывает на говорящего и слушающего. Смотри, как всегда сияет луч православной веры; и солнце, блистая, присоединило свой луч. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему . Соблюден и чин ипостасей, и единообразие существа. Сотворим человека по образу , — не по обра­зам, потому что иной образ Отца, а иной — Сына. Сотворим , — чтобы показать множественность ипостасей; по образу нашему ,— чтобы указать на единосущие. Кто был участником этого вели­кого слова и чудного творения? Иудеи возражают (против при­знания этим участником Сына) и устыжаются, когда им замы­кают уста; еретики безумствуют, оспаривая истину; слово бла­гочестия имеет необоримое удостоверение.

Итак, откуда мы узнаем, кому сказал Бог: сотворим человека по образу , или кто Его советник? Сотворим требует присутствия на лицо советника. Блаженный Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, пришедшем ради нас в нашем образе: младенец родился нам — Сын дан нам (Ис.9:6). Отрок, раньше не существовавший, родился . сущий же Сын дан .И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, имя отрока, — как Сына по Божеству, как отрока — по человечеству. Велика совета ан­гел, чуден советник. Но если ты, пророк, называешь того советника, которому Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему , ангелом великого совета, то ты еще не ука­зал на достоинство советника, о котором ты возвещал. И Моисей ведь был советником, по-видимому и он советовал, говоря: не погуби их, чтобы не сказали язычники: потому, что Он не мог умножить их, погубил их (вероятно приводится место Исх.32:12, Числ.14:15-16). Однако не остана­вливай с удивлением внимания на слове "советник"; не делай общим имени. Хотя и много советников, пусть не унижается советник единый. Ты еще, говорит, не знал достоинства того, о ком возвещалось. Слушай о чудном советнике Исаию, кото­рый изъясняет предыдущее последующим. Чудный , говорит, Советник, Бог крепкий . Хорошо приписал он Богу крепость. Почему? Подобно тому, как было много советников, но достоин­ство единого советника от этого не должно было страдать, так точно не должен был уничижаться этот проповедуемый Бог от того, что было много богов, — ведь говорится: Я сказал: вы - боги и все - сыны Вышнего (Пс.81:6); равно и Моисею говорил Бог: вот, Я положил тебя в Бога фараону (Исх.7:1). И чтобы ты не подумал, что этот советник есть Бог в том же смысле, как Моисей, или как апостолы, пророк присовокупил: Бог крепкий . Моисей Бог, но не крепкий, а укрепляемый. Иное — укрепляемый, иное — крепкий. Иное — дарующий благодать, иное — принимающий. Бог крепкий . Моисей — Бог, одаренный крепостию, и хотя является совершителем великих чудес, но получает благодать. Апостолы подвластны, Спаситель — властвующий и дает власть. Бог крепкий . И этим пророк не удовольствовался, а прибавил: Отец вечности ,Князь мира , дабы и нас и еретиков научить не на­зывать подвластным начальника власти. Иное — подвластный, иное — властитель. Желаешь знать различие между самовластным и подвластным? Апостолы подвластны, Спаситель — властвующий. Павел увидал в Македонии служанку, одержимую духом прори­цания, которая при всех говорила: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу — не одер­жимой, а действовавшему в ней: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее (Деян.16:17-18). Называется Господом, чтобы показать, что сам он — раб. Так как чудо, повиновение демонов людям, было выше человеческих сил, то дабы зрение не сделало бессильными слова, и слуг Бога не сочли за богов, апостол говорит: именем Иисуса Христа повелеваю тебе . Рабу свойственно объявлять приказание, Вла­дыке — властвовать. Видишь, как слуга объявляет; смотри, как Владыка повелевает. Принесли к Владыке некоего беснова­того, глухого и немого. Не сказал Владыка: "объявляю тебе, немой и глухой демон", а говорит: Я повелеваю (Мк.9:25). У Павла объявление приказания, у Властителя — повеление. Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него . Демон повиновался, потому что узнал власть. Пусть блаженный Иезе­кииль скажет еретиков сборищу: живу Я, говорит Господь Бог: оправдалась Содома, сестра твоя правее тебя (Иез.16:48,52). Что же значат эти слова? Если ты не будешь знать, о чем гово­рит пророк, то не в состоянии будешь дойти до уразумения высшего смысла изречения. Содомляне были отчаянные грешники, проводили жизнь в беззаконии, за что и были истреблены нис­посланным от Бога огнем. После истребления содомлян и сож­жения их города, спустя много родов, и Иерусалим стал городом, который хотя снаружи и процветал, но творил еще больше нечестия. Когда, таким образом, его жители превзошли своим нечестием содомлян, Бог чрез Иезекииля клянется, говоря: "живу Я Адонаи, говорит Господь. Скажи вероломной дочери — Иерусалиму. Не согрешила сестра твоя — Содома в по­ловину грехов твоих, и оправдалась Содома от тебя" (Иез. 16:48,52), т.е., по сравнению с тобой Содом праведен. Так можно бы сказать и еретикам: от чрезмерного безумия ерети­ков оправдались и иудеи; оправдались и демоны, так как они называют Спасителя Сыном, а те — творением. "Оправдалась Содома от тебя". Кстати, спросим о причине, почему делавшие грехи содомлян не погибли как содомляне, почему они небыли истреблены, как эти последние, если они даже удвоили их грехи?
Бог взирал не только на крайнее нечестие иудеев, но и на последующее благочестие верующих. Он провидел, что из Иудеи произойдет святая Богородица Дева; предусматривал лик апостолов; прозревал сонмы исповедников и тысячи имевших уверовать иудеев. Когда Павел пришел в Иеру­салим, то соапостолы говорят ему: видишь, брат Павел, сколько тысяч уверовавших Иудеев (Деян.21:20). Итак, про­видя верующих, Он пощадил неверовавших, не ради их самих, а ради имевшего родиться от них плода. И Исаия свидетельствует: если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (Ис.1:9). Но не сказал ли Исаия о другом, а мы вложили насильственно такой смысл в изречение? Однако слушай, что говорит Павел, — брат и толковник пророков. Братие, так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток . И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре (Римл.11:5; 9:29). Все про­видел Бог; Бог не по опыту познает вещи, подобно тому, как мы с течением времени узнаем их. Опять скажу, как много раз уже говорил: Бог провидел концы веков. Он знал, что Адам согрешит, но провидел и имеющих про­изойти от него праведников; видел его изгоняемым из рая, но предвидел, что ему уготовано царство. Дивное дело, — прежде рая было царство. Ты дивишься, что Адам изгнан был из рая? Дивись тому, что прежде рая ему уготовано было небесное царство. Приидите , говорит Спаситель, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34).

Пусть устыдятся еретики, когда слышат, что царство уго­товано святым прежде сложения мира, и, тем не менее, гово­рят, что было время, когда не было Сына. По видимому они исповедуют Единородного, так как не могут уничтожить Писания; но допуская слово, они отрицают существо дела. Если мы назовем Сына Единородным, они тотчас же говорят: написано и: рожденный прежде всякой твари (Кол.1:15). Итак, по мнению еретиков, эти два изречения противоречат друг другу. Если, говорят, перворожден, то не единородный, потому что перворожденный называется первородным, когда имеет брать­ев, а единородный, когда имеет братьев, не называется еди­нородным. Единородный — тот, кто только один рожден от кого-нибудь, как свидетельствует и Писание, говоря Аврааму: возьми сына твоего единородного (в русском переводе:единственного) (Быт.22:2). Первородным на­зывается тот, кто имеет братьев, потому что он первен­ствует по происхождению, а единородный называется единород­ным потому, что не имеет братьев. Но есть единородный и в ином смысле; единородный тот, кто один рожден от кого-нибудь, а не один только произошел, как легкомысленно го­ворят еретики. Единородным, говорят, называется Спаситель потому, что только один был такой, как Он. Но в таком случае и Илия единороден, потому что один только был такой, что и разумно. Писание обычно называет единородным того, кто один только рожден от кого-либо, согласно с вышеука­занным значением слова. Слушай. Первородный, говорят, если не имеет братьев, есть единородный. Я укажу не одного, не двух, не трех, а многих первородных. Странное дело! Как может быть много первородных? Должен бы быть один. Я затянул речь о первородном и единородном; но решим во­прос. Бог называет первого верующего первородным в своем роде, не как первого среди других верующих, а как бывшего первым в свое время. Например, когда народ Из­раильский был в Египте, Бог говорил чрез Моисея: Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего (Исх.4: 22,23). Вот первородный народ, потому что в то время он был первым народом, познавшим Бога. Позднее, после за­кона, после многих родов, явился Давид, и Бог возвещает ему, что от семени его явится Христос, и говорит так: обрел Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его .Он будет звать Меня: Ты - Отец мой.И Я первенцем поставлю его (Пс.88: 21,27,28). Первенец Давид, первенец и народ. Первенец Адам в своем роде, первенцы Ной, Сим, первенец в своем роде Авраам, Моисей, Исаия, потому что они в свое время первенствовали благочестием. Из этого множества первородных собрана великая церковь, пребывающая на небе. Но вы приступили , свидетельствует Павел, к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах (Евр.12:22,23). Один из этих первородных есть Христос по плоти, по божеству Единородный. Так как Он принимает всех первенцев в благочестии, то вместе с ними и Сам называется первородным, почему Павел и говорит: Он был первородным между многими братиями (Римл.8:29). Однако, о человеке можно бы сказать многое; но отложим речь до дальнейшей беседы о шестом дне, в который чело-век и создан, чтобы, с помощью благодати Божией, совершен­нее и яснее, по мере наших сил, было слово. Скажем тогдане от собственных домыслов, а на основании того, чему мы научены. Общедоступен источник, общедоступны все предле­жащие дары, если только мы желаем с усердием прилежать к ним. Теперь же обратимся к наставлению нравственному.

Вчера мы сказали, каково должно быть воздеяние рук; сказали именно, что оно должно быть воздеянием рук, предан­ных благочестию. Дающий бедному пусть говорит: поднятие рук моих . Поднимающий падшего пусть говорит: поднятие рук моих (Пс.140:2). Изъясним начало псалма, так как мы должны во всяком случае знать то, что поем. Почему мы го­ворим: да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою . Никакой фимиам не направляется, потому что Бог не услаждается благовонием духов. Что же значит: да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою ? Какое кадило (в ц.сл. вместо слова " фимиам " - "кадило")? Два жертвенника было в скинии: один во внешнем дворе, под открытым небом, другой — в святилище, под кровлей. Внутренний жертвенник предназначен был только для курения фимиама, а не для про­лития крови, а внешний жертвенник для принесения в жертву животных, хлебов и всего прочего. Внешний алтарь Бог повелевает Моисею сделать из неотесанных камней, а вну­тренний, находящийся в скинии, из полированного золота. Надо изъяснить, на что указывает чрез это благодать Божия, указы­вает на два рода людей, служащих славе Божией: людей необразованных и образованных. У человека, говорящего не­правильною или варварскою речью слова подобны неотесанным камням; тем не менее, они пригодны для жертвенника. С дру­гой стороны, шлифованным золотом называется драгоценный камень. И ни этот не отбрасывается, ни тот не отвергается, так как и там, — жертвенник Бога, и здесь — жертвенник Бога. Далее, благовоние составлялось из четырех веществ: стакти, оникса, халвана и ливана. Подобно тому как из четырех ве­ществ составляется благовоние, так и добродетель состоит из различных частных добродетелей. Поэтому Давид и говорит: да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою , — подобно тому, как это последнее, слагаясь из многих частей, делается одним благоуханием. Если, говорит, войдет с молитвою человек, соблюдающий пост, милостыню, веру, то пусть четыре­хвидная добродетель его будет подобна этому фимиаму, направ­ляющемуся пред лицо Твое. Так говорит блаженный Давид и в другом месте. Вот, что хорошо и что приятно, - это - жить братьям вместе! (Это) то же, что миро на голове, стекающее на бороду, на бороду Аарона (Пс.132:1,2). Он сравнивает любовь с священным миром, молитву со священным фимиамом.Ты предаешься воздержанию? Ты — брат священнику. Свя­щенства, скажешь, я не имею; воздержание имею. Мое воздер­жание — сестра твоего священства. Откуда это видно? Из того, что и тот — священнодействующий должен быть святым, и я — служащий должен быть святым. Если я предан воздержанию, я получаю священство. Откуда это видно? Давид, убегая от Саула, пришел к первосвященнику Авиафару и говорит ему: дай мне хлебов (1Цар.21:3), так как я внезапно послан ца­рем и не имею пищи на дорогу. Первосвященник, сведущий в законе, отвечает: "нет у нас другого хлеба, кроме свя­щенного, которого нельзя есть никому, кроме священника". Так как, однако, он видел нужду, но с другой стороны опасался попрать святыню хлебов предложения, то требует от лиц, которые не были священниками, чистоты и говорит: "если отроки, которые с тобою, чисты от жен, возьми". Так воздержание он почитал сестрой священства. И дабы кто-нибудь не стал порицать иерея за то, что он дал хлебы лицам, не имевшим священного звания, слушай, как одобрительно Спаситель упо­минает об этом происшествии. Однажды, когда иудеи пори­цали апостолов за то, что они срывали колосья, растирали их руками и ели, Спаситель говорит им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? (Лк.6:3,4). Видишь ли, что воздержание — сестра священства? Видишь, как Бог взирает не на лица, а испытывает истину?
Итак, расположим себя к доброделанию, к правде, чтобы окрылился пост. Как птица не может летать без по­мощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев — молитвы и милостыни. Посмотри на Корнилия, как он вместе с постом обладал и этими крыльями. Потому он и услышал бывший ему голос с неба: Корнилий, молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян.10:3,4). Пред­ставь, возлюбленный, что пост — птица; крылья его — милостыня и молитва, без которых он не может лететь вверх. Такой человек, если и не говорит, громким голосом возглашает правду, так как добродетель — великая защитница правды. По­тому и говорится: услыши, Господи, правду мою. Итак, первое и величайшее благо — молитва, милостыня и делание правды; не­поколебимая же основа и корень всего — ведение о Боге, почи­тание Единородного, исповедание Святого Духа, — вера единая, нераздельная, непоколебимая, не рассекаемая на части. Уже я говорил о том, что хочу сказать; но, тем не менее, опять скажу. Премудрый Бог попустил ересям называться по именам своих начальников, дабы показать, что их мнения не учение Бога, а измышление человеческое. Македониане, например, называются так от Македония, ариане — от Ария, евно­миане — от Евномия. Точно также и остаются ереси. Желая же сохранить неповрежденною веру апостольскую, Бог не попу­стил, чтобы она называлась по имени человеческому. Если ве­рующих и зовут единосущниками, то этим указывают не на человека, а обозначают веру. А что называться по именам человеческим свойственно не верующим, а еретикам, об этом свидетельствует Павел, когда, упрекая коринфян, го­ворит: слышу, что у вас есть разделение; один говорит: я Павлов, а я Аполлосов, я Кифин (1Кор.1:11,12). Видишь, что называться по людям свойственно расколам. Петр не был ли более достоин веры, чем Македоний? Имена апостолов от­ступают пред славой Христовой, а ты разделяешь веру, нераз­дельное царство, неделимую славу? Но довольно. Пред нами све­тильник и свет. Светильник ногам моим - закон Твой и свет путям моим (Пс.118:105). Почему светильник? Почему свет? Светильник для оглашенных, свет для совершенных. Убеждаю любовь вашу хранить ваш пост непорочным, не оскверненным неправдой, чистым от корысти. Посмотри на безумие тех, которые усердствуют в воздержании от яств и не заботятся о воздержания от грехов. Не пью, говорит, вина, ем без масла, не касаюсь мяса. Прекрасно, воистину, все это, когда соблюдается ради Бога. Но иссле­дуем существо дела. Хлеб, вода, вино, мясо, масло, все это — создание Божие; корыстолюбие же, неправда и нечестие — дела диавола. Ты отстраняешься ради поста от дел Божиих, а от дел диавола ради поста не воздерживаешься? Хлеб, вино, ма­сло и все прочее — дела Бога, все они прекрасны и весьма пре­красны. Павел говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим.4:4,5). Если же благословляется, если освящается, то почему мы воздерживаемся? Неправда, ко­рыстолюбие и подобное — дела диавола. От дел Божиих ты ради поста отстраняешься; а от дел диавола ради благочестия не удаляешься? И затем, братие, непостящиеся не подлежат осуждению, делающему же неправду угрожает наказание. За­чем же мы избегаем того, за что не требуется ответа, и не избегаем того, за что должны отвечать? Милостыня — прекрас­ное дело; по видимому, она расточает; на самом же деле — со­бирает. Подобно тому как земледелец бросает в землю се­мена, чтобы получить их от нее, так и милостыня по видимому дает другим, на самом же деле увеличивает сокро­вище давшему. Он расточил , говорит Давид, дал нищим, правда его пребывает в век века (Пс.111:9). Так будем поститься, так покланяться, так веровать, прославляя Отца, славословя Сына, поклоняясь Святому Духу, потому что Ему слава во веки. Аминь.