размер шрифта

Поиск по сайту



Глава 62. Толкование на пророка Исайю

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





ГЛАВА 62

1-10. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь. Это, мне кажется, сказано для того, чтобы они не гордились. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь
венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего . Т.е., она будет защищена и бу­дет пребывать в безопасности. И прозовешися воля Моя (в русском переводе этих слов нет). Но когда город назывался таким именем: "воля Божия"?
Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой . Видишь ли вновь воспламененную любовь и возбужден­ное желание? На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей . Но разве не были поставлены стражи на стенах Иерусалима? Конечно, были поставлены и даже весьма часто. Какую, же они принесли пользу? Они сами подверглись мучению. Здесь стра­жами называются или правители, или священники.
О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле . Видишь или нет, как Он всегда утверждает, что добродетели происходят от них? А для того, чтобы они не полагались на то, что было предсказано, и не вели себя так, как будто они были достойны этого, пророк сказал: доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле . Если вы будете вести правильную жизнь, то будете радостью Иерусалима и славою земли; если же нет, то, что предсказано вашим сынам, совершится в апостолах, которые будут ра­достью небесного Иерусалима и славою во всей вселенной.
Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею . Смотри на двоякую клятву: десницею и крепкою мышцею Своею . Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим . Но разве Он не отдавал? Конечно, отдавал. Итак,разве Он нарушил клятву? Когда говорится о наказаниях, то Он изменяет клятву: почему же Он изменяет клятву и отно­сительно благ? Не Он изменил, но они изменили, не пови­нуясь Его повелениям: Он не возвратил их домой потому, что они могли совершить большие преступления.
И сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего . Видишь ли, что все блага их – видимые. Обрати кроме того внимание на то, что когда Он обещает духовный дар, то евреям в нем отка­зывает.
Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли . Это мне пред­ставляется в духовном смысле. Приготовляйте путь народу Господню. Смотри, какими именами Он называет их: называет "камнями"; именем их будет "воля Моя" (этих слов в русском переводе нет), "знаменем". Когда они (иудеи) назывались такими именами? Разве они не понимают, что этими именами Он показывает нечто совер­шенно иное? Он ищет скромной жизни; если таковой Он не находит в них, то это происходит от их лености.