размер шрифта

Поиск по сайту



Обозрение книги пророка Даниила

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





Обозрение книги пророка Даниила

Избираются Даниил и его друзья, поручаются начальнику евнухов, питаются семенами и, представленные царю, оказы­ваются мудрейшими из всех. Навуходоносор видит сон и приказывает умертвить волхвов, которые не могли открыть и истолковать его. Даниила и его товарищей, подвергавшихся опас­ности, Бог спас, открыв самому Даниилу тайну сна. Приве­денный к царю, Даниил рассказывает сон и объясняет его. Камень, отсеченный без содействия рук, есть Христос, а то, что он отсечен без содействия рук, означает, что Христос родился от Девы без мужа. Навуходоносор, поставив исту­кан, повелевает всем поклоняться ему, и трех отроков не­ поклонившихся ввергает в печь. Когда же люди, находив­шиеся у печи, были убиты, а отроки прославляли Бога, то царь, вызвав их и увидев невредимыми, удивился силе Божией, почтил отроков властью над иудеями, и дал повеление каз­нить всякого, кто будет хулить Бога. Навуходоносор видит сон, и когда мудрецы вавилонские опять не могли истолковать его, Даниил изъясняет его и советует царю искупить свои беззакония милостынею. Спустя немного времени, сон сбылся и Навуходоносор прославил Бога. Когда, по приказанию царя Валтасара, сына Навуходоносорова, принесены были священные сосуды, и пиршествовавшие пили из них, явилась кисть рукии начертала на стене письмена, которые мудрецы вавилонские не могли прочитать; а Даниил прочитал и объяснил, и за то облекли его в порфиру, надели на него золотую цепь и про­возгласили его третьим начальником в царстве. Дарий Ми­дянин, приняв царство и поставив Даниила главным началь­ником, принужден был начальниками и сатрапами издать указ, что всякий, кто в течение тридцати дней станет просить чего-нибудь у какого-нибудь другого человека или у бога, а не у царя, будет ввержен в ров, наполненный львами. Когда это состоялось, то они, заметив, что Даниил молится Богу, об­виняют его и принуждают царя ввергнуть его в ров. Царь ввергнул его туда, но когда пришел и нашел его невреди­мым, то вывел его изо рва, а тех, которые ввергли его, по­губил вместе с их женами, отдав их львам. В то же время он издал указ, чтобы все боялись Бога. Даниил ви­дит видение о зверях, под образом львицы — царство асси­рийское, под образом медведицы — мидийское и персидское, под образом рыси — македонское, под образом четвертого зверя — римское. Пророчествует о Христе и о нечестивом Ан­тиохе, потому что он есть тот малый рог, который вытеснил три прежние рога. Предсказывает, как Александр Македон­ский разрушит царство персидское, разумея под овном царя персидского, а под козлом — Александра Македонского. По­следнее видение, рассказанное в этой книге, видение о царице южной описывается, как говорят, в книге Маккавеев. Да­ниил сокрушает Вила и умерщвляет дракона; опять ввер­гается в ров и остается невредимым, а виновников того, что он был ввержен, самих бросают в ров, и львы по­жирают их.